Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ: ОБЗОР ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Козулина А.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Статья посвящена обзору практики реализации ориентационных программ для иностранных студентов в вузах Австралии, Великобритании, Канады и Соединенных Штатов Америки. В качестве метода исследования выбран метод кейс-стади и его элементы: интервьюирование сотрудников международных служб вузов (экспертов) и иностранных студентов (исследуемых), а также анализ программ ориентационных программ для иностранных студентов в вышеперечисленных зарубежных вузах. Анализ практики реализации ориентационных программ для иностранных студентов в вузах Австралии, Великобритании, Канады и США показал, что, несмотря на идентичность целей и задач ориентационных программ для иностранных студентов в различных зарубежных вузах, их содержание, структура, форма и условия реализации могут изменяться в зависимости от потребностей и контингента иностранных студентов, инфраструктуры и финансовой возможности вуза. Предполагается, что данные, полученные в ходе исследования, могут стать основой для разработки и внедрения ориентационных программ для иностранных студентов в российских вузах.
ориентационные программы для иностранных студентов
иностранные студенты
1. Берталанфи Л., Общая теория систем – критический обзор [Текст] / Берталанфи Л. // Исследования по общей теории систем : сб. переводов / общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – М. : Прогресс, 1969. – С. 23–82.
2. Бордовская Н.В., Педагогическая системология [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Бордовская. – М. : Дрофа, 2009. – 464 с.
3. Киблицкая М. В., Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади [Текст] / М. В. Киблицкая, И. К. Масалков. – М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 2003. – 287 с.
4. Семенова В. В., Качественные методы: введение в гуманитарную социологию [Текст] / В. В Семенова. – М. : Добросвет, 1998. – 256 с.
5. Organization for Economic Cooperation and Development’s: Comparative Indicators of Education in the United States and Other G-8 Countries: 2013, OCTOBER 2013 // http://nces.ed.gov/pubs2013/2012007.pdf
В последние годы стала общепризнанной необходимость изменения подходов к подготовке иностранных студентов к обучению в российских вузах. Довузовский этап должен не только научить языку обучения, но и адаптировать иностранных студентов к новой среде. Как показывает опыт, процессы адаптации в этот период протекают очень тяжело. Поэтому нужны новые подходы, которые позволили бы в объективно существующих условиях обеспечить иностранным студентам необходимую подготовку к обучению в российском вузе. Одним из таких подходов может стать разработка и внедрение ориентационных программ для иностранных студентов, которые уже на протяжении многих лет реализуются во многих университетах мира и получили широкое распространение.  Значительный интерес в этом плане представляют вузы Австралии, Великобритании, Канады и США, так как перечисленные страны на протяжении многих лет являются лидерами по экспорту образовательных услуг [5], т.е. по обучению иностранных студентов на разных ступенях и уровнях системы образования, в том числе на этапе довузовской подготовки. Это обуславливает развитие накопленного опыта в теоретическом и практическом планах.

Предполагается, что опыт данных стран может стать основой для реализации практики ориентационных программ для иностранных студентов в российских вузах.

Ориентация новых  студентов (часто сокращенно «ориентационная неделя», «приветственная неделя»  или «неделя первокурсника») - это период времени в начале учебного года в университете или другом высшем учебном заведении, в течение которого проводятся различные мероприятия с целью ориентации и интеграции иностранных студентов в образовательную среду вузу. Название этого периода зависит от страны. В колледжах и университетах Канады используется название Frosh или Frosh week. В Великобритании используется название «Freshers' week» (пер. с англ. «Неделя первокурсников»), а в Австралии -  «Orientation week» или «O-week» (пер. с англ. «ориентационная неделя» или «О-неделя»). В Соединенных Штатах Америки распространено название  «Orientation program» (пер. с англ. «ориентационные программы») или аббревиатура SOAR (Student Orientation And Registration, что в переводе  с английского означает «Студенческая ориентация и регистрация»). Несмотря на использование в названии многих стран слова «неделя», продолжительность этого периода варьируется от трех дней до месяца или даже больше в зависимости от страны и от учебного заведения (например, четыре или пять недель в зависимости от программы в Университете Мельбурна (Австралия)).  На длительность недели часто влияет традиции каждого отдельного университета, а также его ресурсы и финансовые возможности.

В качестве метода исследования существующей практики ориентационных программ в вузах Австралии, Великобритании, Канады и США нами был выбран метод качественного исследования кейс-стади. Под термином «качественное исследование» подразумевается любой вид исследования, в котором получение результатов достигается не путем определения количества и обработки данных средствами статистики. Оно предполагает специфичную исследовательскую стратегию со своей логикой и последовательностью действий [ 3].

Достоинство метода  кейс-стади заключается в том, что данные, полученные в ходе такого исследования, не требуют строгого присвоения количественной меры в соответствии с типизированной шкалой, а раскрывают субъективный смысл утверждений (ценность, значимость данного предмета для индивида на основе его опыта   [4]), при этом анализ может исходить как со стороны экспертов, так и со стороны самого исследуемого, поэтому в нашем случае с целью исследования существующей практики реализации ориентационных программ для иностранных студентов в вузах Австралии, Великобритании, Канады и США нами были использованы такие элементы кейс-стади, как интервьюирование сотрудников международных служб вузов (экспертов) и иностранных студентов (исследуемых). Еще одним элементом кейс-стади, используемом в нашем исследовании, стал анализ программ ориентационных программ для иностранных студентов. Как метод познания педагогический анализ представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития педагогического процесса, явления или целой системы педагогических явлений и процессов (Ю. А. Конаржевский, С. В. Кульневич, Т. Н. Лакоценина, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин и др.) [1,2]. Разновидностью и в то же время средством педагогического анализа является сравнительный анализ, который предполагает сопоставление одного педагогического объекта (явления, процесса или системы) с другим по одним и тем же основаниям (параметрам).

В нашем исследовании анализ практики реализации ориентационных программ для иностранных студентов вузах Австралии, Великобритании, Канады и США проводился по следующим двум группам параметров: первая группа параметров относится непосредственно к самой ориентационной программе  для иностранных студентов и включает такие параметры, как цель программы, ее содержание и структура; вторая группа параметров относится к практике реализации ориентационной программы для иностранных студентов и включает такие параметры, как субъекты ориентационной программы, форма и условия ее реализации - что позволило получить подробную информацию об ориентационных программах для иностранных студентов в вышеуказанных зарубежных вузах.

Анализ первой группы параметров показал, что цель ориентационных программ для иностранных студентов -  предупреждение и решение проблем иностранных студентов в процессе подготовки к обучению в вузе. Так, например, со слов начальника отдела по работе с иностранными студентами Университета Калифорнии в Сан-Диего (США) Дольче Д., целью ориентационной программы для иностранных студентов является сделать процесс вхождения иностранных студентов в новую среду более мягким. Причем в данном случае речь идет о вхождении не только в новую для студентов культуру страны, но и в образовательную среду вуза. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели. Таким образом, задачи ориентационных программ для зарубежных вузов состоят в предоставлении иностранным студентам необходимой информации по вопросам иммиграции, медицинского страхования, адаптации; помощи в решение различных организационных вопросов: запись на курсы, прохождение тестирований, заполнение необходимых миграционных документов, анкет и т.д.; знакомстве студентов с новой средой (с другими студентами, с подразделениями, занимающимися студенческой поддержкой, с услугами, предоставляемыми вузом для иностранных студентов).

Анализ практики реализации ориентационных программ для иностранных студентов по параметру «содержание» показал, что содержание ориентационных программ для иностранных студентов в выше перечисленных вузах Австралии, Великобритании, Канады и США очень гибкое и строится оно в зависимости от контингента иностранных студентов и их потребностей.  Содержание ориентационных программ для иностранных студентов, обучающихся по программ бакалавриата,  будет иметь отличия от содержания ориентационных программ для иностранных магистрантов или иностранных студентов, прибывших в рамках программ академической мобильность на 1 семестр. Также содержание ориентационных программ зависит от страны происхождения иностранных студентов. Так, например, в Университете Калифорнии в Сан-Диего (США) реализуется ориентационная программа, целенаправленно разработанная для студентов из стран Азии. Ее отличие от ориентационной программы для студентов из европейских стран заключается в  усилении культурологического компонента и языкового компонента.

Структура ориентационных программ в вузах зависит от традиций каждого отдельного университета, а также его ресурсов и финансовых возможностей. Но вне зависимости от страны и вуза в структуру ориентационной программы для иностранных студентов входит два основных компонента: 1) ориентация по университету и его программам  и 2) ориентация по городу и стране  (ее обычаям и правилам). Первый компонент может включать социальную и академическую ориентацию. Однако, данные понятия понимаются по-разному в различных учебных заведениях или даже внутри одного учреждения. В некоторых случаях академическая ориентация означает весь блок информации о доступных услугах внутри университета до учебных семинаров. Академическая ориентация в колледже Лангара (Канада) включает в себя также различные  практические аспекты, например, информацию о безопасности и важных документах, медицинском страховании и разрешении на учебу. Что качается социальной ориентации, то в некоторых университетах она расценивается как чисто социальные мероприятия, такие как вечеринки, конкурсы и поездки, в то время как в некоторых других вузах она включает в себя знакомство с доступными услугами, экскурсии по кампусу и встречи с преподавательским составом. По мнению иностранных студентов, принявших участие в интервьюировании, наиболее полезными и результативными являются ориентационные программы, которые охватывают все вышеупомянутые аспекты: академические, социальные и практические.

Анализ второй группы параметров показал, что в большинстве случае субъектом реализации и внедрения ориентационных программ для иностранных студентов  является международная служба вуза, но часто в этом процессе принимают участие администрация вуза и/или студенческий профком, студенческие советы и объединения, представители деканатов, а также сотрудники вспомогательных подразделений, таких как библиотека, языковой центр, центр здоровья и т.д. Также могут быть внешние эксперты с целью выступления во время ориентационных программ - например, сотрудники миграционной службы. В университете Монаш (Австралия), например, ответственность за организацию и проведение ориентационной программы делится между факультетами и студенческой ассоциацией: ​​факультеты несут ответственность за управление академической интеграцией, в то время как студенческим ассоциациям и вспомогательным службам поручено помогать студентам преодолеть социальную адаптацию.

В других случаях университеты проводят единую ориентационную программу для всех новых студентов вне зависимости от страны происхождения, которая включает в себя блок для иностранных студентов, охватывающий ряд вопросов, связанных с иммиграцией, медицинским страхованием, проблемами адаптации и так далее. Здесь стоит отметить, что мнения иностранных студентов о единой для всех ориентационной программе разошлись. Например, некоторые студенты Университета Маккуори (Австралия) отметили, что такой подход к организации ориентационной программы дает иностранным студентам возможность познакомиться с другими студентами, обучающимися в той же предметной области, так как ориентационная в данном университете организовывается факультетом. Другие же отметили, что хотели бы, чтобы ориентационная программа для иностранных студентов была организована отдельно до начала учебного года, как, например, в Лидском университете (Великобритания), что дает возможность иностранным студентам познакомиться с преподавательским составом университета и друг с другом до появления местных студентов.

Отдельные факультеты или даже кафедры могут также организовать собственные ориентационные программы, которые передают информацию о предметах, преподавателях, требованиях и правилах обучения и оказывают большое влияние на успешную интеграцию студентов в факультетское сообщество. Они, как правило, дополняют централизованно управляемую ориентационную программу или являются частью последней. Так, в Лидском университете (Великобритания) первая ориентационная сессия, которая длится 2 недели, проводится на факультетах, после  чего студенты посещают централизованно организованные презентации по ряду практических вопросов. При необходимости академическая ориентация может быть подготовлена факультетом, социальная - студенческим советом, а практическая - международной службой университета.

Информативная часть ориентационной программы обычно представлена в форме серий презентаций, проводимых различными подразделениями учреждения или внешними экспертами, например, персонал банка, который объяснит, как открыть счет в банке, или сотрудники полиций, которые дадут советы по безопасности. Выступления сотрудников университета, как правило, составляют основную часть предоставленной информации. Языковой центр университета,  служба трудоустройства, библиотека, спортивный центр и студенческий союз предоставляют студентам информацию о диапазоне возможностей на территории кампуса. Презентации дополняются экскурсиями по территории кампуса, экскурсиями по городу и обширной социальной программы.

Таким образом, посредством метода кейс-стади была изучена существующая практика разработки и реализации ориентационных программ для иностранных студентов в вузах Австралии, Великобритании, Канады и Соединенных Штатов Америки. Анализ практики вышеуказанных вузов показал, что, несмотря на идентичность целей и задач ориентационных программ для иностранных вузов в различных зарубежных вузах, их содержание,  структура, форма и условия  реализации  могут изменяться в зависимости от потребностей контингента иностранных студентов, инфраструктуры и финансовой возможности вуза. Предполагается, что  данные, полученные в ходе анализа существующей практики разработки и реализации ориентационных программ для иностранных студентов в вузах Австралии, Великобритании, Канады и Соединенных Штатов Америки, могут стать основой для разработки и внедрения ориентационных программ для иностранных студентов в российских вузах.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, заведующий  кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Петрусевич А.А, д.п.н., профессор, профессор  кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Козулина А.П. ОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ: ОБЗОР ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16201 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252