Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Чернявская Я.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
В процессе использования методов экономико-математического моделирования предложены результаты оценки расходов, связанных с оказанием государственных услуг по поддержке института интеллектуальной собственности, доступности объектов интеллектуальной собственности для их коммерческого использования. Доказано, что основные переменные, отражающие важнейшие инструменты государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг в различной степени влияют на результирующие факторы, отражающие инновационную активность предприятий и организаций сферы услуг. Приводятся результаты оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности на инновационную активность предприятий сферы услуг, которые отличаются друг от друга в силу неразвитостью отдельных форм и видов института государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, недостаточной эффективности инструментов государственного регулирования в этой сфере, низким уровнем результативности принимаемых управленческих решений.
государственное регулирование
инструменты
модель
инновационная активность
интеллектуальная собственность
сфера услуг
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). 2009 г. [Электронный ресурс] //М., Роспатент. - 2010. Режим доступа: http://www.fips.ru. (дата обращения 24.12.14).
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК 477.
Российский статистический ежегодник. М.: «Росстат»., 2012. – 790с.
Статистическая информация об использовании объектов интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] // М.: Роспатент, 2007. - Режим доступа: http://www.fips.ru/ruptoru/Regions/stat_main.htm (дата обращения 24.12.14).
Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 4-НТ (Анализ изобретательной активности в регионах Российской Федерации).

Проведение оценки влияния государственного регулирования интеллектуальной собственности на инновационную активность предприятий сферы услуг базировалось на экономико-математической модели, результаты которой позволили идентифицировать взаимосвязь между применением инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности и уровнем инновационной активности предприятий сферы услуг.

В связи с чем, оценка влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг была построена на оценке расходов, связанных с оказанием государственных услуг по поддержке института интеллектуальной собственности, доступности объектов интеллектуальной собственности для их коммерческого использования, а также их влияния на инновационную активность предприятий отраслей сферы услуг, либо параметры их экономического роста. Поэтому при моделировании исследуемой зависимости были использовать методические подходы [2], основанные на оценке эффективности бюджетных расходов, связанных с формированием, поддержанием и развитием института интеллектуальной собственности и его влиянием на инновационную активность предприятий сферы услуг. В связи с тем, что имеющиеся в официальной статистике показатели не отражают фактическую эффективность государственного регулирования, было предложено использовать для построения модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг следующие данные Роспатента [4]:

  • динамику данных о регистрации товарных знаков и знаков обслуживания;
  • динамику товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы договоры об отчуждении исключительного права на товарные знаки, лицензионные договоры/договоры коммерческой концессии о предоставлении права на использование товарного знака;
  • распределение организаций, которым предоставлен бесплатный доступ к полнотекстовым БД ФИПС по отечественным изобретениям и полезным моделям;
  • распределение обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации из Российской Федерации, по федеральным округам;
  • динамику сведений о распределении обращений, поступивших в Роспатент и подведомственные ему организации, по обобщенным группам;
  • динамику количество зарегистрированных программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

В таблице 1 представлен перечень и условные обозначения принимаемых нами при моделировании переменных и результирующих для расчета экономико-математической модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг.

Как представлено в таблице 1, нами выбраны для наибольшей репрезентативности 16 результирующих величин с CH1 по CH16, которые отражают оценочные параметры и показатели, на которые влияют выбранные нами переменные, имеющие условные обозначения в таблице с CH17 по CH35.

Таблица 1

Переменные величин и результирующие факторы, используемые при построении модели оценки влияния инструментов государственного регулирования интеллектуальной собственности на инновационную активность предприятий сферы услуг

Параметр

Переменная

Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», (млн. рублей)

CH 1

Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Связь», (млн. рублей)

CH 2

Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Предоставление прочих видов услуг», (млн. рублей)

CH 3

Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», (млн. рублей)

CH 4

Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», (млн. рублей)

CH 5

Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Связь», (млн. рублей)

CH 6

Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Предоставление прочих видов услуг»,(млн. рублей)

CH 7

Затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий», (млн. рублей)

CH 8

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)», (млн. рублей)

CH 9

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)», (млн. рублей)

CH 10

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Связь (продуктовые)», (млн. рублей)

CH 11

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Связь (процессные)», (млн. рублей)

CH 12

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Предоставление прочих видов услуг (продуктовые)», (млн. рублей)

CH 13

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Предоставление прочих видов услуг (процессные)», (млн. рублей)

CH 14

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)», (млн. рублей)

CH 15

Затраты на технологические инновации по типам инноваций

«Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (процессные)», (млн. рублей)

CH 16

Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений, тыс. руб.»

CH 17

Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау, тыс. руб.»

CH 18

Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «инжиниринговые услуги, тыс. руб.»

CH 19

Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки, тыс. руб.»

CH 20

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений, тыс. руб.»

CH 21

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «патент на изобретения, тыс. руб.»

CH 22

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на изобретения, тыс. руб.»

CH 23

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау, тыс. руб.»

CH 24

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «инжиниринговые услуги, тыс. руб.»

CH 25

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки, тыс. руб.»

CH 26

Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «прочие, тыс. руб.»

CH 27

Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации (Всего подано заявок на регистрацию знаков в Российской Федерации)

CH 28

Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего)

CH 29

Количество зарегистрированных договоров по областям техники (всего)

CH 30

Договоры об отчуждении исключительного права на товарные знаки, всего

CH 31

Обращения в Роспатент (всего)

CH 32

Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ»

CH 33

Виды результатов интеллектуальной деятельности «Базы данных»

CH 34

Виды результатов интеллектуальной деятельности «Топологии ИМС»

CH 35

Задачей моделирования является определение зависимости показателей инновационной активности предприятий сферы услуг (CH1-CH 16) от динамики импорта и экспорта инжиниринговых услуг в регионе, а также объемов оказанные государственных услуг в сфере обеспечения прав на интеллектуальную собственность и динамику их развития [5,3].

Так, например, анализ таблицы 2- матрицы парных корреляций между переменными для исследования (параметры инновационной деятельности в отраслях сферы услуг) и независимыми переменными (динамика данных Роспатента) [1] выявил следующие зависимости, коэффициент корреляции по которым колеблется в высоких значениях от 0,96 до 1,00:

- результирующая СН9 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)» и переменная СН22 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «патент на изобретения» (0,97);

- результирующая СН9 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (продуктовые)» и переменная СН26 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «научные исследования и разработки» (0,97);

- результирующая СН10 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)» и переменная СН28 «Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации (Всего подано заявок на регистрацию знаков в Российской Федерации)» (0,99);

- результирующая СН10 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (процессные)» и переменная СН35 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Топологии ИМС» (0,98);

- результирующая СН11«Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Связь (продуктовые)» и переменная СН33 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ» (0,97);

- результирующая СН13«Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Предоставление прочих видов услуг (продуктовые)» и переменная СН32 «Обращения в Роспатент (всего)» (1,00);

- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН18 «Динамика экспорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Патентная лицензия на ноу – хау» (0,98);

- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН21 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «Стоимость предмета соглашений» (0,96);

- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН27 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан «прочие» (1,00);

- результирующая СН15 «Затраты на технологические инновации по типам инноваций «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (продуктовые)» и переменная СН29 «Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего)» (0,97).

Таблица 2

Матрица парных корреляций между переменными для исследования (параметры инновационной деятельности в отраслях сферы услуг) и независимыми переменными (динамика данных Роспатента)

 

Таким образом, можно сделать вывод, что СН1 – «Объем инновационных товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»» не имеет значимых статистических связей ни с какими переменными из статистики Роспатента. Иначе говоря, отрасли услуг производственной инфраструктуры, а также жилищно-коммунальных услуг не обнаруживают связей с инструментами государственного регулирования интеллектуальной собственности.

Статистически значимые связи обнаружены между результирующей СН2 «Объем инновационных товаров, работ, услуг отрасли связи» и переменными СН33 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Программы для ЭВМ» (0,95) и СН34 «Виды результатов интеллектуальной деятельности «Базы данных» (0,99), что свидетельствует о прямой зависимости инновационной активности в сфере услуг связи от уровня государственного регулирования такого института интеллектуальной собственности, как программные средства и базы данных.

Еще более выражены корреляционные связи между результирующей СН4 «Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и переменной СН27 «Динамика импорта технологий и инжиниринговых услуг по категориям коммерческих соглашений в Республике Татарстан» (1,00), а также СН5 и СН22, СН5 и СН26, СН8 и СН22,СН8 и СН26, что отражает характер заимствования зарубежных информационных технологий и растущую необходимость осуществления инжиниринговых услуг, связанных с их адаптацией и обслуживанием.

Что характерно, что выражена корреляционная зависимость между результирующей СН4 «Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и переменной СН29 «Динамика регистрации товарных знаков (Зарегистрировано знаков, всего)», СН6 и СН28, СН8 и СН31 (0,99), что отражает прямую зависимость развития услуг информационно-коммуникационных технологий от развития государственных услуг по регулированию интеллектуальной собственности в форме регистрации товарных знаков и отчуждения исключительного права на товарные знаки.

Таким образом, можно заключить, что основные переменные, отражающие важнейшие инструменты государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг в различной степени влияют на результирующие факторы, отражающие инновационную активность предприятий и организаций сферы услуг. Эти различия, преимущественно, обусловлены неразвитостью отдельных форм и видов института государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, недостаточной эффективности инструментов государственного регулирования в этой сфере, низким уровнем результативности принимаемых управленческих решений.

Рецензенты:

Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Муниципального менеджмента» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Чернявская Я.С. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17129 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674