Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: CУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ

Печерица Е.В. 1 Шарафанова Е.Е. 1
1 ФБГОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный экономический университет
В статье рассматриваются направления и роль религиозного туризма. Авторами анализируются особенности размещения паломников исповедующих различные религии.Авторы статьи считают, что «особым интересом в привлечении паломников и религиозных туристов являются центры религий, святые места. Посещение таких мест может быть обусловлено проведением различных праздников, культовых актов, фестивалей, проходящих в определенное время года».Рассматриваются определения религиозного туризма и типы религиозных поездок, на основании чего сделан вывод о том, что современное путешествие (и религиозное, не исключение) прямым образом связано с необходимостью предоставления туристам разнообразных услуг, жизненно необходимыми из которых являются: питание, транспорт, оформление документов. Авторы также делают вывод о том, что понимание, знание и использование туристских мотивов в путешествии с религиозными целям, могут стать залогом успешного продвижения и популяризации данного туристского направления.
монастыри
экскурсии
туристы
гостиницы
паломнический туризм
религиозный туризм
1. География туризма Текст: учебник / кол.авторов; под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008. - 592 с.
2. Силантьева М.В. Духовный смысл православного паломничества в эпоху глобализации / М.В. Силантьева // Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретаций. Сборник научных статей. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2012. - С. 150 – 173
3. Религиозный туризм как возможная ступенька к паломничеству. Конференция «Развитие религиозного туризма в России» состоялась в Москве / Агентство религиозной информации Благовест - Инфо. Москва, 23.09.2010. – http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=36791 (дата обращения 16.09.2014).
4. Митрополит Кирилл. Проблемы развития современного православного паломничества [Текст] // Туристские Фирмы. Выпуск 36(4)
5. Сенин В. С. Организация международного туризма [Текст]: учебник / Сенин В. С. М.: Финансы и статистика, 2009. – 400 с.
6. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие, Издательство: Academia, 2009. – 288 с.
7. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Москва, 2010. – 27 с.
8. Бабкин А.В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
9. Житенев С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. – М. :Индрик, 2012. - 263 с.
10. Колмаков В.В. Государственно-частное партнерство как инструмент обеспечения регионального развития//Инновации в науке. -2013. -№ 28. -С. 228-233.
11. Неживенко Е.А. Актуальные проблемы исследования конкурентоспособности российских регионов. Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. Т. 7. № 1. С. 83-95.
12. Печерица Е.В. Основные направления развития туристского кластера в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 11. С. 14-22.
13. Печерица Е.В. К вопросу о развитии религиозного туризма в РФ. Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции (г. Белгород, 26-28 марта 2014г.) Белгород: «ЭПИЦЕНТР», 2014. – С 230-233.
14. Полякова А.Г. Устойчивое развитие в координатах пространственной экономики//Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2011. -№ 3. -С. 179-186.
15. Пономаренко Е.В. Архитектурно-градостроительное наследие Южного Урала как туристический ресурс. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 36. С. 130-137.
16. Курушина Е.В. Конкурентоспособность российских регионов. Российское предпринимательство. 2010. № 5-1. С. 130-134.
17. Родионов Д.Г. К формированию в городах России зон туристско-рекреационной и сервисной специализации // Проблемы современной экономики. – 2004. – № 1-2. – С. 154-155.
18. Заборовская О.В. Проблемы совершенствования кластерного подхода к развитию туризма в региональной экономике // Мир экономики и права. – 2012. – №2. – с. 4-1.
Любое путешествие имеет цель (или ряд целей), оно в основе своей имеет мотив. На протяжении истории человечества, мотив путешественника зачастую имел религиозное содержание. Такие путешествия со временем стали называть паломничеством (по традиции христианских путешественников, путешествующих в Святую Землю и привозивших с собой оттуда пальмовую ветвь) [1,169-184].

Целью данного исследования является определение сущностных аспектов паломнического туризма.

Религиозный туризм - это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием. Знакомство представителей различных религий и слоев населения не только с религиозными, но и с историческими, культурными и художественными ценностями посещаемых мест, дает возможность им получить новые знания, по-новому оценивать окружающую действительность.

Организация религиозного туризма требует тщательной подготовки программ пребывания и участников поездок, для положительного восприятия атмосферы посещаемых достопримечательных мест[17, 18]. В практической деятельности следует учитывать новые тенденции и явления и появляющиеся информационные возможности, связанные с новейшими техническими достижениями.

На рисунке 1 схематично показаны основные направления религиозного туризма.

 

 

 

 Рисунок 1 - Направления религиозного туризма

Сегодня паломничество имеет большое значение в жизни общества (см. таблицу 1).

Таблица 1

Роль религиозного туризма в жизни современного общества

Роль религиозного туризма

Пример

Название монастырей

Духовно-просветительская

Знакомство с географией и историей посещаемого места, с особенностями проведения богослужения, некоторые монастыри практикуют проведение духовных спектаклей для паломников и экскурсантов, организуют детские клубы любителей животных [2, с. 150 – 173]

Александровский женский монастырь, Московская обл., Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл., [2, с. 150 – 173]

Общеобразовательная

Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными, и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи, экспозиции, которых знакомят с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи, учебные заведения, такие как православные гимназии, духовные и епархиальные училища, духовные академии

Свято-Данилов мужской монастырь и Новодевичий женский монастырь, г. Москва, Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, Свердловская обл., Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром, Владимирской обл., Казанский Девичий женский монастырь, г. Калуга, Троице-Сергиевая лавра, г. Сергиев Посад Московской области

Миссионерская

Поездки по святым местам способствуют углублению веры, поиску смысла жизни

Все святыни Российской Федерации и мира

Благотворительность

На территории некоторых монастырей находятся богадельни, приюты для детей-сирот, приюты для детей из неблагополучных или асоциальных семей, благотворительные медицинские центры, организуются паломнические поезди для оказания какой-либо помощи нуждающемуся в ней монастырю или храму.

Свято-Успенский женский монастырь, Ивановская обл.; Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром Владимирской обл., Приволжский Свято-Никольский женский монастырь, Ивановская обл.,Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл.

Определение туризма как вида деятельности ни в чем не уступает с понятием и сутью паломничества. Опираясь на научное определение паломничества и религиозных туров, можно сказать, что оно в большей мере относится к туризму, чем к духовной деятельности человека, на основании чего можно смело говорить о паломничестве как о туре [3]. В ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ тур определяется как: «тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия» [2, с. 150 – 173].

Тем не менее, в научных кругах имеются разнообразные подходы к определению и содержанию религиозного туризма. Некоторые зарубежные и отечественные ученые (А. Бабкин [8], Т. Христов[6]), считают, религиозный туризм можно разделить на два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Данное разделение основывается на экономических показателях, так как в религиозном туризме, и в паломничестве туристы расходуют средства на транспорт, размещение и питание, но данный критерий не предусматривает возможности для их объединения.

Однако имеется и другое мнение о том, что религиозный туризм является составляющей частью паломничества. Ученые, настаивающие на данном утверждении, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его современном облике. Такого мнения придерживаются некоторые европейские исследователи. Однако в таких странах, где располагаются важные религиозные святыни, и имеется большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между паломниками и туристами.

Туристские объекты - соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - пользующиеся возрастающим спросом становятся частью современной индустрии туризма [14]. Памятники религии, истории и культуры играют существенную роль в мотивации посещения того или иного региона или города.

В учебном пособии Т. Т. Христова «Религиозный туризм»[6] рассказывается о святых местах и религиозных центрах. Дано краткое описание существующих религий. Теоретический материал в книге сочетается с вопросами организации туристских поездок. Рассмотрены особенности работы ряда российских турфирм по организации религиозного туризма. Вопросы религиозного туризма и паломничества, их правовое регулирование, анализ современного состояния, стратегия развития рассматриваются в трудах патриарха Кирилла [4] и др. Специалисты туристской отрасли должны не только уметь организовывать различные турпоездки, по и представлять, что такое религия, понимать мотивацию паломников или людей, отправляющихся в экскурсионный тур по святым местам. Это поможет им в понимании потребностей туристов при создании и продвижении турпродукта.

Многие религиозные памятники, являющиеся объектами туристского показа, находятся под охраной государства. В Российской Федерации отмечается процесс роста количества различных туристских фирм специализирующихся на организации религиозных паломнических туров, а также некоторых паломнических служб, организованных при монастырях, церквях и других религиозных организациях. За последние 10 лет в нашей стране существенно возросло число туристов, совершающих паломничество к святыням России и зарубежья.

Как и туристы, совершающие поездку с другими различными целями, паломники пользуются услугами индустрии туризма: транспортом, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Однако паломники часто пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает, обязательна для них. В таблице выделены некоторые особенности приема паломников в разных религиях.

Таблица 2

Особенности размещения паломников,исповедующих различные религии

Вид вероисповедания

Где принимают

Особенности

Христианство

1. Монастыри

2. Гостиницы

1. Только по предварительной договоренности или благословлению настоятеля.

2. На ограниченное время или на неограниченное время

3. Предоставляющие возможность проживания с питанием, или не предоставляющие такие услуги

4. Только мужчин или паломников обоих полов

5. Взимающие плату за предоставляемые услуги или не взимающие

6. На территории, которых имеются культурные объекты или не имеющие

7. Организованы православные воскресные школы, епархиальные училища, детские приюты, богадельни или монастыри, не имеющие социальных объектов

Ислам

1. Отели

2. В палатках

Для паломников в Мекке организованы специальные лагеря

Буддизм

1. Отели

2. В палатках

Отели различной категории

Паломнические поездки могут отличаться разным соотношением доли непосредственно паломничества и доли религиозного туризма. Исследуя содержание любого паломничества, можно сделать вывод, что оно в равной степени связано с предоставлением традиционных услуг, как любые другие туры [11].

Особым интересом в привлечении паломников и религиозных туристов являются центры религий, святые места. Посещение таких мест может быть обусловлено проведением различных праздников, культовых актов, фестивалей, проходящих в определенное время года [13]. В связи с этим религиозных поездках принимают участие, как верующие, так и светские лица, таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в религиозном туризме очевидны [12]. Понимание, знание и использование туристских мотивов в путешествии с религиозными целям, могут стать залогом успешного продвижения и популяризации данного туристского направления [15]. Только выявив мотивы религиозного путешествия, туристические организации могут вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению клиента и приданию ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта[16].

Таблица 3

Определения религиозного туризма

Автор

Определение

Сенин В. С.

Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскурсионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты [5, c. 66-68].

Житенев С.Ю.

Религиозный туризм – одно из наиболее динамично развивающихся в последнее время и перспективных направлений туризма. Основная цель религиозного туризма, как определяют ее участники конференции, - «стремление приобщить людей, принадлежащих к различным конфессиям, к диалогу и взаимодействию, к смягчению возникающей на религиозной и социальной почве напряженности в обществе [7, c. 3-6].

Бабкин А.В.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. [8,c.6-8]

Христов Т.

Религиозный туризм, это люди, которые выезжают за пределы традиционного среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий» [6, c. 4-5].

В источниках по туристскому бизнесу понятие «религиозный туризм» заменяют понятием «паломничество», экскурсии с религиозной тематикой не отличают от религиозных путешествий.

В.С. Сенин в своем учебном пособии «Организация международного туризма» считает, что религиозный туризм имеет три формы:

1)                 Туры с целью паломничества;

2)                 Экскурсионные туры по религиозной тематике;

3)                 Специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты [5, c. 66-68].

Основываясь на данной классификации, с исследователем можно согласиться, если считать, что туры с целью паломничества являются обязательно дальними путешествиями, в которые отправляются только верующие, и где экскурсии с познавательной целью вообще не предлагаются. Экскурсионные туры составляются только для туристов, при этом экскурсия должна являться составляющей, как длительного путешествия, так и короткого пребывания в поездке. В таблице 1.1.3 выделы несколько типов таких поездок:

Таблица 4

Типы религиозных поездок

Тип поездки

Пример

Собственно паломничеств

В такие поездки всегда включается богослужение (обычно литургия), чтение акафистов (прославлений), молебны [6, с.35 - 39]. Исторический аспект здесь тоже присутствует, но речь идет в основном о тех событиях, которые непосредственно связаны с православием в данной местности: возникновение обители, жития святых, гонения, защита монастырей от врагов. Прежде всего, это поездки по России, Украине, Белоруссии, в Сербию, Италию, на Святой Афон (Греция), на Святую Землю – в Израиль[9, c.19-25]

Паломничество со значительной долей православного паломнического туризма [91, с.35 - 49]

Это в основном поездки в Европу: Германия, Франция, Испания, Португалия и Северную Америку. Здесь есть все признаки собственно паломничества (литургии, встречи со священниками и прихожанами местных храмов, молебны о путешествующих), но сверх этого экскурсовод расскажет о дохристианской истории Салоник, известных не только проповедью святого апостола Павла. В Париже паломники побывают не только у Тернового венца Спасителя в соборе Нотр-дам-де-Пари, но и увидят Эйфелеву башню, легендарный Монмартр, Елисейские поля. В США паломники не только, побывают в русских храмах и монастырях, но также увидят Ниагарский водопад и Большой Каньон [9, c.19-25].

Поездки с преобладанием именно паломнического христианского туризма, хотя и паломническая составляющая остается ощутимой

Например, путешествие в Эфиопию. Эфиопская церковь – коптская. Она расходится в догматах с Греко-Православной церковью (в том числе и с Русской Православной Церковью), поэтому участвовать в совместных богослужениях канонически запрещено. Однако, это интереснейшая именно с христианской точки зрения страна. Удивительная в своей наивной искренности иконопись, древние храмы, повсеместное почитание Христа, Богородицы и святых, сохранившееся в почти полной вынужденной изоляции от христианского мира.

В таблице 4 видно, что собой представляет каждый из видов паломнического туризма.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что современное путешествие (и религиозное, не исключение) прямым образом связано с необходимостью предоставления туристам разнообразных услуг, жизненно необходимыми из которых являются: питание, транспорт, оформление документов. Характеристиками организации религиозных туров, также, как и прочих, являются наличие должного обеспечения туристов всем необходимым набором услуг, пусть подчас и весьма специфичных. Это и говорит в пользу того, что при должном, строго дозированном насыщении религиозного тура классическим набором услуг по размещению, питанию, транспорту, оформлению документов и т.д., содержание тура нисколько не страдает.

Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВО «СПбГЭУ» на 2014-2016 гг. Проект 2.2.3. «Научно-исследовательское и образовательное сопровождение развития туристической индустрии на базе научно-образовательного центра социально-экономического и  гуманитарного развития международного и регионального туризма»

Рецензенты:

Черненко В.А., д.э.н., проф. заведующий кафедрой корпоративных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург;

Безденежных Т.И., д.э.н., проф., заведующая кафедрой страхования и управления рисками, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: CУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16486 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674