Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОСПИТАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сапрыкина Е.В. 1
1 Оренбургское президентское кадетское училище Министерства обороны Российской Федерации
В статье представлен анализ системы кадетского образования в России в XVIII - начале XX вв.Среди отличительных особенностей кадетского образования в XVIII - начале XX вв. и создающих предпосылки воспитанию умения учиться выделены следующие: приоритет индивидуально-типовой системы обучения, свобода выбора предметов и сроков их изучения, разностороннее обучение, практико-ориентированный характер обучения, гуманистический характер учебно-воспитательной работ. Сущностной характеристикой кадетского образования на современном этапе выступает ее интеллектуально-личностная направленность, приоритетность создания условий для обеспечения планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей у кадет, их интеллектуального развития и самосовершенствования; признание решающей роли образования в развитии личности кадета. Воспитание умения учиться в процессе кадетского образования достигается путем реализации педагогического, организационно-управленческого, информационного, содержательного и материально-технического ресурсов. Анализ опыта деятельности Оренбургского президентского кадетского училища показывает, что выше перечисленные ресурсы являются постоянно развивающимися, что обеспечивает динамичность процесса воспитания умения учиться у кадет, обусловливает его переход в более совершенное состояние.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
кадетское образование
кадет
воспитание умения учиться
умение
воспитание
1. Военный энциклопедический словарь. – М., 1983. - С. 308
2. Кадетское образование //Российская кадетская перекличка. - №1, 2006. - с.13
3. Меньшов, В.М. Российские кадеты / В.М. Меньшов. - Т.1-3. – М., 2005.
4. Образовательная программа ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»URL:http://opku.edumil.ru/images/Document/Normativ_doc/Obrazprog.pdf (дата обращения 03.12.2014).
5. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России (проект)URL: http://www.kadet.ru/OSSNKR/Kontseptsiya.htm(дата обращения 06.12.2014).
6. Филиппов, Э. М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность / Э.М. Филиппов. – СПб., 1998.
Воспитание подрастающего поколения является приоритетной стратегией развития и процветания общества, важнейшей функцией государства.

Обращение к накопленному историческому опыту кадетского образования в России, традициям военной педагогики позволит определить эффективные пути воспитания умения учиться как целевому ориентиру современного образования в свете ФГОС.

Цель исследования: выявить особенности кадетского образования в контексте воспитания умения учиться у кадет.

Кадет  (от фр. cadet - «младший», «несовершеннолетний») - молодые дворяне и дети феодальной знати, зачисленные на военную службу в солдатских чинах до производства их в офицеры; в XVIII - начале XXвв - воспитанник кадетского корпуса в России, начиная с 80-х гг. XXвв - курсант военно-учебного заведения в иностранных армиях; до 1914 года - воинское звание в Австро-Венгрии, аналогичное подпрапорщику в русской армии[1].

Создание первых кадетских образовательных учреждений в России в начале XVIII века связывают с необходимостью создания  отечественной системы обучения офицерских кадров, до этого периода проходивших подготовку в Европе.  В 1701 году Петр I основывает московскую Школу математических и навигацких наук (в будущем - морской корпус), а несколькими годами позже - Инженерную школу. Аналогичные образовательные учреждения создавались и в Санкт-Петербурге.

К середине XVIII - первой четверти XIX века в России уже функционируют около десяти кадетских корпусов. Первым из них считается военно-учебное заведение закрытого типа Сухопутный шляхетный кадетский корпус, созданный 29 июля 1731 года по указу императрицы Анны Иоанновны, переименованный с 1800 года в 1 Кадетский корпус. В этом заведении обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам», а также немецкому, французскому и латинскому (для желающих после обучения заниматься науками) языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике 200 детей в возрасте от 13 до 18 лет. Необходимо отметить, что в таких учебных заведениях уделялось важное внимание не только овладению воспитанниками военного дела, но и давалось необходимое гражданское образование[3].

Впервые в корпус попадали 5-6-летние мальчики, которые в  течение трех лет обучались под присмотром дам или надзирательниц хорошим манерам, иностранным языкам, Закону божьему, русскому языку, рисованию и танцам.

В возрасте 9-12 лет воспитанники переходили к гувернерам-мужчинам, являющих собой пример добродетели и благонравия. Наставники, наблюдая за кадетами, отмечали их индивидуальные способности, склонности к военной или гражданской службе. На этом этапе воспитанники осваивали географию, хронологию, историю, мифологию, арифметику, геометрию и старославянский язык в дополнение к тем, что изучались на предыдущем этапе.

Этап общеобразовательной подготовки кадет продолжался в следующие три года обучения (12-15 лет). В этот период воспитанники начинали изучать латинский язык, основы военной и гражданской архитектуры, а также бухгалтерию.

Начиная со следующего периода, кадеты попадали под опеку офицеров, которые, не внушая страха воспитанникам, но обращаясь с ними твердо, обучали основам военного дела: фортификации, осаде и обороне крепостей, артиллерии, уставам и строевой подготовке, а также фехтованию и верховой езде. По окончании последнего, пятого этапа, кадеты в возрасте 21 года избирали гражданскую или военную службу[3].

Среди отличительных особенностей кадетского образования в XVIII - начале XX вв. и создающих предпосылки, на наш взгляд, воспитанию умения учиться, необходимо отметить следующие:

- приоритетиндивидуально-типовой системы обучения, при которой каждый обучаемый изучал тот или иной раздел учебного предмета. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету;

- свобода выбора предметов и сроков их изучения. На первых порах кадеты занимались одновременно только двумя-тремя науками, посещая занятия по предложенному расписанию и изучая заданный материал самостоятельно. Преподаватель следил лишь за тем, чтобы группа занималась, а не мешали друг другу. 

- разностороннее обучение. В кадетских корпусах большое внимание уделялось изучению языков, особенно русского, немецкого и французского. Обязательным был также латинский язык, но только в начальных классах. Учебный план постоянно развивался. Самостоятельными предметами в кадетских корпусах были химия, физика, механика, физическая география, законоведение и военные науки.

 - практико-ориентированный характер обучения. Для получения практических навыков кадетов каждый год выводили в лагерь. В планах учебного процесса предусматривалось также время на посещение воинских частей и кораблей, участие в стрельбах, учениях и морских походах.

- гуманистический характер  учебно-воспитательной работы. Устав шляхетского сухопутного кадетского корпуса указывал, что основной упор в обучении необходимо делать не на принуждении, а на убеждении учащихся, изучении их способностей и наклонностей. Впервые в русской военной школе в кадетских корпусах было введено награждение преуспевающих кадетов серебряными и золотыми медалями. Их владельцы имели ряд льгот, в т. ч. питались они за отдельным столом, носили медаль в петлице и т. д. [6].

Анализ деятельности кадетских образовательных учреждений в историческом контексте позволит проследить тенденции развития кадетского образования на современном этапе.

Кадетское образование - четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование[5].

Базовая «идея» кадетского образования на современном этапе подразумевает наличие реестра собственных требований к процессу и качеству образовательного процесса, а именно:

1.             Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми образовательными учреждениями специального (собственного) интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе.

2.             Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.

3.             У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) - служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит применительно к этому назначению, а также согласно распределения в профильные учреждения высшей школы, согласно желания выпускника и качества его успеваемости.

4.             Система воспитания кадет носит специальный характер, центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель.

5.             Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.

6.             Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, кадетской корпоративной принадлежности.

7.             Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников, по гендерному признаку раздельно, с детства и в условиях общежития.

8.             Условия жизни воспитанников в учреждениях кадетского образования определяются:

-                   полным государственным пансионом их содержания и специальным военизированным образом жизни кадет;

-                   строго регламентируются практически военными уставными взаимоотношениями старших и младших;

-                   имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники;

-                   предусмотрено обязательное ношение специальной (военной) формы одежды и знаков различия;

-                   распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и Церемоний;

-                   предусматривается периодическое исполнение воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких, как несение нарядов по расположению, уборке территории, столовой и кухни.

9.             В образовательный процесс введены некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей с особым вниманием к физической, строевой и военной подготовке, формированию навыков выживания и т.д.

10.         Меры поощрений и взысканий применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания носят специфический военный характер.

11.                  Регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на Общевоинских Уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения[2].

Для нашего исследования целесообразно рассмотрение особенностей современного кадетского образования в реализации основных задач ФГОС, и, конкретно, воспитании умения учиться на примере деятельности Оренбургского президентского кадетского училища.

Первое президентское кадетское училище в России создано Распоряжением Президента РФ от 30 августа 2010 года № 564-рп и приказом Министра обороны РФ № 1125 от 30.08.2010 г. на базе бывшего Оренбургского высшего зенитного ракетного командного училища имени Г.К. Орджоникидзе.

Учебное заведение, открывшееся 1 сентября 2010 года, представляет собой тип инновационного образовательного учреждения, целью которого является подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную и военную службу.

Оренбургское президентское кадетское училище рассчитано на 840 кадет и находится под патронатом Президента России и Министра обороны Российской Федерации.

Своеобразие целевого, содержательного, операционального и результативного компонентов воспитания умения учиться у кадет в оренбургском президентском кадетском училище определяется прогностическим характером образовательной деятельности этого учебного заведения, выраженным в нормативно-управленческом документе - образовательной программе.

Образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», действующими нормативными документами, Уставом Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище». Образовательная программа училища создана для формирования единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания воспитанников, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Согласно программы, целевые ориентиры училища направлены на:

- обеспечение высокого уровня образованности кадет, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

-  адаптацию воспитанников к быстро изменяющейся жизни;

- обеспечение духовно-нравственного развития воспитанников, приобщение их к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной группы, общечеловеческим ценностям.

- формирование гражданина России и развитие у воспитанников чувства верности воинскому долгу;

- формирование конкурентноспособности  выпускников на рынке образовательных услуг и, в дальнейшем, на рынке труда[4].

Вышеуказанные задачи в училище решаются за счет обеспечения уровня образования кадет, соответствующего ФГОС общего образования; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования; оптимальных для каждого воспитанника условий для развития индивидуальных способностей, самореализации; внедрения инновационных моделей и технологий обучения воспитанников.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ двух ступеней образования: II ступень - основное общее образование (5-9 классы); III ступень - среднее (полное) образование (10-11 классы).

Для нашего исследования важно отметить, что в целевом блоке образовательной программы кадет прослеживается тенденция по созданию оптимальных условий для воспитания умения учиться у кадет. Это подтверждает и содержание образовательной программы, отраженное в направлениях профилей обучения:  физико-математический, лингвистический, социально-гуманитарный, естественнонаучный, оборонно-спортивный.

Налаженная в училище система социального партнерства, а именно сотрудничество с ведущими профильными ВУЗами страны, расширяет его образовательное пространство. Эта особенность создает дополнительные предпосылки для развития мотивационно-целевой сферы кадет в воспитании умения учиться, так как кадеты имеют возможность выбрать тот или иной образовательный маршрут по выбранному профилю обучения, определить для себя его сложность или сроки освоения, для того чтобы продолжить образование в высших учебных заведениях.

Организационно-содержательный блок образовательной программы предусматривает активный характер познавательной деятельности кадет, преемственность образовательного процесса между ступенями обучения, что создает условия для интеллектуального воспитания и способствует воспитанию у них умения учиться.

Воспитанию умению учиться способствует система дополнительного образования кадет, которая в училище представлена следующими направлениями, расширяющими «эмоционально-интеллектуальное поле» (по В.А. Сухомлинскому) образовательной деятельности: культурологическое, физкультурно-спортивное, естественно-научное и научно-техническое направление, художественно-эстетическое направление, военно-патриотическое направление.

Сопоставительный анализ особенностей кадетского образования в конце XVIII - начале XIX  вв. и на современном этапе  позволил сделать вывод, что целевым ориентиром кадетского образования выступает воспитание умения учиться. Мы исходим из того, что кадетское образование характеризуется системностью, организованностью, нормативно-правовой обусловленностью, обеспечивает продуктивное взаимодействие субъектов кадетского образования, изменяющее их мотивационно-целевую, когнитивно-познавательную и операционально-рефлексивную сферу личности.Специфика умения учиться  у кадет проявляется в характеристиках:

- интегративность - умение учиться - это результат деятельности, основа формирования успешной личности и инструмент, позволяющий личности самореализоваться; продуктивность умения учиться выражается в том, что оно обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности и, наоборот, организация учебной деятельности кадета влияет на успешность воспитания умения учиться.

- метапредметность, то есть умение учиться - это потенциал развития кадета и совершенствования в любой деятельности и предметной области;

- рефлексивность - осознанность действий, то есть происходит понимание, осознание, оценка учебной деятельности.

Сущностной характеристикой кадетского образования выступает ее интеллектуально-личностная направленность, приоритетность создания условий для обеспечения планируемых результатов по достижению целевых установок, знаний, умений, навыков, компетентностей у кадет, их интеллектуального развития и самосовершенствования; признание решающей роли образования в развитии личности кадета.

В заключении необходимо отметить, что воспитание умения учиться в процессе кадетского образования достигается путем реализации педагогического, организационно-управленческого, информационного, содержательного и материально-технического ресурсов. Анализ опыта деятельности Оренбургского президентского кадетского училища показывает, что выше перечисленные   ресурсы являются постоянно развивающимися, что обеспечивает динамичность процесса воспитания умения учиться у кадет, обусловливает  его переход в более совершенное состояние. 

Рецензенты:

Рындак В.Г., д.п.н., профессор,заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой общей педагогики ФГБОУ «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Егорова Ю.Н., д.п.н., профессор, заместитель директора по науке и связям с производством ОрИПС - филиал СамГУПС, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Сапрыкина Е.В. ВОСПИТАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16961 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252