Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Николаева А.В. 1
1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Рассмотрены этапы развития отношений власти, предпринимательства и общества в решении проблем семьи: от осуществления перестроечных процессов в России, существенных изменений в политическом, экономическом и социальном развитии, начала развития отечественного предпринимательства, формирования первых законодательных актов в условиях неопределенности, нестабильности и непредсказуемости последствий таких преобразований до развития целевых установок программных документов на социально ориентированную экономики страны, постановки задач партнерства государства и бизнеса по реализации социально-значимых проектов, проведения активной политики по стимулированию рождаемости прежде всего 2-х детей, социальной поддержке семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей.
власть
предпринимательство
общество
семья
партнерство
семья
социальное поддержка
1. Климантова Г. И. Проблемы семьи в системе социального партнерства : [о работе Национального общественного комитета "Российская семья" и Российского государственного социального университета] / Г. И. Климантова / / Национальные проекты. - 2007. - N 10. - С. 69-71
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851.
3. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: (дата обращения 22.04.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/22471.html
4. Статистика малого бизнеса в России 2012. Малый бизнес России. Вырос ли он в 2012 году? / Карпова Н. Режим доступа: (дата обращения 22.08.2013 г.) http://b2bzona.org/2012/07/27/статистика-малого-бизнеса-в-России-2012
5. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».- Режим доступа : www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 02.07.2013 г.). - // ИА «ГАРАНТ». - Режим доступа: www.garant.ru.
7. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». // Собр. Закон. РФ. - 2007. - № 33. – С. 3456 – 3481. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
Взаимоотношения власти, бизнеса и общества в России изменялись под воздействием исторических преобразований в стране, затрагивающих все сферы деятельности. Начало перестроечных процессов и экспериментальных преобразований было заложено в 1985-1991 гг., когда Россия претерпевала существенные изменения, а общество оказалось в условиях неопределенности, нестабильности и непредсказуемости последствий таких преобразований.

Этот период можно обозначить как первый этап (1985-1991 гг.) в истории развития отечественного предпринимательства, формирования первых законодательных актов. Начало было положено в 1985 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности. По нему личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг. С 1987г., с принятием Закона о кооперации, развивался новый кооперативный сегмент, хотя в то время он в значительной степени зависел от государственного сектора и развивался на его основе, но его развитие положило начало взаимодействия власти и бизнеса в различных направления и в первую очередь, именно с развитием коопера­ции связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. В 1990 гг. с принятием законодательных актов, о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений, в результате произошла активизация малых форм предприятий.

Однако начало второго этапа (1992-1998 гг.) положил 1992 г. - год «шоковой» терапии, финансовой деноминации и реформ. Все население оказалось в таких трудных финансовых обстоятельствах, когда деньги уменьшились кратно, а цены возросли на много больше, хотя в этот период число малых предприятий увеличилось практически в 2,1 раза и доля занятых составила 7,7 % от экономически активного населения. Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства - в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - в 2,9 раза, в сфере народного образования - в 2,8 раза. Вместе с тем резко уменьшалась доля малых предприятий в сфере материального производства. К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капита­лоемких и наукоемких отраслях, укрепление позиций "теневой" экономики в силу больших потерь именно в малом бизнесе, а также среди простого населения, потерявшего в одночасье все свои сбережения.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 г. бурный рост малых предприятий в 1993 г. резко замедлился. 1993-1994 гг. - период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Для расширения сферы предпринимательской деятель­ности в России требовалась государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и, прежде всего, в сфере кредитования и страхования, стимулирования его ин­вестиционной активности. Несмотря на принятые соответствующие законы поддержки малого бизнеса в 1995 г. и правительственных программ, они не оказывали эффектив­ного влияния на развитие малых предприятий.

В этот период принимаются меры государственной демографической и социальной политики, в том числе оказания материальной поддержки семьям с детьми, на основе индивидуализированного подхода к выявлению неблагополучных семей и тех, кто оказался в трудных жизненных обстоятельствах, именно им оказывалась помощь и поддержка.

Отсутствие на уровне федерального законодательства системного подхода к решению вопросов обеспечения социальной защиты различных типов семей проявляется на уровне регионального законодательства в виде терминологической путаницы, использовании одних и тех же понятий в различных смыслах, в их общей неопределенности и расплывчатости.

Федеральное законодательство зачастую использовало такие термины, как «поддержка», «содействие», при том, как в Конституции РФ [2] (ст. 39; 72) применяются термины «социальное обеспечение» и «социальная защита». Такого рода неопределенность неизбежно оборачивается произвольным применением норм и создает у граждан, которым эти нормы адресованы, ощущение незащищенности и недоверия к власти и закону.

К сожалению, большинство федеральных законов не содержали конкретных норм, предусматривающих определенные меры социальной защиты. Исключение составлял Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [6], статья 15 которого устанавливает размер пособия в зависимости от количества детей в семье.

Главные направления государственной семейной политики были сформулированы в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Основные задачи - это преодоление негативных тенденций, а именно бедности, стабилизация материального положения семей и сочетание трудовой деятельности с семейными обязанностями, увеличение помощи в воспитании детей и в обеспечении нетрудоспособных членов семьи, а также охрана здоровья матери и ребенка. Однако в действительности документ носил конъюнктурный характер - был направлен на улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей, инвалидов, но документ не содержал долгосрочных обязательств государства и механизмов их реализации. Поэтому все это привело к тому, что социальные программы, принимаемые в этот период федеральными органами, так и оставались только на бумаге и требовали корректировки и дальнейшего совершенствования.

Третий этап начался с 1999 г. и продолжался до 2006 г. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большинства крупных корпораций. Девальвация рубля и финансовый кризис сентября 1998 г. привели к тому, что крупные предприятия несли потери, а малый бизнес свертывал свою деятельность. Подъем российской экономики, который прогнозировали благодаря развитию предпринимательства, вновь остановился из-за финансовых проблем. Особенно это ярко проявлялось в дифференциации регионального развития, выделение г. Москвы и ее субъектов с высокой концентрацией финансового капитала и других ресурсов и упадок субъектов Российской Федерации с низким уровнем развития. Препятствиями развития являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, несовершенство рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц, отсутствие широкомасштабной государственной программы помощи малому бизнесу.

С начала 2000-х гг. наблюдается рост производства продукции, некоторое повышение инвестиционной активности, рост налоговых поступлений, восстанавливается спрос, умеренная инфляция, что объясняется благоприятной экономической конъюнктурой и компенсационным эффектом после кризиса 1998 г. Рост производства носит интенсивный характер, число действующих малых предприятий стабильно, стабилизируется законодательство, однако наблюдается неравномерное региональное развитие по уровню жизни и предпринимательской активности. В предыдущий период были приняты законы по поддержке семей, однако неисполнение основных их пунктов образовывало большую дифференциацию доходов населения и множество проблем у семей с детьми, в том числе их доходность была ниже прожиточного минимума (который в свою очередь был невысоким), появления множества платных услуг, в том числе здравоохранения и образования, необходимости комплексной реабилитации детей-инвалидов. Необходимо было особое внимание со стороны общества и государства к положению семей с детьми. Вносятся изменения в ранее принятое законодательство в Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» последняя редакция Указа Президента РФ от 05 октября 2002 г. № 1129, и Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в новой редакции от 25 февраля 2003 г. В 2006 г. в послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка или последующих детей. Соответствующий закон о «материнском капитале», позволивший получать 250 тыс. руб. (данная сумма индексируется ежегодно в соответствии с инфляцией) через участие в ипотеке, оплату образования детей или прибавку к пенсионным накоплениям матери (усыновителя) - действует с 2007 по 2016 гг. Данный период до 2007 г. характеризовался популяризацией целевых ориентиров посредством реформирования, рыночных преобразований и формирования рыночной экономики; достаточно быстрым ростом экономики в период 2000-2007 гг.

На четвертом этапе, начиная с 2007 г. и по настоящее время, вновь активизировались направления, имеющие экономические и социальные последствия. Среди тенденций социально-экономического развития и их возможных негативных последствий большинство авторов вновь выделяют те, которые были характеры как для перестроечных 1990-х гг., так и для переломных моментов 2000-х г., то есть происходит циклическое повторение нерешенных проблем: замедление темпов экономического развития; неблагоприятные показатели бедности для большинства периферийных регионов [1, с. 38]; рост социальной поляризации в России вышел за критическую точку и принял опасный характер [1, с. 39]; неудовлетворительная оценка населением деятельности власти [1, с. 40].

На формирование среднего класса была направлена реформа экономики страны как источника платежеспособного и массового спроса на региональном рынке. Именно наличие устойчивого среднего класса в развитых социально-экономических системах обеспечивает стабильность и благосостояние страны, а также дальнейший экономический рост. В данный период государство провозглашает политику развития среднего предпринимательства. Так, поддержка малого бизнеса согласно действовавшему более 12 лет закону от 12 мая 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [утратил силу с 1 января 2008 г.] перерастает в развитие уже и малого и среднего бизнеса в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 января 2008 г. [7].

Как следует из обзора Национального института системных исследований проблем предпринимательства рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса на 100 тыс. человек населения в 2012 г. для малого бизнеса должен был настать критический момент, когда закрывается предприятий столько же сколько открывается [4]. Одновременно с кризисом открытия новых предприятий нарастает и демографический кризис и его последствия. На этапе, начиная с 2007-2008 гг., в развитии целевых установок программных документов уже ориентиры выбраны в отношении социально ориентированной экономики. Настает период рецессии и последствий мирового финансового кризиса, поэтому задачами партнерства государства и бизнеса становится реализация социально-значимых проектов. В 2007 г. была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Через 5 лет В.В.Путин подвел итоги принятых мер: «Но нам удалось переломить эту разрушительную тенденцию. После запуска демографических программ население России стабилизировалось, я уже об этом сказал, а начиная с 2010 г. начало расти» [3]. Действительно, численность постоянного населения Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г. составляла 142,9 млн. человек, а уже к 1 января 2013 г. составляла 143369806 постоянно проживающих человек.

В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство РФ утверждает конкретные программы, например, федеральную целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 гг., включающую подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья", новизна которой, в частности, в ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время реализуется Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 гг. Согласно данной программе важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать не только предоставление материальной поддержки, а также оказание моральной поддержки многодетным семьям.

Изменение цели программ свидетельствует об изменениях в содержании. Целью программы является стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышение рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России. Для исполнения Программы государственной поддержки многодетных семей государством ставятся следующие задачи:

- обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

- улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

- создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

- повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

- обеспечение работникам, имеющим трех и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

- повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

Эта программа в перспективе может дать следующие результаты:

- повысится доля многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;

- снизится к 2015 г. до 10 % доля многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- повысится доля лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;

- снизится уровень безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов - до 20 % к 2015 г. от среднероссийского уровня;

- снизится уровень безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу до 5 % к 2015 г. от среднероссийского уровня.

Главным итогом реализации Программы должно стать значительное улучшение демографической обстановки. Реализация Программы, помимо достижения ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.

Показательным по изменениям стал 2012 г. - приняты новые региональные программы, проводится мониторинг их результатов, активизируется поддержка многодетных семей в регионах, наблюдаются первые результаты экономических преобразований и структурных изменений, естественный прирост населения, впервые рождаемость превысила смертность населения. Постепенное улучшение происходило и в 2000-х гг., но незначительное до 1,4 к 2007 г. Рубеж в 1,5 рождений в расчете на 1 женщину перешел с 2008 г. в дальнейшую тенденцию роста. Переломным моментом стал 2012 г., когда впервые, естественный прирост в этот период составил 0,7 чел. на 1000 жителей, а в 2013 г. еще выше - 0,8. Поэтому семейная политика государства в ближайшие годы будет направлена на поддержку многодетных семей, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Два года подряд в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин особое внимание уделял проблемам демографии. Его слова при этом звучат предельно критически: «В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом» (из Послания Президента, 2012 г.) [3]. «Сейчас свои семьи начинает создавать поколение 1990-х гг., когда спад рождаемости был самым глубоким, он был катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим» (Послание Президента, 2013 г.). Эти самые «необходимые усилия» тут же были озвучены в конкретной формуле: «Семья с тремя детьми должна быть нормой в России».

В 1990-е гг. сдерживающей проблемой в развитии являлась коррупция и ее множественные проявления, бизнес и власть тесно переплетаясь стали обладать новыми параметрами, которые необходимо изучать. На современном этапе необходима позитивная направляющая, позволяющая не просто противодействовать теневой сфере и негативизму в отношении к власти, а формирующая здоровую альтернативную среду, ориентированную на развитие общества, экономики, экологии, информационных и коммуникационных систем. Позитивные изменения, происходящие в указанных сферах, подчеркивают тот факт, что власть и бизнес при взаимодействии сталкиваются с новыми проблемами и призваны решать множество новых задач в современных условиях, последствия которых непредсказуемы. А значит подвержены влиянию разносторонних факторов, определяющих их изменение и развитие. Изменилось также и само понятие взаимодействия власти и бизнеса, оно стало более многогранным и разнонаправленным.

Реформирование любой сферы жизнедеятельности имеет политические, экономические и социальные последствия. Изменения в экономической, правовой и других сферах всегда влияют на общество, в том числе на индивида, отдельные социальные группы и в целом на качество и уровень жизни, перспективы развития, взаимоотношения в целом в обществе. В условиях роста взаимосвязи и взаимозависимости власти и бизнеса, множества влияющих факторов становятся условными и стираются многие границы и изолированно существовать уже невозможно.

Рецензенты:

Федоров В.Г., д.с.-х.н., профессор кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Елагин В.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Николаева А.В. РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16925 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252