Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭТНОТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Константинова В.В. 1 Алексеева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
В настоящее время большой интерес приобретает этнический туризм. Если вопросы организации этнического туризма для взрослого населения обсуждаются на уровне министерств и ведомств и разработаны маршруты во многих регионах РФ, то проведение такого вида туризма для детей и юношества – это новый вид деятельности, который требует научно-методического и психолого-педагогического обоснования. Актуальность этнотуризм приобретает и в связи с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начальной и основной школ. Одно из требований Стандарта - достижение личностных результатов обучающихся. Этнический туризм можно представить как одно из направлений внеурочной деятельности. В полиэтническом образовательном пространстве Республики Марий Эл важно знакомить обучающихся с особенностями истории, культуры, быта, традиции народов, проживающих на территории края много лет. Для организации детского этнотуризма в Марий Эл необходимо выбрать содержание и определить его маршруты.
этнический туризм
полиэтническое образовательное пространство
традиции и обычаи народов
этнотуристические маршруты
этнокультурная осведомленность
1. Килемарский район [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.12rus.ru/list/24/955/ (дата обращения: 21.11.20140).
2. Культуру мари представят на этнографическом празднике «Земля предков» на Ардинском городище [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finugor.ru/node/41653 (дата обращения: 21.11.20140).
3. Озера Килемарского района Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=218 (дата обращения: 21.11.20140).
4. Хухлаева О.В. Поликультурное образование / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 283 с.
5. Чернышева В.Д. Развитие этнотуризма на Брянщине [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/281/1891 (дата обращения: 21.11.20140).
6. Юринский район [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 21.11.20140).
В современном мире, когда активно проявляются тенденции глобализации, особое значение приобретает поликультурное образование подрастающего поколения. Образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде [4].

В соответствии с требованиями ФГОС в Базисный учебный план Республики Марий Эл включены предметы, удовлетворяющие языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Таковыми являются родные языки (марийский, татарский, удмуртский), марийский (государственный) язык и История и культура Республики Марий Эл. На первый взгляд дело обстоит неплохо, но достаточно ли данных предметов для достижения личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Наверное, нет. Настало время поиска и апробации новых форм организации деятельности обучающихся для решения требований ФГОС по достижению личностных результатов. Таким подходом может быть этнический туризм для детей и юношества, который может пополнить виды деятельности во внеурочное время.

Цель исследования - определить содержание этнического туризма для детей и юношества, опираясь на результаты диагностического исследования об этнокультурной осведомленности обучающихся.

Предмет исследования - этнический туризм.

Объект исследования - содержание этнического туризма для детей и юношества в Марий Эл.

Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл»», проект № 14-01-00001 .

Этнический туризм - одно из направлений туризма, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие. Данный вид туризма имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой.

Интерес к данному виду туризма возник в конце 80-х годов двадцатого века в Латинской Америке, Австралии, Северной Индии, Северном Таиланде, Египте и т.д. [5]. Появление в России данного вида туризма связано с миграционными процессами, которые начались в конце двадцатого века и продолжаются по сегодняшний день. Социально-экономическая ситуация в нашей стране привела к тому, что сельское население, которое издревле жило в гармонии с окружающей природой, вынуждено было в поисках работы мигрировать в большие города и другие регионы. Результат такой ситуации - современное молодое поколение, не знающее или мало знающее о культуре, традициях, обычаях своих родителей. Ведь большинство из современной молодежи, проживающее в больших городах, не считает себя представителями национальных меньшинств. Решение данной проблемы невозможно только в условиях образовательной организации. Существенную помощь в приобщении к культурным ценностям народов может оказать этнический туризм для детей и юношества как одно из направлений внеурочной деятельности обучающихся.

Республика Марий Эл - это регион, где в дружбе и согласии проживают представители разных народов и народностей. Но, титульной нацией является народ мари, который, не смотря на процессы ассимиляции, смог сохранить свой язык, народный костюм, традиции, обычаи, философию, религию, народные танцы, песни.

В четырех городах и четырнадцати районах Республики Марий Эл проживает народ мари. Каждый район имеет особенности как в духовной, так и в материальной культуре. Поэтому очень важно показать уникальность народа мари во всем его многообразии именно в ходе этнического туризма для детей и юношества. При организации этнического туризма важным является определение содержания и форм организации деятельности с обучающимися. Программа этнического туризма для детей и юношества включает информацию о достопримечательностях районов и городов Республики Марий Эл, о традициях и обычаях мари, о быте, особенностях ведения хозяйства в прошлом и сейчас. Формой организации этнического туризма могут быть выезды по районам и городам республики, проведение игровых программ и тренингов, встречи с известными мастерами народного промысла, участие в проведении народных праздников и т.д.

В целях получения информации для определения уровня осведомленности обучающихся о прошлом и настоящем народа мари была проведена диагностика с использованием тестов. В исследовании приняли участие обучающиеся младшего и среднего школьного возраста сельских общеобразовательных организаций Республики Марий Эл. Результаты диагностики по выявлению этнокультурной осведомленности школьников говорят о том, что в основном у школьников данный показатель представлен низким уровнем. Так, отвечая на вопросы о своем крае из области биологии самым крупным животным школьники назвали медведя, не смогли они так же выбрать из числа перечисленных, животного занесенного в Красную книгу Международного союза охраны природы. Самыми слабыми оказались знания в области географии. Обучающиеся не смогли назвать самую длинную реку, самое большое озеро, самый большой район Республики Марий Эл. Хорошие результаты школьниками были показаны в области литературы. Им необходимо было назвать основоположника марийской литературы, имя нашего земляка - знаменитого поэта и актера первого звукового кино и т.д.. 92% детей справились с этими заданиями успешно. На вопрос, какие спектакли посещал в марийском театре, лишь несколько детей ответили, что посещали, но не смогли написать их названия. Этому есть объяснение - отдаленность сельских школ от столицы республики.

Обработка результатов исследования способствовала конкретизации содержания этнического туризма по Республике Марий Эл. Из многообразия особенностей обычаев и традиций народа мари нами было определено конкретное содержание для организации и проведения этнотуризма для школьников. Представим данное содержание, ориентируясь на районы и города республики.

Моркинский район для всех известен как родина первых деятелей литературы и искусства. В районе создана туристическая тропа по родным местам основоположника марийской литературы С.Г. Чавайна, видного общественного деятеля, писателя Н. Мухина, новатора, философа марийской литературы В.Х. Колумба, писателя-драматурга С. Николаева, поэта М. Казакова и др. Объектом, представляющим большой интерес для этнотуристов, являются Большой и Малый Карман курык (гора Карман), самая чистая река Вонча, озера - Шуть-ер, Куж-ер, система озер Марийская Карелия, рыбацкое озеро Шальер, Юрдурское озеро, высочайшая точка республики гора Чукша, этно-село Шоруьжа и Онар-курык (Гора Онар), часть национального парка «Марий чодра» и т.д. В районе работают мастера по изготовлению национальных музыкальных инструментов шувыр (волынка), тумыр (барабан) и костюмов. Для любителей этнотуризма создана база отдыха «Старая мельница».

Ближайшими соседями Моркинского района являются Волжский и Звениговский районы. Территория Волжского района богата живописными и уникальными озерами: Яльчик, Кичиер, Морской глаз и др. Большую часть территории района занимает национальный парк «Марий чодра», заповедник «Кленовая гора» со знаменитым дубом Пугачева. На территории района находится Государственный природный заповедник «Большая Кокшага». Уникальная природа района богата минеральными источниками, рыбой, животными, редкими растениями и цветами.

В народе Звениговский народ известен как родина основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Ключникова-Палантая и композитора Я.Эшпая. Их музыка снискала уважение не только среди мари, но и других народов.

Если пройти по Моркинским лесам севернее, можно попасть в район, который мило называют Марийской Швейцарией. Это знаменитые куженерские возвышенности (Вятский увал) с богатой растительностью. Удивительная природа района так и манит любителей этнического туризма, особенно Урочище Нолькин камень, известный в народе как Горняк. В районе сохранилась традиционная вера народа, поэтому можно увидеть священные рощи - места моления народа мари. В районе народ мари чтит традиции и обряды своих предков. Традиционными стали свадьбы с соблюдением всех обрядовых моментов, проведение народных календарных праздников: Агавайрем (Праздник сохи), Кугече пасха), Семык (Семик) и т.д.

Куженерский район граничит с Параньгинским и Сернурским районами. Сернурскую землю прославил поэт и киноартист первого звукового кино «Путевка в жизнь» Иванов Кирилл Иванович (Йыван Кырля). Марисолинская земля, родина Йывана Кырли, чтит своего земляка. Средняя школа с. Мари-Сола носит имя великого сына марийского народа Йывана Кырли. В школе открыт музей поэта-киноартиста.

Побывав в Сернурском районе, любой этнотурист захочет посетить Параньгинский район. Уникальность данного района в том, что уже много лет в дружбе и согласии проживают на территории района мари и татары. Два народа, сохранив свою самобытную культуру, переняли традиции друг у друга в национальной кухне. В районе как марийский, так и татарский народы верны своей религии. Народ мари сохранил священные рощи, где молился и молится своему всевышнему - Ош Кугуюмо (Белый Бог). Интересно проходят в районе народные праздники Шорыкйол (Баранья нога), Семык (Семик), Агавайрем (Праздник сохи), Кугече (Пасха) и др. Удивляет глаз свадебный наряд марийской женщины: белое платье с традиционной вышивкой, белый тонкий кафтан, передник, зеленый кафтан с украшениями на груди, яркий платок и лисья шапка.

Самым дальним районом в республике является Мари-Турекский район. Районный центр - поселок Мари-Турек. Район расположен на востоке Республики Марий Эл. На северо-востоке он граничит с Малмыжским и Уржумским районами Кировской области, на юго-востоке с Балтасинским и Арским районами Республики Татарстан, а на западе граничит с Сернурским, Параньгинским и Моркинским районами Марий Эл. Мари-Билямор - одно из древнейших сел Мари-Турекского района, населенное вятскими марийцами. Мари-Турекский район - это родина первого марийского академика Василия Мосолова.

Недалеко от Йошкар-Олы расположены Советский, Оршанский, Медведевский районы. Каждый из них может представить свою уникальную природу, познакомить с известными деятелями культуры и искусства, народными умельцами. Оршанский район - это родина марийского писателя-драматурга Я.П. Майорова-Шкетана. В поселке Оршанка для туристов радушно открывает свои двери «Музей труда». При упоминании Медведевского района сразу вспоминается имя писателя-драматурга Н. Арбана. В поселке Медведево работает краеведческий музей и мини-зоопарк для детей.

По обе стороны великой реки Волги расположены районы Килемарский, Горномарийский и Юринский. На особенности быта и ведения хозяйства мари данных районов повлияла Волга. Основным видом деятельности мари этих районов было рыболовство, лозоплетение. В Горономарийском районе для этнотуризма детей и юношества есть Еласовский этнопарк, литературно-художественный музей им. Н.В. Игнатьева, музей купеческого быта и художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева, этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова. Школьники могут получить мастер-класс по лозоплетению, игре на гуслях и т.д.

Килемарский район расположен в северо-западной и западной части Республики Марий Эл. На севере он граничит с Кировской и Нижегородской областями, на западе - с Юринским, на юго-западе - с Горномарийским районами, на юге граница района выходит на берег Волги (Чебоксарского водохранилища), на юго-востоке граничит с Республикой Чувашия, на востоке - с Медведевским и Звениговским районами Республики Марий Эл. Килемарский район является самым лесистым районом республики, он почти весь (на 84%) занят лесами. По его территории проходит южная граница таежной зоны. Это район сосновых лесов, сосново-еловой субори. В прибрежной зоне Волги и в устьях ее притоков преобладают лиственные деревья, в том числе дубравы, которые еще в XVIII веке были взяты на особый учет Морским департаментом для кораблестроения [1].

По территории Килемарского района протекают реки Рутка, Арда, Шоменка, Парат, Большой Кундыш, частично по границе - Большая Кокшага. В пределах района имеется 30 озер, в том числе крупные - Шамьяры, Кумъяры, Лужъяр, Мадарское, Посъер, Юксары и др. Озеро Шамьяры, является Памятником природы. Охране подлежат: водоем, места отдыха и гнездования водоплавающих птиц, растительность в охранной зоне озера. Объект имеет рекреационное значение [3].

В Килемарском районе интерес для этнотуризма представляет Ардинское городище, или, как его называют мари, «кереметов нос», который содержит несколько культурных слоев разных эпох. Самый старый слой относится к ананьинской культуре, распространенной в Марий Эл в I тысячелетии до н.э. [2].

Юринский район расположен на левобережье Волги на западе Республики Марий Эл и граничит: с Воскресенским и Воротынским районами Нижегородской области, с востока - Килемарским, с юга - Горномарийским районами Марий Эл. Притоком Волги Ветлугой район разделён на две части. По территории района протекают реки: Волга, Ветлуга, Люнда, Дорогуча. Много мелких речек, ручьев, озёр. К основным сырьевым богатствам относятся торфяники, залежи глины и песка Марьинского и Зиновьевского месторождений. Для этнического туризма в районе интерес представляют усадебно-архитектурный памятник Замок Шереметьева, Михайло-Архангельский храм. Всего на территории района расположено: 59 памятников археологии, 21 памятник истории, 13 памятников архитектуры [6].

Отдельной страницей в программе этнотуризма можно представить город Йошкар-Олу - столицу Республики Марий Эл. Интересна для туристов информация об истории возникновения города на берегу реки Малая Кокшага, о том, как под влиянием политических событий менялось название города, о старых названиях улиц, церквей, храмов, первых театров, кинотеатров и т.д.

Этнический туризм в Марий Эл новый вид деятельности, но он востребован сейчас и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью. Развитие данного вида туризма должно способствовать сохранению культурного наследия народа мари.

Рецензенты:

Апакаев П.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Федорова С.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;


Библиографическая ссылка

Константинова В.В., Алексеева Е.В. ЭТНОТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15901 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252