Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конева И.А. 1 Романова С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Работа посвящена изучению особенностей высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех высших психических функций (ВПФ). Постепенно ведущее место в структуре ВПФ начинает занимать мышление, которое становится произвольным, как и другие процессы.К группе детей с задержкой психического развития исследователи относят тех, у кого не имеется локальных поражений речи, нет слуховых или зрительных нарушений, интеллектуальной недостаточности и, несмотря на это, многие из них испытывают большие затруднения в обучении. Для них характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы, а интеллектуальные нарушения будут выражены нерезко, в других случаях наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. Развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость ее речевой регуляции. На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования был разработан и реализован констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников с ЗПР и в сравнении с нормой развития.
мышление.
внимание
память
дошкольники
высшие психические функции
задержка психического развития
1. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: автореферат доктора психологических наук/Е.Е.Дмитриева; НГПУ, Н.Новгород, 2005 – 53 с.
2. Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография / Под науч. ред. У.В.Ульенковой. Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 252 с.
3. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.16, №2(2),2014. с.348-352.
4. Кисова В.В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей с нормальным и задержанным темпом развития// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.15, №2,2013. с.130-135.
5. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.- 348 с.
Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что одним из наиболее распространенных отклонений в дошкольном возрасте в настоящее время является задержка психического развития (ЗПР)[3]. В настоящее время активно изучаются проблемы психодиагностики развития детей с ЗПР[5], особенностей их психического развития в раннем и дошкольном возрасте[1],[2],[4]. В работе с такими детьми особое внимание необходимо уделить диагностике и формированию высших психических функций (ВПФ), поскольку именно они составляют основной компенсаторный фонд развития детей с ЗПР.

Для экспериментального исследования особенностей ВПФ у дошкольников с ЗПР нами был подобран комплекс психодиагностических методик. Каждая из предложенных методик направлена на изучение особенностей определенной познавательной функции у данного контингента детей, в сравнении с нормой.

Согласно выдвинутой гипотезе у дошкольников с ЗПР будут отмечаться сниженные показатели развития опосредованного запоминания. Это обусловлено низкой познавательной активностью дошкольников с ЗПР, их неумением и нежеланием применять различные мнемотехники (предметные картинки) для запоминания и припоминания.

Рис.1.Сравнительная характеристика уровня развития опосредованного запоминания у дошкольников с ЗПР и НПР по методике А. Н. Леонтьева (%)

Сравнивая и анализируя показатели развития опосредованного запоминания, полученные в результате исследования детей с ЗПР – основная группа и детей с нормой психического развития (НПР) – контрольная группа по методике А.Н.Леонтьева, прежде всего, необходимо отметить значительную разницу в процентном соотношении между показателями основной и контрольной группы по высокому и низкому уровням.

В целом, у дошкольников основной группы показатели  уровня развития опосредованного запоминания преобладают на низком уровне (47%) и уровне ниже среднего (30%). У детей контрольной группы показатели развития памяти позиционируются только на высоком (64%) и среднем (36%) уровнях.

Несмотря на то, что средние показатели основной группы (30%) в целом незначительно отстают от показателей контрольной группы (36%), разница между показателями основной  и контрольной группы по низкому и высокому уровням весьма значительна.

Показатели контрольной группы не регистрируются на низком уровне развития памяти, в то время как показатели основной группы испытуемых на низком уровне составляют 47%.

По высокому уровню разница между показателями основной и контрольной группы составляет 61%. Кроме того, среди испытуемых с НПР при повторном воспроизведении нередко наблюдается тенденция  к замене забытых слов новыми, придуманными словами. Такое распределение показателей говорит о том, что дети из контрольной группы не испытывают трудностей в запоминании и последующем воспроизведении речевого материала. Они используют мнемотехники (предметные картинки) для запоминания и припоминания.

Согласно выдвинутой гипотезе, одной из особенностей познавательной сферы дошкольников с ЗПР является недостаточное по сравнению с нормой развитие продуктивности и устойчивости внимания. Ниже представлены результаты, отражающие развитие продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников с ЗПР и НПР.

Рис.2.Сравнительная характеристика уровня развития внимания у дошкольников

с ЗПР и НПР по методике «Корректурные пробы» (%)

Сравнивая и анализируя показатели уровня продуктивности и устойчивости внимания, полученные в результате исследования детей с ЗПР – основная группа и детей с нормой – контрольная группа по методике «Корректурные пробы», следует отметить, значительную разницу в показателях основной и контрольной группы испытуемых по низкому и высокому уровням. На низком уровне продуктивности и устойчивости внимания не регистрируется показателей контрольной группы, в то время как показатели основной группы на низком уровне составляют 50%.

В целом, у дошкольников основной группы показатели уровня продуктивности и устойчивости внимания варьируют от 22% (высокий уровень) до 50% (низкий уровень), а у учащихся контрольной группы показатели развития внимания позиционируются только в высоком (61%) и среднем (39%) уровнях.

Анализируя показатели детей контрольной группы необходимо отметить, что показатели данной группы испытуемых не регистрируются на низком уровне продуктивности и устойчивости внимания, в то время как показатели основной группы на низком уровне составляют  50%.

По высокому уровню разница между показателями основной и контрольной группы испытуемых составляет 39%. При этом на среднем уровне развития внимания показатели основной группы составляют 28%, контрольной группы – 39%, таким образом, разница между показателями основной и контрольной группы на среднем уровне невелика. Это свидетельствует о неоднородностисформированной продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников основной группы в сравнении с контрольной группой.

Следует отметить, что испытуемые обеих экспериментальных групп в основном справляются с заданием менее чем за 5 минут. Наиболее распространённой ошибкой всех детей является зачеркивание лишних элементов. Дошкольники основной группы продуктивно работают в те­чение 5 — 15 мин.

Для них характерна сниженная концентрация внимания, которая выражается в трудностях сосредо­точения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости; неустойчивость (колебания) внимания, ведущая к сни­жению продуктивности выполнения задания.

Согласно данным теоретического анализа литературы, в старшем дошкольном возрасте на первое место среди ВПФ выходит мышление. Различные операции мышления становятся произвольными, сопровождаются речевым контролем.

Ниже представлены результаты, отражающие развитие мыслительных операций у дошкольников с ЗПР и НПР.

Рис.3.Сравнительная характеристика уровня развития мыслительных операций у дошкольников с ЗПР и НПР по методике Амтхауэра (%)

Сравнивая и анализируя показатели уровня развития мыслительных операций, по методике Амтхауэра, прежде всего, необходимо отметить разнообразную специфику сформированности мыслительных операций у дошкольников основной группы.

Показатели сформированности мыслительных операций детей основной группы распределились по всем четырем уровням в различном соотношении и варьируют от 3% до 42%, в то время как в контрольной группе показатели сформированности мыслительных операций позиционируются только на высоком уровне и составляют 100%.

Дошкольники основной группы, находящиеся на высоком уровне, составляют только 3%, что, безусловно, связано со спецификой развития высших психических функций у детей с ЗПР. Показатели развития мыслительных операций дошкольников основной группы, относящиеся к уровню выше среднего, составляют 19%, это те дети, которые справились с большинством предложенных заданий. Наибольший процент по показателям развития мыслительных операций регистрируется на среднем (36%) и низком (42%) уровнях. 

К среднему уровню относятся те дети основной группы, которые справились примерно с половиной заданий теста. На низком уровне овладения мыслительными операциями позиционируется 42% дошкольников основной группы, это те дети, которые из-за недостаточного для их возраста умения сравнивать, обобщать, классифицировать испытывают значительные трудности в процессе школьного обучения.

В целом, следует отметить, что задание на общую осведомленность (Iсубтест) вызвало наименьшие трудности во всех группах испытуемых.

Задания на сформированность понятий и на обобщение (II и IIIсубтест) в среднем вызвали трудности у 50% дошкольников основной группы. Наибольшую трудность для дошкольников основной группы вызвали  задания, требующие подбора аналогий, что обусловлено недостаточной сформированностью словесно-логического мышления у детей с ЗПР.

Заключительным этапом экспериментального исследования стало изучение особенностей воображения дошкольников с ЗПР и с НПР по методике «Где чье место?».

Показатели развития воображения у дошкольников напрямую зависят от уровня развития у них абстрагирования. Также необходимо умение качественно перерабатывать имеющиеся представления, что затруднено при задержке психического развития.

Для них преобладающим является элементарный анализ, а синтез вообще отстаёт от анализа. Образы отличаются расплывчатостью. В образах ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельности, слабость мышления. Они не могут отвлечься от образов прошлого опыта и создать образ, который соответствовал бы поставленной задаче. Воображение характеризуется непроизвольностью.

Рис.4.Сравнительная характеристика уровня развития воображения

у дошкольников с ЗПР и НПР по методике «Где чье место?» (%)

Сравнивая и анализируя показатели развития воображения необходимо отметить разнообразную специфику развития ВПФ у детей основной и контрольной группы.

Для подавляющего большинства дошкольников с ЗПР характерен низкий уровень развития воображения (67%). Необходимо отметить, что уровень развития воображения напрямую связан с показателями развития мыслительных операций детей. При анализе данных по тесту Амтхауэра у дошкольников основной группы были обнаружены низкий (42%) и средний (36%) уровни развития мыслительных операций. Это обусловило трудности при выполнении творческих заданий у данного контингента детей.

Дошкольники с низким уровнем развития воображения испытывали значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставили фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводили к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.

Если же экспериментатор сам ставил кружочки на "чужие" места, то дошкольники с ЗПР не могли объяснить, почему они там оказались. В некоторых случаях дети давали шаблонные и стереотипные объяснения: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.

Некоторые дошкольники с ЗПР (33%) справились с заданием методики «Где чье место?» на среднем уровне. Такие дети не испытывали особых проблем при выполнении этого задания. Они легко поставили кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение вызвало у них трудности.

Рассказы дошкольников с этим уровнем развития воображения, как правило, имели под собой реальную почву и носили конкретно-ситуативный характер, например, "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево (помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)".

Однако показатели развития воображения дошкольников с НПР значительно выше показателей дошкольников с ЗПР, они позиционируются только на высоком уровне (100%). Эти дети без труда расставили кружочки на "чужие" места и объяснили свои шаги. Для них был характерен такой этап, когда они обдумывали предложенную задачу. Некоторые намеренно отводили глаза от картинки, задумчиво смотрели в потолок, вставали, чтобы лучше увидеть изображение, прищуривались и т.д.

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывали в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.

Другая особенность в том, что им легче давались объяснения тогда, когда они ставили предметы сами, чем когда их просили рассказать о предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.

Таким образом, по результатам экспериментального исследования дошкольники с ЗПР показали низкий и ниже среднего уровни развития ВПФ.

Необходимо отметить, что в основе нарушений ВПФ у данного контингента детей лежит несформированность произвольной регуляции поведения в целом. Дошкольники с ЗПР испытывали трудности при восприятии учебной задачи, не могли удержать инструкцию до конца. Их внимание было рассеяно, дети выполняли задания так, как им это нравилось. При ответах на задания методик дошкольники основной группы отвечали быстро, наобум, их мало интересовал результат. Часть детей с ЗПР долго не могли приступить к выполнению заданий, были заторможены, их результаты также были низкими.

Таким образом, развитие ВПФ дошкольников с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью, непроизвольностью и недостаточной целенаправленностью, у них недостаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности. Особую трудность представляют задания, требующие определенного уровня развития мыслительных операций и воображения. Эти особенности будут создавать дополнительные трудности в процессе овладения учебным материалом и обусловливают необходимость проведения специальной (коррекционной) работы.


Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», филиал, г.Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Конева И.А., Романова С.В. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16284 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674