Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ И ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Кириллова Т.В. 1 Старикова О.В. 1
1 ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России
В статье высказаны суждения о повышении качества пенитенциарного образования, с учетом ориентации на взаимодействие с православной церковью и образовательных потребностей священнослужителей, окормляющих учреждения исполнения наказания. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: организация взаимодействия с РПЦ, проведение совместных научно-педагогических мероприятий, круглых столов и курсов повышения квалификации с учетом достижений современной педагогики; раскрытие особенностей организации взаимодействия, повышение качества пенитенциарного образования, с учетом ориентации на взаимодействие в православной церковью и образовательных потребностей священнослужителей, окормляющих учреждения исполнения наказания. В статье проанализирован успешный опыт организации циклов образовательных семинаров Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению и Федеральной службой исполнения наказаний. Семинары были призваны охватить всех священнослужителей, возглавляющих епархиальные отделы по тюремному служению на территории Российской Федерации.
курсы повышения квалификации.
психологические особенности осужденных
субъекты образовательного процесса
образовательные услуги
качество образования
образовательные программы
пенитенциарное образование
1. Конституция Российской Федерации. М., 2008. – 33с.
2. Доклад Епископа Красногорского Иринарха Председателя синодального отдела московского патриархата по тюремному служения на тему: «Взаимодействие церкви и государственной системы исполнения наказаний» (16 октября 2013 года, Академия права и управления ФСИН России). Международная научно-практическая конференция.
3. «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и ФСИН России от 22 февраля 2011 года.
4. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения. М., 2013. – С. 4-5
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава IX. Преступность, наказание, исправление. Пункт IX.3.
7. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года п. №39.

Реформирование  уголовно-исполнительной системы, проходящее в русле новой редакции европейских тюремных правил, предполагает переход от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» заключенных. Ст. 3 УИК РФ в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы [1]. 

В этой связи оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей системы исполнения наказаний как исторически сложившегося правоохранительного института. В Минюсте России 6 сентября 2013 года под председательством Первого заместителя министра юстиции России, действительного государственного советника юстиции Российской Федерации 1 класса А. А. Смирнова состоялось заседание Рабочей группы по взаимодействию Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний с религиозными организациями, созданной Распоряжением Министра юстиции Российской Федерации в  2012 году. В заседании Рабочей группы приняли участие:  епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению;  руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега);  директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России О. А. Помигалова;  и.о. заместителя начальника Правового управления ФСИН России И. В. Антонов. Заседание было посвящено работе над законопроектом «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Цель статьи - высказать суждения о повышении качества пенитенциарного образования,  с учетом ориентации на взаимодействие в православной церковью и образовательных потребностей священнослужителей, окормляющих учреждения исполнения наказания. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: организация взаимодействия с РПЦ, проведение совместных научно-педагогических мероприятий, круглых столов и курсов повышения квалификации с учетом достижений современной педагогики; раскрытие особенностей организации взаимодействия.

Результаты исследования

В Определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» от 4 февраля 2011 года  (п. №42)  отмечается следующее: «констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе» [2]. 

Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации с 2010 года осуществляет «пилотный» проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе. Его реализация началась в 16 исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областях. Этот «пилотный» проект был приведен в действие в указанных регионах силами и средствами уголовно-исполнительной системы (УИС) с участием духовенства, несущего по благословению правящих архиереев священнослужение в местах лишения (ограничения) свободы. Данный проект воссоздания института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН России [2].

По данным на начало   2013 года в 1020 исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний функционируют 517 тюремных храмов и 453 молитвенных  помещения, в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных 954 священнослужителя.  В учреждениях УИС  строится ещё 37 храмовых здания, однако для того, чтобы полностью удовлетворить потребность осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в России требуется строительство еще около 500 храмов на режимных территориях учреждений УИС. Учитывая озабоченность руководства УИС допуском на режимную территорию неподготовленных посетителей, РПЦ признала положительным создание системы специального образования по богословско-практической подготовке священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительных учреждениях.

Поэтому, со всей очевидностью, назрела необходимость более тщательной проработки вопроса обучения священнослужителей для работы в молельных комнатах и храмах учреждений УИС. Таким образом, возникла потребность в экспорте образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями ФСИН России, в нетрадиционном направлении, отраженном в названии нашей статьи.

С этой целью были определены  принципы и направления взаимодействия РПЦ и ФСИН России,  22 февраля 2011 года заключено соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и ФСИН России.

В докладе Епископа Красногорского Иринарха (Председателя синодального отдела московского патриархата по тюремному служения) «Взаимодействие церкви и государственной системы исполнения наказаний», прозвучавшем  16 октября 2013 года в  Академии права и управления ФСИН России на Международной научно-практической конференции, посвященной вопросам взаимодействия Русской Православной Церкви и ФСИН России, в частности, говорится, что это взаимодействие  определяется структурной организацией любой совместной деятельности, непротиворечивостью и согласованностью действий различных структур при выполнении общей задачи. Взаимодействие ЦПЦ и ФСИН России направлено на удовлетворение духовных потребностей и создание условий для полноценной духовной жизни лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, заключенных под стражу[3]; на оказание содействия администрации учреждений УИС в восстановлении социально полезных связей (ресоциализации) осужденных к лишению свободы, их подготовки к освобождению[4].

Определены также основные направления взаимодействия РПЦ и ФСИН России:  обеспечение духовно-нравственной и просветительской деятельности; обеспечение богослужебной деятельности и пастырского душепопечения;  создание института тюремных капелланов на постоянной основе;  создание системы специального образования для тюремных капелланов; обеспечение диаконического служения среди заключенных в местах принудительного содержания - реабилитации (социальной адаптации);  взаимодействие Церкви и УИС в нормативно-правовой защите достоинства и прав человека в местах лишения (ограничения) свободы;  взаимодействие Церкви с государственными органами юстиции и юриспруденцией по вопросам пробации; взаимодействие Церкви и государственной системы исполнения наказаний по вопросам профилактики преступности [4]. Епископ Красногорский Иринарх в своем  докладе также отметил, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы.

В этой связи необходимо создание полубакалавриата либо магистратуры при одной из епархиальных духовных семинарий, ориентированных на подготовку тюремных капелланов. Вместе с введением соответствующих предметов в учебные планы духовных семинарий имеет смысл создавать «Централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в исправительно-трудовых учреждениях». В организации и проведении данных курсов также  предполагается активное участие представителей ФСИН России.

По случаю 10-летия подписания Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством Юстиции Российской Федерации в конце декабря 2009 года церковное Священноначалие высказалось в поддержку предложениям Минюста «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ)», заметив при этом, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся систему сотрудничества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси выразил надежду, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов». [2].

Таким образом, был организован и успешно проведен цикл образовательных семинаров Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению и Федеральной службой исполнения наказаний. Семинары были призваны охватить всех священнослужителей, возглавляющих епархиальные отделы по тюремному служению на территории Российской Федерации.

Семинары  проходили на базе образовательных учреждений ФСИН России в учебных центрах: первый - в октябре-ноябре 2011 года в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников ФСИН России ( г. Пушкин); второй - в мае 2012 года в учебном центре УФСИН России по Московской области( г. Фрязево) ; третий - в октябре 2012 года в Томском филиале Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт ФСИН России» ( г. Томск); четвертый - в ноябре 2012 года в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский институт ФСИН России» ( г. Пермь). 15 августа 2013 года в учебном центре ГУФСИН России по Ростовской области в городе Батайске состоялся Пятый Образовательный семинар - курсы повышения квалификации для священнослужителей - руководителей епархиальных отделов тюремного служения.  Всего в обучении приняли участие 85 руководителей епархиальных отделов и их помощников из епархий, расположенных в Центральном, Северо-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Российской Федерации.

По инициативе Федеральной службы исполнения наказаний, в качестве начального эксперимента, начали действовать курсы повышения квалификации, организуемые в форме образовательных семинаров для тюремного духовенства, представленного в основном руководителями епархиальных отделов по тюремному служению, и работников УИС на тему: «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Программа курсов рассчитана на 80 учебных часов и состоит из трех модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Запланировано проведение в России курсов повышения квалификации для тюремных священнослужителей Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата.

Разработанная программа определяет содержание повышения квалификации тюремных священнослужителей, оказывающих практическую помощь и духовную поддержку осужденным к лишению свободы и лицам, заключенным под стражу.

В основу программы положен принцип модульности. Программа носит междисциплинарный характер и позволяет обучать слушателей в соответствии с действующей нормативной базой, применяя современные образовательные методики и технологии, формировать у слушателей готовность к ведению религиозной деятельности в сфере тюремного служения. Цель повышения квалификации - совершенствование теоретической и практической базы слушателей в области права, психологии, педагогики  и богословия с учетом специфики деятельности по тюремному служению.

Задачи повышения квалификации:  получение, закрепление и систематизация знаний о порядке и условиях исполнения и отбывания наказания осужденными и лицами, заключенными под стражу, в различных учреждениях УИС, о ресоциализации осужденных и лиц, заключенных под стражу, и пенитенциарной психологии;  систематизация богословских знаний с учетом специфики тюремного служения; получение знаний о различных направлениях и программах тюремного служения.

Нормативный срок освоения программы - 80 часов. Режим обучения - не менее 36 аудиторных часов в неделю. Форма обучения - с полным отрывом от основного места работы.

Требования к результатам освоения программы.

Слушатель, освоивший программу, должен:

  • обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с Уставами и Уложениями Русской Православной Церкви, правовыми и организационными основами функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; взаимодействовать с персоналом органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в целях создания и поддержания психологического климата в среде осужденных и лиц, заключенных под стражу;
  • знать: основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания осужденными и лицами, заключенными под стражу, в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • владеть: психолого-педагогическими приемами общения с различными категориями осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом их индивидуальных особенностей и личностных характеристик; навыками психологического взаимодействия с различными категориями осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в процессе отбывания наказания; навыками работы с программами тюремного служения;
  • уметь: толковать и применять отдельные нормативные акты в области исполнения наказаний и содержания под стражей; грамотно оценивать требования режима и безопасности в СИЗО.

Программа предусматривает изучение следующих модулей:

Правовая подготовка. В модуле рассматриваются: Конституция Российской Федерации,  основы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, цели, задачи и структура уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, правовое положение, обязанности, обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания заключенных, режим  в следственных изоляторах и его основные требования, правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах и его требования, условия содержания заключенных, категории, подлежащие раздельному содержанию, порядок обеспечения безопасности в учреждениях, правовые основы применения  к заключенным мер поощрения и взыскания.

Психолого-педагогическая подготовка. В модуле рассматриваются: направления оказания психолого-педагогической и социальной помощи лицам, содержащимся под стражей, социально-психологические особенности различных категорий подозреваемых и осужденных, особенности работы психолога с заключенными, имеющими алкогольную и наркотическую зависимости, конфликты и групповые эксцессы в среде заключенных, их профилактика и разрешение. Дается социально-психологическая характеристика различных возрастных категорий подозреваемых и осужденных.

Специальная (пастырская) подготовка. В модуле рассматриваются: Федеральные Законы РФ, позволяющие осуществлять духовно-пастырское попечение лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, сотрудников и курсантов учебных заведений ФСИН России (Федеральный Закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и пр.), Уставы и Уложения РПЦ, история тюремного служения, основы поведения священнослужителей в режимном пенитенциарном учреждении, формы духовного просвещения в следственных изоляторах, организация тюремной приходской общины, особенности пастырского служения в следственных изоляторах, формы взаимодействия сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

В рамках изучения модулей проводятся выездные (практические) занятия на базе следственных изоляторов ФСИН России.

По итогам изучения каждого модуля организуются круглые столы и тестирование слушателей. Тестирование проходит в рамках практического занятия.

По окончании обучения для слушателей может быть предусмотрена пресс-конференция или итоговый круглый стол с участием представителей руководства ФСИН России и Русской Православной Церкви.

Вывод. Таким образом, специфические условия пенитенциарных  учреждений определяют необходимость особой подготовки или переподготовки священнослужителей и работников УИС в правовом, психолого-педагогическом и духовно-пастырском направлениях, что способствует исполнению законодательно-правовых норм, регламентирующих работу учреждений УИС, и содействует соблюдению церковно-канонических положений пастырского служения в условиях лишения свободы.

Дальнейшим развитием должно стать создание отдельных программ обучения для священнослужителей, несущих пастырское окормление следственных изоляторов и тюрем. Такая программа разрабатывается в Академии ФСИН России. Ведется разработка программ обучения священнослужителей, окормляющих курсантов образовательных учреждений ФСИН России и различных категорий сотрудников УИС.

Рецензенты:

Сочивко Д.В., д.псх.н., профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г.Рязань;

Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России, г.Рязань.


Библиографическая ссылка

Кириллова Т.В., Старикова О.В. ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ И ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16269 (дата обращения: 20.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252