Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Багиева М.Г. 1 Кулов А.Р. 1 Кулова М.Р. 1 Орлова А.Г. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»
В статье дана оценка состояния экономики Республики Северная Осетия-Алания в контексте новых геополитических реалий и предложены концептуальные подходы к новой стратегии социально-экономического развития региона. На первый план задачи развития экономики РСО-Алания выходят структурные изменения в экономике и обеспечение занятости путем стимулирования частных и государственных инвестиций и накачивания совокупного спроса как стимулятора экономического роста. Авторы определяют институты и механизмы, необходимые к введению в финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной сфере. Ключевая идея состоит в организации на территории РСО-Алания производств, как высокотехнологических, так и с низкой технологичностью для обеспечения населения рабочими местами. В частности, это может быть производство на предприятиях пищевой промышленности продуктов питания для военных, например, так называемые сухпайков, но по более современным технологиям и пошив военного обмундирования. В рамках кооперации перспективно создание электронных систем для управляемых авиационных ракет на основе необходимого научно-образовательного потенциала в республике.
концепция
экономический рост
импортозамещение
стратегия
Северная Осетия
1. Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И., Ясин Е.Г. Российская экономика на поворо-те// Вопросы экономики. – 2014. - № 6. – С.4-17.
2. Гуриева Л.К. Инновационная модель антикризисной модернизации российской экономики [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/
3. Дзакоев З.Л. Ассиметрия социально-экономического развития регионов Юга Рос-сии//Вестник Владикавказского научного центра.- 2012.- №1.- С.41-49.
4. Кулов А.Р., Варламов С.А. Государственное регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной техники как фактор смягчения последствий мирового кризиса для отечественного товаропроизводителя [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2009/ekon12.html
5. Кулов А.Р. Доходность сельского хозяйства и инвестиционная активность в отрас-ли// Финансы. – 2006. - №11. – С.7-10.
Впервые за многие годы реформ постсоветского периода российские регионы получили возможность начать более активно развивать народное хозяйство территорий. Введенные странами Европейского Союза и США, Австралией и Японией санкции ограничивают доступ на отечественный рынок импортных товаров для бизнеса и широкого потребления, а также сужают доступ на рынки капитала как для производственного, так и для финансового секторов. Принятые Россией ответные меры по ограничению ввоза продовольствия из этих государств требуют замены «выпадающих» групп товаров и наполнения рынка этими товарами.

Сложившаяся экономическая ситуация, на наш взгляд, вообще уникальна, поскольку регионы располагают необходимыми ресурсами для налаживания производства товаров и услуг, которые вошли в так называемый «санкционный» список с обеих сторон, за исключением отдельных видов продукций (например, в сельском хозяйстве - тропические культуры; в добывающей промышленности - из редкоземельных полезных ископаемых, которые не добываются в стране и т.д.). Но, в подавляющем большинстве товарных групп можно наладить производство импортозамещающей продукции, тем более, что сохранившиеся производственные мощности имеющихся предприятий, как показывает анализ деятельности на основе статистических данных, загружены на 40-60%. А, во многих субъектах сложилась однобокая, узкоотраслевая экономика, которая оттягивает на себя практически значительные земельные, трудовые и финансовые ресурсы. В частности, такая однобокость характерна для экономики Республики Северная Осетия-Алания, в которой значительна доля спиртосодержащей продукции и сырья для их производства. Тогда как в дореформенный период регион производил достаточно широкий спектр товаров, начиная от военно-технической продукции, и заканчивая товарами народного потребления.

При выработке концептуальных направлений развития республики важно оценить текущее состояние социально-экономических процессов и выработать меры, которые способствуют экономическому росту региона. Понятно, что в рамках одной статьи это невозможно, и авторы не ставят перед собой такой масштабной цели. Основная цель нашего исследования заключается в выявлении базовых концептуальных направлений с наибольшим потенциалом влияния на комплекс мероприятий по росту и развитию народного хозяйства РСО-Алания.

В качестве отчетных периодов мы будем использовать данные первого полугодия 2014 года в сопоставлении с 2013 годом за аналогичный период, т.к. даже в текущем году наблюдаемые изменения подтверждают необходимость выработки мер по скорейшему преодолению негативных тенденций, в том числе за счет расширения производственно-отраслевой специализации республики. Хотя логичнее было бы сопоставлять годовые значения в большой динамике, но для целей выявления текущих отклонений происходящие изменения также достаточно информативны и базируются на официальных данных территориального отделения Росстата.

В сфере добычи полезных ископаемых за первые шесть месяцев 2014 г. объемы строительных нерудных материалов снизились до 69,6% уровня 2013 г. и составили 337,0 тыс. куб. м.; доломита было добыто на 5,5% меньше также. Только производство известняка увеличилось на 48,4% за этот период.

В сфере обрабатывающих предприятий по производству пищевых продуктов наблюдается больше негативная динамика. Например, несмотря на рост производства мяса на 23,2%,  колбасных изделий различных видов и сортов было произведено на 6,8% меньше. Производство масла сливочного упало на 23,7%, молока - до 98,7%, сыры и продукты сырные - до 86,6%, хлеба и хлебобулочных изделий - до 92,7%. Единственный вид продукции этого сектора, который вырос на 50,3%, является кондитерская продукция.

За первое полугодие 2014 г. отрадно наблюдать, на наш взгляд, снижение выпуска спиртосодержащих напитков или средства «одурманивания» населения. Так, спирта этилового из пищевого сырья было произведено 1698,8 тыс. дкл., что на 23,2% меньше аналогичного периода 2013 г.; водки и ликероводочных изделий -на 24,9%, столового вина - на 45,7%, Эти процессы сопровождались ростом выпуска пива и безалкогольных напитков, кроме минеральной воды, производство которой незначительно уменьшилось.

Текстильная промышленность по-прежнему находится в кризисном состоянии, предприятия которой почти вдвое снизили производство постельного белья и тюлевого полотна. Но, ведь на их производственных мощностях можно наладить выпуск столь необходимых для военных и гражданских нужд теплой зимней одежды.

Предприятия деревообрабатывающей промышленности также снижают объемы производства: ящиков из гофрированного картона было произведено всего 47% от уровня предыдущего периода; а производство шпона, фанеры, плит, панелей, шпона строганного снизились до 49,2%.

Производство мебели и прочей продукции (стулья, шкафы, столы и др.) возросло от 6% (мебель) до 20,5% (шкафы).

Производство пленки полимерной упало до 315,2 тонн, что составило 92,3% от уровня 2013 года за первое полугодие. А, выпуск окон и их коробок, подоконников полимерных было выпущено 14087 кв.м. или 84,9% от предыдущего периода.

Отрадно наблюдать рост в сферах, связанных со строительством. Так, кирпича произведено на 34,8% больше достигнув 12 млн. усл. кирпичей, , изделий сборных железобетонных - на 6,6% (11,7 тыс. куб. м.), товарного бетона - на 34,1% больше.

Но, производство асфальтобетона упало до 7819 тонн, что составило всего 22,2% аналогичного уровня предыдущего периода.

В металлургическом производстве также наблюдается снижение выпуска продукции: свинца необработанного - на 4,9%,  цинка необработанного - на 4,1%, вольфрама - на 76,9%, кадмия - на 9,3%, прокат плоский холоднокатаный с покрытиями из стали упал на 13,4%.

Отдельной строкой следует выделить цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в сопоставлении по регионам Северо-Кавказского федерального округа в июне 2014 года. Содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации, граждан собственников жилых помещений по иным основаниям в РСО-Алания обходится значительно дороже (12,28 руб кв.м.), чем в Республике Ингушетия (3.30 руб. кв.м.) и Республика Дагестан (9,53 руб. кв.м.) или Кабардино-Балкария (7,47 руб. кв.м.), Но, дешевле, чем Карачаево-Черкесская Республика и Ставрополь. 

Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, квадратных метров общей площади в РСО-Алания являются самыми дорогими (12,66 руб. кв. м. общей площади) в сравнении с другими республиками и края СКФО.

По оплате за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов 13,26 руб. за кв. м общей площади Осетия уступает только Ставропольскому краю (16,43 руб за кВ. м.) и Карачаево-Черкесской Республике (13,9 руб. за кВ. м.).

По газу, холодному и горячему водоснабжению регион находится в средней группе округа.

Безвозмездные поступления в бюджет РСО-Алания в  2012 году составили 13 млрд. 392,2 млн. руб., что составило 59,25% общих доходов республики, из которых на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в этот же период составили 6 млрд. 784,2 млн. руб. Рост размера государственного долга республики за 2013 год составил 723 млн. рублей. На 1 июля 2014 года  в республиканский бюджет поступили налоговые и неналоговые доходы на сумму 3 437 млн. руб. Критический объём государственного долга республики в размере 7 208млн. руб., предельные величины санкционированной и несанкционированной кредиторской задолженности организаций, (например, только в одной из больниц 20 млн. руб.) очевидным образом показывают, что регион балансирует на грани банкротства и одной из главных задач социально-экономического развития является рост налогооблагаемой базы.

В новых геополитических и экономических реалиях существующая Стратегия социально-экономического развития республики на период до 2025 года нуждается не просто в корректировке, а в радикальном пересмотре концептуальных подходов. Необходимы модернизация существовавшей в дореформенный период в регионе системы и структуры народного хозяйства, уход от ориентации на использование энергоемких экологически вредных промышленных производств. Доля продукции с низкой добавленной стоимостью в республике остается чрезвычайно высокой, что создает препятствия для успешной конкуренции региона на различных рынках: федеральном, межрегиональном, внешнем. Надо отметить, что отдельные, единичные, предприятия, успешно вышедшие на международные рынки, смогли это сделать не благодаря, а, скорее, вопреки, проводимой в республике промышленной политики. А, ещё точнее, её полному отсутствию.

На первый план выходят задачи развития экономики РСО-Алания в части структурных изменений и обеспечения занятости путем стимулирования частных и государственных инвестиций и накачивания совокупного спроса как стимулятора экономического роста.

В финансово-кредитной сфере - стимулирование активного формирования системы кредитной кооперации, что называется «снизу-вверх», а не наоборот, как это предпринимаются попытки сделать сейчас. Формы кредитной кооперации могут быть разными, начиная от касс взаимопомощи до кредитного потребительского кооператива граждан. Важно сформировать единую трех (или двух-) - уровневую систему  микрофинансирования на принципах государственно-частного партнерства для широкого доступа к ресурсам непосредственных товаропроизводителей.

В инвестиционной сфере - формирование частных инвестиционных фондов (паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов) для аккумулирования средств под конкретные программы развития тех или иных отраслей. Это даст возможность найти и привлечь ресурсы для ускорения процесса обновления производств на новой технологической основе.

В инновационной сфере архиважным является создание, пусть и на региональном уровне, особых экономических зон, где инноваторы сконцентрировали бы свои усилия на разработке передовых технологий и товаров. В настоящее время необходим механизм, который бы способствовал процессу реализации инноваций, что позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности регионального товаропроизводителя на рынке. С этой целью необходимо создание единой модели государственной поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, которая бы охватывала весь спектр: организационные инноваций, технологические, маркетинговые, финансовые, и др.

Одной из целей создания системы поддержки конкурентоспособности малого инновационного предприятия на региональном уровне является формирование конкурентоспособного производства путем активизации процессов концентрации капитала и производственных ресурсов в сфере развития высоких технологий. Предлагаемые сегодня направления развития экономики республики, например, туристический кластер, исходят из идеи создания рекреационной зоны, что представляет, безусловно, определенный интерес, но рассчитано, в основном, на неблизкую перспективу.

В связи с выработкой Правительством Российской Федерации комплексной программы импортозамещения продукции оборонного комплекса представляется возможным и необходимым выйти с предложением от имени Правительства Республики Северная Осетия-Алания разместить те или иные части данных производств на территории региона. Производства могут быть организованы как полного цикла, так и в рамках кооперации с другими предприятиями оборонного подкомплекса.

Некоторые направления, которые можно использовать, не привлекая существенных инвестиционных ресурсов, а только, при необходимости, предоставляя технологии,  могут быть следующие. Например, учитывая имеющийся потенциал, в регионе может быть налажен полный цикл приборов ночного видения, так как один из основных компонентов - микроканальные пластины - выпускается республиканским предприятием ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик»».

Также возможна и перспективна организация производства по выпуску обмундирования, учитывая, что в советские годы в Осетии были производственные мощности по пошиву различных изделий в крупных масштабах, а один из представителей осетинской диаспоры в Санкт-Петербурге имеет достаточно крупное швейное производство и поставляет свою продукцию в армию. Его привлечение для размещения и организации производства продукции на территории республики может способствовать увеличению занятости населения в этой отрасли легкой промышленности. 

Может быть организовано производство на предприятиях пищевой промышленности продуктов питания для военных (например, так называемые сухпайки), но по более современным технологиям. Это, кстати, позволит задействовать все производственные ресурсы в самом сельском хозяйстве республики, и способствовать уходу от сложившейся специализации сельскохозяйственных организации на фактическом производстве монокультуры - кукурузы на зерно для спиртовых заводов региона.

В рамках кооперации могут быть организованы производства по созданию электронных систем, например, для управляемых авиационных ракет, так как в республике имеется достаточный научный потенциал для реализации этого направления с минимальными государственными издержками.

Производства,  которые потребуют больших финансовых ресурсов (например, проекты подключения РСО-А к программе организации производства двигательных установок для авиационных ракет, так называемого малого боя, которые в настоящее время, производятся на территории Украины), могут быть организованы при непосредственном участий государства и заинтересованных частных компаний оборонного комплекса.

Ключевая идея состоит в организации на территории РСО-Алания производств, как высокотехнологических, так и с низкой технологичностью для обеспечения населения рабочими местами.

Иными словами, сегодня появился уникальный шанс кардинальным образом изменить экономическую карту Республики Северная Осетия-Алания, подключившись к реализации государственной программы импортозамещения продукции оборонного комплекса и двойного назначения.

Для этого, нужна экстренная выработка комплексной программы развития региона, но не столько на базе имеющихся производственных мощностей, сколько на основе тех отраслей, которые можно создавать и развивать в республике с привлечением самого широкого круга специалистов. Соседние республики СКФО и ЮФО тоже могут работать в этом направлении, стремясь выйти на федеральное правительство для закрепления за своими регионами тех или иных размещаемых производств по выпуску импортозамещаемой продукции.

Что можно и нужно производить из перечня импортозамещаемых товаров не только военного, но и гражданского назначения - вопрос скорейшего общественного обсуждения не только узких специалистов, но и широкой общественности к которому могут и должны быть привлечены лучшие умы соотечественников - уроженцев Северной Осетии-Алании - которые трудятся за пределами республики.

Это необходимо также для оживления экономики Республики, особенно на фоне наблюдаемого снижения производственных показателей по многим отраслям и сферам.

Все вышесказанное позволяет констатировать необходимость принятия мер по выработке программы по подключению республики к импортозамещению, в том числе в военной сфере.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой менеджмента, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ;

Хубаев Т.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры финансов и кредита, Владикавказский институт управления, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Багиева М.Г., Кулов А.Р., Кулова М.Р., Орлова А.Г. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16894 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674