Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАЧЕРПЫВАНИЯ СМЕРЗШЕГОСЯ ФЛОТАЦИОННОГО КОЛЧЕДАНА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ИЗ ШТАБЕЛЯ В БУНКЕР ТРАНСПОРТЕРА

Суровегина Т.Ю. 1 Никандров И.С. 1 Малыгин А.Л. 1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Изучено влияние температуры и влажности смерзшегося флотационного колчедана на коэффициент заполнения челюстей грейфера, на моменты сил трения дробленого материала по днищу, боковым внутренним и наружным стенкам, сопротивление резанию материала шинами челюстей, на моменты сил сопротивления сжатию и уплотнению материала и усилие в замыкающем канате грейфера. Экспериментально получено, что коэффициент заполнения челюстей при увеличении температуры смерзшегося материала с минус 12 градусов до плюс 3 градусов возрастает с 0,25 до 0,96. Момент сил разрушения корки падает с 61 кНм до нуля при повороте челюстей на 5-7 градусов. Момент сил трения по днищу возрастает до 20 кНм, момент сил сжатия возрастает до 17 кНм. Показана необходимость включения в РТМ уравнений расчета моментов сил трения по днищу, по внутренним боковым стенкам, момента сил сжатия и уплотнения, учитывающих величины коэффициента заполнения. Усилие в замыкающем канате уменьшается с 47 кН до 26 кН с понижением температуры смерзшегося материала с минус 1 градуса до минус 12 градусов.
колчедан
смерзание
зачерпывание
грейфер
коэффициент заполнения
1. Перегрузка смерзшихся сыпучих материалов грейферами. Татьяна Суровегина, Игорь Никандров, Михаил Никандров [Электронный ресурс]. LAP Lambert Academic Publishing (2013-11-02) https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/gb/book/978-3-659-48183-3/
2. РТМ 212-0133-85 Руководящий технический материал. Грейферы двухчелюстные канатные общего назначения. Методы расчета при проектировании. – МРФ РСФСР, 1985 - 55 с.
3. Руководство к практическим занятиям по технологии неорганических веществ / Под ред. Проф. М.Е. Позина. – Л.: Химия, 1980.
4. Севастьянов, В.А. Разработка методики расчета и создание рациональной конструкции канатного грейфера-рыхлителя для смерзшихся сыпучих материалов: Дисс. канд. техн. наук: 05.05.04 Н.Новгород, 2006.- 187 с.
5. Суровегина, Т.Ю., Кабаева, Л.В. Влияние температуры и влажности материала на сопротивление внедрению челюстей грейфера в смерзшийся сыпучий материал [Текст]. VIII Международная молодежная научно-техническая конференция "Будущее технической науки". - Н.Новгород, 15 мая 2009 г.
6. Суровегина, Т.Ю., Кабаева, Л.В. Севастьянов, В.А., Никандров, И.С. Расчет внедрения режущих элементов в смёрзшийся сыпучий материал [Текст]. Общее технической науки. Тезисы докладов Международной молодёжной научно-технической конференции.- Н.Новгород, 2007.
7. Суровегина, Т.Ю., Никандров, И.С., Кабаева, Л.В. Разработка аккумулятора энергии опускания нижней траверсы грейфера для обеспечения ресурсосбережения при перегрузке сыпучих материалов [Текст]. Будущее технической науки. IX Международная молодёжная научно-техническая конференция.- Н.Новгород, 2010.

Из-за интенсивности смерзания серный флотационный колчедан на производство серной кислоты завозят в летний период из расчета на годовую потребность и хранят в штабелях. В период с декабря по март колчедан смерзается в монолитную корку толщиной 2-2,2 м. Подача колчедана со склада в печи сжигания становится зимой проблематичной. При перегрузке смерзшихся сыпучих материалов высокую эффективность дает применение грейфера-рыхлителя конструкции В.А. Севастьянова [4,6,7]. Представляет практический интерес использование данной конструкции и для подачи смерзшегося колчедана со склада в бункер транспортеров [1].

Цель исследования

Получение отсутствующих данных по зачерпыванию смерзшегося флотационного колчедана, по установлению влияния температуры и влажности колчедана на момент сопротивления зачерпыванию.

Экспериментальная часть

Проведено обследование работы грейферного мостового крана при перегрузке смерзшегося в штабеле хранения флотационного колчедана. Температуру слоя замеряли мерной рейкой, описанной в [4]. Влажность колчедана определяли весовым методом по [3]. Коэффициент заполнения грейфера определяли взвешиванием порожнего и груженого самосвала на автомобильных весах с точностью ±1%. Силовые и геометрические параметры грейфера показаны на рис.1.

Результаты и их обсуждение

В начальный момент смыкания челюстей после завершения внедрения в смерзшийся материал происходит захват очерченной контуром челюстей плиты корки материала и сжатие ее с последующим растрескиванием и рыхлением зажатой корки .

В данный момент натяжение замыкающего каната Fзк уравновешивает силу трения челюстей о смерзшийся материал Fтp и силу веса грейфера Grp, поскольку вес грейфера приходится на замыкающий канат (рис. 1 а).

Fзк = Grp +2Fтp. (1)

Сила трения пропорциональна силе сжатия корки челюстями Fсж:

Fтp = Fсж · μт , (2)

где μт - коэффициент трения смерзшегося материала по стали.

Сила сжатия равна:

Fсж= P0·Z·n·b, (3)

где P0 - начальное давление деформации материала, Па;

Z - глубина внедрения РЭ, м;

n - число РЭ;

b - ширина режущей кромки, м.

Таким образом, сила натяжения замыкающего каната определяется по формуле:

Fзк= Grp+2 P0·Z ·μт·n·b. (4)

Рис. 1. Схема сил, действующих на челюсть канатного грейфера в начальный (а) момент захвата смерзшейся корки и в конце зачерпывания (б)

флотационного серного колчедана

Исследованиями установлено, что значение момента сил разрушения корки смерзшегося флотационного колчедана падает при повороте челюстей в начале зачерпывания на первых 5-10° вращения челюстей от максимального значения Мрк, равного 61 кНм, до нуля.

Усилие в замыкающем канате в процессе зачерпывания меняется от величины веса грейфера Grp и усилия сжатия корки до величины веса полностью загруженного грейфера (Grp+Qм) , где Qм - вес зачерпнутого груза (рис.1 б).

При любой степени смыкания челюстей (угол раскрытия меняется от φ0 до φкон=0) усилие в замыкающем канате равно:

Fзк= Grp + ∑Mi/h=, (5)

Г где (∑Mi)з - суммарный момент всех сил сопротивлению при зачерпывании в данный момент процесса;

Mрк – момент сил сопротивления резанию в конце зачерпывания

h – высота челюсти грейфера.

Следовательно, при разработке смерзшейся корки общий момент сил сопротивления зачерпыванию должен включать и момент сил разрушения корки.

Суммарный момент определяется по формуле:

(∑Mi)з=Mд+Mбв+Mбн+Mр+Mсж, (6)

где Мд - момент сил трения материала по днищу, обусловленный весом зачерпнутого материала и сжатием материала;

Мбв и Мбн - моменты сил трения материала соответственно по боковым внутренним и наружным стенкам;

Мр - момент сил сопротивления резанию материала шинами челюстей;

Мсж - момент сил, обусловленных сжатием и уплотнением материала.

Уравнения расчета моментов сил включены в РТМ [2]. Однако, они предполагают полное заполнение челюстей зачерпываемым материалом и не включают поправку на коэффициент заполнения, температуру и влажность материала.

Обследование работы грейферного крана при перегрузке смерзшегося в штабеле хранения флотационного колчедана показало, что заполнение грейфера связанно с температурой материала . Как видно из рис. 2, при температуре груза в -12°С средняя величина коэффициента заполнения грейфера равна 0,25 (при разбросе величин от 0,15 до 0,36); при температуре -7°С φср= 0,3; при температуре 0°С φср= 0,7 и при температуре выше +2°С величина коэффициента заполнения приближается к единице (φср= 0,95).

Рис.2

Совершенно очевидно, что при меньшем заполнении грейфера трение материала по днищу как за счет веса груза, так и за счет сжатия и уплотнения материала, должно быть ниже, и оно должно быть пропорционально коэффициенту заполнения челюстей φ.

С учетом реальной работы грейфера даны уравнения моментов сил, предлагаемые к включению в РТМ, учитывающие и изменение свойств материала в зависимости от температуры и влажности:

Мрк= Grp·g·hсж·Z · n ·b μ0[(1+k7t)·(1-k8ω)], (7)

 

(8)

(9)

(10)

Значения коэффициентов влияния температуры и влажности приведены в табл.1.

Таблица 1

Коэффициент

k1

k2

k3

k4

k5

k6

k7

k8

Значение

0,05

4,3

0,00085

0,041

0,008

0,245

0,034

1

Момент сил трения, обусловленных весом зачерпнутого груза Мд', в течение всего периода смыкания челюстей возрастает до 18-20 кНм.

Уплотнение материала и момент сил трения по днищу, обусловленных их действием, нарастают и достигают максимума, равного ~ 280 кНм к моменту смыкания челюстей.

Силы уплотнения приобретают значащие масштабы на завершающей стадии смыкания челюстей, практически на последних 10-15° поворота челюстей перед их закрытием. При этом момент от сил сжатия достигает 17,0 кНм.

Суммарный момент от сил резания составляет 16-23,6 кНм.

Таким образом, суммарный момент от сил сопротивления зачерпыванию меняется от 61 кНм в момент захвата очерченной корки, затем после снижения до 11 кНм начинает расти после смыкания валков перед режущей шиной челюсти и достигает 80-110 кНм к моменту завершения смыкания челюстей (рис.3).

Рис. 3. Изменение величины суммарного момента сил сопротивления зачерпыванию при смыкании челюстей грейфера от угла поворота челюстей δ

Средняя сила сопротивления зачерпыванию Rзач равна отношению средней величины момента от сил сопротивления к высоте челюсти до оси нижнего шарнира h и ее значение равно 35 кН.

Rзач =ω·Ζ·B, (11)

где ω - удельное сопротивления материала зачерпыванию, кН/м2;

B – ширина челюсти грейфера, м.

Исследованиями установлено, что для флотационного колчедана удельное сопротивление зачерпыванию равно 200-220 кН/м2.

Рис.4. Изменение усилия в замыкающем канате (F3К) при понижении температуры слоя смерзшегося колчедана

Усилие в замыкающем канате грейфера, как видно из рис.4, при разработке смерзшейся корки, увеличивается с повышением температуры смерзшегося слоя с 26435Н при (-130С) до 38600 Н при (-50С) и до 48756 Н при (-10С).

Заключение

  1. На сопротивление зачерпыванию существенно влияет степень заполнения челюстей материалом.
  2. Получены уравнения расчета моментов сил сопротивления разрушению корки, трения по днищу, трения по внутренним боковым стенкам и момента сил уплотнения материала.
  3. Даны предложения по уточнению формул расчета моментов сил.

Рецензенты:

Луконин В.П., д.т.н., профессор, генеральный директор ФГУП «НИИ полимеров им. академика В.А. Каргина», г. Дзержинск;

Сажин С.Г., д.т.н., профессор, генеральный директор НТЦ АСТ, г. Дзержинск.


Библиографическая ссылка

Суровегина Т.Ю., Никандров И.С., Малыгин А.Л. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАЧЕРПЫВАНИЯ СМЕРЗШЕГОСЯ ФЛОТАЦИОННОГО КОЛЧЕДАНА ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ ИЗ ШТАБЕЛЯ В БУНКЕР ТРАНСПОРТЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16263 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674