Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Малахова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Ростовский государственный университет путей сообщения
В статье анализируются социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, как на уровне социальных институтов, так и на уровне общественных отношений под влиянием инновационного императива, проникающего из экономической сферы в остальные сферы общественной жизни. Рассматриваются изменения, касающиеся сферы социально-трудовых отношений, такие как усиление творческой компоненты трудовой деятельности, выделение креативных работников в отдельный класс, особенности занятости креативных работников, а также появление новых форм организации труда. Анализируются трансформации в рамках образовательных институтов различного уровня, связанные с необходимостью подготовки рабочей силы, обладающей высоким уровнем креативности, и ее функционирования в условиях неопределенности, порождаемых развитием инновационной экономики. Анализируются изменения мотивов, целей и направлений деятельности научных институтов, выступающих в качестве основного источника идей и знаний для создания инновационных продуктов и технологий.Рассматриваются изменения личностных характеристик человека как субъекта экономических отношений в рамках инновационной экономики.
креативный класс.
инновационная личность
социальные и культурные трансформации
инновационная экономика
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер.1999. – 368с.
2. Лацоник У. Разновидности капитализма, рыночных сил и инновационного предпринимательства//Экономический вестник Ростовского государственного университета –2008. –Т.6.№3– С.11-49
3. Малахова Н.Н. Особенности применения инновационных педагогических технологий в современном обществе//Вектор науки Тольяттинского государственного университета.–2013.–№4(26).–С.249-252
4. СосуноваЛ.А., Серпер Е.А. Научноезнаниекакисточникинновационногоразвитияэкономики // Экономическиенауки.–2010. –№ 7(68). – С. 67–70.
5. ХольгерМ.Тэйлоризм 3.0 URL:http://liberadio.noblogs.org/ (дата обращения 18.05.2014)

Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися преобразованиями, которые большинством исследователей определяются как инновационные. В значительной степени скорость и качество этих преобразований детерминированыособенностями функционированиякапиталистической экономики в современных условиях. Столкнувшись с проблемойисчерпания возможностей экстенсивного развития традиционных производств и отраслей, функционируя в условиях товарного перепроизводства и перепотребления, капиталистическая экономика нашла возможность не только преодоления кризиса перепроизводства, но и стимулирования экономического роста посредством создания инновационной продукции и внедрения инновационных технологий. Именно инновации, под которыми понимаются новые или усовершенствованные продукты, реализуемые на рынке, либо новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, рассматриваются сегодня в качестве основного  конкурентного преимущества, двигателя экономического роста, а также фактора конкурентоспособности национальных государств в масштабах глобального рынка.Объемы инновационной деятельности в современной экономике, а также зависимость развития экономики от инноваций детерминировали ее определение в качестве инновационной экономики. Между тем, профессор экономики Массачусетского университета У. Лацоник обращает наше внимание на тот факт, что инновация является не только экономическим, но и социальным процессом, поддерживаемым в определённое время и в определённом месте тем, что можно обозначить «социальными условиями инновационного предпринимательства»[2.С.12]. Необходимость создания адекватной требованиям инновационной экономики социальной среды инициирует в обществе процессы, которые могут быть оценены как инновационные по двум позициям: как ведущие к появлению качественно новых явлений и отношений в различных сферах жизни общества, и как изменения, причиной возникновения которых явилось воздействие инновационной экономики. Именно процессы второго рода будут рассмотрены ниже.

В первую очередь, трансформацию претерпевают сферы, непосредственно связанные с функционированием инновационной экономики. К ним можно отнести сферу трудовых отношений, сферу образования, одной из функций которой традиционно является подготовка рабочей силы, и сферу науки, являющейся в современном мире основным источником знаний и идей для инноваций.

В основе изменений, касающихся трудовых отношений, лежит обусловленная особенностями осуществления инновационной деятельности необходимость максимального и эффективного использования творческого потенциала рабочей силы. Реализация этой задачи приводит к изменениям требований к личностным характеристикам работников, а также принципов и механизмов организации трудовой деятельности. Постоянные и быстрые изменения рыночной конъюнктуры, сами, по сути, являющиеся результатом инновационной деятельности, вынуждают предприятие, в целях сохранения своих рыночных позиций, с одной стороны, непрерывно заниматься разработкой новых товаров или модификаций уже выпускаемых, а с другой - так же постоянно модернизироваться, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Важной составляющей трудовых обязанностей работников, в связи с этим, становится перманентный поиск и нахождение более быстрых, дешевых и эффективных методов работы. Даже в условиях фабричного производства с его однообразными механическими операциями, не предусматривающими возможностей для творчества, от рядовых рабочих сегодня ожидаются проявления активности, касающиеся постоянного совершенствования методов работы. Творческое отношение к труду, таким образом, становится необходимым со стороны всех без исключения участников трудового процесса.Способность к творчеству или креативность, рассматривается как новый ключ к повышению производительности, а наличие креативных сотрудников - как конкурентное преимущество производителя. Требуя от работника наличия, культивирования и проявления креативности,работодатель, со своей стороны, стимулирует ее всеми доступными способами, а также предоставляет возможности для раскрытия и реализации творческих способностей. Все это приводит к росту числа креативных сотрудников и масштабов проявлений творческой активности на рабочем месте, что, однако может породить следующие последствия. Как показывают исследования, творческая активность связана с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, что вызывает нарушения психической регуляции и поведения, а также может продуцироватьпсихофизиологическое истощение и приводить к крайним эмоциональным состояниям[1.С.175]. Следствием этого является то, что для творческих людей характерны высокий уровень тревожности и плохая адаптированность к социальной среде. Процесс целенаправленного повышения креативности, согласно гипотезе исследователя психологии креативности В.Н. Дружинина, имеет системный характер, выражающийся в том, что изменение креативных свойств индивидуума сопряжено с воздействием на широкую область эмоционально-личностных свойств и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности, по-видимому, невозможно[1]. Таким образом, всемерно стимулируя развитие креативности, работодатели рискуют получить работников, обладающих следующими характеристиками - асоциальных невротиков, с периодическими нарушениями психической регуляции и поведения. Необходимость включения в производственные процессы элементов творческой деятельности, противоположных им по своим сущностным характеристикам (творчество спонтанно, импульсивно, надситуативно, а коллективная производственная деятельность должна быть организованной, с прогнозируемыми результатами, поддаваться планированию и оценке с точки зрения экономической эффективности) приводит к трансформации традиционных форм организации трудовой деятельности, а также появлению принципиально новых форм. Получают широкое распространение гибкие, плюральные формы неполной занятости, ослабляющие жесткие рамки временного присутствия, ширится использование такой формы занятости как фрилансерство и «Cloudworking». Эти формы отличает отсутствие постоянной занятости, поскольку работник нанимается только для выполнения определённого перечня работ без заключения долговременного договора с работодателем. Вопросы организации рабочего места и времени в этом случае решаются самим работником.Какправило, популяризация этой формы занятости сопровождается описанием ее достоинств, таких как возможность самостоятельно планировать трудовой распорядок, возможность неограниченного повышения уровня доходов, отсутствие необходимости каждый день присутствовать в офисе и т.п. Однако, необходимо отметить, что в первую очередь подобные формы организации преследуют не интересы работника, а интересы работодателя, поскольку работодатель освобождается от всякого рода социальных обязательств перед работником. Кроме того, автор книги «Echtleben»о своей жизни креативной вольнонаёмной Катя Кульман  констатирует тот факт, что фрилансеры соглашаются на более низкие гонорары, чем их коллеги, и раздаривают свои идеи, права и патенты[5]. Так то, что получило название «трудовая модель будущего», обещавшая больше свободы, меньше иерархий и больше возможности самореализации, на самом деле не улучшает положение работник, предоставляя ему возможность творческого труда, а в социальном плане ухудшает его. 

Следующая сфера, которая претерпевает изменения под влиянием инновационной экономики - это сфера образования. Инновационная экономика для своего успешного функционирования нуждается как винновационно-продуктивных, так и в инновационно-восприимчивыхчленах общества, в связи с чем передобразовательными институтамии государством, обществом и работодателями ставится задача формирования инновационной личности как личности, способной к созданию инновационных идей, их воплощению в реальный продукт и доведению этого продукта до стадии распространения на рынке. Для выполнения поставленной задачи в практику работы образовательных учреждений, как на уровне дошкольного образования, так и на уровне среднего и высшего образования внедряются программы, способствующие развитию творческого мышления. В дошкольных учреждениях реализуются вариативные и альтернативные программы, в которых творческая деятельность становится предметом обучения, исследуется влияние обогащенной образовательной среды на уровень креативности детей. Однако, в одном из исследований констатируется факт изменения эмоционально-личностных проявлений у детей при проведении занятий по повышению уровня креативности, которое проявилось в повышении уровня агрессивности, сенситивности, депрессивности, что позволило исследователям сделать вывод о том, что повышение уровня креативности не всегда и не для всех детей благоприятно. На этапе школьного обучения запрос общества на формирование инновационной личности детерминирует изменение образовательной парадигмы, внедрение новых методов обучения и  технологий получения и усвоения знаний учащимися. Основной акцент делается на методиках активного конструирования знания самим учащимся в соответствии с собственной оценкой значимости получаемого результата и с опорой на собственную точку зрения. Реализация такого рода методик  в процессе обучения способствует, по мнению их апологетов,  формированию креативной личности, способной к самообучению, и нацеленной на самореализацию и саморазвитие, то есть личности, обладающей качествами, необходимыми для успешного функционирования в условиях  инновационной экономики. При всех возможных плюсах этих методик, развивающихся в рамках так называемого гуманистического направления в педагогике, необходимо обратить внимание и на возможные негативные последствия их применения. Так, привычка ориентироваться только  на свои интересы, представления и собственные критерии оценки результата, абсолютная спонтанность и  свобода действий могут привести и, скорее всего, приведут к формированию асоциальной личности.  Этому будет также способствовать то, что концепция знания, основанная на субъективизме в  восприятии окружающей реальности, связана с идеологией самодостаточного индивидуализма. Рассматривая себя как центр своих действий, человек  отводит другим (наряду с физическим окружением) вторичную или инструментальную роль. Ориентация на индивидуальную значимость предмета изучения для обучаемого может привести к тому, что фундаментальные знания о, например, строении вселенной, математические законы и другие данные фундаментальных наук оказываются для учащегося незначимыми, поскольку они не могут быть связаны с личным опытом, а значит остаются в стороне от процесса познания. В свою очередь, акцент на субъективном характере знания может привести к игнорированию объективной реальности и пренебрежению научными фактами. Таким образом, вместо инновационной личности общество рискует получить асоциальных по сути членов общества, владеющих фрагментарным знанием об окружающей действительности[3]. Еще более значительные и неоднозначные в оценке возможных последствий и для системы образования и для всего общества в целом последствия происходят на этапе высшего образования. Университеты в современном обществе объявляются главными институтами инновационного развития, а их роль оценивается в качестве ключевой  для формирования инновационной экономики, поскольку университеты являются и одним из основных поставщиков нового знания, и представляют собой последний этап в подготовке потенциально инновационно-продуктивной рабочей силы. Кроме того, в университетах концентрируется молодежь, выступающая и в качестве источника новых идей и готовая с этими идеями выйти в ближайшее время на рынок труда. Как создатель нового знания, ВУЗ попадает под непосредственное воздействие инновационной экономики, поскольку она нуждается в новых знаниях для производства инновационных продуктов  и инновационных технологий. Заинтересованные в научных исследованиях и разработках, осуществляемых на базе университета,  промышленные предприятия становятся заказчиками и, соответственно, оплачивают их проведение. Но, поскольку основной задачей инновационной деятельности является получение прибыли, то заказчики готовы оплачивать генерацию не  просто новых знаний, но тех знаний, которые можно использовать для создания товара, услуги  или процесса, обладающего рыночной стоимостью, то есть знаний, которые можно коммерциализировать в ближайшее время. Это вынуждает ВУЗы заниматься в первую очередь прикладными исследованиями по заказу промышленных предприятий в ущерб фундаментальным исследованиям. Осуществление инновационной миссии, которая Европейской комиссией в 2003 году была объявлена третьей миссией университета, наравне с обучением и научными исследованиями, в полном объеме, то есть не просто получение новых знаний, а их воплощение в продукт или процесс, который можно распространить на рынке, таким образом, превращают университет в определенной степени в коммерческую организацию, занятую предпринимательской деятельностью. Превращение университета в предпринимательскую организацию, в свою очередь,  меняет цели деятельности,  ее направление,  мотивацию и ценностные ориентации  сотрудников, проводящих научные исследования, требует наличия у них новых компетенций (маркетологов и  менеджеров), вносит изменения в структуру ВУЗа (появление маркетинговых отделов) и т.п. Инновационная экономика оказывает влияние и на изменения программ образовательной подготовки. Резкие колебания инновационной конъюнктуры, многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий за короткие промежутки времени порождают быструю смену требований к навыкам производственной деятельности, что снижает ценность фундаментальных знаний для студентов и заставляет их сделать выбор в пользу курсов, тесно соотносимых с конкретной практикой. Университеты, в соответствии с запросами студентов, увеличивают количество прикладных дисциплин, сокращая фундаментальные курсы, и, как следствие, выпускают практиков, владеющих четко ограниченным кругом знаний по определенному предмету, знаний, не отличающихся глубиной и по сути являющихся поверхностными.

Инновационная экономика оказывает значительное влияние и на функционирование научных институтов, поскольку в инновациях сегодня объединяются социально востребованные текущим моментом наука и технология. Происходят изменения в мотивах и способах функционирования научных институтов, а также в мотивации деятельности ученого и в требованиях к его личностным характеристикам. Наука становится настолько подчинена экономическим интересам бизнеса, как правило, представленного транснациональными корпорациями, что в некоторых исследованиях уже объявляется видом экономической деятельности: «научно обоснованная классификация науки как вида экономической деятельности в качестве...»[4.С.67]. Императив скорейшей коммерциализации полученного знания усиливает роль и значение прикладных исследований и снижает значимость фундаментальной науки, так как влияние ее открытий на развитие промышленности опосредованно и не всегда осознается заказчиками научных исследований. Оценка значимости фундаментальной науки для общества меняется как в сознании простых обывателей, так и в сознании предпринимателей на прямо противоположную той, что была ранее: ценность фундаментальной науки неуклонно снижается. Это,  в свою очередь, ведет к снижению финансирования фундаментальной науки. Действие рыночных механизмов трансформирует цели, мотивы и ценности ученых, а также меняет направление их деятельности, которое задается уже не самими учеными, а заказчиками, оплачивающими исследования. Между тем, происходящие изменения скорее не способствуют  повышению качества инновационной деятельности, а препятствуют этому, поскольку появление радикальных инноваций происходит, как правило, благодаря открытиям фундаментальной науки, а узкая специализация ученого может ограничивать возможности использования междисциплинарного подхода, лежащего в основе инновационной деятельности в современном обществе.

Среди других изменений, вызванных функционированием инновационной экономики, хотелось бы отметить следующие.

В современном обществе происходит экономизация такой философской категории как творчество, трансформация содержательных характеристик творчества, и целей творческой деятельности. Понятие творчество (в русскоязычных исследованиях) все чаще заменяется понятием креативность, используемом, на первый взгляд, как синоним творчества, но на самом деле фиксирующем ту разновидность творчества, которая нужна инновационной экономике - целенаправленное, рационализированное творчество, чьи продукты можно и нужно оценивать с точки зрения эффективности и рыночной востребованности. Если творчество, по определению - это процесс создания нового, ранее не существовавшего, то креативность подразумевает процедуру поиска новых комбинаций уже существующих элементов. Если в творчестве подчеркивается его иррациональная природа, то креативность целиком и полностью рациональна. Неслучайно одной из методик стимулирования креативности является «морфологический анализ», сутью которого является создание сетки переменных с целью поиска ранее не существовавших комбинаций. Сегодня эту процедуру можно легко проделать с помощью компьютера и творчеством это назвать трудно. Творчество, ранее осознаваемое как акт, доступный избранным (великим писателям, художникам, людям искусства), позиционируется как нормальное состояние, доступное всем. Отношение к творческим способностям становится утилитарным и прагматичным, а в творческие процессы проникают принципы рационализации, систематизации, технологизации, калькулируемости эффективности.

В связи с тем, что функционирование инновационной экономики  изменяет условия жизни в целом в сторону увеличения неопределенности, риска, темпа и качества изменений, жизнь в обществе, базирующемся на инновационной экономике, требует от  человека новых фундаментальных  установок, знаний и навыков. Так, для эффективного функционирования инновационной экономики личность должна выступать в качестве как субъекта экономических отношений, а именно: производителя инновационной продукции, а также ее потребителя. Для этого она должна не только обладать творческими способностями, но и стремлением к новизне, закрепляемой в сознании в качестве абсолютной ценности,  и риску (являющемуся неотъемлемым условием, как производства, так и потребления инноваций). Помимо этого к сущностным характеристикам инновационной личностиможно отнести готовность не только позитивно реагировать на постоянные изменения, но и самому быть источником этих изменений.Задача формирования личности, обладающей вышеперечисленными характеристиками,  оформляется в качестве социального заказа современного общества. Однако выполнение этой задачи может привести к противоречивым последствиям, поскольку восприятии новизны в качестве абсолютной ценности не только провоцирует негативизацию традиции, но и разрушает представления о стабильности бытия человека в мире. Стимулирование рисковых форм поведения и их закрепление в качестве социокультурной нормы, приводит к  увеличению форм рискового поведения в обществе, что, в свою очередь, не просто превращает его в общество высокого риска,  но и делает его нестабильным и склонным к саморазрушению. В связи с вышесказанным, процесс формирования инновационной личности,  а также попытки создания таких личностей в массовом масштабе могут иметь для общества не только позитивные, но и негативные  последствия, которые, в свою очередь, могут негативно сказаться и на развитии инновационной экономики.

Таким образом, инновационная экономика оказывает трансформирующее воздействие на ряд социальных институтов, таких как наука и образование, на сферу трудовых отношений и характеристики рабочей силы, на личностные характеристики человека в  современном обществе, а также на восприятие феномена творчества. Последствия этого воздействия неоднозначны и не всегда могут быть оценены позитивно.

Рецензенты:

Паниотова Т.С. д.ф.н., профессор, профессор кафедры Теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет,г.Ростов-на-Дону.

Королев В.К., д.ф.н., профессор, профессор кафедры Теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Малахова Н.Н. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16424 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252