Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ КАЛМЫКИИ НАЧАЛА ХХ В.: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Мацакова Н.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В данной статье изучена взаимосвязь социальной принадлежности и идейной направленности различных представителей общественной мысли Калмыкии начала ХХ в. Отмечается важная роль общественной мысли, которая представляет собой личные убеждения и мировоззренческие представления отдельных ее представителей, а также социально-политические идеалы и принципы определенных социальных страт, государственных институтов, общественных движений и организаций, политических партий. Обращается внимание на два схожих периода в истории России, характеризовавшихся всплеском общественно-политических идей. Дается характеристика общественной мысли Калмыкии начала ХХ столетия, ее особенностей и содержания. На примере отдельных личностей рассматриваются различные направления общественно-политического движения, специфика их идей в связи с принадлежностью участников к определенному социальному слою. В частности, это представители знати, духовенства и интеллигенции.
общественная мысль
общественно-политическое движение
политическая борьба
социальная принадлежность
идейная направленность
1. Алексеева П.Э. Эренджен Хара-Даван и его наследие: сборник статей и материалов. – Элиста: Издательский Дом Герел, 2012. – 350 c.
2. Амаева Д.В. Социальный состав первого поколения калмыцкой интеллигенции // Волго-Донской край: диалог культур: материалы межрегиональной научной конференции (Волгоград, 3 ноября 2011 г.). – Волгоград, 2011. – С. 28-30.
3. Батыров В.В. Социально-экономическое и политическое положение нойонов и зайсангов в калмыцком обществе в конце XVIII - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. – М., 2004. – 229 c.
4. Боваев Б.Э. Калмыцкая национальная историография конца XIX – начала XX вв. // Источниковедческие и историографические проблемы истории Калмыкии: Сб.науч.тр. / Отв.ред. д.и.н. Убушаев В.Б. – Элиста, КГУ, 1988. – С.70-81.
5. Борисенко И.В., Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. – Элиста: АПП «Джангар», 1998. – 234 c.
6. Борликов Г.М., Паршин В.А. Ученые – Калмыкии. (Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии Калмыкии). – Элиста: АПП «Джангар», 2000. – 240 c.
7. Наберухин А.И. Калмыкия в трех российских революциях. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1987. – 175 с.
8. Номто Очиров: жизнь и судьба (Юбилейное научное издание). – Элиста: Министерство образования, культуры и науки РК, 2009. – 115 с.
9. Убушаев Е.Н. Х.Б. Кануков – представитель политической элиты Калмыкии // Востоковедные исследования в Калмыкии: Сб.науч.тр. Вып.2. – Элиста, 2007. – С.114-118.
10. Цекеева Т.Э. Калмыцкие представители в I и II государственных думах // Перспектива -2003: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 8-ми т. – Т. V. – Нальчик, 2003. – С. 80-83.
В современный период на разных уровнях значительно усилилось внимание к общественному мнению: его изучают и формируют, результаты опросов публикуют и используют в повседневной практике. Эта возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние его на развитие общественных отношений отражает суть общественного мнения как особого социального явления. Другое важное проявление общественного сознания, в котором отражается оценка обществом актуальных явлений действительности - это общественная мысль. Будучи уникальным явлением общемировой духовной культуры, она по своему содержанию и форме носит исторический характер, является неисчерпаемой сокровищницей идей, имеющих огромное значение и для наших дней. В работах мыслителей прошлого и настоящего содержатся взгляды и воззрения, разнообразные концепции и теории общественного развития, выражающие как личные убеждения и мировоззренческие представления, так и социально-политические идеалы, принципы определенных социальных страт, идейных направлений и течений, государственных институтов, общественных движений и организаций, политических партий.

Общественная мысль играет важную роль в социальной жизни, способствуя коренному обновлению всех сфер. Она, с одной стороны, осуществляет бескомпромиссное, критическое переосмысление достижений прошлого, а с другой стороны, - ведет скрупулезный поиск будущего развития общества. Задача общественной мысли не исчерпывается тем, что она формулирует те или иные суждения, умозаключения, максимы, императивы, парадигмы и прочие логические конструкции. Главная ее функция выражается в изменении сознания, поведения и деятельности людей, в развороте общества и государства к более рациональным и эффективным формам и видам жизнедеятельности.

Общественная мысль России - это динамично развивающееся историческое социокультурное явление духовной жизни, вобравшее в себя многие достижения мировой культуры. Многие проблемы, нашедшие отражение в отечественной общественной мысли прошлых периодов, представляются актуальными и для современной России, далеко не завершившей поиски своего собственного исторического пути и места в системе мировых цивилизаций. Особый интерес при изучении общественной мысли представляют два периода в истории России, обладающие рядом сходных черт - конец XIX-начало XX вв. и современность - конец XX-начало XXI столетия. Эти периоды объединяет следующее: вступление страны в «новое» время; поиск новых ориентиров, ценностей, идеалов; нестабильность общественной жизни, формирование рыночной экономики.

В пореформенный период в России окончательно оформились три основных направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции. В современной общественно-политической системе также можно выделить правых, центристов и левых. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам в указанных периодах отражает сложность обществен­ной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени.

Общественная мысль Калмыкии как составная часть мысли российской представляет собой явление многоплановое и противоречивое, которое отразило все сложности экономических и социально-политических изменений страны в XX в. В конце XIX-начале XX в. в Калмыкии были проведены социально-экономические и административные преобразования, которые привели к активизации общественной жизни в регионе. В этот период происходит зарождение и становление калмыцкой интеллигенции, активно включившейся в общественно-политический процесс. Социально-экономические и политические проблемы, остро стоявшие в это время в стране и регионе, приводили к обострению политической борьбы в Калмыкии. Несомненно, определенное воздействие на развитие общественной мысли в Калмыкии оказали общероссийские политические события начала XX в. - учреждение Государственной думы, распространение социал-демократического и марксистского учений, обострение земельного вопроса, революционные события. Они не только активизировали общественно-политическую жизнь в этом национальном районе Российской империи, но и втянули регион в общероссийские политические процессы.

В связи с этим представляет особый интерес изучение социальной принадлежности общественных деятелей Калмыкии начала прошедшего столетия, несомненно, повлиявшей на их идейную направленность. Анализ их взглядов и мнений дает возможность новым поколениям оценить этническую и религиозную самобытность калмыцкого народа, особенности его мироощущения и мировоззрения. Потому что необходимо помнить, что общественная мысль разных народов определяется национальными культурами, традициями, образом жизни, состоянием отношений и процессов и другими явлениями, значимыми для данных народов в то или иное время их исторического существования.

Как уже отмечалось, в начале XX в. активизировавшееся общественное движение Калмыкии было малочисленным и неоднородным, в него входили представители всех слоев населения с разными представлениями о национальных нуждах, противоположными интересами, сторонники различных путей лучшего обустройства будущей жизни.

Так, одним из активных участников общественно-политического процесса была калмыцкая знать - нойоны и зайсанги, часть которых пополняла ряды формировавшегося национального предпринимательства.

Высшее сословие играло ведущую роль в культуре и быту калмыцкого народа. На протяжении истории представители аристократии были хранителями устоев традиционных ценностей калмыцкого общества. Большое значение имела их культурно-просветительская деятельность, которая сыграла важную роль в становлении светского образования в Калмыкии, в частности, они оказывали поддержку всех начинаний по развитию сети образовательных учреждений в Калмыкии. Находясь на вершине социальной иерархии калмыцкого общества, нойоны и зайсанги не во многих деталях отличались в быту от своих подвластных, выделяясь только богатством и роскошью. После ликвидации Калмыцкого ханства в 1771 г. калмыцкие улусы стали частью Астраханской губернии, в связи с чем нойонам и зайсангам невольно пришлось войти в состав русского дворянства, чтобы сохранить свое положение в изменившихся условиях, что в итоге привело к резким изменениям в бытовой сфере калмыцкой знати и неуклонно возраставшему уровню аккультурации в ее среде. Даже после отмены обязательных отношений в 1892 г., когда их обязанности по управлению улусами и аймаками были переданы чиновникам-попечителям, они продолжали оказывать влияние на жизнь общества. Хотя продолжалось развитие тенденции расслоения традиционной элиты, в составе которой встречались как крупные скотоводы и землевладельцы, так и мелкопоместные нойоны, по образу жизни приближающиеся к простолюдинам [3].

Консолидировавшаяся в начале XX в. знать стала во главе национального движения и прилагала значительные усилия в поисках политической трибуны, которой, хотя и ограниченной, стали съезды калмыцких скотоводов. Они состоялись в 1903 и 1907 гг., и именно представители степной аристократии определяли общее направление работы съездов. Несмотря на их социальную принадлежность, многие требования представителей знати отвечали интересам всего народа [3].

Они, также как и на данных съездах, выступили выразителями общих интересов калмыцкого народа в I и II Государственных думах. В частности, ими были выдвинуты требования закрепления за калмыцким народом земель, находящихся в его пользовании, возвращения тех земельных участков, которые были отведены под оброчные статьи, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, отмены системы попечительства, снятия недоимок, числящихся за малоимущими. Ряд требований, к примеру, решение вопросов обводнения степи и закрепления движущихся песков, не утратил своей актуальности и на современном этапе [10].

Одними их самых активных общественно-политических деятелей рассматриваемого периода был нойоны Церен Давид и Данзан Тундутовы. Первый был депутатом I Государственной думы и членом кадетской фракции. А второй выступал за идею перевода астраханских калмыков в казачество, обосновывая ее стремлением получить для калмыцких земель особый административный статус и казачьи привилегии. По замечанию
И.В. Борисенко, сторонники такого пути развития Калмыкии не были в большинстве, но однако находили поддержку среди отдельных представителей национальной интеллигенции, части буддийского духовенства, зажиточных скотоводов и простолюдинов [5].

Что касается политических убеждений верхушки калмыцкой знати, то необходимо отметить, что они в основном придерживались монархических позиций. Тот же Д. Тундутов возглавлял депутацию астраханских калмыков в 1909 г. на аудиенции императора Николая II по случаю 300-летиядобровольного вхождения калмыков в состав России, на которой выразил верноподданнические чувства [5].

В конце XIX - начале XX в. активизировалось и буддийское духовенство, прежде всего, его верхушка. Одной из причин этого процесса была необходимость противодействия политики христианизации и русификации, проводимой правительством в отношении калмыков и включавшей в себя меры по ограничению численности калмыцкого духовенства. С другой стороны, в калмыцком обществе только священнослужители наряду с некоторыми представители знати входили в число тех немногих образованных людей.

Совместно с представителями знати калмыцкое духовенство ставило перед центральной властью вопрос об уравнении в правах буддистов с православными, то есть, по сути, ставился вопрос о национальном равноправии. В январе 1905 г. в Петербург прибыла калмыцкая делегация из нойона Ц.Д. Тундутова, зайсангов Л. Орлуева и О. Норзунов, священнослужителя Д. Сетенова. Она обратилась к председателю Комитета министров
С.Ю. Витте с докладной запиской «О религиозных нуждах российско-подданных буддистов-ламаистов калмыков», в которой одним из требований было исключение из официальной практики приравнивания буддистов к язычникам-идолопоклонникам [7].

Однако и буддийское духовенство не было единодушным. В «копилке» общественной мысли Калмыкии имеется ряд работ калмыцких священнослужителей рассматриваемого периода, которые свидетельствуют об этом. Так, Н. Бадмаев был автором книги «Домашне-религиозный быт приволжских калмыков», в которой подробно описал буддийское вероучение и культ. Он подчеркивал роль и значение буддийской религии и духовенства, связывал с ними развитие культуры и просвещения калмыцкого народа и призывал создавать аймачные и улусные школы. Сам же он составил «Калмыцко-русский букварь» для учащихся-калмыков [4].

Н.Э. Уланов не был священнослужителем, но его работа «Буддийско-ламаистское духовенство донских калмыков, его современное положение» также имела целью возвеличивание калмыцкого духовенства, обоснование его благотворительной миссии и стремление подчеркнуть исторические корни и связи его с религиозным центром буддизма - Тибетом [4].

Взгляды другой части калмыцкого духовенства, по словам Б.Э. Боваева, «искавшей союза с самодержавным правительством», выразил Д. Ульянов. В своей работе «Предсказания Будды о доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904-1905 гг.» он доказывал божественное происхождение правящей династии и, следовательно, и самодержавия [4].

Что касается зародившейся в конце XIX столетия национальной интеллигенции, то и она не была однородной. Часть ее примкнула к либералам, а другая часть стояла на демократических, социал-демократических и революционных позициях [2].

Н. Очиров - один из выдающихся представителей калмыцкой интеллигенции конца XIX - начала XX века, талантливый ученый-ориенталист. Будучи родом из простолюдинов, тем не менее с 1914 г. он поддерживал идею Д. Тундутова о переходе астраханских калмыков в казачество, связывая с этим надежды на национальное равноправие и раскрепощению, прекращение расхищения земель, право распоряжаться общественным капиталом, свободу вероисповедования. В период Февральской революции отстаивал автономию калмыцкого народа, затем фактически находился в стане белогвардейцев, но после поражения антисоветских сил не покинул страну, а продолжил работу на благо своего народа уже в советских органах власти. Он является автором книги «Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году», написанной на основе исторических, экономических, статистических данных и исследований Калмыцкой степи. Несмотря на экономическую тематику, в данной работе затрагивались и некоторые политические вопросы. Очиров считал необходимым упразднить изжившую себя чиновно-бюрократическую систему управления Калмыцкой степью - «попечительство» [8].

Э. Хара-Даван - медик, историк, политический публицист, общественный деятель, представитель движения евразийства. Он был выходцем из простолюдинов, но, получив образование, стал ярким представителем зарождавшейся национальной интеллигенции. Во время Февральской революции включился в общественно-политическую деятельность и в работу новых органов управления, выступая с идеей автономии Калмыкии. Когда Временное правительство идею не поддержало, Хара-Даван стал сторонником советской власти. Весной 1918 г. он возглавил Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета, однако после того, как Губисполком не предоставил автономии калмыцкому народу, покинул пост и оказался в оппозиции советским органам власти. В 1920 г. эмигрировал из России, но продолжил активную общественно-просветительскую деятельность и в духе евразийства написал книгу «Чингисхан как полководец и его наследие» [1,6].

Х. Кануков - общественный и революционный деятель - также был родом из бедной казацкой семьи. Участник революции 1905-1907, один из руководителей национал-демократического профессионального союза «Хальмг тангчин туг», впоследствии один из активных участников установления советской власти в Калмыкии. Данный союз калмыцких учителей был одним из первых организационных шагов становления национальной интеллигенции, который помимо образовательно-просветительских задач выступал за самоопределение и самоуправление калмыцкого народа. Кануков - это еще и педагог, поэт, переводчик, публицист, один из основоположников современной калмыцкой литературы. В его очерках, статьях, текстах выступлений, обращений и листовках поднимались вопросы о социальном неравенстве, справедливости и т.д., неудивительно, что автор поддержал идею построения социалистического общества и советскую власть [9].

Следует согласиться с мнением В. Хвостова о том, что процесс зарождения общественных суждений непосредственно связан с интересами классов и социальных групп. Представители общественного движения Калмыкии принадлежали к различным социальным сословиям и к разным идейным течениям. Но и национальная знать, и интеллигенция, и политическая элита не только отстаивали свои собственные убеждения и идеалы, но и выражали интересы всего или части населения Калмыкии, стремились выработать наиболее подходящие варианты будущего политического и социально-экономического развития своего народа. Необходимо отметить, что на формирование их идей и теорий сказывалось не только социальное происхождение, но и внешние факторы: образование, окружение и действительность.

На каждом историческом этапе рождается свой особый взгляд на характер и содержание процесса общественного устройства. Всплеск общественных идей, как свидетельствует история, приходится на кризисные периоды, когда наблюдается подъем социальной активности. Каждый новый виток развития общества, связанный с необходимостью трансформации новых ценностей, сопровождается обращением к знаниям просветительского характера, чьи функции на протяжении всей истории нашей страны выполняет общественная мысль. Особенно в сложные периоды развития, когда страна оказывается перед необходимостью серьезных перемен, общественная мысль может или объединять различные социальные слои, или разъединять их. Ее характер зависит от многих причин и не в последнюю очередь от состояния общества, поскольку формируется в конкретно-исторических условиях, но пока существует общество, до тех пор и будет существовать общественная мысль.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-11-08003/14 «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии ХХ в.»

Рецензенты:

Цюрюмов А.В., д.и.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков, межкультурной коммуникации и регионоведения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста;

Уланов М.С., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.


Библиографическая ссылка

Мацакова Н.П. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ КАЛМЫКИИ НАЧАЛА ХХ В.: СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15988 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252