Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ВНЕДРЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Балыкина А.М. 1 Плешаков В.А. 2
1 НОУ ВПО «Российский новый университет»
2 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
В статье описывается и анализируется опыт внедрения технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов, а именно результаты организации профессиональной и личной киберкоммуникации преподавателей и учащихся первых курсов с целью исследования новых возможностей улучшения качества преподавания и изучения учебных дисциплин. Апробация технологии осуществлялась на базе НОУ ВПО «Российский новый университет» в течение первого семестра 2014-15 учебного года. В эксперименте приняли участие всего 20 преподавателей и 102 студента очного, заочного и вечернего отделения. Результаты исследования приведены в таблицах и обработаны с помощью методов математической статистики. В процессе анализа полученных результатов был сделан вывод, что современная педагогика нуждается во внедрении инновационных дидактических технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов.
профессиональная киберсоциализация
современные технологии
сопровождение
теория и методика преподавания в высшей школе
1. Балыкина А.М. Внедрение теории киберсоциализации в современную педагогику // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – № 6 (14). – С. 204-206.
2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2012. – 244 с.
3. Леванова Е.А. Организация образовательного процесса в ВУЗе на основе индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2013. – № 2. – С. 206-210.
4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 623 с.
5. Мудрик А.В. Психолого-педагогические особенности социализации личности в условиях российского социума // Вестник Академии права и управления. 2010. – № 18. – С. 165-173.
6. Обидина Т.В. Эго-идентичность представителей юношеского возраста в контексте киберсоциализации // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 149-150.
7. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: Изд-во МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
8. Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 3 (29). – С. 1-18.
9. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Т. 19. – № 3. – С. 117-120.
10. Пушкарева Т.В. Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе : дисс. … доктора педагогических наук. – М., 2012. – 423 с.
В данной статье описывается и анализируется опыт внедрения технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов в процесс преподавания в высшей школе [1], а именно результаты организации профессиональной и личной киберкоммуникации преподавателей и студентов первых курсов. Апробация технологии осуществлялась на базе НОУ ВПО «Российский новый университет» в течение первого семестра 2014-15 учебного года. В эксперименте приняли участие всего 20 преподавателей и 102 студента очного, заочного и вечернего отделения. Результаты исследования приведены в таблицах и обработаны с помощью методов математической статистики.

Цель исследования

Целью исследования являлось изучение возможностей использования современных технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов для улучшения качества преподавания и изучения учебных дисциплин с их помощью.

Материал, методы и результаты исследования

В настоящее время современная педагогика претерпевает множество реформаций, связанных, в первую очередь, с изменениями в системе образования в целом и с переходом на новые стандарты обучения в частности. Эти факторы приводят к тому, что традиционных методик преподавания становится недостаточно, что обуславливает необходимость внедрения новых подходов и технологий сопровождения профессиональной подготовки студентов [1, 2, 8].

ХХI век уже зарекомендовал себя как век интернет-прогресса [1, 6, 8, 9]. Всю необходимую информацию современный человек получает из Интернета, общение людей, находящихся в разных уголках мира, также осуществляется посредством интернет-технологий, бизнес, торговля, обучение, знакомства, обмен различной информацией, все это реализуется посредством созданных и востребованных многочисленных интернет-ресурсов.

В современной педагогике делается ставка на информационно-коммуникационные, электронные, компьютерные, цифровые и интернет-технологии сопровождения профессиональной подготовки студентов всех специальностей и направлений, что позволяет говорить об актуальности профессиональной киберсоциализации для студентов всех курсов.

Не секрет, что труднее всего включаться в учебный процесс приходится студентам первых курсов, особенно студентам заочной формы обучения. Большинству студентов первого курса бывает трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкнуть к новым - незнакомым для них - педагогам, ориентироваться в новом - профессиональном - здании. Процесс адаптации продолжается весь семестр, иногда даже затягиваясь на больший срок. Вследствие чего нередко страдает учебный процесс, так как внимание первокурсников в основном сконцентрировано на социализации [4] в учебной группе, в университете, а не на контексте профессиональной подготовки. Безусловно, еще труднее адаптироваться студентам заочного отделения, поскольку для них отводится меньшее количество часов на изучение дисциплин и, как следствие, учащиеся меньше проводят своего времени в ВУЗе, меньше общаются друг с другом, в результате процесс их социализации затягивается, а уровень усвоения студентами учебного материала заметно снижается [5]. Вследствие чего возникает актуальная необходимость внедрения инновационных дидактических технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов как процесса усвоения ценностей, норм и культуры будущей профессиональной деятельности, происходящего под влиянием трансформации мировоззрения в результате использования учащимися современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедийных и интернет-технологий в контексте овладения профессией.

В настоящее время существует достаточно много разнообразных методик преподавания и изучения дисциплин с использованием современных технологий. В связи с актуальностью социализировать студентов, только что пришедших в ВУЗ, первичной и наиболее эффективной, по результатам исследований, оказалась технология организации профессиональной и личной киберкоммуникации. В чем же она заключается? Первокурсники, приходя в институт, как правило, не знакомы друг с другом, и в процессе обучения пытаются наладить отношения [10]. Задача педагога ускорить и облегчить процесс социализации студентов, чтобы сконцентрировать внимание учащихся на своем предмете. Для решения этой задачи каждому преподавателю было предложено создать свой собственный сайт, посвященный его профессиональной деятельности. На сайте педагог размещал свои лекции, дополнительный материал к занятиям, научные статьи, а, самое главное, создавал форум для общения студентов, как между собой, так и с ним. Для чего необходима организация подобной профессиональной и личной киберкоммуникации?

Во-первых, в силу определенных психовозрастных особенностей студентов, некоторые из них не решаются непосредственно подойти к преподавателю и задать ему интересующие их вопросы. На форуме данные страхи пропадают, студентам проще идти на контакт с педагогом, они могут свободно общаться как с ним, так и со своими сокурсниками.

Во-вторых, студенты могут оперативно задать вопрос преподавателю, причем, в любое удобное для них время и независимо от того, застали они педагога в ВУЗе или нет. Это особенно актуально для студентов заочного отделения, которые, исходя из своей формы обучения, объективно не часто присутствуют в учебном заведении.

И, наконец, в-третьих, киберкоммуникация на форуме позволяет сплотить студентов не только одной учебной группы и курса, появляется возможность общаться и со старшекурсниками, что, в свою очередь, в целом положительно сказывается на обучении, помогая учащимся создавать индивидуальные траектории профессионального развития [3].

В результате использования технологии организации профессиональной и личной киберкоммуникации в контексте сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов, педагогу удается все время учебных занятий посвятить непосредственно своему (своим) предметам.

Внедрение и эффективность данной технологии рассмотрим на конкретном примере. В начале эксперимента один из преподавателей НОУ ВПО «Российский новый университет» кафедры «Информационных систем в экономике и управлении» создал собственный сайт, на котором разместил читаемые им лекции, научные статьи по преподаваемому материалу, создал блог, форум, гостевую книгу, обеспечил обратную связь. В исследовании приняли участие две группы студентов заочного отделения 1 курса. Одной группе - экспериментальной (ЭГ) - был предоставлен данный интернет-ресурс, в другой группе - контрольной (КГ) - преподавание велось только традиционными методами. Апробация рассмотренной технологии длилась в течение месяца. По окончанию эксперимента обеим группам было дано итоговое задание по дисциплине. Студентам была дана контрольная работа по предмету «Математика» на тему «Линейная алгебра», состоящая из 10 заданий. Каждое задание оценивалось в один балл. Для введения оценочного критерия два расчетных балла приравнивались к одному оценочному баллу. Контрольная работа была рассчитана на четыре академических часа. Результаты выполнения задания были помещены в таблицу 1 и обработаны с помощью методов математической статистики.

Таблица 1

Результаты аттестации студентов 1 курса заочного отделения

Студент

Баллы

 

ЭГ

КГ

 

1

10

8

 

2

8

10

 

3

10

6

 

4

6

6

 

5

8

8

 

6

10

6

 

7

8

8

 

8

6

10

 

9

10

6

 

10

10

8

 

11

8

8

 

12

8

6

 

13

6

6

 

14

10

8

 

15

10

10

 

16

8

8

 

17

10

6

 

Среднее значение

8,6

7,5

Стандартное отклонение

1,5

1,3

Критерий Стьюдента

3,48

Уровень значимости

1%

1%

Согласно данным таблицы 1 видно, что средний балл первой группы, которая являлась экспериментальной (ЭГ), стремится к отличной оценке, а второй - контрольной - группы (КГ), в которой преподавание осуществлялось традиционными методами, стремится к оценке «хорошо». Небольшое стандартное отклонение по обеим группам показывает достоверность результата, т.е. данные группируются вокруг среднего значения. Уровень значимости, т.е. вероятность ошибки при принятии решения, выбран 1%, что означает риск ошибиться в одном случае из ста. И, наконец, в таблице 1 приведен рассчитанный критерий Стьюдента, который применяется для сравнения средних значений в двух выборках. Сравнение полученного значения и табличного показывает, что эффективность результата выше в первой группе (ЭГ), чем во второй (КГ).

Таким образом, анализируя все полученные результаты, мы пришли к выводу, что современная педагогика нуждается во внедрении инновационных дидактических технологий сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов.

Рассмотрим возможности внедрения технологии организации профессиональной и личной киберкоммуникации в контексте сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов первых курсов очного отделения. Данный контингент студентов обладает характеристиками однородности, а именно они почти все одного возраста, имеют схожие интересы и достаточное количество времени проводят в университете. Преподавателям, ведущим наибольшее количество лекций и семинаров, было предложено, с помощью специалистов по интернет-технологиям, создать свой персональный сайт с форумом, разместить на нем лекционные, семинарские и дополнительные материалы к занятиям, а также домашние и контрольные задания. Исследование проводилось в рамках одного факультета. В исследовании также приняли участие две группы студентов (ЭГ и КГ). Исследование продолжалось в течение всего семестра обучения, завершившись проведением итоговой аттестации в виде контрольной работы по изучаемым предметам. Результаты исследования помещены в таблицу 2, в которую были занесены оценки по выполненной контрольной работе и проведены статистические расчеты.

Таблица 2

Результаты аттестации студентов 1 курса очного отделения

Студент

Оценки

 

ЭГ

КГ

 

1

10

8

 

2

8

6

 

3

10

8

 

4

8

10

 

5

8

6

 

6

8

6

 

7

6

8

 

8

8

6

 

9

8

6

 

10

10

8

 

11

10

10

 

12

8

6

 

13

8

6

 

14

10

8

 

15

10

8

 

16

10

6

 

17

8

6

 

Среднее значение

8,7

7,2

Стандартное отклонение

1,21

1,42

Критерий Стьюдента

3,41

Уровень значимости

1%

1%

Оценив рассчитанные результаты исследования, очевидно, что успеваемость студентов ЭГ немного выше, чем студентов КГ.

Теперь рассмотрим результаты внедрения технологии использования возможностей организации профессиональной и личной киберкоммуникации в контексте сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов вечернего отделения. Данный контингент учащихся более сложный, чем предыдущие группы, студенты возрастные, работающие, имеющие разные интересы. Количество аудиторных часов, отводимое на изучение учебного материала, у них значительно меньше, чем у студентов дневного отделения, из-за чего заметно снижается уровень усвоения учебного материала. При этом, на вечернем отделении студенты должны изучить такой же объем материала, как и студенты дневного отделения, только во многом самостоятельно, в нашем случае, используя сайт преподавателя с материалами читаемых лекций, разработки семинаров, домашними и контрольными работами, а также дополнительными материалами, и форумом, где можно задать преподавателю вопросы по теме, не достаточно понятной студентам. Результаты аттестации студентов вечернего отделения приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты аттестации студентов 1 курса вечернего отделения

Студент

Оценки

 

ЭГ

КГ

 

1

6

8

 

2

8

6

 

3

8

6

 

4

10

8

 

5

10

6

 

6

8

10

 

7

6

6

 

8

8

6

 

9

8

8

 

10

6

6

 

11

8

8

 

12

10

8

 

13

8

10

 

14

8

10

 

15

8

8

 

16

10

6

 

17

8

8

 

Среднее значение

8,1

7,5

Стандартное отклонение

1,32

1,5

Критерий Стьюдента

3,48

Уровень значимости

1%

1%

Анализируя данные таблицы 3 видно, что у студентов ЭГ результат намного выше, чем у студентов КГ.

Заключение

Таким образом, в течение первого семестра 2014-15 учебного года были апробированы технологии использования возможностей сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов, непосредственно, технология организации профессиональной и личной киберкоммуникации, которая позволила получить наглядные результаты. Несомненно, при сравнении результатов всех трех таблиц можно сделать вывод, что больше всего во внедрении подобных технологий нуждаются студенты заочного и вечернего отделений, им просто необходим доступ к основной и дополнительной информации по учебным дисциплинам на персональном сайте преподавателя, также они нуждаются в возможности задать вопросы по изучаемому предмету, так как не всегда могут самостоятельно разобраться в поставленной проблеме и решить все задачи.

Безусловно, полученные результаты не могут рассматриваться как универсальные, так как эксперимент проводился сравнительно короткое время (один учебный семестр) и на одном факультете, кроме того, студенты заочного отделения в семестр учатся лишь в течение нескольких недель. Для более достоверной оценки результата необходимо внедрить технологию организации профессиональной и личной киберкоммуникации в контексте сопровождения профессиональной киберсоциализации студентов на всех факультетах и всех курсах в течение длительного времени.

Рецензенты:

Лобанова Е.В., д.п.н., профессор, проректор по развитию НОУ ВПО «Российский новый университет», г. Москва.

Пушкарева Т.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Балыкина А.М., Плешаков В.А. О ВНЕДРЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17041 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674