Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ.

Гребенников О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета»
В статье проанализировано место курса экономики в образовательной программе, сложившееся подходы к преподаванию экономики в школе, дана оценка их эффективности. Рассматривая цели преподавания автор излагает точку зрения, в соответствии с которой преподавание экономики в школе должно быть ориентировано на выработку у учащихся навыков поведения в хозяйственной жизни, понимание ими основ рыночного механизма. На основе опыта, накопленного в странах с развитой рыночной экономикой, сделаны выводы о том, что именно модель школьного обучения экономики обуславливает низкий уровень подготовки работников малого сектора экономики, что требует поиска новой модели обучения школьников основам экономики и предпринимательства на всех этапах школьного обучения.
предпринимательство
бизнес-ориентированный подход
профильное обучение
предпрофильное обучение
непрерывное экономическое образование
экономическое образование
экономика
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. С.
2 Келли Э. Роль малого и крупного бизнеса в экономическом развитии. Обзор экономики 1 (2010): 1-93. KansasCityFed.org. Web. 25 Октября 2011 и др.
3 Ларин М.С. Концепция экономического образования в школе. URL : http://area7.ru/metodic-material.php?13646
4 Липсиц И.В. Детей от экономики не уберечь //Учительская газета N43 от 2 ноября 1993 г.
5 Никитина Н.И., Комарова Е.В. Некоторые аспекты профессионально-ориентированного дистанционного обучения одаренных в области математики детей // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. №5. С. 46-50.
6 Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования».
7 Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования».
8 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
9 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825
10 Урванцева С.Е. Обучение основам предпринимательства за рубежом / Экономика в школе. 2011. № 3.
Современная российская школа находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию курсов, методов преподавания, расширяется спектр предметов, изучаемых в школе. Одним из таких предметов является экономика - дисциплина, являющаяся одной из важнейших составляющих гуманитарного образования, позволяющая сформировать целостное мировоззрение современного школьника, вооружить его базовыми знаниями об основах экономических отношений и широким спектром социально-экономических компетенций.

В советский период экономика преподавалась в рамках предмета «обществоведение» и частично в курсе экономической географии. Первые попытки преподавания экономики как отдельного предмета предпринимаются только после демократических преобразований начала 90-х гг. В этот период издаются первые учебники по экономике для общеобразовательных школ[3]. Но преподавание экономики в этот период велось преимущественно в рамках регионального компонента.

Впервые курс экономики вошел в федеральный базисный учебный план в 2004 г., при этом предусматривалось, что экономическое образование в разных формах будет включено во все ступени общего образования. В основной школе федеральный компонент государственного стандарта предполагал преподавание экономического блока в составе курса обществознания. На ступени среднего (полного) общего образования курс экономики был выделен в особую предметную область (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Такая же структура курса сохранилась и с принятием новых редакций ФОГС: стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, в соответствии с которым курс экономики входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413), выделяющего экономику как особый курс. Результатом ее освоения должны стать сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; сформированность умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; владение навыками поиска актуальной экономической информации; сформированность навыков проектной деятельности; умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей; способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства.

За это время в области экономического образования и предпринимательской подготовки школьников в нашей стране накоплен достаточно большой педагогический опыт. Теоретические основы экономического образования и воспитания школьников разрабатывали А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, Л.П. Кураков и другие ученые, которые раскрыли сущность понятий «экономическое образование» и «экономическое воспитание», «экономическая культура», «экономическое мышление» и т.д.; целевые направления экономического образования: приобретение учащимися экономических знаний, умений и навыков, формирование основ экономического мышления, воспитание у молодого поколения расчетливости, деловитости и предприимчивости и т.д.

Важным вкладом в разработку теоретических основ экономического образования школьников стала Концепция непрерывного экономического образования школьников с 1 по 11 классы, разработанная В.А. Поляковым, И.А. Сасовой, А.В. Алексеевым и др. Центральная мысль концепции заключается в создании модели экономического образования, способствующего подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Концепция раскрывает содержание основных функций и принципов организации экономического образования, важной составляющей которого является предпринимательская подготовка школьников.

Под руководством Л.Л. Любимова и И.В. Липсица была подготовлена и Концепция экономического образования в общеобразовательной школе, основанная на идеях модернизации российского образования. В рамках концепции постулируется необходимость формирования у учащихся систему практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности и подготовке их к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Большинство исследователей выделяют четыре основных подхода к преподаванию экономики, практически реализующихся в российских школах: теоретический, культурно-функциональный, академический и бизнес-ориентированный. В рамках теоретического подхода школьное экономическое образование рассматривается как упрощенная форма вузовского, но в условиях школы читаемые курсы носят отрывочный характер, часто не увязываются между собой, в результате интерес учащихся к экономике не возрастает, а, напротив, - снижается.

Близок к теоретическому и академический подход, но он носит значительно более системный характер. Так, по словам И. В. Липсица «экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах»[4].

Культурно-функциональный подход ориентирован на формирование общей культуры, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. В настоящий момент именно академический и культурно-функциональный подход наиболее распространены в российских школах. Подтверждает этот вывод и анализ Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». Так, для основной школы рекомендовано всего два учебника экономики: Экономика для 7-8 классов, автор И.В. Липсиц и Экономик (основы потребительских знаний) для 9 класса, разработанная коллективом авторов под редакцией Е.Кузнецовой и Д. Сорк. Несколько шире перечень учебных пособий для среднего общего образования, но в основном это широко известные работы И.В. Липсиц, Л.Л. Любимова, Р.И. Хасбулатова и яда других авторов.

Одним из наиболее перспективных считается практико-ориентированное направление (такой подход часто называют еще бизнес-ориентированным). В его рамках предполагается выработка у учащихся навыков поведения в хозяйственной жизни. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание прикладных дисциплин: бухгалтерия, предпринимательство и др. Данный подход также вызывает немало критики. Например, по мнению М.С. Ларина «...концентрация только на этом подходе, чревата излишним насыщением рынка труда в будущем бухгалтерами и "предпринимателями по диплому"... Преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств»[3].

Трудно считать подобные рассуждения автора достаточно обоснованными. Во всем мире именно малый сектор является мощным двигателем развития, формируя в среднем от 50 до 80% ВВП (показатель стран с развитой рыночной экономикой). Приведем в качестве примера США, где 17 млн. малых предприятий формируют 50% ВВП и обеспечивают такую же долю занятости, и это далеко не самый высокий показатель по «двадцатке» ведущих стран мира. Сравнение российского малого предпринимательства с его зарубежными аналогами свидетельствует о том, что Россия на­ходится в самом начале пути формирования сектора малого пред­принимательства и потенциал нашей страны крайне недоиспользован. Отечественное предпринимательство развивается во многом «на ощупь». Если в 2010 г. число малых и средних предприятий в России составляло 5,7 млн. ед., включая индивидуальных предпринимателей, то в 2012 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. индивидуальных предпринимателей, 1,6 млн. микропредприятий, 242,7 тыс. малых предприятий и 15,9 тыс. предприятий среднего сектора экономики, т.е. всего 4,4 млн. ед.

Малое предпринимательство в России обладает и рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

  • высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий (нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически);
  • стремление к максимальной самостоятельности (в странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.);
  • высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства не задействованы в решении общегосударственных задач);
  • низкий технологический и управленческий уровень деятельности.

Причин «недоиспользования» предпринимательского сектора, как одного из локомотивов экономического роста немало. Это и нестабильность налоговой политики, и слабая государственная поддержка. Но, по нашему мнению, одной из ключевых проблем является неподготовленность специалистов для малого бизнеса, элементарное незнание его основ.

Если анализировать общий тренд развития нашей страны, то очевидно, что по основным его параметрам она достаточно быстро приближается к лучшим образцам общемировой модели развития. Соответственно и малый сектор российской экономики в перспективе должен занять соответствующее место в структуре национального хозяйственного комплекса.

Но если в странах с развитой рыночной экономикой обучение предпринимательству ведется с самых первых ступеней школьного образования, то в российской школе экономика рассматривается либо как некий формат подготовки к получению высшего образования по соответствующей специальности (при уже явно обозначенной тенденции переизбытка соответствующих специалистов), либо как просветительская модель, что искажает саму суть предмета.

Приведем в качестве примера образцы обучения экономике в американских и европейских школах. Там наиболее распространен именно практико-ориентированный подход: подготовка в процессе общего образования, через введение самостоятельных курсов экономики и предпринимательства на основе дополнительных часов, ориентация на развитие практических навыков ведения предпринимательской деятельности. Подготовка к предпринимательской деятельности осуществляется с использованием целого ряда методов: установление связи между школой и производством; развитие школьных компаний и мини-предприятий; включение в учебные программы практических курсов и др.

Изучение основ предпринимательства начинается еще на этапе начального обучения, когда учеников знакомят с азами экономики (в Норвегии в начальной школе преподается курс «Домашняя экономика»; в Великобритании «Экономика» входит в число обязательного образовательного минимума, наряду с языком и математикой и т.п.). В средней и старшей школе преподаются уже основы предпринимательства, при этом основной акцент делается на практическую составляющую курса. Во Франции и в некоторых других странах Европы разработана концепция «Образование в целях подготовки к карьере», которая представляет собой программу интенсивной подготовки к предпринимательской деятельности в процессе общего образования, профессионально-трудового обучения и профориентаци [3]. Результатом такого подхода в обучении и становится в итоге развитый малый сектор экономики.

Каждый из граждан страны со сложившейся рыночной экономикой выступает как субъект ее экономической системы. В этой связи страхи «переучить» будущих предпринимателей не только не обоснованы, но и пагубны, что собственно подтверждает и накопленный в России опыт системы общего образования.

Конечно, выбор программы экономического образования тем или иным образовательным учреждением во многом зависит от характера образовательного учреждения, интересов учеников и многих других параметров. При этом необходимо обеспечить оптимальное сочетание инвариативной, дающей базовые экономические знания всем школьникам и вариативной частей курса экономики и вариативной частей курса экономики. Исходить при этом следует из того, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны[1].

В этой связи необходимо не только ориентироваться на преподавание экономики, как особого академического курса, но и включать элементы экономического образования в программы предпрофильной подготовки, а также в систему профильного обучения и профессиональной ориентации школьников о необходимости полноценного возрождения которой сегодня говориться все чаще[3].

В настоящее время профильное обучение является обязательным требованием повышения качества образования на старшей ступени общеобразовательной школы, обеспечивающим преемственность между общим и профессиональным образованием. Профиль обучения предопределяет выбор сферы профессиональной деятельности школьника, от которого в немалой степени зависит как успешность обучения в старшей школе, так и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Однако многочисленные исследования показывают, что учащиеся основной школы чаще всего не готовы к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, поэтому они нередко совершают этот выбор интуитивно, под влиянием случайных факторов: «за компанию» с друзьями, под влиянием агитации образовательного учреждения, по совету взрослых, которые не всегда адекватно могут оценить возможности и способности ребенка и т.д. Чтобы предотвратить возможное разочарование у школьника вследствие ошибочного выбора профиля обучения, необходима предпрофильная подготовка, которая обеспечила бы формирование у выпускника основной школы готовности к сознательному, ответственному выбору[4].

Элективные курсы в 9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования. В этой связи элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. В полной мере это касается и экономических знаний и умений. Чаще всего в условиях предпрофильной подготовки школьникам предлагается прохождение курса «Основы предпринимательства». Такой подход представляется нам достаточно целесообразным, так как развитие деловой активности, подготовка учащихся к будущей предпринимательской деятельности чрезвычайно важны для развития рыночной экономики.

Рецензенты:

Вольхин С.Н, д.п.н., профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Институт управления и бизнеса» Тульский филиал института управления и бизнеса, г. Тула;

Рудакова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Гребенников О.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15902 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252