Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шевченко И.А. 1 Красильникова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Исследование отражает новую научно-образовательную проблему – формирование экологической культуры, которой отводится ведущая роль в преодолении современной кризисной ситуации, возникшая между обществом и природой в результате утилитарного подхода человека к природе, идеологии антропоцентризма. Преодоление кризисной ситуации возможно лишь через трансформацию мышления людей, изменения приоритетов в шкале человеческих ценностей на гуманистически ориентированные и коэволюционные. Уровень экологической культуры общества во многом определяется качеством геоэкологического образования и воспитания. Как отмечают авторы статьи, целью геоэкологическогокраеведения является формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности по изучению уникальной территории родного края. Трансформация содержания современного дополнительного образования в русле идей и принципов устойчивого развития детерминирует изменение технологий и методов. Результатом геоэкологической краеведческой работы является использование краеведческого материала на уроках и создание маршрутов геоэкологическойэкскурсии для проведения практических работ и наблюдений в полевых условиях. Центральную роль приобретают геоэкологические экскурсии, способствующие развитию у школьников экологических компетенций. Они ориентирует учащихся на самостоятельное изучение материала, способствует развитию активности, ответственности, самоорганизации.Геоэкологические экскурсии в условиях дополнительного образования, разработанные авторами, обеспечивают эффективное формирование экологической культуры как фактора устойчивого развития.
дополнительное образование.
геоэкологическая экскурсии
фактор устойчивого развития геоэкологическое краеведение
экологическая культура
1. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.
2. Беловолова Е.А. От практических работ к практико-ориентированным проектам. - М.: География и экология в школе 21 века № 3, 2006. С.61-65.
3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие / Г.П.Долженко. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростовн/д: Издатьельский центр «МарТ», 2006. – 304с
5. Жуковская И.Е. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении экологии городского ландшафта в условиях дополнительного географического образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Н. Новгород, 2006.- 22 с.
6. Красильникова Н.А. Идем экологической тропой// Журнал. География. Все для учителя. – 2012.
7. Лобжанидзе А.А. Проблемы преподавания географии в современной школе. М.: География и экология в школе 21 века № 6, 2006 с. 42-44.
8. Шевченко И.А. Культурно – экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии// Культурно – экологический подход и методика его реализации при изучении городского ландшафта в школьной географии. Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф. Винокуровой. Н.Новгород: ООО» Типография «Поволжье», 2005
9. Шевченко И.А.Программа курса «Экология городского ландшафта» для учащихся профильных классов// Программы элективных курсов. География.10-11 кл: Профильное обучение. Авт.-сост. В.П. Дронов. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008

На рубеже тысячелетий растет понимание того, что преодоление глобального экологического кризиса связано с реализацией концепции культуры природопользования. Основой концепции культуры природопользованияявляется коэволюционный подход, который предполагает гармоничное взаимодействие человека и природы. Опережающую роль формирования коэволюционных ориентаций выполняет система образования. В качестве приоритетного направления в современных условиях является экологическое образование, которое выполняет опережающую и консолидирующую функции в достижении культуры природопользования.

 Особую значимость в развитии культуры природопользования имеет дополнительное образование обучающихся. Оно проектирует пространство развития творческого и культурного потенциала личности с определенным запасом дополнительных возможностей. Их выявление и использование самими учащимися и обеспечивает формирование и развитие культуры природопользования. Потребность общества в творческих личностях определяет нацеленность системы дополнительного образования на феномен культуры. Смысловым ядром обучения становится формирование экологической культуры, направленность на понимание обучающимися жизни как наивысшей ценности, на обучение строить отношения с природой, с людьми на основе коэволюционного отношения к жизни, человеку и окружающей среде. На современном этапе дополнительное образование обучающихся становится центром инноваций, позволяющих осуществлять взаимосвязь учебной и внеурочной работы, отходить от традиционных уроков [5].

Цель исследования. Дополнительное образование обучающихся - целенаправленный процесс воспитания, развития личности, обучения с помощью дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. В рамках дополнительного географического образования имеется огромный потенциал реализации творческих идей в виде продукта деятельности. Результатами творческой деятельности учащихся как духовно-материальными продуктами могут стать сочинения школьников о городском ландшафте, их фотоработы, плакаты, проекты, исследовательские работы, а также территории ландшафта, облагороженные самими детьми.

Материалы и методы исследования. В новых документах ФГОС общего образования второго поколения нашли отражение ключевые цели и ориентиры развития современного этапа развития дополнительного образования. Во многом они связаны с интеграцией общего и дополнительного образования, что предполагает создание множества пространств взаимодействия (элективные курсы, экскурсии) [4]. В примерной образовательной программе образовательного учреждения (основная школа) четко прописана система сотрудничества образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся.Трансформация содержания современного дополнительного образования в русле идей и принципов устойчивого развития детерминирует изменение технологий и методов. Центральную роль приобретают геоэкологические экскурсии, способствующие развитию у школьников экологических компетенций. Они ориентирует учащихся на самостоятельное изучение материала, способствует развитию активности, ответственности, самоорганизации.

В настоящее время в дополнительном образовании положен самостоятельный поиск решения проблемы, осуществляемый в разнообразных формах (экскурсии), максимально приспособленный к индивидуальным запросам обучающихся и является средством реализации их личностных особенностей.В настоящее время особую значимость приобрело экологическое образование в связи с объявленным ООН и ЮНЕСКО десятилетием - образование для устойчивого развития. Это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Важнейшие задачи современной школы - повышение уровня экологических знаний учащихся, обучение их навыкам экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к ней, воспитание высокой экологической культуры поведения. Экологической культуре отводится ведущая роль в преодолении современной кризисной ситуации, которая возникла между обществом и природой в результате утилитарного подхода человека к природе, идеологии антропоцентризма, господства технократического стиля мышления [3]. Преодоление кризисной ситуации возможно лишь через трансформацию мышления людей, изменения приоритетов в шкале человеческих ценностей на гуманистически ориентированные и коэволюционные. Уровень экологической культуры общества во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны и во многом совпадают. Очевидно, что в школе проблемы геоэкологии могут быть изучены с достаточной глубиной лишь на уроках географии, поскольку только география соединяет в себе естественные и социальные дисциплины. Школьный курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. В нём представлено большое число понятий, являющихся опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. Таким образом, целью геоэкологического краеведения является формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную) по изучению уникальной территории родного края. Результатом геоэкологической краеведческой работы является использование краеведческого материала на уроках и создание маршрутов геоэкологической экскурсии для проведения практических работ и наблюдений в полевых условиях[1]. Идеи экологического образования становятся существенно ощутимей благодаря включению в программы дополнительного образования разнообразных экскурсий. Дополнительное географическое образование в русле исследовательского обучения помогает изучить проблемы родного края, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными потребностями и интересами. Основными исследованиями могут быть различные зоны ландшафта и его экологические проблемы. Кроме того, учащиеся могут создавать проекты по окультуриванию ландшафта, самостоятельно применяя знания при решении реальной, социально-значимой проблемы.

Особую роль в формировании культуры природопользования учащихся играют коммуникативные технологии. Данные технологии способствуют развитию у учащихся умений контактировать, обмениваться представлениями, идеями, интересами как элементов сотрудничества. Таким образом, диалоговый и игровой методы в качестве методов коммуникативной технологии предполагают становление субъект - субъектных отношений как между педагогом и учащимися, так и между самими учащимися. Причем, результатом применения этих методов будет не только приобретение определенных знаний, сколько ориентация и умение формировать в процессе обучения собственный опыт деятельности, в том числе, и творческий. Такие формы как экскурсии, выставки, конкурсы, дебаты, «круглые столы», конференции, социальные опросы, выступления учащихся являются неотъемлемой частью дополнительного географического образования.

При разработке экскурсий геоэкологического характера ее особенностью является логическая связь занятий в группах дополнительного образования с тематическим планированием программы. При этом у детей развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности, но и расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Основными мотивами любой деятельности являются потребности и интересы. Школьник должен иметь желание участвовать в экскурсиях, он должен ощущать потребность в знаниях и испытывать интерес к ним. Следовательно, мотив внутреннее побуждение к действию, отражающее объективные потребности и интересы человека. В связи с этим, первая экскурсия должна быть мотивационно-ориентировочная. Стимулирование мотивов, прежде всего любопытства, должно быть направлено не только на усвоение содержания экскурсии, а в большей мере на формирование способов деятельности (тематическая экскурсия «Гороскоп друидов» по экологической тропе «Страна Берендея») Проведение информационно-понятийной экскурсии для школьников можно представить в следующем виде:

1) показ экскурсионных объектов в их природно-естественной среде;

2) рассказ экскурсовода, объяснение явлений природы и установление причинных связей, применение приемов, активизирующих любознательность экскурсантов (например, экскурсия «Двенадцать месяцев») [6].

В технологии показа главное - это краткое словесное описание внешних сторон природного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Рассказ, как и
показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью и задачами. В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объекта показа школьники приходят к общим положениям и выводам. В основу практико-ориентировочных экскурсий входят практические методы обучения, где основную роль в реализации практических методов играют практические работы на местности. Практические работы - это форма организации обучения школьников, они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников. Для того чтобы в процессе обучения использовать практические методы, необходимы соответствующие материальные условия: наличие приборов и инструментов, наличие инструкций, планов описаний и характеристик (например, экскурсия «Что расскажешь, нам, березка?»). Экскурсия предполагает разработку и реализацию учебно-исследовательского проекта: «Оценка окружающей среды по асимметрии листьев березы». Обучающие практические работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий. Учебная деятельность учащихся, основанная на познавательном интересе, обычно сопровождается положительными эмоциями и доставляет им радость и удовлетворение. На рефлексивно-созидательной экскурсии учащиеся самостоятельно выполняют всю работу и все задания, при этом педагог только направляет на правильность решения (экскурсия «Паззлы Карповской природы»). Экологическая тропа «Страна Берендея», находящаяся на территории МБОУ «Карповской СОШ» Уренского района является средством создания рефлексивно-созидательных экскурсий, так как она представляет собой работу школьников по сохранению и сбережению природы своей местности [6]. Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», то есть расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников - научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, - способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Данные исследования позволили сделать вывод: низкий уровень качества экологических знаний школьников обусловлен отсутствием или слабой организацией практико-ориентированной деятельности учащихся при изучении геоэкологических объектов своей местности, низкой мотивацией учеников при выполнении заданий, не показывающей личностный аспект изучения геоэкологических объектов своего края. В связи с этим были составлены и внедрены в практику школы экскурсии, ориентированные на практическую исследовательскую деятельность учащихся по изучению геоэкологии своего края.

Результаты. Суметь сорганизовать детей, объяснить им необходимость общения, дружбы - вот основная задача классных руководителей, которые не навязывают свои взгляды, а пытаются вместе с детьми учиться жить в согласии и любви к ближнему, стараются научить детей сопереживать, ценить время и труд.Беседы, экскурсии, походы, посещение музей и памятников природа являются неотъемлемой частью в воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны. Чтобы определить самостоятельность в деятельности, жизненную и гражданскую позицию учащихся, используем диагностику уровня воспитания детей. Она помогает определить дальнейшее построение воспитательной работы в классе.

Среди положительных результатов работы отмечаем следующие:

- уровень обученности в классе составляет 100%, нет отсева и второгодников;

- уровень воспитанности удовлетворительный;

- 100% учащихся имеют достаточный уровень социализированности;

- в 3-х летнем мониторинге отмечаются положительные изменения в личностном росте учащихся;

- регулярно проводятся экскурсии в школьном краеведческом музее;

- разработаны дополнительные тематические экскурсии по этно-экологической тропе;

- учащиеся класса - разработчики школьного краеведческого проекта «Путешествие по родному краю»;

- запланированы новые маршруты путешествия по территории Карповского сельского совета;

- полученные знания в области краеведения используются в оформлении работ на конкурсы различной направленности;

- уровень удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью класса - средний и высокий.

Наши достижения:

- 1 место в районной краеведческой Интернет-игре «Путешествие по родному городу»;

- 2 место в районной краеведческо - географической викторине «Край Нижегородский»;

- 2 место в районном историческом конкурсе «Моя семья в истории страны»;

- 3 место в районной Интернет-игре «Путешествие по родному краю»

Выводы.Таким образом, в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм работы. Причем личностно-деятельностная основа образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании творческого продукта, но и пытается самостоятельно решить жизненно важные для него проблемы. Разработанная методическая система по организации и проведению геоэкологических экскурсий в рамках дополнительного образования позволит в дальнейшем составлять экскурсии различной тематики и направлений.

 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта, выполненного НГПУ им. К. Минина в рамках государственного заказа на оказание услуг

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Н. Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Н. Новгород.


Библиографическая ссылка

Шевченко И.А., Красильникова Н.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16431 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674