Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Данакин Н.С. 1 Шутенко А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова»
Проведен анализ структуры конкурентоспособности выпускников современного вуза, рассмотрены содержательные элементы их конкурентоспособности в сопряжении с процессом трудоустройства. Исследование конкурентоспособности выпускников проводилось на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума. Представленные в статье результаты социологических опросов студентов выпускных курсов отражают содержание конкурентоспособности на указанных уровнях. По результатам исследования сформулирован ряд положений и рекомендаций, связанных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего формированию конкурентоспособного молодого специалиста. В частности, отмечается важность обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения студентов, совмещения учебы в вузе и работы студентов по специальности, помощи с трудоустройством посредством расширения сотрудничества с работодателями. Показан потенциал вуза в развитии профессиональной готовности студентов, который заключается в развитии практики постобразовательной деятельности, направленной на подготовку к успешному трудоустройству.
конкурентоспособность
выпускники вузов
высшая школа
трудоустройство
1. Барановский А.И. Конкурентноспособность вуза в сфере инновационного образования // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – 2011. – Т. 1. - № 1. – С. 4-9.
2. Гонтмахер Е.Ш., Малева Т.М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – C. 61-72.
3. Данакин Н.С., Деева Н.Н., Дубинин А.Н., Конев И.В., Реутов Н.Н. Совершенствование управления трудоустройством молодых специалистов в регионе: социологический анализ: монография. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011. – 202 с.
4. Космынин А.В., Чернобай С.П. Конкурентноспособность выпускников на рынке труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - № 8. – С. 157-158.
5. Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности // Высшее образование в России. – 2009. - №5. – С. 42-50.
6. Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. – 2006. - № 7. – С. 7-15.
7. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Высшая школа как пространство самореализации личности. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 145 с.
В современных научных исследованиях конкурентоспособность рассматривается в экономическом, социальном, организационном и психолого-педагогическом аспектах [1]. Обращение к сложившемуся научно-теоретическому и практическому опыту исследования феномена конкурентоспособности показывает, что последнее резонно рассматривать как интегративное качество, которое проявляется на различных уровнях: на личностном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне социума [6]. Представленные ниже результаты социологического опросов отражают содержание конкурентоспособности выпускников вузов на указанных уровнях.

Анализ состояния конкурентоспособности выпускников вуза и путей ее повышения проводился на основе методов социологического опроса, эмпирического обобщения, сравнительного анализа данных.

Исследование проводилось среди студентов основных вузов г. Белгорода, выявлялись различные аспекты достижения ими профессиональной конкурентоспособности.

В структуре конкурентоспособности выпускников современного вуза целесообразно выделить три уровня: 1) личностный уровень; 2) уровень образовательного учреждения; 3) уровень социума.

Личностный уровень конкурентоспособности. Данный уровень представляется исходным в понимании генезиса и психологических механизмов достижения конкурентоспособности [3]. По результатам социологического опроса треть опрошенных студентов (33,4%) отметили, что они ничего не делают для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Они полагаются на случай или удачу. Удивительно, что такой эффективный способ повышения конкурентоспособности, как получение второго высшего образования, избрало лишь 9,4% респондентов. Эти данные могут говорить о том, что студенты-выпускники пока еще не задумываются об уровне своей конкурентоспособности.

Для повышения своей конкурентоспособности наиболее популярным способом является самообразование. Об этом заявили 34,8% респондентов. 12,7% с этой целью избрали совмещение работы по специальности с учебой. Это также достаточно эффективный способ, который дает возможность не только получить практические навыки в своей профессии, но и проверить правильность профессионального выбора [4]. К сожалению, как мы видим, процент таких респондентов не очень велик. Более трети респондентов (36,1%) подрабатывают, но не по специальности, что не повышает их конкурентоспособность по специальности, но при этом у них нарабатываются определенные трудовые навыки, формируется опыт деятельности в трудовой сфере. А половина респондентов (51,2%) не совмещают работу и учебу, что, как минимум, дает основание утверждать, что представление о работе в общем и по специальности в частности у них абстрактны и теоретичны.

Отметим также, что 29% опрошенных студентов считают необходимым для трудоустройства владение дополнительной специальностью. Это неудивительно, так как овладение второй специальностью значительно повышает конкурентоспособность молодых специалистов.

Следует отметить, что в качестве гаранта осуществления своих жизненных планов респонденты рассматривают, прежде всего, собственные усилия при содействии других лиц - 55%; затем - только собственные силы и усилия - 41%, благоприятные обстоятельства, удача - 39% респондентов, а вот на содействие государственных органов и учреждений рассчитывает лишь треть выпускников. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что выпускники вуза больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Их ответы на вопрос «Каким образом Вы планируете искать работу?» распределились следующим образом: равное количество респондентов (по 34%) заявили, что будут лично обращаться в организации или искать работу по объявлениям; около трети - обратятся за помощью к родственникам, друзьям. Центры занятости и трудоустройства при вузе (прямое обращение, ярмарки вакансий, презентации) получили лишь 16% выборов, служба занятости населения города - 1%.

Конкурентоспособность на уровне образовательного учреждения. Практика показывает, что объем знаний, умений и практического опыта будущего выпускника, по современным меркам, недостаточен для того, чтобы в полном объеме выполнять трудовые функции в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Каков должен быть набор профессиональных знаний и умений, личностных черт и профессиональных качеств, призванных обеспечивать готовность выпускника вуза реализовать себя в условиях рыночной экономики?

Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. Основной целью профессионального образования становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств высокообразованной личности [5].

Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению будущих специалистов. Необходимо создать условия для творческого отношения студента к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступить в диалог с коллегами, умение публично и аргументированно доказывать свою точку зрения, вызывая интерес к своей позиции, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать с научным текстом, выделяя главное из представленного материала. По данным научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций В. Гонтмахера, открытость миру, толерантность, умение привлекать к себе и вызывать доверие, доброжелательность, способность войти в положение другого и понять его есть важные штрихи к портрету специалиста, желающе­го быть успешным на современном рынке труда [2].

В ходе проведенного социологического исследования среди студентов БГТУ им. В.Г. Шухова респонденты отметили, что вуз способствовал развитию у них важных качеств и черт характера. Приоритеты были отданы следующей группе качеств - «самостоятельность, независимость мышления» (58%), «исполнительность, дисциплинированность» (54%), «желание учиться» (50%), «творческий подход» (40%). Все эти качества в той или иной степени помогают молодому специалисту войти в современный рынок труда.

Респонденты также отмечают, что вуз оказал наибольшую помощь в их под­готовке как будущего специалиста в области профессиональной подготовки (82%). При этом такие важные элементы подготовки молодого специалиста как организаторская, психологическая и управленческая подготовка (43%, 29%, 28% соответственно) недостаточно учитываются в учебном процессе, что может негативно сказаться на целостности гармоничного образа профессионала. Можно сделать вывод о том, что вуз, формируя из студента профессионала, одновременно способствует развитию таких его качеств, которые облегчат ему процесс профессионального становления.

Вызывает интерес тот факт, что основной целью, которую респонденты ставили себе при поступлении в вуз, является приобретение профессии (82%), а работать по специальности предполагают уже лишь 51% респондентов. Такое расхождение можно объяснить тем, что в ходе обучения у студентов изменилось первичное отношение к выбранной специальности. Следовательно, организация учебно-методического, научного и воспитательного процессов в вузе влияют на закрепление изначально позитивного отношения к выбранной профессии и, в конечном счете, на качество профессиональной подготовки выпускника [7].

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать ряд положений, связан­ных с организацией образовательного процесса в вузе, способствующего фор­мированию конкурентоспособного молодого специалиста.

Во-первых, при организации конкуренторазвивающего процесса в вузе особое внимание необходимо уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов как организационно-методической основе развития конкурентоопределяющих личностных качеств студентов-выпускников. На начальных этапах при невозможности или нецелесообразности одновременного развития всех детерминантов, основное внимание следует уделять детерминантам инвариантной значимости, а позже переходить к развитию остальных групп детерминантов конкурентоспособности.

Во-вторых, в процессе профессиональной подготовки необходимо способствовать развитию у студентов стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности, помогать с трудоустройством. При прохождения студентами производственной и других практик предлагать им выполнение заданий педагогического, научно-педагогического и управленческого содержания, направленных на освоение соответствующих профессиональных функций. Все это будет способствовать накоплению студентами необходимого профессионального опыта.

В-третьих, для эффективной подготовки студентов к участию в реальном социальном взаимодействии и профессиональной деятельности использовать в учебном процессе контекстные (ориентированные на предметное содержание деятельности, соответствующие роли и функции) деловые и ролевые игры, ситуационно-проблемные задачи, а также более углубленно знакомить студентов-старшекурсников с реальным состоянием рынка труда.

В-четвертых, требование обеспечить качественную подготовку специалиста, владеющею набором компетенций, позволяющих активно, разумно и грамотно включиться в отношения, складывающиеся на рынке труда, предполагает изменение подхода к самому процессу профессиональной подготовки и понимание того, что продуктом учебного заведения являются его выпускники. Одной из главных целей образования становится достижение определенного уровня личностного и профессионального самосознания обучающегося, позволяющего ему стать субъектом учебно-профессиональной деятельности, заинтересованным в самосовершенствовании, построении своей деятельности, ее изменении и развитии.

В-пятых, чтобы стать конкурентоспособным, выпускник профессионального учебного заведения, в первую очередь, должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, а также деятельностноважных качеств, обеспечивающих успешность любого вида деятельности и поиск новых знаний в режиме самообразования. В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии, российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает около 7 тыс. профессий и специальностей. За время подготовки специалиста ситуация на рынке труда может существенно измениться, поэтому точно определить, какие специалисты и в каком количестве будут востребованы, достаточно сложно.

В-шестых, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем, для которого и готовятся будущие кадры. В этом аспекте связь должна осуществляться по всем направлениям:

  • работа, проводимая в урочное время: беседы, диспуты, конференции, форумы;
  • работа, проводимая во внеурочное время, имеющая целью знакомство учащихся со спецификой выбранной профессии.

Результаты опроса по данному уровню конкурентоспособности выпускников показывают на латентный ресурс вуза в деле обеспечения профессионально-личностной готовности будущего специалиста. Этот ресурс заключается в повышении эффективности не только образовательной деятельности вуза, но и в активизации его постобразовательной деятельности, которая выходит за рамки обязательных образовательных стандартов и направлена на расширение возможностей студентов в сфере реальной практической деятельности на складывающемся рынке труда.

Конкурентоспособность на уровне социума. Реалии современного этапа социально-экономического и политического развития Российской Федерации требуют, чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь молодежи в определенной степени была гарантирована поддержка со стороны общества и государства.

В этой связи рассмотрим основные задачи, решение которых, с нашей точки зрения, способствует повышению конкурентоспособности молодого человека как субъекта рынка труда.

Во-первых, укрепление семьи как базового социального института, где человек впервые усваивает социальные нормы и ценности. От этого во многом зависит, какую социальную роль и поведение (активное или пассивное) молодой человек изберет в жизни.

Во-вторых, повышение роли всей системы образования (начального, среднего общего, среднего и высшего профессионального) в процессе социализации личности. Образование должно стать таким социальным институтом, в котором молодого человека не только снабжают многочисленными знаниями, но и учат ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, формируют задатки инициативности, предприимчивости и поисковой активности, обеспечивают развитие научного творчества, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда [6].

В-третьих, проведение единой социальной политики (государственной и региональной) в отношении молодежи, которая бы включала не только ее трудоустройство и переподготовку, но и поддержку процесса выявления и целенаправленного развития интеллектуального потенциала, профессиональных и личностных способностей и деловых инициатив всей молодежи - детей, учащихся, студентов, работающей молодежи.

Следовательно, главным субъектом выработки и проведения молодежной политики является государство, а одним из основных средств ее реализации выступают федеральные программы. Региональная локализация рынка труда предполагает особенности формирования, распределения и использования трудовых ресурсов, что предопределяет обязательность дополнения федеральных программ содействия занятости населения (и молодежи как его составной части) региональными (республиканскими и областными), а также местными программами, учитывающими особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Трудоустройство выпускников как проявление их конкурентоспособности. Результаты социологических исследований, проведенных в вузах Белгородской области, свидетельствуют о том, что примерно четверть студентов ошибается с выбором профессии (специальности). В качестве основных причин разочарования в избранной профессии они указывают чаще всего переполненность рынка труда и появившийся интерес к получению другой специальности.

Неоправданный выбор специальности и разочарование в ней приводят к тому, что значительная часть студентов не выражает желания работать по выбранной специальности или испытывает затруднения с профессионально-трудовым самоопределением. Более 40% выпускников белгородских вузов заявляют, что они намерены работать по полученной специальности, 4,9% ответили категорическое «нет», 7,8% - «пока еще не знаю», и почти половина (46,4%) указали на то, что «это зависит от обстоятельств». Более половины студентов техникумов (58%) и третья часть учащихся профессионально-технических училищ (лицеев) намерены продолжать учиться; соответственно 20% и 32% намерены работать по специальности; 21% и 26% рассчитывают на то, что «жизнь покажет».

Каждый четвертый-пятый студент белгородских вузов имеет поверхностное представление о требованиях, предъявляемых к их будущей работе. Показатели осведомленности об условиях работы колеблются в диапазоне от 0,20 до 0,46 (при максимальном значении, равном 1). Больше трети студентов-выпускников белгородских вузов и техникумов указывают на свою неосведомленность о предприятиях, нуждающихся в специалистах их профиля. Источники получения информации ранжируются по мере убывания их значимости следующим образом: 1) друзья, знакомые; 2) родители, родственники; 3) преподаватели; 4) специальные рекламно-информационные материалы; 5) средства массовой информации.

Как свидетельствуют данные, выпускники больше ориентированы на самостоятельный поиск работы. Центры содействия трудоустройству при вузах получили лишь 16% выборов, а служба занятости города - всего 1%. В жизненных ориентирах студентов преобладают субъектные модели достижения жизненного успеха. Наиболее эффективны пути повышения конкурентоспособности на личностном уровне: самообразование, совмещение учебы с работой по специальности, овладение дополнительной специальностью.

Успешное решение проблемы трудоустройства во многом зависит от стратегии поведения выпускников на рынке труда. В ходе исследования были выявлены три такие стратегии: прагматическая, безразлично-конформистская и профессионально-трудовая. Судя по эмпирическим результатам, наиболее успешны в решении проблемы трудоустройства выпускники с прагматической стратегией поведения на рынке труда. Выпускники с профессионально-трудовой стратегией отличаются самым высоким уровнем профессиональной подготовки, но они в большей степени нуждаются в содействии со стороны вуза, центров занятости населения. Большинство молодых специалистов ожидает поддержку информационную, консультативную, а также обеспечение прохождения стажировки с последующим обязательным трудоустройством.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют сформулировать ряд рекомендаций: необходимо больше внимания уделять содержанию психолого-педагогического сопровождения студентов, необходимо способствовать развитию у них стремления совмещать учебу в вузе с работой по специальности, по возможности помогать с трудоустройством, следует наладить тесное сотрудничество с самим работодателем.

В целом, результаты исследования структуры конкурентоспособности выпускников и процесса трудоустройства показали необходимость повышения их профессиональной готовности за счет расширения практики постобразовательной деятельности в современном вузе, направленной на подготовку к успешному трудоустройству будущих специалистов.

Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (Договор № А-6/14 от 10.04.2014 г).

Рецензенты:

Ситаров В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», г. Москва;

Бахарев В.В., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Данакин Н.С., Шутенко А.И. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252