Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В КЛЮЧЕВЫХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯХ

Кирина Л.В. 1
1 СтГАУ
В работе анализируются ключевые лингвистические и лингвофилософские концепты классиков отечественной и зарубежной философии и лингвистики, раскрывающие социальную сущность и общественно значимые функции языка. Устанавливается существование взаимосвязи между представлениями относительно сущности языка и его функциональности. Функции языка рассматриваются как с точки зрения отношения к миру внешних явлений, так и к внутреннему миру человека, а также по отношению к человеку, обществу и культуре. Наряду с подробным анализом функций языка предметом изучения становятся и его подфункции. Особое внимание при этом обращается не только на дескриптивную роль языка, но и на его конститутивные возможности. Как показал анализ работ, в определении функций языка нет единства. Тем не менее, в трудах по общему языкознанию и в философско-лингвистических концепциях наблюдается единство по следующим функциям языка: коммуникативная, функция сообщения или информационная, эмотивная функция, функция формирования и выражения мысли.
функции языка
социальная сущность
средство общения
язык
речь
мышление
культурные ценности.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Лениздат, 1992. 400 с.
2. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. 502 с.
3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 318 с.
4. Зубкова Л.Г.. Общая теория языка в развитии: учебное пособие. М.: изд-во РУДН, 2002. 472 с.
5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. С. 319-354.
6. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: сборник статей. М., 1975. С. 193- 230.

При рассмотрении функций языка необходимо оценивать роль языка и речи по отношению к человечеству в целом, отвлекаясь от эпохи, места использования языка и других конкретных условий коммуникации. Это самый общий взгляд на функции языка и речи, характерный для исследований философского характера. Речевое общение выступает в этой ситуации как способ существования человеческих коллективов: разнообразные виды речевого общения обеспечивают связи, взаимодействие членов общества, поддерживают его структуру. Через язык и речь в ходе общения совершается реорганизация общества, достигается регуляция людьми поведения друг друга. В речевом общении происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний, в ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются человеческие формы мышления и происходит духовное освоение мира. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколений. Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека.

Функции языка определяются и классифицируются в зависимости от того, как понимается его сущность. При рассмотрении основных философско-лингвистических концепций классиков отечественной и зарубежной философии и лингвистики можно выделить две главные оппозиции, в которых реализуются функции языка: 1) мир – человек, 2) человек - человек [4]. В первой оппозиции реализуются функции языка в отношении к миру внешних явлений и внутреннему миру человека, его мышлению; во второй оппозиции – функции языка в отношении к человеку и обществу.

Рассмотрим функции языка в отношении к миру внешних явлений. Так как, по определению В. Гумбольдта, язык является посредником между миром и человеком, сочетая в себе отражение и знак; а согласно Э. Сепиру и Э. Бенвенисту, первичная функция содержательной стороны языка состоит в воспроизведении, отражении действительности с её последующей репрезентацией в знаковой форме, т.е. в представлении явлений действительности символически, то можно сделать вывод, что язык даёт субъективный образ объективного мира. Язык является средством познания мира, с его помощью производится выделение, обобщение, классификация наблюдаемых явлений, а также упорядочение окружающей действительности.

По словам Э. Бенвениста, отдельный язык воспроизводит мир, подчиняя его своей собственной организации, накладывая на него свою модель. В. Гумбольдт утверждает, что язык предлагает своё видение и свою интерпретацию мира. Язык является средством познания и знания не только благодаря единству с мышлением. Язык представляет собой особую форму знания о мире, отличную от других форм знания – интуитивного, созерцательного, непосредственного, с одной стороны, и научного, теоретического – с другой (И. А. Бодуэн де Куртенэ). В. Гумбольдт, Э. Сепир и Б. Л. Уорф единодушны во мнении, что заложенное в языке мировидение влияет на восприятие человеком действительности и на его поведение. На основании выше сказанного следует вывод, что язык в его отношении к миру выступает как: 1) форма отражения мира; 2) средство его познания; 3) форма знания о мире; 4) форма поведения человека в мире.

Анализируя функции языка в отношении к внутреннему миру человека и его мышлению, следует акцентировать внимание на том, что долгое время считалось, что язык не участвует в образовании мысли, а является лишь средством её выражения, объективации и материализации. Функция выражения мышления рассматривалась как едва ли не единственная ментальная функция языка. Эта функция выделялась практически постоянно. Исключение составляют антименталистская концепция Л. Блумфилда, в соответствии с которой, язык рассматривается лишь как орудие общения, а не средство выражения мыслительных процессов, и учение Ф. де Соссюра, видевшего в языке лишь посредствующее звено между мыслью и звуком. С течением времени несоответствие между мыслью и ее языковым выражением в речевом общении обнаруживается все чаще. Платон и Дж. Локк объясняют это несоответствие особенностями познавательной деятельности субъектов, обусловившими неадекватное постижение сущности и качеств именуемых вещей. Т. Гоббс, Э. Б. Кондильяк, И. Г. Гердер и В. Гумбольдт видят причину в воздействии чувственно-эмоциональных и духовных различий между отдельными индивидами и между народами в целом. А. Шлейхер объясняет это несоответствие типом языка, и в первую очередь способом выражения грамматических отношений внутри слова или вне его.

Постепенно становится все яснее, что постижение и интерпретация сущности вещей зависит от познающих мир субъектов, от склада их ума, наклонностей, интересов, эмоций, чувств, впечатлений, т. е. осознаётся субъективная роль человеческого начала, и в результате изменяются представления о характере мышления. В сферу выражаемого в языке, помимо мышления, включаются также различные формы чувственного отражения, воля, эмоции, инстинкт, интуиция и в целом дух народа. Выделяется ряд функций языка в мыслительной деятельности. Так Э. Б. Кондильяк, В. Гумбольдт, А. А. Потебня и Г. Гийом видят в языке средство преобразования, видоизменения доязычной бессознательной мысли изначально неопределенной и хаотичной. Следовательно, язык - это средство перехода от бессознательности к сознательной умственной деятельности. По мнению В. Гумбольдта и Э. Бенвениста, сознательная умственная деятельность становится возможной благодаря тому, что язык выступает как средство разделения, соединения и категоризации мышления

По определению Э.Б. Кондильяка, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта и А. А. Потебни, язык - это средство образования идей и понятий, а А.А. Потебня и Э. Бенвенист видят в языке ещё и средство образования общих философских категорий мысли. И.А. Бодуэн де Куртенэ утверждает, что язык обуславливает склад народного ума, по мнению Э. Бенвениста и Б.Л. Уорфа, структура языка, грамматика и морфологический строй придают форму мысли, причем в каждом отдельном языке по-разному. По определению В. Гумбольдта, язык – это образующий орган мысли.

А.А. Потебня рассматривает язык как орудие усложнения мысли, так как язык облегчает и стимулирует работу мысли, способствует ее обогащению и развитию разных форм мышления как образного, так и отвлеченного. А.А. Потебня видит в языке условие развития понимания мира и себя и рассматривает язык как средство развития самосознания. По Т. Гоббсу язык осуществляет регистрацию хода мысли и закрепляет ее в памяти. По утверждению Г. Гийома, благодаря языку возможен самоконтроль, самослежение, перехват мышлением самого себя.

Во второй оппозиции рассматриваются функции языка в отношении к человеку и обществу. Поскольку язык играет наиважнейшую роль в становлении сознательной умственной деятельности и, в частности, абстрактного мышления, в развитии самосознания и в творческой познавательной деятельности, можно сделать вывод, что язык выполняет фундаментальную функцию – человекообразующую, антропогенную. Не будет преувеличением вслед за И. Г. Гердером, В. Гумбольдтом, А. Шлейхером, А.А. Потебней, И.А. Бодуэном де Куртенэ, Г. Гийомом, Э. Бенвенистом признать, что именно благодаря языку человек является человеком, и не просто человеком, а творческой личностью. В процессе познания человек познает не только мир, но и свое «Я», по мере роста самосознания человека он обособляется и выделяется из массы как личность (А.А. Потебня). Благодаря языковому общению человек социализируется, становясь общественным существом. Наконец, благодаря языку обеспечивается относительная автономия человека в мире (Г. Гийом). И это относится как к отдельному индивиду, так и к обществу в целом.

Рассматривая функции языка в отношении к обществу, выделяют три функции.

1. Социообразующая, обобществляющая и социализирующая функция. Эту функцию ещё Ф. Бэкон и Дж. Локк называли первичной функцией языка в отношении к обществу, так как общение является необходимым условием формирования и развития, как личности, так и общества в целом.

2. Социоидентифицирующая, социоопознавателъная, социоразличительная функция. Эта важнейшая общественная функция языка тесно связана с первой. Согласно В. Гумбольдту, человек, говоря, «... очерчивает круг своего духовного родства, отделяет тех, кто говорит, как он, от тех, кто говорит иначе. Эта черта, разделяющая все человечество на два класса - свой и чужой - есть основа всякой первоначальной общественной связи» [3].

3. Коммуникативная функция. Эту функцию довольно часто считают первичной, но не все ученые придерживаются такого мнения. Так В. Гумбольдт и Г. Гийом связывают первичные функции языка с отношением человека к действительности, Э. Бенвенист и Э. Сепир – с ее отражением на основе способности человека к символизации; А. А. Потебня – с познанием, а в догумбольдтовскую эпоху первичные функции языка чаще всего связывались с мышлением, этой точки зрения придерживались Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Э. Б. Кондильяк.

Представители Пражской лингвистической школы (Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, С.О. Карцевский) создали учение о языке, как о функционирующей системе, служащей какой-то определённой цели. Реализующееся в процессе речевого общения противостояние Человек/Человек предъявляет свои функциональные требования к языку. С одной стороны, язык должен обеспечить самовыражение говорящего и его воздействие на слушающего; а с другой - взаимопонимание между ними. Для выполнения всех этих функций важно не только, что сказано, но и как сказано. Взаимопониманию служат выделенные Р. Якобсоном шесть функций языка [6].

1. Эмотивная функция реализуется при установке на отправителя сообщения. Эта функция служит для выражения эмоционально-оценочных характеристик с помощью стилистически маркированных единиц.

2. Конатативная функция (её также называют апеллятивной) сосредоточена на адресате при стремлении вызвать у него определённое состояние. Она выражается обычно грамматически-звательными формами и формами повелительного наклонения.

3. Метаязыковая функция реализуется при установке на систему языка. Метаязыковая функция возникает при необходимости проверить пользуются ли говорящий и слушающий одним и тем же кодом.

4.Фатическая функция реализуется при установке на контакт. Фатическая (контактная) функция сводится к установлению, поддержанию или, наоборот, прекращению социально-массового и индивидуального контакта.

5. Поэтическая функция реализуется при установке на сообщение, его форму. Поэтическая функция - это та сторона речи, которая в наибольшей степени позволяет судить об искусности, мастерстве автора и о способности адресата улавливать и правильно оценивать это мастерство.

6. Референтивная функция реализуется при установке на действительность. Она ориентирована на контекст, содержание высказывания.

Исследование показывает, что общее количество функций языка, выделенных в разных работах, весьма велико. Однако не всегда удается даже отождествить две сходные функции, упомянутые в разных работах и названные по-разному, поскольку не всегда очевидны основания той или иной классификации. Далее рассмотрим несколько классификаций, в которых упоминаются лишь общепризнанные функции.

Наиболее полную классификацию функций языка предлагает А.В. Соколов [5]. Он выделяет четыре типа прикладных языко-речевых функций, которые реализуются в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве: 1) социально-языковые функции (национально-культурная, этнообразующая, функция основания словесного искусства, функция основания искусственных языков); 2) индивидуально-языковые функции (функция развития интеллекта, эмотивная, культурно-нормативная, функция идентификации индивида с группой); 3) индивидуально-речевые функции (функция социализации, мировоззренческая, инструментальная, функция самоопределения и самовыражения); 4) социально-речевые функции (регулятивная, магическая, контактная).

Проанализировав все пятнадцать прикладных функций языка и речи, нетрудно заметить, что преимущественно проявляется коммуникативная функция, а мыслительная сущностная функция тесно связана лишь с мировоззренческой функцией, функцией самоопределения и самовыражения.

Как было отмечено ранее, проблему классификации функций языка и реализации их в речи решают по-разному, в зависимости от подхода к данному вопросу. Так, немецкий языковед и психолог К. Бюллер при типологии функций отталкивается от психических способностей человека мыслить, чувствовать и выражать волю [2]. На основе семиотического подхода К. Бюллер выделил три функции языка, проявляющиеся в каждом речевом акте: 1) экспрессивную, которая соотносится с говорящим; 2) апеллятивную, которая соотносится со слушающим; 3) репрезентативную, которая соотносится с обсуждаемым предметом.

Интересную классификацию предлагает американский психолог Э. Берн [1], он выделяет следующие типы речевого взаимодействия: времяпрепровождение (совпадает с фатической функцией), ритуал (частично совпадает с контактной функцией), игра и процедура (реализуется коммуникативная функция).

Как показывает анализ работ, в определении функций языка нет единства. Тем не менее, в трудах по общему языкознанию и в философско-лингвистических концепциях наблюдается единство по следующим функциям языка:

1. Коммуникативная функция. Данная функция является общепризнанной, в соответствии с ней язык является средством коммуникации, общения людей между собой.

2. Функция сообщения или информационная. Эту функцию иногда называют функцией сохранения информации, контактной функцией или функцией оформления культурных ценностей. С её помощью осуществляется связь времён и поколений.

3. Эмотивная функция. Эту функцию также называют эмоциональной или экспрессивной, она состоит в выражении эмоциональных побуждений. Данная функция основывается на понимании языка как инструмента самовыражения.

4. Функция формирования и выражения мысли. Рассматриваемая функция выражает ментальную деятельность, т. е. деятельность сознания. Функция формирования и выражения мысли может по праву быть признана важнейшей, так как без её реализации невозможны первые три: коммуникативная, информационная и эмотивная.

На основании данного анализа следует вывод, что язык, являясь важнейшим средством общения и объединения людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека. При этом следует отметить, что естественная сложность классификации и обсуждения функций языка состоит в том, что способы использования языка столь разнообразны и многочисленны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Совершенно очевидно, что различные функции языка совмещаются, переплетаются, порождаются варианты, разновидности и рождаются новые общественно значимые функции языка.

Рецензенты:

Золотарев С.П., д.филос.н., доцент кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь;

Гуляк И.И., д.филос.н., профессор кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Кирина Л.В. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА В КЛЮЧЕВЫХ ЛИНГВОФИЛОСОФСКИХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16463 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074