Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Горева О.М. 1 Андреева Е.Н. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в современном российском обществе, проблема профессионального развития учащейся молодежи становится одной из приоритетных. Юношеский возраст –ответственный период формирования личности, который связан с жизненным, личностным и профессиональным самоопределением. В статье раскрываются понятия самоопределения личности, профессионального самоопределения, мотивационных аспектов выбора профессии школьниками. Авторы, на основе проведенных исследований, делают выводы о наличии связи между организаторскими склонностями и профессиональной мотивацией учащихся девятых классов, что приводит к более осознанному планированию дальнейшей учебной деятельности и выбору профильного обучения на старшей ступени общего образования.В этот период индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности приобретают достаточную стойкость, что, несомненно, важно при проектировании дальнейшего жизненного пути молодого человека.
профессиональное самоопределение
самоопределение
самореализация
образование
личность
молодежь
1. Вайнер, Э.Н., Кастюнин, С.А. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2003. – 144 с.
2. Гришпун, Н.А. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство.– 1994. - № 6.– С.9.
3. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. – М.: Педагогика, 1983. – 128с.
4. Кондратьев? М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога практика. – М.: ПЕРСЭ, 2007. – 464 с. – с. 108.
5. Кононова, Т.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи на этапе высшего образования // Академический вестник. 2009. № 3. С. 46-50.
6. Легко или трудно живется молодым. Легко или сложно молодежи в нашей стране добиться успеха?[Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение», исследование от 03.10.2014. Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/11749 (дата обращения 15.11.2014).
7. Осипова, Л.Б., Энвери, Л.А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 4. № 4. С. 106-108.
8. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2003.
Российская система образования в настоящее время переживает процессы модернизации. Это связано, прежде всего, с ведущей ролью уровня образования и науки в развитии народного хозяйства, определяющего в будущем путь страны и ее место в современной цивилизации и культуре. Молодежь – основной стратегический ресурс любого общества, обеспечивающий воспроизводство и обновление социальной системы.

В становлении личности немаловажную роль (важное значение) играют профессиональное самоопределение, принадлежность к соответствующей профессиональной группе. Самореализация и самоопределение личности – ключевые проблемы в образовании, о чем свидетельствует многочисленные исследования в данной области, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как А. Маслоу, Н. Гиберс, И. Мур, Э.Ф. Зеер, А.Д. Сазонов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Н.Н. Нечаев, А.Е. Голомшток и др. Профессиональная деятельность является значимой сферой самореализации человека.

В научной литературе понятие «самоопределение личности» употребляется в достаточно обширном диапазоне значений: от «базово-стилевого способа реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства» [4, с. 108]до самостоятельного выбора личностью своего жизненного кредо и утверждения жизненной позиции в принципиально значимых ситуациях [1].

В известной всем пирамиде человеческих потребностей Абрахама Маслоу потребность в самоактуализации, самореализации находится на высшем уровне. Самореализация личности зависит от ее способностей, ценностных ориентаций, а степень самореализации обуславливается тремя критериями:

1)        уровнем жизни, количеством положительных и отсутствием отрицательных эмоций;

2)        качеством отношений с окружающими и близкими людьми;

3)        тем, что остается на земле после (книги, картины, инновационные идеи и т.д.)

Пряжников Н.С. выделяет несколько типов самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. По его мнению, все эти типы взаимопроникают друг в друга, достигая высшего уровня своего проявления. Поэтому процесс самоопределения личности можно и нужно рассматривать как основной механизм развития личности, в том числе и ее профессионального развития. [8].

По мнению 43% россиян, молодежи сегодня сложнее реализовать себя, чем молодым людям конца 80-х – начала 90-х. Большинство знакомых россиянам юношей и девушек стремятся к успеху, но государство недостаточно занимается проблемами молодежи, среди которых основные: безработица, платное образование, жилищный вопрос. Россияне чаще считают, что больше внимания надо уделять проблемам молодёжи, нежели пожилых людей [6].

В связи с этим актуальной становится проблема подготовки молодежи к профессиональной деятельности. В развитии профессионального самоопределения можно выделить семь периодов (рис. 1).

Рис. 1. Основные периоды профессионального самоопределения личности.

При изучении целенаправленности подростков речь идет, прежде всего, о мотивах выбора профессии. Под ним в подростковом возрасте имеются в виду причины, направляющие поисковую активность [2]. Направленность активности личности обуславливает мотивационная система, а стиль деятельности – темперамент, который в процессе социализации становится характером. Всякая активность включает в себя способности и определенные возможности действовать, адаптироваться. Прогностическую адаптивность обусловливает интеллект. Активность в процессе социализации «обрастает» знаниями, умениями, навыками, иначе говоря, опытом. Разумеется, между этими свойствами активности (интеллектом, направленностью и стилем) существует взаимодействие, но их можно разграничить. Если наглядно представить структуру личности, то ее образуют две взаимно-пересекающиеся линии: линия активности – направленности деятельности (вертикальная) и линия способов действий (горизонтальная) (рис. 2). Личность познается только по характеру ее активности, самовыражения. Исходя из представленной структуры, можно сказать, что личность – это целостная, своеобразная организация индивида, проявляющаяся в направленности, возможностях и стиле деятельности [3]. Человек – система саморегулирующаяся. Важнейшие психические регуляторы его активности – потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения – направленность личности. Формирование трудовой, профессиональной направленности внутренние условия для усвоения знаний, умений и навыков.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2. Взаимодействие между свойствами активности личности.

С целью изучения особенностей профессионального самоопределения молодежи, определению мотивационной составляющей этого процесса, а также влияние на выбор жизненной стратегиикоммуникативных и организаторских склонностей молодежи, нами были предприняты ряд исследований. Экспериментальную выборку составили учащиеся 9 классов (15-16 лет) города Тюмени, всего 119 человек, из них 60 мальчиков и 59 девочек. Для исследования применены: методика, предложенная Л.А. Верещагиной «Профессиональная мотивация учащегося», анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным, анкетирование по опроснику, разработанному авторами статьи.

В первую очередь перед учащимися 9-х классов встают вопросы профессионального выбора: кем быть? Где и с кем работать? Но, прежде всего, им приходится отвечать на вопрос о дальнейшем – профессиональном образовании. Результаты ответов по поводу планов на ближайшее будущее с точки зрения образовательного выбора представлены на рис. 3.

Доминирующим в выборе образовательной стратегии учащихся 9-х классов г. Тюмени является получение высшего образования, этот вариант ответа отметили 52% респондентов. Вторым по значимости является получение образования в профессиональном образовательном учреждении (39%). Таковы перспективы представляются молодежи наиболее привлекательными.

Рис. 3. Планы на ближайшее будущее с точки зрения выбораобразования(в %).

 

Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах развития профессионала, поэтому мы решили изучить профессиональную мотивацию учащихся при планировании дальнейшей учебной деятельности, используя методику, предложенную Л.А. Верещагиной «Профессиональная мотивация учащегося». Среди мотивов профессиональной деятельности условно выделены четыре основные группы: мотивы собственного труда; мотивы социальной значимости труда; мотивы самоутверждения в труде; мотивы профессионального мастерства.После обработки результатов мы получили следующее данные (рис. 4): независимо от половой принадлежности, наиболее значимым для учащихся является мотив социальной значимости труда. Это значит, что подросток в 15-16 лет желает своим трудом быть полезным людям, помогать им. Исследование показало, что социальные мотивы не подкреплены другими мотивами выбора профессии, прежде всего, мотивами, вытекающими из самой сущности труда по избираемой профессии. Это означает, что подростки недооценивают роль конкретной трудовой деятельности.

Рис.4. Профессиональная мотивация учащихся 9 класса (в %).

Следующим шагом был анализ результатов анкеты для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, предложенной Б.А. Федоришиным. Для качественной оценки были сопоставлены полученные коэффициенты со шкальными оценками. Организаторские склонности низкого, ниже среднего и среднего уровня присущи 55% опрошенных детей. Данная группа детей характеризуется низкой инициативностью в общественной жизни школы и класса, неумением отстаивать свое мнение, нежеланием принимать самостоятельно решения. Сравнив результаты обработки данных двух анкет можно сделать следующий вывод: для учащихся с низким, ниже среднего и средним уровнем организаторских склонностей доминирующим является мотив социальной значимости труда.

Таким образом, можно говорить о существовании связи между уровнем организаторских склонностей личности и дальнейшим профильным обучением, а именно – наличиесвязи между организаторскими склонностями и профессиональной мотивацией учащихся девятых классов позволяет с помощью развития организаторских склонностей влиять на профессиональную мотивацию, что приводит к более осознанному планированию дальнейшей учебной деятельности и выбору профильного обучения на старшей ступени общего образования.Свою работу мы начали с оценки коммуникативных и организаторских склонностей, которые имеют весомое значение в выявлении потенциальных возможностей личности, ее способностей, касающихся успешности обучения. Коммуникативность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в самостоятельном принятии решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.Гистограмма, построенная на основании полученных ответов, дает нам представления об организаторских и коммуникативных склонностях личности учеников девятых классов (рис.5).

Рис. 5. Результаты оценки уровня организаторских и коммуникативных склонностей учеников девятых классов (в %).

Большинство учащихся характеризуются низким и ниже среднего уровнем проявления организаторских склонностей, а это значит что: они не стремятся к общению, ограничивают круг своих знакомых, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Дети, проявляющие организаторские склонности среднего уровня (9,2%), пытаются планировать свою работу, но потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Учащиеся, проявляющие организаторские склонности выше среднего и высокого уровня (34,7%) ведут себя прямо противоположно первой группе. Они не теряются в незнакомой обстановке, быстро находят друзей, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутреннему устремлению. Организаторские склонности мальчиков гораздо ниже, чем у девочек, если смотреть по оценкам уровней в отдельности. В общем же уровень организаторских склонностей не зависит от пола испытуемых.

Исследование показало (рис. 5), что на первом месте стоит высокий уровень коммуникативных склонностей, а это значит, что ученики испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринужденно ведут себя в новом коллективе, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая привлекает их. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации. На втором месте стоит средний уровень – эти учащиеся стремятся к общению, не ограничивают круг своих знакомых, но потенциал их склонностей не отличается устойчивостью.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень коммуникативных склонностей данной группы испытуемых гораздо выше, чем уровень организаторских склонностей. Развитие организаторских склонностей напрямую зависит от наличия коммуникативных склонностей. Детям с высоким и выше среднего уровнями коммуникативных склонностей присущи средний и выше среднего уровни организаторских склонностей. У детей с высокими показателями коммуникативных склонностей и низкими организационными склонностями наблюдается желание участвовать в общественной деятельности, но при этом не нести ответственности за свою работу. Практика показывает, что у детей с высокими показателями коммуникативных склонностей гораздо легче развивать организаторские склонности, чем у детей с низкими показателями коммуникативных и организаторских склонностей. Следовательно, большая часть данной группы испытуемых нуждается в серьезной дальнейшей и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию организаторских склонностей.

 

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор, ТюмГНГУ, г.Тюмень;

Силин А.Н., д.с.н., профессор, ТюмГНГУ, г.Тюмень.


Библиографическая ссылка

Горева О.М., Андреева Е.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16176 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252