Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Иванова Н.В. 1 Воробьева Н.А. 2 Коробова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 МАОУ СОШ №186 «Авторская академическая школа»
По итогам анализа психолого-педагогических публикаций, педагогического опыта и анкетирования учителей в статье систематизированы основные организационно-процессуальные и содержательные проблемы и ошибки в реализации личностно-развивающих возможностей технологии портфолио в начальном звене школьного образования, рассмотрены подходы к их предупреждению и преодолению. Авторами представлены результаты сравнительного анализа различных моделей портфолио младших школьников, используемых в современной практике, отмечена их структурная и содержательная вариативность. В содержательном наполнении портфолио учащихся начального звена авторами констатируется преобладание детских работ, демонстрирующих предметные учебные достижения, а также формальных документизированных результатов внеучебных достижений учащихся. Выделен как недостаточно разработанный в содержательном плане и наименее актуализируемый педагогами личностно-рефлексивный аспект портфолио младшего школьника. Обоснована необходимость разработки специального научно-методического обеспечения реализации личностно-развивающей функции портфолио младшего школьника.
рефлексия
личностно-развивающая функция
младший школьник
портфолио учащегося
технология портфолио
1. Андреева Е.А., Разваляева Н.В. Портфолио в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2012. - 39 с.
2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки //Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 179-187.
3. Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) //Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С.5-10.
4. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
5. Иванова Н.В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников// Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 101-105.
6. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе.-2002. - № 5. - С. 23-27
7. Кудрявцева Е.Ю. Развитие самообразовательной деятельности учащихся средствами технологии портфолио: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2010. – 24 с.
8. Мишакина Т.Л. Портфолио учащегося начальной школы. - М.: Ювента, 2013. - 32 с.
9. Мишанова О.Г. Портфолио по русскому языку как средство контроля и обобщения личностно значимого социально-коммуникативного опыта младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 12. – С. 69-73.
10. Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика – способ оценивания личностных результатов обучения // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 53-55.
11. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. - 2004. -№3. - С.201-238.
12. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы // Методист. - 2005. - №4. - С.31-36.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 216с.
14. Пейп Дж.С., Чошанов М.А. Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000. -№1. - С. 75-82.
15. Прутченков А.С., Новикова Т.Г., Пинская М.А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения //Народное образование. - 2005. - №2. - С.71-80.
16. Суходимцева А. П. Портфолио как одна из технологий создания оптимальных условий для развития одаренных детей // Образование в современной школе. - 2011. - №7. - С. 4-7.
17. Технология «Портфолио» в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие по реализации технологии «Портфолио» в общеобразовательном учреждении. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 96 с.
18. Титова И.Н. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2010. – 25 с.
19. Харитонова Ю.В. Технология «Портфолио» как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеренбург, 2007. – 162 с.
20. Юркина С.В. Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению ФГОС // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 1. – С. 66-67.
В последние годы в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов технология портфолио или «учебный портфель» стала применяться на всех ступенях отечественного общего школьного образования, включая его начальное звено. Сравнительно малый срок внедрения технологии портфолио в практику учителей начальных классов, отсутствие единой позиции о сущностно-функциональных характеристиках данной технологии в научно-методической психолого-педагогической  литературе, не в полной мере освещенные методические рекомендации, недостаточная разработанность критериальных основ и инструментария оценки портфолио  во многом объясняют различные трудности и ошибки при апробации  технологии портфолио в начальной школе. Достаточно часто портфолио младшего школьника рассматривается только как накопитель различных учебных работ и дипломов учащегося, игнорируется и остается нереализованным богатый личностно-развивающий потенциал технологии портфолио, раскрытый в работах целого ряда авторов (В.К.Загвоздкина, И.Р.Калмыковой, Е.Ю. Кудрявцевой,  Г.Ю.Моисеевой, И.Н. Титовой и др.). Также следует отметить, что ошибки в применении технологии портфолио проанализированы только в рамках предпрофильного и профильного обучения старшеклассников (А.С. Прутченковым, Т.Г.Новиковой, М.А. Пинской [15]). Применительно к начальной школе выделены трудности в использовании других технологий, например проектной [5]. В связи с этим,  представляется актуальным и значимым анализ и систематизация основных проблем в реализации личностно-развивающих возможностей технологии портфолио в начальном звене школьного образования, для их дальнейшего предотвращения и преодоления.

Цель исследования.

Цель работы заключается в выявлении и систематизации основных проблем в применении технологии портфолио в начальной школе, затрудняющих реализацию личностно-развивающего потенциала данной технологии, рассмотрение возможных подходов  к  предупреждению и преодолению этих проблем.

Материал и методы исследования.

Для реализации поставленной цели был осуществлен анализ теоретико-прикладных психолого-педагогических исследований, учебно-методических работ отечественных авторов,  публикаций в профильной периодической печати, а также практического опыта использования технологии портфолио  учителями начальных классов в  ряде школ г. Нижнего Новгорода. Наряду с теоретическим анализом использовался метод анкетирования  педагогов.

Результаты исследования и их обсуждение.

В первую очередь, результаты проведенного анализа психолого-педагогической литературы свидетельствуют об отсутствии единообразия в самой дефиниции портфолио, определении его сущностных и функциональных характеристик. Отметим, что в настоящий момент в образовательной практике общепризнанна дифференциация профессионального  портфолио педагога и учебного портфолио учащегося: школьника, студента. В большинстве публикаций портфолио учащегося трактуется, как копилка, «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях» [13,с. 26], а в качестве основной функции портфолио называется организация системы накопительной оценки, контроль, учет, диагностика, аттестация образовательных достижений. При этом подчеркивается, что портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной деятельности ученика: собственно учебные, творческие, социальные.

В исследовании И.Н. Титовой портфолио определяется как «метод активизации учебной деятельности школьников на основе сотрудничества учителя-ученика-родителя, направленный на рефлексию учебной деятельности школьников и реализацию индивидуальной образовательной траектории учащихся» [18,с.8]. Во многих работах отечественных авторов портфолио рассматривается как современная педагогическая технология, функции которой не сводятся к организации альтернативной аутентичной оценки и контроля достижений школьников и студентов. По мнению В.К.Загвоздкина [2,3], И.Р. Калмыковой [6],  Е.Ю. Кудрявцевой [7], Т.Г.Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова [11,12,15] и других,  портфолио учащегося помимо контрольно-оценочной выполняет еще важнейшую развивающую функцию: способствует эффективному формированию учебной мотивации, навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, адекватной дифференцированной самооценки, самопрезентации, личностной и познавательной рефлексии, активности и самостоятельности, содействует самоорганизации и саморазвитию  личности. В работе А.П. Суходимцевой [16] подчеркнута значимость технологии портфолио для развития одаренных детей. Таким образом, портфолио учащегося рассматривается в отечественной литературе и как форма оценивания индивидуальных образовательных достижений школьника,  и как метод активизации учебной деятельности,  и как личностно-развивающая технология.

Во вторую очередь, по итогам анализа следует констатировать разнообразие в построении структурно-содержательной модели портфолио для учащихся младшего школьного возраста.  Единого образца, модели  портфолио учащегося начальной школы на данный момент не существует, при этом в целом ряде публикаций  предлагаются различные варианты моделей портфолио для младших школьников. Опыт применения технологии портфолио в начальном звене школьного обучения также отражен на многих сайтах образовательных учреждений и личных авторских сайтах учителей. С одной стороны, такое разнообразие дает возможность педагогам начальных классов, осваивающим технологию портфолио, выбрать наиболее понравившуюся модель портфолио, а также при необходимости и желании создать ее модификацию или разработать свою собственную. С другой стороны, многие учителя испытывают значительные трудности в обосновании значимости и необходимости различных разделов, рубрик, заданий портфолио для учащихся младшего школьного возраста. Проанализировав и сравнив более десяти реализуемых моделей портфолио младших школьников (Е.А.Андреевой, Н.В. Разваляевой [1], А.В.Иванова [4], Т.Л. Мишакиной [8], О.Г. Мишановой  [9], Г.Ю.Моисеевой [10], С.В.Юркиной [20], модели, разработанной в Нижегородской авторской академической школе №186 и других) нами была выделена существенная вариативность в структурно-содержательных аспектах их построения. Для учащихся младшего школьного возраста преимущественно предлагаются модели комплексного портфолио, сочетающего в себе портфолио документов, портфолио работ, и фрагментарно - портфолио отзывов. В качестве обязательных разделов в большинстве моделей портфолио представлены с вариациями в названиях следующие: «Портрет» («Мой мир», «Визитная карточка», «Это Я»); «Моя учеба» («Учебные работы», «По ступенькам знаний»); «Мое творчество»; «Общественные дела» («Социальная практика», «Полезные дела»); «Мои достижения» («Мои успехи», «Могу гордиться» «Особая гордость»). В отдельных моделях представлены такие разделы, как: «Мои впечатления» («Мир моих эмоций»), «Я - гражданин», «Отзывы и пожелания». Представляет интерес оригинальная структура портфолио учащегося начальных классов, разработанная и апробированная педагогическим  коллективом Нижегородской  авторской  академической  школы  (НААШ) №186: «Я - личность!»;  «Я - ученик!»;  «Я - будущий профессионал!»;  «Я - НААШевец! »;  «Я - здоровый человек!». Данная модель всесторонне охватывает сферы развития младшего школьника, соответствует требованиям ФГОС  и имеет преемственность с моделью портфолио учащегося среднего и старшего звена.

В содержательном наполнении большинства проанализированных моделей портфолио младших школьников преобладают детские работы, демонстрирующие предметные учебные достижения, а также  формальные документизированные результаты внеучебных достижений учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты). Необходимо отметить как недостаточно разработанный в содержательном плане и наименее актуализируемый педагогами личностно-рефлексивный аспект портфолио младшего школьника, связанный с процессом развития самосознания ребенка. При этом подчеркнем, что рубрики и задания, направленные на реализацию и развитие познавательной (логической, когнитивной) рефлексии предусмотрены во многих портфолио.

Наряду с теоретическим анализом литературы и практического опыта, для достижения цели статьи нами было проведено анкетирование учителей начальных классов г.Нижнего Новгорода, в котором приняли участие 50 педагогов (в том числе 35 студентов заочного отделения Нижегородского государственного педагогического университета, работающих учителями). В анкету «Возможности и проблемы применения технологии портфолио в начальном звене школьного образования» вошли 10 вопросов открытого типа, направленные на изучение осознания педагогами функций портфолио для младшего школьника, опыта апробации технологии портфолио, выявление трудностей и ошибок при работе с портфолио. Все выделенные нами проблемы в применении технологии портфолио, которые препятствуют реализации ее личностно-развивающего потенциала,  были систематизированы в две основные группы:  организационно-процессуальные и содержательные. Также на основе анализа литературы и собственного опыта работы были сформулированы рекомендации, возможные подходы к преодолению и предупреждению этих проблем. Остановимся на их кратком рассмотрении.

Организационно-процессуальные проблемы.

1. Нарушение субъектности младшего школьника при работе с портфолио (структура, содержание, оформление и оценка портфолио полностью регламентируется педагогом, родители оформляют и  выполняют задания портфолио вместо, а не вместе с детьми, активность, инициативность и самостоятельность ребенка не поддерживаются).

Рекомендации: для реализации активности, субъектности младшего школьника в работе над портфолио следует предоставлять возможность учащимся самостоятельно по желанию включать в портфолио дополнительные авторские разделы и рубрики, определять их наполнение, оформление. Также необходимо привлекать школьников к обсуждению обязательных разделов, рубрик (названий, последовательности, содержательного наполнения, оформительских аспектов). Кроме того,   требуется специальная работа с родительской группой (тематическое собрание, лекторий, семинар, консультации) для разъяснения сущности технологии портфолио и  функционала родителей в ней (мотивационная, организационная поддержка детей, создание условий для проявления инициативности и самостоятельности младших школьников в заполнении портфолио). При соблюдении данных рекомендаций, портфолио выступает как форма социального партнерства, сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком, а учащийся приобретает субъектную позицию в работе с портфолио.

2. Приоритетность соревновательного мотива в работе с портфолио (портфолио учащихся сравниваются между собой на конкурсной основе по формальным критериям: у кого больше дипломов, у кого самый красивый  портфолио и т.п., тем самым искажается главная сущностная функция  технологии  - оценка индивидуальных достижений, не поддерживается собственно учебная мотивация).

Рекомендации: педагогу необходимо самому осознать и принять основную цель технологии портфолио и доступно донести ее учащимся уже на этапе запуска портфолио. В этом случае реализуется принцип осознанности в работе младшего школьника с портфолио, актуализируется самооценка, самопрезентация, учебная мотивация и мотивация достижений, снимается психологическая боязнь рейтинга, внешнего ранжирования.

3. Отсутствие  логики усложнения в работе младшего школьника с портфолио (учащимся из года в год предлагаются однотипные задания с портфолио, как следствие - снижение интереса к данному виду деятельности,  стагнация в развитии).

Рекомендации: задания в портфолио, связанные с самооценкой, рефлексией, анализом, обобщениями необходимо варьировать и постепенно усложнять. Критериями усложнения может выступать как степень самостоятельности учащегося в работе с портфолио, так и сам характер заданий. Например, при организации самооценки детьми своих достижений, трудностей можно проводить следующее усложнение: от невербальной самооценки с помощью различных моделей (контурная самооценка, самооценочные отрезки, лесенки) к вербальной самооценке с опорами (незаконченные фразы, варианты ответов), по алгоритмам и без них, далее к развернутой самооценке в форме сочинений-рассуждений.

Содержательные проблемы.

1. Отсутствие или крайне малая представленность рубрик, заданий на актуализацию и развитие личностной  рефлексии.

Рекомендации: портфолио младшего школьника содержит в себе возможность для расширения применения  рефлексии, ее распространения не только на предметные (познавательные, логические, когнитивные)  действия, на межличностные взаимодействия (особенности коммуникации и кооперации), но и на сферу самосознания младших школьников (собственные переживания, отношение к себе, мотивы, потребности, способности, личностные качества). Задания на осуществление собственно личностной рефлексии могут органично вписываться в различные разделы, рубрики портфолио или концентрироваться в специальном разделе («Я - личность!», «Мой внутренний мир», «Работа над собой»). Для актуализации личностной рефлексии младшим школьникам могут предлагаться в различных модификациях следующие вопросы: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я чувствую? Что я могу? Что я хочу в себе изменить? Что для этого буду делать? Что у меня получается лучше всего? Благодаря чему я этого достиг? Что для меня труднее всего? Как я буду преодолевать эти трудности? Ответы на эти и другие вопросы в зависимости от возраста и возможностей детей могут формулироваться различно: на основе предложенных вариантов, самостоятельно в форме краткого или развернутого ответа, эссе.

2. Формализация внеучебных достижений школьника (искусственное сужение сферы оценки личностного роста).

Рекомендации: свидетельством, подтверждением разнообразных внеучебных достижений младшего школьника может являться не только формальный документ (грамота, диплом, удостоверение), но и отзыв руководителя или участника детского коллектива,  фото или видео материалы, детский самоанализ.

3. Приоритетность критерия внешнего оформления над содержательной составляющей в оценке портфолио.

Рекомендации: при обсуждении с детьми критериев оценки портфолио, безусловно, необходимо выделить в качестве одного из них критерий оформления и обязательно конкретизировать его. Однако и сам педагог, и учащиеся должны осознавать, что это важный, но не единственный и не самый главный критерий, и некоторые оформительские недостатки не могут существенно снизить общую оценку (уровень) портфолио. Желательно, чтобы  учащиеся выполняли развернутую самооценку оформления своего портфолио.

В третью очередь, по итогам проведенного анализа следует отметить,  что в настоящий момент большинство научно-методической психолого-педагогической литературы по проблеме технологии портфолио ориентировано на старшую профильную школу,  единичны диссертационные исследования, посвященные изучению развивающих возможностей портфолио для младших школьников. Учителя начальных классов отмечают дефицит методических рекомендаций по внедрению технологии портфолио, преимущественное отражение в них необходимых к включению в портфолио видов учебных работ по различным дисциплинам, неразработанность вопроса реализации развивающей функции технологии портфолио для младших школьников, инструментария оценки портфолио. Все названное обосновывает  достаточно острую необходимость разработки специально для начального звена школьного обучения научно-методического обеспечения реализации технологии портфолио вообще, и ее личностно-развивающей функции,  в частности.

Заключение

Проведенный анализ психолого-педагогических работ отечественных авторов, практического опыта использования технологии портфолио  учителями начальных классов, а также анкетирование педагогов свидетельствует о необходимости расширения диапазона использования технологии портфолио, реализации ее личностно-развивающего потенциала для учащихся младшего школьного возраста.  Считаем актуальным и важным создание соответствующего научно-методического обеспечения личностно-развивающей функции технологии портфолио в начальном звене школьного обучения.

Рецензенты:

Сорокина Т.М.,  д.псх.н., афедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования  ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Н. Новгород;

Шутова Н.В.,  д.псх.н., профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Н. Новгород.


Библиографическая ссылка

Иванова Н.В., Воробьева Н.А., Коробова Л.В. ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16202 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252