Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ» И ЕГО РОЛЬ В ПЛАНИРОВАНИИ БИЗНЕС-СИСТЕМ

Филончик В.С. 1
1 ГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В экономической науке существует множество гипотез, теорий, мнений, способных решать актуальные задачи социально-экономического развития общества и бизнес-систем. Однако явное ускорение темпов этого развития, динамичное чередование состояния экономических отношений и условий экономического развития, требует создания новых методов решения задач, в том числе, управления экономическими процессами, прогнозирования экономического развития. Разработка методов является сложной научной проблемой, требующее, как правило, частичной или полной корректировки научного мировоззрения. Бесспорно, что все экономические процессы имеют развитие, которое протекает во времени. Существенную характеристику всех происходящих процессов составляет время, т.к. развитие имеет направленность и осуществляется в реальном времени. Поэтому одно из важных направлений развития методологической доктрины экономической науки непосредственно связано с изучением «развития» как философской категории, так и его роли в экономике.
планирование бизнес-систем.
трансдисциплинарная методология
время
развитие
1. Мокий М.С. Методология научных исследований (учебник для вузов). Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1-1. С. 115.
2. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина, 2001.
3. Филончик В.С. Временные (темпоральные) особенности управления корпорацией, Научный аспект №1-2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2013. – 155 с.
4. Филончик В.С. Темпоральные факторы в планировании инновационного развития компаний фармацевтической отрасли. Фундаментальные исследования № 11, часть 6, 2014.
5. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
6. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
7. Философский энциклопедический словарь. 2010.
8. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Все экономические процессы имеют развитие, которое протекает во времени. Существенную характеристику всех происходящих процессов составляет время, т.к. развитие имеет направленность и осуществляется в реальном времени. Поэтому одно из важных направлений развития методологической доктрины экономической науки непосредственно связано с изучением «развития» как философской категории, так и его роли в экономике. Целью данного исследования является сравнить существующие определения понятия «развитие» и дать более четкое определение, выявить место и роль развития в планировании бизнес-систем.

Различают экстенсивное и интенсивное развитие. Экстенсивное развитие связано с проявлением уже имеющегося, а в результате интенсивного развития возникают качественно новые формы объекта. В тоже время, развитие может быть экзогенным и эндогенным. Экзогенное развитие является неподлинным и определяется извне, а у эндогенного развития источник находится внутри объекта. Отличают также индивидуальное развитие и всеобщее развитие (природа, человечество, Земля).

Еще в античности началась основываться идея развития, однако в сегодняшнем смысле слова еще не существовала, поскольку считалось, что все процессы происходят в заданной «от века» программе. В античности еще не стоял вопрос о целенаправленных изменениях, которые порождают новые связи и структуры.

После утверждения христианства стали изменяться представления и времени. Выдвигалась идея линейного направления духа, которая касалась только сферы духа. После возникновения опытной науки уже нового времени направленность стала источником формирования представлений и необратимых последствий, которые протекают в природе и обществе.

В XVIII в. ряд ученых пытались дать определение понятию «развитие». Например, И.Кант называл развитие «рискованным приключением разума», он исходил из того, что ряд областей невозможно было представить в развитии, например, «небесный мир», органическая природа и др. Ж.Л. Бюффон связывал развитие с историей Земли, Ж.Б. Ламарк - для объяснения живых существ, И.Г. Гердер - для описания истории культуры, Ч. Дарвин распространил понятие развитие на все живое, в последующем, что в биологии это породило новый принцип. Идея развития прочно применяется в различных сферах, в частности, в естествознании и начало ему дает немецкая классическая философия, а особенно Гегель, внося диалектику, которая является по существу учением о всеобщем развитии, только выражается в идеалистической форме. Гегель показал универсальность принципа развития, раскрыл всеобщий механизм и источник возникновения, борьбу и преодоление противоположностей.

Марксизм начал строить  единую концепцию развития. Развитие здесь рассматривается как свойство материи. Общей теорией выдвигается материалистическая концепция развития - единства и борьбы противоположностей, перехода от количественных изменений к качественным, отрицания отрицания. Главные идеи концепции раскрыл В.И. Ленин «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии;- развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - "перерывы постепенности"; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,- таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии». Углубляя гегелевскую диалектику, марксизм продемонстрировал существенное различие и единство двух типов развития - революции и эволюции. Значительно расширился спектр средств научного познания впоследствии диалектического учения о развитии, где исторический метод занял важнейшее место. На этой основе возник ряд дисциплин, которые понимают процессы, протекающие в обществе и в природе, с точки зрения развития. Массовое распространение развитие обретает в середине XIX века. Буржуазное знание принимает развитие в форме эволюционизма. Здесь рассматривается лишь идея линейной направленности монотонного эволюционного процесса. В идеологии реформизма лежит похожее направление. На данном этапе порождается критика идеи развития и принципа историзма, которая сопровождается появлением новых концепций, сопровождающихся субъективно-идеалистическими тенденциями.

Развитие науки и история общества давали достаточно большой материал, который подтверждал сложность и неоднозначность процессов развития и их механизмов. Свойственное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе было опровергнуто. Практика доказывала, что исторический прогресс достичь автоматически невозможно, что развитие - есть результат взаимодействия многих процессов, в которых главную роль играет целенаправленная деятельность, которая основывается на законах истории.

В XX веке развились представления о развитии как в обществе, так и в науке. Предметом изучения стали внутренние процессы и механизмы, случающиеся в объекте, что показало, что процесс развития не универсален и неоднороден, очевидна разнонаправленность процессов. Анализ развития требовал глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, их организации и функционирования. Подобный анализ нужен для разработки критериев, которые необходимы для реализации количественного подхода. Одним из таких критериев является повышение или понижение уровня организации в процессе. В связи с тем, что проблематика организации и функционирования была огромной и разнообразной, то в середине XX века началось обособление областей знаний, которые занимаются изучением функционирования и организации развивающихся объектов. Поскольку процессы функционирования являются отдельным предметом изучения.

Современные исследования обнаруживают, что развитие может иметь самостоятельное значение при анализе развивающихся объектов. Следует принимать во внимание возможности каждого из подходов. Для осуществления развития важнейшее значение имеет время: не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта - ритм функционирования и развития. Важно отметить, что понятие «ход времени» неравнозначно понятию «процесс развития». Это обуславливается тем, что течение времени не всегда сопровождается качественными изменениями объекта, а также тем, что в одни и те же промежутки времени разные объекты способны проходить разные «расстояния» развития. Развитие объекта является функцией не объективного течения времени, а жизнедеятельности самого объекта.

Процесс развития может приобретать различные формы, например, превращаться из одного объекта в другой и, тем самым, изменяться информационно. Существует две формы развития: революционная и эволюционная. Революционная форма связана с качественными изменениями объекта, как правило, они бывают резкими и скачкообразными, возникающими в связи с коренными изменениями объекта. Эволюционная форма развития представляет собой количественные изменения, которые протекают медленно и постепенно. Сложная диалектическая связь существует между этими двумя формами развития, поскольку эволюция подготавливает революцию, а новое качество, полученное в результате революции, ведет к количественному этапу, этапу накоплений. Таким образом, процесс развития представляет собой непрерывный переход количественных изменений в качественные, в результате которого происходит изменение состояния объекта информационно во времени и в пространстве.

Развитие также характеризуется направленностью. При переходе от одного состояния в другое не возникает повторение пройденного, и это не движение по кругу, хотя этапы могут включать в себя моменты и события предшествующих этапов. Если развитие ведет к более развитому и совершенному, то говорят о прогрессивном развитии, а если в обратном направлении, - то о регрессивном. В основном объекты характеризуются прогрессивной направленностью, идущей от простых к более сложным формам, от низших систем к высокоорганизованным, зачастую спиралеобразно, циклически.

В ХХ веке начались активные исследования процессов развития бизнес-систем. Основные определения развития:

1.             Развитие - поступательное движение , эволюция, переход от одного состояния к другому. Развитие противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и «катастрофизму», предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми [5].

2.             Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклич. воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии [6].

3.             Развитие - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно « развертывание » до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному [7].

4.             Развитие - высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качеств. состояния к другому, от старого к новому. Р. характеризуется специфическим объектом, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью [8].

5.             Развитие - высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью [2].Развитие - РР

Как видно общего и единого определения «развития» еще не существует.

 В этой связи стали появляться различные теории по управлению развитием, в основном они связаны с цикличностью, в частности с жизненными циклами компаний, т.е. с выделением стадий развития, которые проходит компания в период своего существования. Теории подразумевают, что существуют этапы, которые проходит компания. И. Адизес, например, сравнивает развитие компаний с развитием живых организмов, т.е. компании проходят следующие этапы: выхаживание, младенчество, «давай-давай», юность, расцвет, стабильность, аристократизм, ранняя бюрократия, бюрократия, смерть. Л. Грейнер,                 Г. Липпит и У. Шмидт также связывают свои теории жизненных циклов с жизненными циклами живых организмов. Однако вышеупомянутые теории носят лишь позитивный характер, а решения о том, на каком этапе развития находится компания и что нужно делать в будущем, принимаются на интуитивном уровне.

В этой связи необходим нормативный подход. Таким подходом является системно-трансцисциплинарный подход, с точки зрения которого развитие - это изменение состояния объекта информационно во времени и пространстве. В основе трансцисциплинарности лежат два взаимодополняющих этапа развития: количественный и качественный.

С помощью трансцисциплинарной теории можно:

1. узнать на каком этапе находится компания;

2. определить инновационную карту бизнес-систем;

3. определить периоды наибольшей чувствительности к тем или иным изменениям;

4. планировать и прогнозировать стратегическое развитие бизнес-систем в календарных датах и т.д.

Таким образом проблемой развития занимаются уже тысячи лет, что подчеркивает его важность в изучении того или иного объекта. В планировании бизнес-систем развитие крайне важно. Для того, чтобы правильно прогнозировать развитие и добиваться максимального эффекта от деятельности необходимо использовать системно-трансдисциплинарный подход.

Рецензенты:

Мокий М.С., д.э.н., профессор, профессор кафедры национальной экономики РАНХиГС,       г. Москва.

Новиков А.А., д.э.н., доцент, доцент профессор кафедры национальной экономики г. Москва.


Библиографическая ссылка

Филончик В.С. АНТОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ» И ЕГО РОЛЬ В ПЛАНИРОВАНИИ БИЗНЕС-СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16391 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252