Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА)

Сагимбаева Г.С. 1 Дарвиш О.Б. 2
1 РГП «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»
2 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»
В статье аргументируется основная цель участия Казахстана в Болонском процессе, рассматривается американская (United States Credit System - USCS), которая применяется с конца ХХ века, и европейская кредитная система зачетных единиц (European Credit Transfer System - ECTS), которая начала формироваться с середины 80-х гг. Практическую ценность статьи представляют осуществленный сравнительный анализ традиционной и кредитной систем обучения. Представлены преимущества и недостатки кредитной системы обучения. На основе аналитического обзора научных исследований по проблемам кредитной системы обучения выделены особенности подготовки будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения, реализуемой в казахстанских вузах. Авторами проведена серьезная работа по определению обобщенных результатов эксперимента по всем пяти критериям эффективности ее реализации.
кредитная система обучения
индивидуальный образовательный маршрут
Болонская декларация
1. Ахметова Г.К., Таубаева Ш.Т., Ульман А.А. Стратегия пошагового внедрения кредитной системы обучения в вузах // URL: http://www.kaznu.kz
2. Ибраева Э. А. Актуальные вопросы внедрения кредитной системы обучения в учебных заведениях профессионального образования // URL: http://aksim.kz/u_m.htm
3. Иванкина Л.И., Мертинс К.В., Минин М.Г. Кредитная система как фактор мотивации повышения качества обучения в вузе//Вестник Бурятского университета.-2011.-№1.- С.153-159.
4. Приказ МОН РК №566, 22.11.2007. с изменениями и дополнениями №404,30.07.2010. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.
5. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс : информационные материалы для практических действий /[под ред. Г.Д. Закировой и др.]. Алматы : 2009. – 120 с.

В 2010 году Казахстан полностью присоединился к Болонской декларации, став тем самым центрально-азиатским государством – равноправным членом Европейского образовательного пространства.

В соответствии с Болонской декларацией обязательными ее параметрами являются: трехуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS; академическая мобильность всех субъектов образовательного процесса; европейское приложение к диплому; контроль качества высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства. В свою очередь, рекомендованными параметрами Болонского процесса стали: единые европейские оценки; активная вовлеченность студентов в образовательный процесс; социальная поддержка малообеспеченных студентов; образование в течение всей жизни.

Основной целью участия Казахстана в Болонском процессе является расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, а также развитие мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использование системы кредитов, выдачи выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому. В соответствии со взятыми на себя обязательствами в русле Болонской Декларации Казахстан должен реализовать ряд мероприятий, обеспечивающих признание образовательных программ, в первую очередь, за счет введения системы зачетных единиц – кредитов. С целью международного признания национальных образовательных программ, обеспечения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского образования в вузах Республики внедрена кредитная система обучения (КСО). Этот приоритет обозначен в Концепции развития образования в РК до 2015 года, где в качестве доминирующей тенденции провозглашена подготовка специалистов высшей квалификации на основе использования кредитной технологии обучения, которая обеспечит её непрерывность, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ, а также в Государственной программе развития образования до 2020 года и ряде других документов.

В настоящее время наиболее распространенными и сформировавшимися кредитными системами являются американская (United States Credit System - USCS), которая применяется с конца ХХ века, и европейская кредитная система зачетных единиц (European Credit Transfer System - ECTS), которая начала формироваться с середины 80-х гг. и с 1997 года принята Европейской комиссией в качестве единой системы сопоставления результатов обучения в образовательном пространстве стран ЕС. С июня 1999 года, после подписания европейскими странами Болонской декларации (где введение кредитной системы обучения является основным критерием вхождения страны в Единое Европейское Образовательное Пространство) эти процессы стали распространяться все более интенсивно.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих специалистов в условиях кредитной системы обучения (на примере Казахстана) проводилась на базе ВКГУ им. С. Аманжолова. Выборка респондентов составила 256 человек.

Анализ литературы позволил констатировать, что кредитная система – это асинхронная (в отличие от традиционной - «линейной») модель организации учебного процесса. В нее входят все обеспечивающие ее механизмы, включая кредитную технологию учета, систему выбора учебных курсов, принципы выставления оценок, набор критериев получения диплома, правила перевода с курса на курс, правила конвертации полученных кредитов при переводе в другой вуз и т.д.

При этом под кредитом понимается унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя, соответствующая 45 академическим часам общей трудоемкости за любой академический период в бакалавриате, 60 академическим часам в магистратуре и 75 академическим часам в докторантуре. Следовательно, кредитная система обучения (credit based system) (КСО) это предметно-курсовая образовательная модель, построенная на требовании выполнения объема учебной работы, выраженного в кредитах с целью получения профессиональной квалификации или степени.

Сравнительный анализ традиционной и КСО показывает существенные различия между ними по ряду признаков: продолжительности учебного года, каникул, семетров, сессий, по формам и методам контроля и оценки качества обучения, передвижению студентов из вуза в вуз, траектории обучения, выборности курсов и дисциплин, мобильности и др.

Проведенное сравнение кредитной системы и традиционной (линейной) системы обучения позволяет нам говорить о том, что именно кредитная система имеет возможность подготовить студентов к профессиональной деятельности в условиях современного информационного (постиндустриального) общества и при правильной организации и построении учебного процесса может стать залогом высокого качества образования.

Согласно Правилам организации учебного процесса по КСО, каждые 15 академических часов аудиторной работы сопровождаются 30 часами самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является основным преимуществом кредитной системы. Свободный выбор предметов, преподавателей, расписания дает студентам возможность быть независимыми, активными, мобильными, планировать и осуществлять свою образовательную деятельность так, как им удобно. К другим преимуществам кредитной системы следует отнести: высокую степень академической свободы; самостоятельный характер учебной деятельности студентов; развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя; самостоятельную поисковую учебную деятельность студентов; инновационное содержание образовательных программ; расширение объема вузовского компонента образовательных программ; увеличение удельного веса активных, проблемно-стимулирующих, интерактивных методов обучения; преобладание практических форм проведения занятий; систематический, пошаговый контроль учебной работы студентов; продуктивный, исследовательский уровень усвоения знаний; диверсификацию содержания и сроков освоения образовательных программ; совместимость с любой национальной образовательной системой; возможность международного зачетного перевода.

Следует подчеркнуть, что преимущества кредитной системы касаются в первую очередь три взаимодействующих стороны – студентов, преподавателей и учебное заведение. И каждая из сторон выигрывает от этого по своему. Для студентов преимуществами являются: свободный выбор предметов, преподавателей и расписания; накопительная система оценок, т.е. возможность оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после него; расширенные возможности коммуникации, навыки быстрой адаптации к новой обстановке, общения и обмена информации; конфиденциальность сведений студента о его оценках, количестве набранных кредитов, обеспеченная присвоением идентификационного номера.

Преподаватели также немало выигрывают от кредитной системы: заинтересованность студентов в предмете – намного облегчает работу преподавателя; четко градуированная система оценок позволяет справедливо и прозрачно оценить успеваемость студента; возможность получать оценки от студентов, мнения и рекомендации по ведению предмета.

Что касается самого учебного заведения, то введение кредитной системы добавляет заметную долю гибкости и приспособляемости к его политике. В отличие от традиционного университета, где учебный план мог оставаться постоянным на протяжении 10-15 лет, университет нового образца имеет возможность изменять состав преподаваемых дисциплин достаточно оперативно, ориентируясь на спрос на ту или иную специальность на рынке труда, учитывая ее актуальность при имеющихся рыночных и социальных тенденциях.

Если говорить о недостатках кредитной системы в Казахстане, то они заключаются в первую очередь в необеспеченности студентов учебно-методическими материалами, достаточным количеством учебников для самостоятельной работы, что является следствием отсутствия систематизированных представлений о специфике, сущности и структуре научного и информационно-методического сопровождения кредитной системы обучения. Не менее важной проблемой является неподготовленность студентов к самостоятельной работе, их неумение ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к новым условиям.

Учитывая перечисленные выше особенности кредитной системы, сделаем попытку экстраполировать их на процесс подготовки специалистов с выделением особенностей обучения в казахстанском вузе. В научной литературе под «особенностями» понимают те характерные черты, свойства и качества объекта, которые его отличают от других сходных объектов. Выделение особенностей подготовки специалистов в условиях КСО поможет осмыслить процесс реформирования системы высшего образования в направлении перехода на 3-х ступенчатую модель (бакалавриат, магистратура-докторантура), представить трудности такого перехода, спрогнозировать пути их преодоления.

Первая особенность непосредственно связана с перестройкой стиля деятельности преподавателей, которые непосредственно вынуждены адаптироваться и приспосабливаться к «новой» кредитной системе, переходя от традиционных «авторитарных» форм и методов преподавания к субъектно-ориентированным, предполагающим активную познавательную деятельность студента. Переход от авторитарной (субъект-объектной) образовательной парадигмы к гуманистической образовательной парадигме (субъект-субъектной, полисубъектной) означает, в первую очередь, отказ понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как интерпретаторе знаний и центральной «фигуре» педагогического процесса, а значит основного источника активности. На смену приходит понимание образования как достояния, где учитывается субъектный опыт и потенциал отдельной (каждой) личности как средство ее самореализации и самоактуализации в жизни, построения личной карьеры. А это изменяет цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы, методы, роль педагога в образовательной среде и т.д.

Вторая особенность подготовки специалистов предусматривает создание специальной информационно-образовательной среды, ориентированной на самостоятельное освоение образовательных программ. Образовательная среда определяется как среда конкретного учебного учреждения, которая состоит из совокупности материальных, пространственно-предметных, социальных, межличностных факторов, где они взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняемы и оказывают определенное влияние на всех субъектов активно участвующих в образовательной среде.

Следующая особенность связана с переносом акцента со знаниево-ориентированной направленности в подготовке специалистов на компетентно-ориентированную, где во главу угла ставятся не столько теоретические знания, «оторванные» от практики, сколько компетенции.

Еще одна особенность связана непосредственно с организацией учебного процесса в условиях КСО, а именно достижение максимальной индивидуализации обучения будущих специалистов. Именно эта особенность позволяет производить выбор только тех дисциплин (а значит и кредитов), которые студент может усвоить в силу своих особенностей и уровня обученности; производить выбор преподавателей в соответствии со своими представлениями о предмете, требованиями и установками и т.д. Кроме того, КСО предусматривает самостоятельное индивидуальное планирование образовательной программы, повышение уровня мотивации и самообразования.

Следует выделить особенность в подготовке специалистов в условиях КСО, связанная с участием работодателей в реализации образовательных программ. Она предусматривает выполнение студентом дипломных, курсовых проектов на основе реальных заявок и заданий предприятий и организаций; участие в проведении исследовательских работ и внедрении результатов исследования в практику; участие в формировании каталога элективных дисциплин; участие в разработке модели специалиста (т.е. компетенций специалиста); приглашение ведущих специалистов для чтения спецкурсов и семинаров; проведение экспертизы образовательной программы; проведение защит дипломных проектов непосредственно на предприятии; включение работодателей в Попечительский Совет вуза.

В нашей экспериментальной работе оценку эффективности реализации ИОМ мы проводили по широкому спектру параметров, среди которых в качестве основных можно выделить: структурно-содержательная определенность, очерченность маршрута; стратегии продвижения по маршруту (горизонтальная, вертикальная, смешанная); интенсивность продвижения по маршруту; результативность (мотивационный критерий: устойчивые познавательные мотивы, внеучебные и учебные познавательные интересы, осознаваемые профессиональные интересы, соотносящиеся с познавательными; ценность познания); интеллектуально-познавательный критерий (показатели: самостоятельная постановка целей и задач; выдвижение гипотезы о связях и закономерностях собственных действий при проектировании ИОМ; формулировка умозаключений на основе аргументации; владение логическими операциями мышления; использование различных методов познания; перенос мыслительных приемов от этапа к этапу маршрута; создание алгоритмов, ориентировочных основ маршрута); информационно-коммуникативный критерий (показатели: информированность о собственных возможностях и возможностях образовательного пространства; построение речевого высказывания; работа с информацией); эмоционально-волевой и регулятивный критерий (показатели: удовлетворенность условиями организации обучения, удовлетворенность отношениями, адекватная позитивная самооценка и уровень притязаний, переживаемые по отношению к учению эмоции, познавательная рефлексия действий по решению задач проектирования индивидуального образовательного маршрута, уровень общей тревожности, ответственность за собственный выбор действий в индивидуальном образовательном маршруте, контроль и оценка процесса и результатов деятельности по реализации шагов маршрута); критерий субъектности обучаемого в образовательном процессе (показатели: инициатива в определении целей и способов их достижения, стремление к самопознанию, ценность и значимость собственной личности, опыт самостоятельного проектирования, исследования, опыт делового лидерства); прослеживание перспектив развития маршрута.

В соответствии с выводами констатирующего эксперимента проводимого на базе ВКГУ им. С. Аманжолова, выборка респондентов составила 256 человек, а также поставленными в исследовании задачами, вся опытно- экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности разработанной нами модели формирования ИОМ, а также реализацию разработанной технологии проектирования ИОМ.

Обобщенные результаты эксперимента по всем пяти критериям эффективности реализации ИОМ студентов представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты эксперимента эффективности реализации ИОМ по пяти критериям

Рисунок наглядно иллюстрирует существенную разницу между экспериментальной и контрольной группами эффективности реализации ИОМ по следующим критериям: мотивационному, интеллектуально-познавательному, информационно-коммуникативному, эмоционально-волевому и критерию субъектности. Для подтверждения достоверности отличий результатов в контрольной и экспериментальной группах нами был применен критерий согласия К. Пирсона. Рассчитанные значения χ² всех компонентов эффективности формирования ИОМ студентов в условиях КСО значительно больше критического значения χ² (равного 5,99) с вероятностью 95%.

На основе аналитического обзора научных исследований по проблемам КСО нами были выделены особенности подготовки будущих специалистов в условиях КСО, реализуемой в казахстанских вузах: перестройка стиля деятельности преподавателя вуза к особенностям КСО; создание специальной информационно-образовательной среды вуза; перенос акцента со знаниево-ориентированной на компетентностную парадигму образования; достижение максимальной индивидуализации в подготовке будущих специалистов; участие работодателей в реализации образовательной программы. Однако выделенные особенности не являются исчерпывающими, так как могут варьироваться и дополняться, обуславливаясь спецификой того или учебного заведения. Опытно-экспериментальная работа предполагала разработку содержательных и технологических основ процесса формирования ИОМ студента в условиях КСО. Для этого были реализованы последовательные этапы, где ведущее место занимает курс «Проектирование ИОМ в условиях КСО», а также дидактические игры, тренинги, форумы, консультации, деятельность информационно-образовательного портала ВКГУ им. С.Аманжолова. Эффективность внедрения сконструированной модели подтверждается получением статистически значимых различий в динамике развития медиакомпетентности педагогов в условиях Ресурсного центра, контрольных и экспериментальных группах по всем трем компонентам: процессуальному, мотивационно-ценностному и содержательному.

 

Рецензенты:

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.

Колмогорова Л.С., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г.Барнаул.


Библиографическая ссылка

Сагимбаева Г.С., Дарвиш О.Б. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16555 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674