Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Устинова О.В. 1 Пилипенко Л.М. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
По мере увеличения масштабов миграции ее экономические, социальные, культурные и политические последствия и их значение для государств неуклонно возрастают. В последние годы миграционные процессы в России находятся в центре внимания всех уровней власти. Это неудивительно, поскольку грамотная миграционная политика, являясь частью общей социальной политики, может серьезно скорректировать не только текущие демографические процессы, но и повлиять на долговременные тенденции в развитии народонаселения. В то же время весьма затруднительно осуществлять управление миграцией, которое было бы выгодно как странам происхождения, так и странам назначения, а также самим мигрантам и их семьям. Неэффективность миграционной политики приводит к негативным последствиям для страны в целом и отдельных регионов, в частности. В статье представлены результаты экспертного опроса, направленного на выявление проблем регулирования миграционных процессов в Тюменской области.
миграция
миграционная политика
миграционные процессы
регулирование миграционных процессов
1. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия. / Нелегальная миграция. Научная серия "Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 9. Центр по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., Макс Пресс, 2002. - С. 11-35.
2. Вишневский А.Г. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. - М.: ЮНИОН, 2003. - 543 с.
3. Горева О.М., Гордиевская Е.Ф. Общественная безопасность - системообразующий фактор социального самочувствия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: www.science-education.ru/118-14156
4. Медков В.М. Основы демографии: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 448 с.
5. Никифоров Ю.Н., Хафизова И.Ф. Государственное регулирование внутренних миграционных потоков в Российской Федерации // Вестник БашГУ. - 2012. - №1. - С. 308-311.
6. Рыбаковский Л.Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? // Социологические исследования. - 2012. - №8. - С. 12-22.
7. Устинова О.В. Российская государственная демографическая политика: проблемы и перспективы управления воспроизводством населения. / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2014. - №3. - С. 135-142.
8. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Проблемы оценки эффективности государственного управления воспроизводством населения. / В сб.: Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции РФ. - Тюмень, 2013. - С. 104-108.

Миграция населения – глобальное явление, затрагивающее все без исключения страны и народы, и оказывающее воздействие на многие стороны общественной жизни.

Теоретические аспекты миграции, а также современные проблемы регулирования этого процесса, достаточно широко представлены в научной литературе, в том числе и современной. Значительный вклад в теорию и методологию миграции населения внесли отечественные исследователи: А.Г. Вишневский [2], Г.С. Витковская [1], В.М. Медков [4], Л.Л. Рыбаковский [5], Ю.Н. Никифоров, И.Ф. Хафизова [5] и др.

Несмотря на явные улучшения и принимаемые государством меры по совершенствованию миграционной политики, а также усиление миграционных процессов в России, многие проблемы, например, отсутствие точной статистики нелегальной миграции, коррупционные составляющие регистрации мигрантов, недостаточная информированность трудовых мигрантов и работодателей, проблемы их социальной защищенности и т.д., до настоящего времени не решены [7].

Актуальность исследования роли региональных органов власти в регулировании миграционных процессов обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:

  • необходимость совершенствования государственного управления миграцией населения на территории субъекта Российской Федерации [3];
  • потребность рассмотрения системы региональных миграционных органов, действующих на территории Российской Федерации, анализа их компетенции и тесно связанных с ней целей, задач и функций государственного управления миграцией населения для эффективной реализации прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства [8].

С целью выявления специфики миграционных процессов в Тюменской области, а также разработки направлений их регулирования, авторами в феврале 2013 года были опрошены 18 экспертов – специалисты и руководители УФМС России по Тюменской области (13 чел.), работники УМВД России по г.Тюмени, при исполнении служебных обязанностей сталкивающиеся с мигрантами (2 чел.), руководители организаций г.Тюмени, принимающих на работу трудовых мигрантов (3 чел.).

Таблица 1

Половозрастной состав экспертов, чел.

Возраст

мужчины

женщины

всего

21-25

1

3

3

26-30

2

2

4

31-40

2

5

7

41-50

2

0

2

51-60

0

1

1

Всего

7

11

18

В первую очередь экспертам предлагалось ответить на ряд вопросов об объемах и специфике миграционных процессов в регионе. Например, эксперты категорически не согласны с тем, что мигранты «создают угрозу стабильности в регионе» и «увеличивают конкуренцию за рабочие места для местного населения». В то же время, солидарное согласие эксперты высказали относительно того, что «работа мигрантов стоит дешевле для работодателя» и «мигранты работают там, где не хочет работать местное население» (рис. 1).

Единогласны эксперты и в том, что иностранные рабочие нужны в сфере строительства, причем в наибольшей степени в малом строительном бизнесе и для работы на физических лиц. Мнения о работе мигрантов в средних и крупных строительных компаниях разделились – 10 экспертов полагают, что они нужны, а 7 – не согласились с этим. На второе место эксперты поставили сельское хозяйство – 14 респондентов отметили нужность иностранных рабочих; выпас скота и работа на полях – по 12 экспертов. Далее идут дворники – 13 ответов, лесное хозяйство - 12 ответов, ремонт обуви – 11 ответов. В целом полученные ответы отражают реальную занятость мигрантов в экономике Тюменского региона.

Рис. 1. Распределение мнений экспертов о влиянии мигрантов на жизнь региона, %

Рассматривая спрос на мигрантов в различных сферах деятельности, большинство экспертов признает, что проблема нелегальной миграции актуальна для Тюменской области (14 респондентов), четверо опрошенных считают, что она не актуальна (табл. 2).

Таблица 2

Мнение экспертов об актуальности для Тюменского региона нелегальной миграции, чел.

Варианты ответов

Количество ответов

Очень актуальна

0

Актуальна

14

Не актуальна

3

Совершенно не актуальна

1

Нельзя не отметить, что половина экспертов полагает, что объем нелегальной миграции в ближайшем будущем не изменится, пятеро считают, что он увеличится, двое, что уменьшится, а еще двое затруднились дать какой-либо прогноз (табл. 3).

Таблица 3

Мнения экспертов о тенденциях в изменении объемов нелегальной миграции, чел.

Варианты ответов

Количество ответов

Будет быстро увеличиваться

0

Немного увеличится

5

Останется на том же уровне

9

Будет уменьшаться

2

Затрудняюсь ответить

2

Опрос экспертов показал, что преобладающий тип нелегальной миграции в Тюменском регионе – это миграция, подразумевающая легальный въезд, легальное пребывание, но нелегальную занятость (табл. 4).

Таблица 4

Мнение экспертов о преобладающем в регионе типе нелегальной миграции, чел.

Тип нелегальной миграции

Количество ответов

Легальный въезд; нелегальное пребывание

5

Легальное пребывание; нелегальная занятость

8

Нелегальное пребывание; нелегальное занятость

3

Нелегальный въезд; нелегальное пребывание

2

Отвечая на вопрос относительно государственной миграционной политики, 12 экспертов указали, что ее основной целью должно стать использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России. Десять респондентов указали на важность управленческой и контрольной функций государства; девять - на необходимость сохранения и восполнения трудового потенциала, насыщение рынка труда, рациональное распределение трудовых ресурсов, обеспечение необходимого количества рабочей силы по отраслям экономики и регионам, привлечение экономически активного населения (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов экспертов на вопрос о приоритетных целях миграционной политики РФ, чел.

Цели миграционной политики страны

Количество ответов

Использование миграционных процессов как позитивного фактора устойчивого социально-экономического развития России

12

Регулирование и контроль миграционных процессов

10

Восполнение трудового потенциала страны

9

Развитие демографического потенциала

8

Перераспределение/ротация демографических ресурсов

8

Привлечение/переселение приоритетных категорий мигрантов; прежде всего соотечественников

8

Национальная безопасность

5

Экономическая безопасность

5

Селекция поступающего в страну потока

4

Нелегальная миграция

3

Этноконфессиональная безопасность и стабильность

2

Интеграция мигрантов в российское общество

2

Правовые обязательства государства

2

Снижение уровня мобильности или недопущения в страну мигрантов

0

Другими словами, эксперты отмечают, что миграционная политика должна способствовать решению народнохозяйственных проблем России, в т.ч. сохранению эластичности рынка труда, росту благосостояния населения, развитию рыночных отношений. По пять экспертов отметили основными целями миграционной политики РФ экономическую и национальную безопасность. Никто из экспертов не указал, что целью миграционной политики является снижение уровня мобильности или недопущения в страну потенциальных граждан.

В рамках опроса экспертам было предложено ранжировать по степени важности проблемы региональной миграционной политики, присущие Тюменскому региону. По единогласному мнению экспертов, наиболее остро стоит проблема недостаточного информационного обеспечения населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции.

Далее ответы экспертов распределились следующим образом:

  • неадекватность проводимой региональной политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующим в России демографическим и экономическим реалиям (14 респондентов);
  • столкновение интересов: федерального центра и отдельных регионов; работодателей и государственных структур (14 респондентов);
  • отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ (14 респондентов).

По результатам проведенного опроса авторы делают следующие выводы:

1. Большинство экспертов согласны с мнением, что работа мигрантов стоит дешевле для работодателя, несмотря на хорошее качество и результат работ; они работают там, где не хочет работать местное население. Мигранты наиболее востребованы в малом строительном бизнесе и сельском хозяйстве.

2. Несмотря на существующую проблему нелегальной миграции в Тюменской области, большинство экспертов не видят в мигрантах угрозу стабильности социально-экономического развития региона. Преобладающий тип нелегального мигранта в Тюменской области соответствует сочетанию - «легальный въезд + легальное пребывание + нелегальная занятость».

3. Основными целями миграционной политики РФ на современном этапе, по мнению экспертов, должны стать: управление, регулирование, контроль миграционных процессов; регулирование рынка труда. На втором месте цели перераспределения и размещения демографических ресурсов, привлечения и переселения приоритетных категорий мигрантов, прежде всего, соотечественников, а также развитие демографического потенциала страны.

4. Среди проблем региональной миграционной политики наиболее важными эксперты считают недостаточное информационное обеспечение населения, мигрантов, иностранных граждан по вопросам миграции; неадекватность проводимой региональной политики существующим в России демографическим и экономическим реалиям; столкновение интересов федерального центра и регионов, предпринимателей, работодателей и государственных структур; отсутствие центрального банка данных для учета иностранных граждан, находящихся на территории РФ; отсутствие взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций РФ.

5. Направлениями решения проблем региональной миграционной политики являются: совершенствование миграционного законодательства, а также улучшение информированности мигрантов о нем; совершенствование институциональной политики, необходимость сотрудничества УФМС Росси по Тюменской области и неправительственных организаций, а также межведомственное взаимодействие.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Устинова О.В., Пилипенко Л.М. ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16007 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252