Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Погорелова Е.В. 1 Нотин Д.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
В данной статье предложен разработанный инструментарий оценки конкурентоспособности университета на базе анализа процессов трансфера и генерации знаний. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения университета и научных, образовательных, бизнес-сообществ, возникающие в процессе научно-образовательной деятельности. Методология исследования основана на системном подходе к описанию оценки конкурентоспособности университета через совокупность показателей его взаимодействия с внешней средой. В работе представлена система показателей, оценивающая потоки полученных и переданных знаний между университетом и сообществами, а также количество и качественный уровень вновь созданных в университете научных и методических знаний. На основании этого становится возможным исследование роли университета как центра генерации знаний, актуальных для бизнес-сообщества. Внедрение разработанной системы оценки конкурентоспособности в практическую деятельность университета дает возможность формирования ориентиров тактического и стратегического управления, повысить эффективность деятельности каждого из них на базе накопленного синергетического эффекта.
бизнес-партнеры
когнитивно-креативное управление знаниями
когнитивно-трансферное управление знаниями
конкурентоспособность
бизнес-среда
профессиональные сообщества
трансфер знаний
система управления знанием
создание знаний
1. Буканов Ф. Ф., Губанов Н. Г., Погорелова Е.В. Системный анализ и моделирование профессиональных баз данных: монография. – Самара: Изд-во Самар. гос. техн. ун-та, 2004. – 216 с.
2. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 66-71.
3. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. – 2012. – № 12. – С. 29-36.
4. Погорелова, Е.В. Интеграционно-целевая методология управления знаниями: монография. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. – 238 с.
5. Погорелова, Е.В. Подход к управлению знаниями на основе самоорганизации // Креативная экономика. – 2008. – № 11. – С. 4-8.
6. Погорелова, Е.В. Креативные команды в совершенствовании принятия управленческих решений на предприятиях // Креативная экономика. – 2008. – № 4. – С. 9-13.

Становление постиндустриального общества знаменуется созданием новых общественных ценностей, среди которых главной является знание, как продукт творческой энергии личности и движущая сила развития общества. Первостепенными становятся в развитии, реализации личности, приобретении новых знаний, обучении. Доминирующей становится концепция университета, основанного на треугольнике знаний (образование – наука – инновации) [1]. Треугольник знаний символически отображает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, существующими в современном вузе и являющимися основной движущей силой экономики [2]. Университет – генератор новых знаний, в этом заключается основная его роль в современном обществе. В соответствии с этим конкурентоспособность университета определяется тем, насколько он становится центром трансфера и создания новых знаний, которые распространяются в обществе, обогащая бизнес-среду, научные и образовательные сообщества.

Цель исследования

Целью исследования является разработка системы показателей, оценивающих потоки знаний, полученных и переданных университетом в процессе его взаимодействия с внешними научными, образовательными и бизнес-сообществами.

Материал и методы исследования

Анализ работ, посвященный созданию и обмену знаниями, показал, насколько эффективно можно его использовать [4,5] в университете.

Основные знания университета с точки зрения его взаимодействия с внешней средой могут быть структурированы как научные знания, учебно-методические, инновационные.

Сам процесс создания нового знаний предполагает постоянный трансфер знаний внутри профессиональных сообществ.

Для организации процессов генерации новых знаний через профессиональные сообщества авторы предлагают методику когнитивно-креативного управления знаниями, сущность которой заключается в усовершенствовании существующих знаний или создании новых [4]. Усовершенствование знаний осуществляется на основе целей управления знаниями. Эти цели могут быть поставлены университетом в соответствии с потребностями внешней бизнес-среды. Создание новых знаний также определяется потребностями внешней среды. Для генерации научных, учебно-методических, инновационных знаний в университете должны быть созданы креативные группы, нацеленные на решение поставленной задачи, куда входят сотрудники, имеющие склонность к научно-исследовательской и творческой деятельности [6]. Креативные группы являются основой процессов самоорганизации, поскольку объединяют сотрудников, имеющих наиболее развитые компетеннции в работе со знаниями. Действительно, обучение и поиск знаний являются необходимыми условиями генерации новых знаний. Можно рассмотреть три типа креативных групп: креативная группа по интересам, т.е. сообщество по конкретной теме; креативная группа по практической деятельности, объединяющая людей по конкретной сфере деятельности; креативная группа по целям, создающаяся на ограниченные временные горизонты, до момента достижения объявленной цели (например, проектные группы, экспертные комиссии и т.п.).

В соответствии с целями университета научные, учебно-методические, инновационные знания могут быть расширены, углублены, адаптированы к некоторой ситуации с использованием методов активизации творческого мышления и работой в малой творческой группе. В случае, когда полученные таким образом знания не удовлетворяют имеющимся целям, переходят к процессу генерации новых знаний. Этот процесс организует этапы генерации идей, оценки и принятия решений на основе имеющихся коллективных, креативных методов.

Здесь могут быть использованы различные типы мозгового штурма и методы психологической активизации творчества.

Процессы трансфера предполагается описывать на основе методики когнитивно-трансферного управления знаниями, заключающейся в формировании:

1) обмена знаниями с заказчиками научных и образовательных услуг;

2) обмена знаниями с профессиональными сообществами.

С точки зрения самоорганизации эти процессы могут быть трех типов. Первый объединяет в себе стихийное возникновение любого процесса из процессов создания и трансфера. Второй тип охватывает процессы, поддерживающие существование профессиональных сообществ, сообществ бизнес-партнеров и внутренних творческих групп. Третий тип процессов связан с саморазвитием процессов формирования системы управления знаниями [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Процессы создания нового знания и его трансфера не существуют сами по себе. Они происходят в когнитивном пространстве университета, которое определяется носителями знаний и взаимодействиями между ними. Когнитивное пространство – это пространство знаний, необходимых для деятельности университета, и процессов, осуществляемых со знаниями.

Знания в когнитивном пространстве знаний принадлежат носителям знаний [1]. В качестве таких носителей выступают когнитивные объекты и субъекты знаний. Когнитивные объекты – это неодушевленные носители знаний, например, информационные системы, базы знаний. Когнитивные субъекты – это одушевленные носители знаний (люди, коллективы, сообщества, студенты, преподаватели).

Внешняя часть когнитивного пространства охватывает внешнюю среду организации, внутренняя часть – внутреннюю среду организации.

Внешняя часть когнитивного пространства включат в себя такие когнитивные субъекты (бизнес-партнеры и внешние профессиональные сообщества, абитуриенты) и когнитивные объекты (источники знаний Интернет, библиотеки и т.д.).

Внутренняя часть когнитивного пространства состоит из следующих субъектов: отдельные сотрудники, группы сотрудников, преподаватели, группы преподавателей, студенты, группы студентов.

Между внутренней и внешней частью в когнитивном пространстве университета существуют взаимосвязи, направленные на обмен знаниями, поиск знаний и их источников.

Во внутренней части когнитивного пространства осуществляются взаимодействия между сотрудниками и группами сотрудников, между сотрудниками и обучаемыми, внутри групп обучаемых, направленные на создание и усовершенствование знаний, на поиск сотрудников, владеющих нужными знаниями, на обучение сотрудников.

В качестве бизнес-партнеров могут выступать заказчики научных и образовательных услуг. Опишем взаимодействия университета с субъектами внешней части когнитивного пространства, а именно – с бизнес-партнерами. Эти взаимодействия можно рассматривать на трех уровнях.

На первом уровне предполагается максимальная согласованность между университетом и компаниями как в проведении научных исследований, так и в осуществлении образовательных услуг.

На втором – требуется установления тесных долгосрочных отношений между вузом и организацией.

На третьем уровне необходимы сетевые, наиболее тесные отношения с организациями, которые предполагают постоянный обмен знаниями и информацией. Взаимодействия университета с бизнес-партнерами обеспечивает устойчивые конкурентные преимущества: полноценное сотрудничество со всеми партнерами подразумевает и совместное принятие решений, и открытый обмен знаниями.

Взаимодействие между университетом и предприятием осуществляется через профессиональные сообщества университета и предприятия, которые регулярно вступают в коммуникации. Результатом этих коммуникаций выступают новые знания, усовершенствованные знания, знания, полученные в результате обмена. Чем больше отдает своих знаний университет бизнес-партнерам, тем более он востребован бизнес-сообществом, иначе говоря: научные разработки внедряются, а подготовленные специалисты необходимы на производстве.

Взаимодействия с профессиональными сообществами осуществляются на основе обмена знаниями. В стратегию компании заложены поддержка и способствование этому обмену, но не посредством какой-либо вертикально интегрированной структуры, а за счет по возможности более эффективной передачи полномочий сообществам и отдельным сотрудникам и их объединениям в социальную сеть на открытой основе.

С точки зрения усовершенствования новых знаний для предприятий-бизнес-партнеров менеджер по знаниям университета анализирует, во скольких случаях при запросе со стороны партнеров о заказе на усовершенствование имеющихся у партнера знаний университетом были получены усовершенствованные знания, а в скольких случаях –созданы новые. Этот анализ осуществляется на основе коэффициента результативности усовершенствования знаний партнеров по некоторой предметной области и коэффициента результативности создания новых знаний.

Коэффициент результативности усовершенствования знаний партнеров подсчитывается следующим образом:

где – количество усовершенствованных знаний, сформированных по заказам бизнес партнеров; – количество заказов бизнес-партнеров на усовершенствование знаний.

Коэффициент результативности создания знаний для бизнес-партнеров определится как:

где– количество созданных знаний по заказам бизнес-партнеров; – количество заказов бизнес-партнеров на создание знаний.

В нашем случае под знанием мы будем понимать результаты научных исследований, образовательные программы, инновационные проекты.

Обмен знаниями с бизнес-партнерами может быть задан коэффициентом результативности получения знаний от бизнес-партнеров университета и коэффициентом результативности передачи знаний бизнес-партнерам университета.

Коэффициент результативности получения знаний от бизнес-партнеров университета определяется следующим образом:

где – количество знаний, полученных от бизнес-партнеров; – количество знаний, полученных из всех источников за указанный период.

Коэффициент результативности передачи знаний бизнес-партнерам университета запишется как:

где – количество знаний, переданных бизнес-партнерам; – количество знаний, переданных в различные организации за указанный период.

Аналогично, определим коэффициенты результативности получения знаний от профессиональных сообществ и коэффициенты результативности передачи знаний профессиональным сообществам.

Коэффициент результативности получения знаний от профессиональных сообществ определяется следующим образом:

где – количество знаний, полученных от профессиональных сообществ; – количество знаний, полученных из всех источников за указанный период.

Коэффициент результативности передачи знаний профессиональным сообществам запишется как:

где – количество знаний, переданных профессиональных сообществ; – количество знаний, переданных в различные организации за указанный период.

Для реализации процессов трансфера знаний между университетом и бизнес-партнерами авторами предлагается система управления знаниями. Ее функционал позволяет организациям формировать заказы на усовершенствование и создание новых знаний, которыми являются научные исследования, образовательные программы, а вузам – размещать предложения о полученных результатах научных исследований.

Данная система позволит решить проблему методической, информационно-когнитивной и инструментальной поддержки взаимодействия в области проведения актуальных научных исследований всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов, вузов и научных организаций, органов государственного и муниципального управления).

Функционально система управления знаниями включает: модуль работы с организациями, модуль работы с университетами, модуль работы с профессиональными сообществами, модуль публикации информации для общественности.

Модуль работы с организациями предназначен для формирования банка данных заявок на создание и усовершенствования имеющихся знаний, формирование банка данных по требуемым исследованиям путем проведения анкетирования организаций; регистрации организаций-заказчиков исследований.

Основная задача модуля университетов – формирование банка данных по выполненным и выполняющимся научным исследованиям; информационный поиск по исследованиям, требуемым организациями-заказчиками; ведение блогов по научной проблематике.

Модуль работы с профессиональными сообществами обеспечивает ведение научных блогов, предоставление информации по научным школам, проведение конференций и научных семинаров.

Модуль публикации информации для общественности (т.е. всеми неавторизованными пользователями) обеспечивает публикации информации по разработкам и востребованным исследованиям. Модуль позволяет осуществлять вывод актуальных данных по востребованным исследованиям; вывод данных по последним инновациям и автоматическое формирование новостной ленты инноваций; доступ к блогам организаций; авторизованное комментирование пользователями инноваций, разработок, научных исследований и исследовательских организаций.

Данная система управления знаниями позволит управлять потоками знаний между организациями и вузами.

Вывод

Предложенный авторами инструментарий позволит оценить конкурентоспособность университета с точки зрения востребованности создаваемых и передаваемых им в бизнес-среду новых научных, учебно-методических и инновационных знаний.

Публикация подготовлена в рамках базовой части государственного задания по проекту № 1780 «Формирование механизмов обеспечения повышения конкурентоспособности современного российского высшего образования в условиях глобализации и международной интеграции на основе интеграционно-целевой концепции управления знаниями».

Рецензенты:

Корнеева Т.А., д.э.н., профессор, зам. директора института систем управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара.

Яхнеева И. В., д.э.н., профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Погорелова Е.В., Нотин Д.Г. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16917 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252