Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пайдуков Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
В представленной статье описывается построение модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, содержательной основой которой является спецкурс «Основы эстетического воспитания школьников». Необходимость данного исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к реализации образовательного процесса. Моделирование рассматриваемого процесса осуществляется с учетом положений деятельностного, интегративного, компетентностного, контекстного, личностно ориентированного, системного и этнопедагогического подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (методологические подходы, принципы), содержательный блок (содержание), технологический блок (организационные формы, методы, средства) и результативный блок (результат). Эффективность овладения будущими бакалаврами педагогического образования компетентностью в области эстетического воспитания школьников, организованной в соответствии с предложенной моделью, выявлена в ходе опытно-экспериментальной работы.
модель формирования
бакалавр педагогического образования
компетентность
эстетическое воспитание школьников.
1. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование России. – 2006. – Ноябрь. – С. 39–46.
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
3. Колесникова, И. А. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
4. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
5. Ляхова, Т. Ю. Творческое развитие личности студента в условиях реализации компетентностного подхода в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. Ю. Ляхова. – М., 2013. – 20 с.
6. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2005. – 368 с.
7. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
8. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высш. шк., 2004. – 512 с.
9. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
10. Сластенин, В. А. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М. : Академия, 2011. – 608 с
11. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр, 1997. – 224 с.
12. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарики, 2003. – 517 с.
13. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 1996. – 96 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»).

Теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы, вузовской практики, а также собственной художественно-педагогической деятельности стал исходной позицией для моделирования системы формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Внедрение в образовательный процесс модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, содержательной основой которой является спецкурс «Основы эстетического воспитания школьников».

Моделированию как методу научного исследования посвящены научные труды В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.Д. Симоненко и др.

В.И. Загвязинский под моделью понимает «теоретическую конструкцию, отражающую существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощающую его авторское понимание; графическое, схематическое или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» [7, 43–44].

В.В. Краевский трактует моделирование «как воспроизведение характеристик некоторого объекта (оригинал) на другом объекте (модель), специально созданном для изучения. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между объектом-оригиналом и моделью» [4, 107–123].

В.Д. Симоненко отмечает, что модель – это образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде [6, 348].

В ходе исследования мы разработали педагогическую модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, включающую следующие компоненты: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (методологические подходы, принципы), содержательный блок (содержание), технологический блок (организационные формы, методы, средства) и результативный блок (результат).

Дадим характеристику компонентов модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

В целевой блок модели вошли социальный заказ государства, цель и задачи формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Цель реализации модели: формирование у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

В соответствии с определенной в модели целью решался ряд задач:

1) на вводном этапе: повышение мотивации, потребностей бакалавров педагогического образования осуществлять эстетическое воспитание школьников, формировать эстетическую воспитанность; разработка критериально-уровневого аппарата для выявления динамики формирования уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников;

2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование педагогической и эстетической компетенций у будущих бакалавров педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; выявление результатов на данном этапе; регулирование и коррекция исследуемого процесса;

3) на заключительном этапе: проведение анализа, выявление и оценка результатов эксперимента.

Методологический блок модели включает методологические подходы к формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников и общепедагогические принципы.

Решение поставленных задач осуществлялось в соответствии с деятельностным, интегративным, компетентностным, контекстным, личностно ориентированным, системным и этнопедагогическим подходами.

Деятельностный подход содержит поэтапное улучшение учебно-воспитательного процесса обучающихся, является основой в получении знаний, умений, навыков, которые отражаются во взаимодействии с окружающим миром.

Деятельность – взаимодействие личности с окружающей действительностью, где субъект целенаправленно влияет на объект и преследует свои потребности [7, 227].

В.Д. Симоненко под деятельностью понимает взаимосвязь человека с окружающей действительностью, которая способствует целенаправленному изменению его и мира в целом [6, 342].

В.И. Загвязинский под деятельностью подразумеваает внутренние и внешние побуждения личности, направленные на выработку определенных последовательных действий, которые преобразуют объекты [2, 181].

Е.С. Рапацевич деятельностный подход рассматривает как объединение теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых развивается и формируется психика и сознание в процессе деятельности субъекта [9].

И.А. Колесникова считает, что деятельностный подход основан на осознании личности как общественной оценки человека, полученной в ходе его активности [3, 38].

Данный подход реализуется через педагогическую и эстетическую деятельность, в результате чего происходит внутреннее преобразование бакалавра педагогического образования, углубление знаний, умений, навыков по организации работы в области эстетического воспитания школьников, что впоследствии позволяет на высокопрофессиональном уровне проводить учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у них в конечном результате компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Интегративный подход представляет собой объединение подхода и процесса, направленное на выявление общей цели, содержания, структуры, слияние разных сторон, тенденций действительности [7, 40].

А.А. Вербицкий рассматривает контекстный подход, который в обучении основывается на объединении учебной деятельности обучающегося, которая переходит в профессиональную деятельность специалиста [1, 39]. Таким образом, у будущего бакалавра формируется контур его профессиональной деятельности.

Использование контекстного подхода в учебно-воспитательном процессе помогает осуществить трансформацию учебной деятельности бакалавра педагогического образования и приблизить к его дальнейшей профессии. В процессе учебной деятельности бакалавра педагогического образования реализуется постепенное раскрытие содержания будущей профессии, что способствует улучшению общего и профессионального развития будущих выпускников.

Т.Ю. Ляхова считает, что компетентностный подход направлен на ориентацию обучающихся, участвующих в образовательном процессе, который нацелен на получение конкретного итога обучения – компетенций, – которые формируют профессионального специалиста, умеющего выполнять свою работу на высоком уровне [5, 5].

Компетентностный подход – метод, который позволяет создать результат образования и представление о качестве образования; направленность на цели – векторы образования: самоопределение, обучаемость… [7, 132].

Компетентностный подход предполагает акцентирование внимания педагога на диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого акцентов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта. По мнению В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, и др., компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, где рассматривается не совокупность усвоенной информации, а готовность человека организовывать свою профессиональную деятельность в различных ситуациях.

Личностно ориентированный подход основан на педагогической деятельности, которая реализуется с помощью методологической ориентации, что дает большой потенциал для процесса самопознания и самореализации личности, обеспечивая развитие его индивидуальности [13, 36].

При использовании личностно ориентированного подхода осуществляется развитие индивидуальности бакалавра педагогического образования.

Личностно ориентированный подход осуществляет решение задач обучения, которые невозможно решить с помощью других педагогических подходов.

Система представляет собой множество элементов, которые составляют между собой единство, с помощью общесистемных качеств [7, 52].

В.И. Загвязинский рассматривает системный подход как обобщенное исследование объекта и его элементов, а также влияние обобщенных свойств на элементы целого [7, 52].

Данный подход позволяет изучать объекты исследования, его внутреннюю организацию, устойчивость и функционирование как определенного целого, а также со стороны их многомерности, когда целостный объект рассматривается как часть или элемент более высокого порядка.

Этнопедагогический подход основан на целостности общечеловеческого, национального и индивидуального, что обеспечивает продуктивное воспитание с помощью национальной культуры, в частности, народный педагогики [10, 103].

Под этнопедагогикой В.И. Загвязинский понимает науку, предметом изучения которой является народная педагогика, где особое внимание уделено традиционным культурам воспитания разных этносов [7, 32].

В.М. Полонский этнопедагогику рассматривает как область педагогической науки, направленную на практические особенности воспитания и обучения разных народов [8, 22].

И.Ф. Харламов этнопедагогику считает специальной дисциплиной, занимающейся исследованием в области национального воспитательного опыта [12, 27].

Этот подход позволяет использовать в процессе подготовки студентов весь потенциал национальной культуры, что дает всесторонние представления о ее эстетической значимости в воспитании школьников.

При разработке модели процесса формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников мы использовали общепедагогические принципы: наглядности, сознательности, системности и последовательности, связи теории с практикой, творческой активности и самостоятельности студентов, уникальности.

Применение принципа наглядности обеспечивается разнообразными демонстрациями иллюстраций, лабораторно-практическими работами, наглядными пособиями, слайдами, жизненными фактами и т.д., которые способствуют развитию наблюдательности и глубинно-пространственного мышления, помогают усваивать учебный материал на высоком уровне.

Эффективное применение принципа наглядности напрямую зависит от владения преподавателем современными техническими средствами.

При организации принципа сознательности, творческой деятельности и самостоятельности студентов В.А. Сластенин считает, что результат принципа может быть достигнут приобщением и самовключением студентов в творческую деятельность, в учебный процесс, внеаудиторную и в практическую деятельность [11, 55].

Реализуя принцип сознательности, самостоятельности и творческой деятельности в ходе изучения дисциплины «Педагогика», были организованы положительные условия, в ходе которых студенты показали сознательную, самостоятельную творческую деятельность. При осуществлении данного принципа студентам факультета художественного и музыкального образования были предоставлены кабинет, оборудованный современными информационно-техническими средствами, учебно-методическая литература, презентации в области эстетического воспитания школьников и т.д.

Принцип системности и последовательности требует, чтобы формирование у будущих бакалавров компетентности в области эстетического воспитания школьников было сукцессивным и единым во всем процессе обучения дисциплине «Педагогика». Реализовывался систематический переход от усвоения ими несложных знаний и умений к более усложненным знаниям и умениям по организации эстетического воспитания школьников.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает реализацию знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Педагогика», на практике, что помогает осуществлению у будущих бакалавров практико-педагогической деятельности на высокопрофессиональном уровне.

Принцип уникальности предполагает выполнение студентами различного рода творческих работ без заданного образца. Уникальность проявляется в конечном результате, которым является продукт личностного или коллективного опыта. В этом он уникален и интересен.

Содержательный блок определяет содержание работы по формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, которая осуществлялась по следующим направлениям:

1) теоретическая и методическая подготовка по дисциплине «Педагогика»;

2) специальная подготовка по спецкурсу «Основы эстетического воспитания школьников».

Содержательной основой нашей модели является программа спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников».

Цель спецкурса – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Спецкурс проводится на 3 курсе факультета художественного и музыкального образования. Он рассчитан на 32 часа, базируется на учебных дисциплинах психолого-педагогической, профессиональной и общепредметной подготовки.

Задачи спецкурса: сформировать у будущих бакалавров педагогического образования интерес к овладению компетентностью в области эстетического воспитания школьников; сформировать у них потребность в самостоятельной эстетической деятельности; повысить знания, умения и навыки по эстетическому воспитанию школьников; развить педагогическую и эстетическую профессиональные компетенции.

В результате изучения спецкурса бакалавр педагогического образования должен:

- знать: структуру, принципы построения компетентности в области эстетического воспитания школьников; пути совершенствования компетентности в области эстетического воспитания школьников; систему педагогического образования, эстетического воспитания, художественного творчества учащихся; организационные основы и содержание деятельности по эстетическому воспитанию школьников в системе общеобразовательных учреждений; приемы и методы организации эстетической деятельности; методы поиска решения методических задач по организации эстетической деятельности школьников; материально-техническую базу и компьютерное сопровождение для организации образовательного процесса эстетической направленности;

- уметь: применять методы и приемы для решения педагогических, методических задач по организации эстетической деятельности школьников; анализировать свою педагогическую деятельность по организации эстетического воспитания школьников; оценивать объективно творческие работы школьников; использовать компьютерные технологии для организации образовательного процесса, нацеленного на эстетическое воспитание школьников; организовывать и проводить занятия по формированию эстетической воспитанности школьников;

- владеть навыками: организации самостоятельной эстетической деятельности; формирования эстетической воспитанности школьников; анализа психолого-педагогической деятельности по эстетическому воспитанию школьников; организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию школьников; применения инновационных методов в педагогическом процессе для формирования эстетической воспитанности школьников.

На лекционных занятиях рассматривались сущность, содержание и структура компетентности бакалавра педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; ее роль и место в профессиональной деятельности; обобщался материал дисциплины «Педагогика» для осуществления педагогической и эстетической деятельности бакалавра педагогического образования, организации эстетического воспитания учащихся.

На практических занятиях осуществлялось решение практико-ориентированных задач, выполнение проектов, организация деловых игр, в ходе выполнения которых использовались знания, умения и навыки из дисциплин базовой и вариативной части. На занятиях студенты выступали по узловым темам спецкурса, организовывались встречи с деятелями искусств.

Педагогическая и эстетическая деятельность студентов осуществлялась на практических занятиях, семинарах, во время выполнения самостоятельных творческих работ.

В технологический блок модели вошли организационные формы, методы, средства обучения.

Разработанная модель предполагает использование следующих средств:

1) спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников»;

2) компьютерных дидактических средств (презентаций, электронных текстов, видеоматериалов и др.);

3) печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы, информационных ресурсов сети Интернет и др.

В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы обучения:

а) формы аудиторной деятельности: лекции, практические занятия, семинары, консультации, проекты, деловые игры, тренинги и др.;

б) формы внеаудиторной деятельности: самостоятельная работа, курсовая и выпускная квалификационная работа, экскурсии, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки, конкурсы творческих работ, встречи с ведущими деятелями искусств и др.

В рамках исследования применялись такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, мозговой штурм, деловая игра, проектирование, дискуссия, тренинг, создание художественно-ассоциативной композиции, интерпретация изобразительного произведения, анализ художественно-педагогической ситуации и др.

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Разработанная нами модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе на факультете художественного и музыкального образования «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева».

Рецензенты:

Павлов И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Пайдуков Д.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16470 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252