Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ящук Е.В. 1 Занкова Е.Ю. 1
1 Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Рассмотрены особенности и сдерживающие факторы внедрения электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ). Методология данного исследования основана на системном подходе, с помощью которого рассмотрены элементы системы непрерывного педагогического образования, их связь и функционирование в контексте построения модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды. Электронное обучение обладает широким спектром возможностей для повышения экономической, педагогической и социально-психологической эффективности. Внедрение электронного обучения в педагогическое образование не может копировать существующие модели и шаблоны, разработанные в вузах другого профиля. Педагогическая и социально-психологическая эффективность должна быть основана на принципах педагогической целесообразности и оптимальности применения технологий электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования.
электронное обучение (ЭО)
эффективность
непрерывное педагогическое образование
электронная информационно-образовательная среда
1. Алексеев А.И. Исследование систем управления: учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 128 с.
2. Материалы конференции «eLearningelements 2014» (28-29 мая 2014 г.). – URL: http://conf.elearningpro.ru/programma/programma/(дата обращения: 17.11.14).
3. Международная магистерская программа ИИТО ЮНЕСКО «ИКТ в профессиональном развитии учителей»: Образовательная программа подготовки магистров по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Магистр»/ Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – М.:ИИЦ «Статистика России», 2013. – С. 80.
4. Приказ Минобразования и науки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 № 31823). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161601/ (дата обращения: 10.12.14).
5. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие /С.Д. Резник, О.А. Вдовин. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 389 с.
6. Тихомиров В.П. Разработка стратегии электронного обучения // Вестник Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». – 2004. – № 1. – С.46-51.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 0-13. Москва: Проспект, 2014. – 160 с.
В настоящее время наблюдается тенденция внедрения электронного обучения в систему образования в рамках модернизации, повышения качества и эффективности образовательного процесса. Эта тенденция прослеживается как в учебных заведениях, которые уже на протяжении многих лет позиционируют себя как опытные участники процесса внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), так и в образовательных учреждениях, которые только сейчас пришли к пониманию необходимости внедрения технологий ЭО и их преимуществ в повышении эффективности образовательного процесса. В российской образовательной системе к лидерам в области ЭО можно отнести ЕАОИ, МЭСИ, СГА, МГ ППУ и др. Педагогическому образованию только предстоит проделать большой объем работы в области освоения электронного образовательного пространства.

На государственном уровне ЭО утвердило свое право на существование в ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[7] и «Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (09.01.2014 г.) [4]. Таким образом, нормативное поле рассматривает процесс внедрения и реализации ЭО не в качестве эксперимента, полулегального функционирования или модного течения, а в качестве полноценной образовательной технологии для реализации образовательных программ [п.2,Статья 13, 7] и создания в учебном заведении электронной информационно-образовательной среды [п. 3, статья 16, 7].

Электронное обучение является для учебных заведений, которые пытаются внедрять технологии ЭО, одновременно и системой больших потенциальных возможностей, способных повысить эффективность образовательного процесса, и большой проблемой. Широкий спектр возможностей ЭО позволяет одним учебным заведениям повысить экономическую эффективность за счет расширения линейки образовательных услуг и доступности получения образования, другим - конкурировать на международном рынке и т.д. Для педагогического образования применение электронного обучения видится в повышении педагогической и социально-психологической эффективности образовательного процесса. Под педагогической и социально-психологической эффективностью мы понимаем применение технологий ЭО, основанное на принципах педагогической целесообразности и оптимальности организации учебного процесса. По мнению ЮНЕСКО, внедрение ЭО в педагогическое образование и подготовка педагогов, владеющих технологиями ЭО, является не только серьезной международной проблемой, но и проблемой, которая будет систематически возникать в связи с постоянной потребностью в обеспечении необходимого количества профессионально подготовленных кадров для образовательных систем всех стран. В качестве решения данной проблемы ЮНЕСКО предлагает целостный и систематизированный подход для совершенствования системы педагогического образования и развития профессионализма педагогов в области цифровых технологий с помощью доступа к высокотехнологичным ресурсам [3].

Постановка проблемы

В процессе решения поставленных перед лабораторией проблем информатизации образования Таганрогского института имени А.П. Чехова задач в области реализации проектов и программ по внедрению технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования было выявлено несоответствие между требованиями общеобразовательных организаций к современному педагогу и недостаточно развитым уровнем как электронной информационно-образовательной среды, в которой ведется подготовка будущих педагогов, так и информационной культуры преподавателей вуза.

Разумеется, выпускники педагогического вуза обладают достаточным уровнем компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и быстро осваивают технологии электронного обучения, применяемые в системе школьного образования. Но проблема заключается не только в умении применять технологии ради технологий, но и в умении использовать эти технологии с максимальной педагогической эффективностью и целесообразностью, с четким пониманием их влияния на процесс и результат обучения, развития и воспитания.

Методика решения проблемы

Методика решения обозначенной проблемы основана на системном подходе. Системный подход предусматривает исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все элементы, их характеристику, а также рассматривает связи между элементами [1, 12 c.].

Под непрерывным педагогическим образованием (рис. 1) в нашем исследовании мы понимаем систему, состоящую из следующих элементов (групп):

  1. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» Таганрогского института имени А.П. Чехова;
  2. Педагоги общеобразовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области;
  3. Профессорско-преподавательский состав (ППС) Таганрогского института имени А.П. Чехова.

Рис. 1. Система непрерывного педагогического образования

Охарактеризуем каждый элемент системы непрерывного педагогического образования и функциональную зависимость между ними.

1. Студенты, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование». Современных студентов можно охарактеризовать как:

  • продвинутых пользователей информационно-коммуникационных технологий (социальные сети, блоги, форумы, виртуальные библиотеки, мобильный интернет, интернет телефония и т.д.);
  • настроенных на получение практико-ориентированных знаний в новом формате (не пишут лекции и не читают книги в печатном варианте), так как не воспринимают информацию на вербальном уровне и понимают, что любую информацию можно найти в Интернете;
  • мобильных и активных: работают, обучаются в нескольких учебных заведениях, имеют семью и т.д.

2. Педагоги общеобразовательных организаций. Информатизация общеобразовательных заведений протекает достаточно упорядоченно и системно под эгидой федеральных и региональных программ. В силу сложившихся в системе общеобразовательных организаций эффективных административных рычагов, которые обязывают педагогов активно работать с технологиями электронного обучения, соответствующего технического и технологического оснащения, а также разработанного учебно-методического материала, педагоги на сегодняшний день показывают хорошие результаты внедрения ИКТ в образовательный процесс. В рамках информатизации школьного образования для подготовки и повышения профессионального уровня российских педагогов в области применения ИКТ в учебном процессе большой вклад внесли такие ученые, как Ваграменко Я.А., Полат Е.С., Роберт И.В. и др. По данным мониторинга, проведенного лабораторией проблем информатизации образования - 75 % педагогов общеобразовательных организаций г. Таганрога и Ростовской области активно используют технологии ЭО в своей работе.

3. Преподаватели педагогического вуза. Процессы информатизации высшего профессионального образования протекают стихийно, автономно, каждый вуз самостоятельно определяет программу информатизации, исходя из финансовых возможностей и разработанной политики в области развития ЭО и ДОТ. По результатам мониторинга только около 20 % преподавателей применяют в своей профессиональной деятельности технологии ЭО. Существуют некоторые особенности отношения преподавателей педагогического вуза к электронному обучению. В силу отчетливого понимания того, что электронное обучение должно иметь не только техническую и технологическую составляющие, но и нести в себе дидактическую, педагогическую и социально-психологическую направленность, преподаватели:

  • не готовы реализовывать проекты по внедрению электронного обучения только в качестве источника повышения экономической эффективности образовательного процесса, без повышения педагогической и социально-психологической эффективности;
  • понимают необходимость самоанализа индивидуальных потребностей, мотивов и профессиональных проблем, так как имеют высокий уровень сформированной педагогической рефлексии;
  • испытывают определенные психологические и профессиональные барьеры перед применением технологий ЭО, не имея при этом гарантий и уверенности в педагогической целесообразности их применения и получения качественного результата.

Функционирование исследуемой системы непрерывного профессионального образования можно охарактеризовать следующим образом:

Связь «Студенты - педагоги»: студенты, будучи недавно школьниками, проходят в процессе обучения производственную практику в общеобразовательных организациях, знакомы с условиями и уровнем внедрения технологий ЭО в общеобразовательных организациях и могут сопоставить их с имеющимися условиями и уровнем в педагогическом вузе.

Связь «Студенты - Преподаватели»: преподаватели педагогического вуза на сегодняшний день, с одной стороны, не могут продемонстрировать высокий уровень владения компетенциями, необходимыми для работы с технологиями ЭО, а с другой, и не имеют полноценно функционирующей электронной информационно-образовательной среды. Одной из составных частей профессиональной компетентности преподавателя высшей школы является информационная культура. Осуществляя профессиональную деятельность по обучению, воспитанию и развитию потенциальных возможностей студентов, преподаватель должен обладать авторитетом перед студентами - будущими педагогами. Под информационной культурой современного преподавателя высшей школы будем понимать системную категорию, состоящую из следующих элементов - компетенций:

  • владение информационно-коммуникационными технологиями и методикой их применения в предметной области и реализации в учебно-воспитательном процессе;
  • умение «добывать» новую информацию и владеть способами её обработки и превращения в знания для студентов;
  • стремление реализовать личностный и педагогический потенциал на основе анализа своей профессиональной деятельности, креативного мышления, исследовательской направленности, т.е. необходимость обладания высоким уровнем педагогической рефлексии [с.122, 5].

Связь «Педагоги - Преподаватели»: функционирование осуществляется на уровне организации курсов повышения квалификации в педагогическом вузе. Однако доля курсов по тематике электронного обучения и дистанционных образовательных технологий достаточно мала. Поэтому требуется предусмотреть ряд определенных мероприятий по расширению линейки предлагаемых курсов в рамках решения обозначенной проблемы.

На наш взгляд, существует ряд сдерживающих факторов и объективных причин, объясняющих отсутствие признаков эффективности в процессе внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования:

  1. Консервативность системы вузовского педагогического образования. «Преподаватели по-прежнему предпочитают читать лекции», а студенты не готовы самостоятельно обучаться, что было отмечено на конференции «eLearningelements 2014» как руководителями государственных, так и негосударственных вузов [2];
  2. Недостаточное финансирование инновационных проектов в области создания электронных информационно-образовательных сред. Без поддержки государства очень трудно реализовывать проекты по внедрению технологий ЭО. Педагогическое образование, в отличие от экономического и юридического, не приносит достаточного количества финансовых средств, позволяющих самостоятельно внедрять дорогостоящие проекты. По мнению руководителей учебных заведений - лидеров в области ЭО (МЭСИ, СГА), внедрение ЭО дает положительные результаты только через полный цикл, составляющий семь лет, и обходится очень дорого (порядка 2 млн долларов на 1000 слушателей) [6].
  3. Отсутствие грамотно разработанного мотивационного подхода к деятельности преподавателей в среде ЭО.
  4. Не участие педагогических вузов в эксперименте в области дистанционного образования, проводимого с 1997 г. по 2002 г. (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1050 от 30.05.1997 г.; продление эксперимента - Приказ Минобразования РФ от 27.07.2000 г. № 1924). В результате эксперимента была создана широкая сеть филиалов и региональных центров, охвативших большую часть регионов России. Отрабатывались в основном методы и технологические принципы дистанционного образования, которые обеспечивали доступность высшего образования для различных слоев населения, при этом решение педагогических и социально-психологических задач было второстепенным.

Функционирование лаборатории проблем информатизации образования направлено на решение проблемы создания условий для эффективного внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования. Рассмотрев сложившуюся ситуацию в области внедрения ЭО в систему непрерывного педагогического образования на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), мы пришли к выводу, что решение поставленной проблемы мы видим в необходимости разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» электронная информационно-образовательная среда включает: электронные информационные ресурсы; электронные образовательные ресурсы; совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технические средства.

Эффективность процесса внедрения электронного обучения и создание электронной информационно-образовательной среды, как и любых инноваций в образовании, системно зависит от многих фактов: материально-технического и программного обеспечения; нормативно-правовой базы; административно-управленческих решений; мотивации и готовности студентов и преподавателей к внедряемым новшествам; уровня профессиональной компетентности преподавателей и т.д.

Существование признаков системности требует поиска оптимального сочетания перечисленных факторов и средств, которые смогут обеспечить эффективность внедрения технологий ЭО в систему непрерывного педагогического образования, и это необходимо учитывать при построении модели. В рамках разработки модели эффективной организации электронной информационно-образовательной среды лабораторией совместно с администрацией института и советом по информатизации проделана следующая работа:

  • Разработаны электронные учебники - 30 шт.;
  • Подготовлен электронный ресурс в системе Moodle для магистров по программе «Прикладная информатика в менеджменте»;
  • Разработано электронное учебно-практическое пособие для студентов и преподавателей «Преподаватель в среде электронного обучения»;
  • Обучены две группы преподавателей для работы в среде Moodle;
  • Сформированы две пилотные группы для обучения практическому внедрению технологий ЭО;
  • Проводится на постоянной основе мониторинг уровня готовности к работе в электронной среде и потребности в обучении и повышении квалификации всех групп, входящих в систему непрерывного педагогического образования;
  • Подготовлены материалы для разработки стратегии развития ЭО в педагогическом образовании и др.
  • Систематическое участие в конференциях и грантовая деятельность по направлениям, связанным с процессом информатизации системы образования.

Заключение

Для обеспечения эффективного внедрения электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования необходимо разработать модель, учитывающую принципы педагогической целесообразности и оптимальности. Функционирование модели позволит всем элементам системы (студенты, педагоги, преподаватели) постоянно поддерживать в актуальном состоянии компетентность в предметной и ИКТ области, а также компетентность в умении целесообразно использовать широкий спектр возможностей ЭО для повышения эффективности процессов преподавания и обучения, решая при этом педагогические и предметно-профессиональные задачи.

Было бы глубочайшей ошибкой считать, что ЭО - это новая образовательная модель, которая пришла на смену традиционной классно-урочной системе и классическому преподавателю в аудитории у доски с мелом. Но не меньшей ошибкой была бы недооценка новых технологий и подходов к обучению на основе ИКТ.

Рецензенты:

Ромм Я.Е., д.т.н., профессор, зав. кафедрой информатики, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог;

Стеценко И.А., д.п.н., профессор, декан факультета экономики и права, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог.


Библиографическая ссылка

Ящук Е.В., Занкова Е.Ю. К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17085 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252