Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В АПК

Миронова М.Д. 1 Галяутдинова Г.З. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный университет»
В статье рассмотрена проблема управления рисками на предприятиях АПК, решение которой может быть осуществлено по трем возможным направлениям в зависимости от их размеров и организационно-правовых форм, одно из которых - организация информационно-консультационной службы в АПК. Формирование информационно-коммуникативной системы осуществляется с целью координации деятельности сельских товаропроизводителей, эффективного формирования рынков сбыта предприятий АПК. Построение подсистемы сбора и обработки информации по управлению рисками, входящей в отраслевую региональную информационную систему, учитывает специфику обмена данными, сложность организационной структуры предприятия АПК и разнообразие производимой им продукции, а также многоуровневый характер информации по управлению рисками.
информационно-консультативная служба.
агропромышленный комплекс
управление рисками
1. Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками. - М. : ДМК Пресс, 2011. – 176 с., ил.
2. Зайцева Н.А. Процедура оценки и сертификации квалификаций в области туризма и сервиса: верификация измерительных материалов и критериев оценки // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2012. – № 2. – С. 18-25.
3. Кудрявцев А.А. Интегрированный риск-менеджмент : учебник для вузов – М. : Экономика, 2010. – 655 с.
4. Луговнина В.В. Рынок информационно-консультационных услуг в АПК Иркутской области: сегодня и в перспективе // Известия ИГЭА. – 2007. – № 5 (55). – С. 95-98.
5. Миронова М.Д. Анализ, сущность и принципы управления рисками как методологическая основа инновационного развития системы управления предприятием жилищно-коммунальной сферы // Известия КГАСУ. – 2011. – № 2 (16). – С. 290-294.
6. Миронова М.Д. Выбор стратегии управления предприятием в условиях неопределенности (на примере сферы жилищно-коммунальных услуг) // Известия КГАСУ. – 2011. – № 1 (15). – С. 194-198.
7. Положение о консультанте по сельскому хозяйству (13.03.2012) : сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://agro.tatarstan.ru/rus/info.php?id=235241 (дата обращения: 17.11.14).
8. Четыркин Е.М. Финансовые риски. - М. : Дело, 2008. – 176 с.

Современное состояние рыночных отношений, повышенная скорость роста экономики требует повышения темпа внедрения управленческих инноваций, а также адекватных этим процессам изменений систем управления во всех звеньях, отраслях и сферах экономики. В обеспечении устойчивого развития экономики России одно из важнейших мест принадлежит сельскому хозяйству – отрасли, не только обеспечивающей продовольственную безопасность, но и определяющей социальный климат страны. Изменение внутренней и внешней политики СССР во второй половине 80-х годов ХХ века и последующий распад СССР имели серьезные последствия для развития агропромышленного комплекса. Резкий скачок цен на природные ресурсы и энергию, обусловивший существенное повышение цен на удобрение, пестициды, технику, оборудование, гиперинфляция – все это привело к ухудшению финансового положения агропромышленных предприятий. Рост конкуренции со стороны зарубежных производителей, разрыв стабильных экономических связей и каналов сбыта продукции, обострение энергетических, финансовых и прочих глобальных проблем оказали негативное воздействие на развитие агропромышленного производства в России, что привело к резкому падению производства сельскохозяйственных продуктов, и лишь недавно наметилась тенденция к его росту.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта всегда связана с различного рода рисками, как производственными, так и финансовыми. Риски различной природы и происхождения так или иначе присущи деятельности каждого предприятия [8].

В основе управления рисками лежит организация работы по снижению степени риска до приемлемого в условиях неопределенности уровня с целью увеличения прибыли.

Как считают некоторые экономисты, организация управления рисками на предприятиях АПК может быть осуществлена по трем возможным направлениям в зависимости от их размеров и организационно-правовых форм. Первое направление предполагает построение собственной службы управления рисками на крупных предприятиях. Второе направлено на создание единой службы управления рисками в объединенных сельскохозяйственных предприятиях. Третье направление подразумевает организацию информационно-консультационной службы по управлению рисками для предприятий АПК [8].

На наш взгляд, именно информационная поддержка принятия решений в области управления рисками является одним из ключевых условий эффективности интегрированной системы управления предприятием АПК. Информация является ключевым аспектом при управлении рисками, так как ее наличие позволяет принимать правильные решения в отношении снижения неблагоприятных последствий. Объем и содержание необходимой информации зависят от конкретных условий и должны определяться рядом важных принципов [3].

В настоящее время информация является важнейшим экономическим ресурсом. Поэтому успешность внедрения и использования новой техники, инновационных технологий непосредственно зависит от включения сельского товаропроизводителя в постоянно изменяющиеся информационные потоки.

В Российской Федерации в начале 2000-х годов процесс развития и внедрения ИКС в АПК в осложнялся рядом таких факторов, как недостаточная разработанность законодательной базы, отсутствие целенаправленной политики государства, недостаток подготовленных соответствующим образом кадров [4]. Значимым этапом в создании и развитии ИКС в АПК стала реализация Проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве.

В рамках Проекта были созданы ИКС в сфере АПК практически во всех регионах РФ. Созданная информационно-консультационная служба при министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ в настоящее время способствует адаптации производителей сельскохозяйственной продукции к новым условиям хозяйствования, проведению земельной и аграрной реформ, а также ускорению научно-технического прогресса на предприятиях отрасли. Основная задача ИКС – оказание информационно-консультативных услуг сельским товаропроизводителям для повышения эффективности ведения своего хозяйства [7]. Для оказания информационно-консультационной помощи сельским производителям РТ осуществляется подготовка информационных материалов (новостей, рекомендаций) на сайте Минсельхозпрода РТ для малых форм хозяйств, жителей сельской местности. Для организации передвижной информационно-консультационной службы оборудован специальный автобус. На информационно-консультационную службу возложено выполнение ряда специфических функций (рис. 1).

Для координации деятельности сельских товаропроизводителей, эффективного формирования рынков сбыта развивающаяся информационно-коммуникативная система предприятий АПК РТ является частью отраслевой региональной информационной системы, построенной на основе локальных сетей, обмена данными с удаленными производителями, а также баз данных, создаваемых и используемых предприятиями агробизнеса. Построение подсистемы сбора и обработки информации по управлению рисками, входящей в отраслевую региональную информационную систему, учитывает специфику обмена данными и согласования форматов баз данных; сложность организационной структуры предприятия АПК и разнообразие производимой продукции; многоуровневый характер информации по управлению рисками и т.д.

Рис. 1. Функции информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей.

Для мониторинга эффективности информационного потока, организованного ИКС, актуальной является проблема оценки качества информационно-консультационных услуг (ИК-услуг).

При рассмотрении внедрения и использования ИК-услуг в деятельность предприятия АПК с необходимостью встают вопросы оценки качества внедряемых услуг и степени влияния их на бизнес-процессы в организации.

Согласно определению качества, сформулированному в ISO, качество представляет собой совокупность потребительских свойств и характеристик продукта или услуги, которые обеспечивают способность удовлетворения заявленным или подразумеваемым потребностям.

Говоря о качестве IT-проектов, исследователями отмечается, что не существует единой метрики качества [1].

Это объясняется тем, что не всегда возможно расставить приоритеты среди основных характеристик IT-проекта – применение программного обеспечения и его производительность, результаты использования, стоимость и время внедрения, влияние на изменения и результаты бизнес-процессов.

Существует значительное число подходов к оценке качества информационных услуг в различных сферах экономики. На наш взгляд, наиболее существенными показателями качества информационно-консультационных услуг для малого бизнеса АПК будут следующие:

  • надежность – вероятность работы информационной системы без сбоев;
  • оперативность – показатель того, насколько быстро и качественно система отвечает на запросы клиента и выдает оперативную информацию, позволяющую предприятию снизить вероятность негативных событий или избежать их;
  • взаимодействие - оценка того, каким способом система или сервис обмениваются данными с другими сервисами и информационными системами;
  • практичность - показатели эргономических факторов, таких как скорость, удобство интерфейса, простота в использовании;
  • полнота базы данных – характеристика информационной насыщенности информационно-консультативных материалов, выложенных на сайте ИКС;
  • доступность – показатель возможности доступа к информационной базе данных и получению необходимых для пользователя информационно-консультационных услуг в любое время.

Количественная оценка каждого показателя определяется по формуле и может выражаться в процентах:

, (1),

где - оценка в баллах i-го показателя качества ИКУ, - максимальная оценка в баллах i-го показателя качества ИКУ, i=1,…,6.

Графически распределение качественных показателей представлено на рис. 2.

Рис. 2. Показатели качества информационно-консультационных услуг.

Интегральный показатель качества ИКС находится как среднее арифметическое количественных оценок всех показателей:

(2)

В соответствии с современными методами управлением рисками проектов существует множество методов реагирования на них. Внедрение риск-менеджмента в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет осуществить выбор реагирования на риски различной природы. Выбор такого реагирования будет зависеть от метода реагирования, определяемого размером затрат на проведение мероприятий по минимизации риска и снижению возможного ущерба в случае возникновения неблагоприятных событий [5].

При выборе способа реагирования на риск его эффективность будет определяться по формуле:

, (3)

где эффективность снижения риска;

подверженность риску до осуществления мероприятий по реагированию на риск;

подверженность риску после осуществления мероприятий по реагированию на риск;

затраты, связанные с осуществлением мероприятий по снижению риска.

Реализация информационно-консультативных услуг рассматривается как комплекс мер, ведущих к снижению рисков и возможных потерь сельских товаропроизводителей при реализации неблагоприятных событий. Очевидно, что эффективность деятельности ИКС для АПК будет наблюдаться в том случае, если эффективность снижения риска будет не меньше 1 ().

Таким образом, влияние информационно-консультативных услуг на процесс и результаты деятельности предприятий АПК приведет к снижению неопределенности конечного результата и, следовательно, повышению производственной, финансовой устойчивости и конкурентоспособности сельских товаропроизводителей [6]. Вместе с тем организация дистанционного обучения на основе информационных технологий позволит повышать квалификацию руководителей и работников АПК без отрыва от производства в приемлемом для них режиме. Для процедуры оценки и сертификации персонала в АПК могут быть использованы методические разработки оценки квалификаций работников и руководителей в различных областях сферы услуг [2].

Подводя итог, необходимо отметить, что аграрное производство - самая неустойчивая и, следовательно, малопривлекательная для потенциальных инвесторов отрасль. Глубокий анализ и учет регулируемых рисков с помощью организации и развития системы информационно-консультативных услуг для сельских производителей позволят аграрным предприятиям своевременно сориентироваться в ситуации неопределенности и избежать негативных последствий реализации рисков.

Методы экономической оценки IT-услуг в АПК являются инструментами мониторинга эффективности ИКС в АПК.

Рецензенты:

Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой муниципального менеджмента КазГАСУ, г. Казань;

Мухметгалиев Ф.Н., д.э.н., профессор, директор Института экономики КазГАУ, заведующий кафедрой сельскохозяйственного производства, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Миронова М.Д., Галяутдинова Г.З. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В АПК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15924 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674