Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ МИФТАХЕТДИНА АКМУЛЛЫ

Муталов И.Г. 1
1 Башкирский Государственный университет
В статье исследуется система художественных образов в стихах поэта Мифтахетдина Акмуллы. Рассматривается роль художественных образов в раскрытии внутреннего мира поэта. Особое внимание уделяется классификации системы образов. В статье также анализируется идейное содержание стихов, философско-психологическая концепция личности, а так же собственные мировоззренческие взгляды автора. Изучив систему образов стихов Акмуллы, её условно можно квалифицировать так: а) образ Бога; б) образ поэта; в) образы, связанные с галактикой, с временами года (звезды, луна, солнце, луч, день, ночь и т.д.); г) образы, взятые из мира природы. В творчестве Акмуллы наблюдается более сложная духовная эволюция главных героев. Через них автор стремится поставить и решить такие важные проблемы своего времени, как приобщение народа к передовой европейской культуре, распространение светских знаний, воспитание высоких моральных качеств, что, по его мнению, является основой процветания всей нации, установления справедливости и равенства между людьми.
концепция личности
образ поэта
поэтические приемы
система образов
идея произведения
раскрытие характера
поэтическое обращение
традиционный образ
художественный образ
1.Романова С.И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2008. № 6. С. 28-38.
2.Бикмухаметов Р.Г. Невянущие цветы поэзии. – Казань: Издательство Китап, 1964. – 165 с.
3. Кунафин Г.С. Духовное сияние времен. – Уфа: Китап 2006. – 491с.
4. Хусаинова Р.М. Поэма Г. Тукая «Шурале» и поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина: сопоставительный аспект. //Вестник БашГУ, Том 19, 2014, No.1.
5. Кунафин Г.С. Светоч башкирской поэзии и просветительской мысли // Ватандаш, 2006. - №7 – 116-130 с.
«Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении» [1, 28]. Художественный образ появляется в результате творческой фантазии и связан с духовной деятельностью человека.

В этой статье мы ставим цель дать краткий обзор творчества Акмуллы, которое и по идейному содержанию, и по системе образов имеет широкий диапазон.

В его стихах встречаются как образы, характерные и для башкир, и для татар, и для казахов, так и образы, которые свойственны только башкирскому народу, или же встречающиеся только у татар или казахов. Кроме того, в стихах Акмуллы часто можно встретить образы, взятые из народного устного творчества (толпар, лев, волк, лиса, заяц, соловей, сулпан, звезда, луна, солнце, ветер и т.д.), из восточной литературы (нар - одногорбый верблюд, атан - холощенный верблюд, осёл, скорпион, пустыня), и образы, которые внедрились вместе с приходом ислама ( Аллах, пророк, нафс, шайтан и тд.), а так же образы-шаблоны, которые традиционно использовались в общей литературе (например, любимый человек - соловей (былбыл); красивое лицо - луна, солнце; трус - заяц, крыса; храбрый - лев, ястреб и т.д.).

Для того, чтобы легче достучаться до простого народа и понятнее донести свои просветительские идеи, Акмулла часто обращается к символическим и традиционным образам. Он делает это осознанно, ведь традиционные образы, как правило, живут очень долго, кроме того, они очень близки к метафорам, часто заменяют их. «Другие метафоры, сравнения образуются на основе конкретного стиля и со временем исчезают из художественного мира, а традиционные образы, обогощаясь разными оттенками, могут существовать тысячилетиями» [2, 5].

Но все же эти образы-шаблоны, которые активно использовались в фольклоре и в литературе, вселившись в стихи Акмуллы, приобретают авторский оттенок, то есть начинают звучать по- акмуллински. В отличие от других авторов, Акмулла использует эти образы исключительно в нужный момент и использует их как то по-своему, своеобразно (особенно в сатирах), или же названия некоторых образов переводит на арабский язык и тем самым увеличивает эффект воздействия на слушателей или читателей.

В сатирах Акмуллы можно наткнуться и на такие образы, которые свойственны только этому автору. Только в его стихах они звучат красиво и уникально. Он очень осторожен при выборе образов, автор ищет, сравнивает образы и выбирает один из ста.

В поисках образов Акмулла в основном обращается к природе, к миру животных и повседневному быту народа.

«Акмулла любит выражать свои мысли с помощью разных поэтических тропов (сравнение, метафора, гипербола, гротеск, эпитет...) и через символику...Он берет образы из фольклора (тулпар, аргамак, скакун, беркут, шункар, богатырь, мэргэн, лев, луна, солнце, звезда, сулпан и др.) и придает им свой индивидуальный оттенок. Вышеперечисленным положительным образам он часто противопоставляет негативные образы падали, вороны, ишака, собаки, свиньи, лисы, ленивой лошади, тупого медведя и других. Таким образом, широта мировоззрения, выразительность и эмоциональность придают простым по содержанию стихам поэта индивидуальность, доступность народу» [3, 187]. Например, использовав образ ворона или свиньи, автор без лишних слов дает нам понять, что под этими образами подразумеваются скупые и наглые люди, и наоборот, под образами льва, ястреба и т.д. описываются отважные, храбрые. «Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь. С очень давних пор люди заметили, что слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются и оказывают особое воздействие на слушателя» [4, 171]. Таким образом, стихи Акмуллы становятся быстро запоминающимися и легкодоступными.

Многие безызвестные и известные поэты М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшыгулов, Ш. Аминев-Тамьяни, М. Гафури и др., продолжающие развивать просветительские идеи, считали, что «неисчерпаемый клад - лишь совершенство знаний, а слава, богатство придут и уйдут»
(А. Каргалы). В своих произведениях они начинают открыто выступать в защиту прогрессивных рационалистических взглядов, рьяно призывать молодых людей овладевать знаниями и различными ремеслами. Дидактические стихи Акмуллы с преимущественно светским началом, воспринимаемые в народе как мунажаты и исполняемые на мелодию религиозных молитв, получили широкое распространение среди населения и в рукописной, и в печатной форме.

Изучив систему образов стихов Акмуллы, её условно можно квалифицировать так: а) образ Бога; б) образ поэта; в) образы, связанные с галактикой, с временами года (звезды, луна, солнце, луч, день, ночь и т.д.); г) образы, взятые из мира природы.

а) образ Бога;

Как человек верующий, в своих стихах Акмулла часто упоминает Бога. Автор его называет по разному: Алла, Хода, Хак, Правдивый, Ходай, Солтаным, Тэнгри и т.д. Поэт обращается к Богу, просит помощи в своей нелегкой просветительской миссии или благодарит Аллаха, если преуспевает в своих делах:

Слава Богу, удостоил Он нас чести

Быть причастными к деянию таланта...

За добро благодарен будь и за доверье,

И за то, что Аллах в мир открыл тебе двери...

Тенгри пошлет богатство по заслугам, по уму...

б) образ поэта, ученого автора;

Образ поэта часто встречается в стихах Акмуллы, автор сам себя включает в контекст стихов. Он выступает как поэт, мулла, ученый, раб, друг, дивана, факир, сирота, зат (личность) и т.д.

«Поэтическое обращение к личностям, лицам в определенной степени конкретизировало образы. С этой точки зрения особое значение имеет яркий, смелый образ автора. В мактюбах (обращениях) Акмуллы образ автора выступает не только в роли свидетеля событий, но и сам в них активно участвует, действует. Герои поэта человечные, высоконравственные, просвещенные, культурные, личности с драматическими биографиями, с своими взглядами, позициями к жизни. Герой Акмуллы динамичен, вечно в поисках себя, радуется, восхищается, смеется, переживает, либо находится в глубоких размышлениях. Нам представляется сложный образ, который является и жертвой укладов общества, и критиком, и судьей.

Он ввел новизну в изображении образа автора, поэтому его стихи стали популярными, как и кубаиры сэсэнов, хитапы и агитпесни поэтов» [5, 123].

Акмулла для своего времени был ученым, уважаемым человеком среди простого населения, но, несмотря на это, он нередко описывает себя как глупого, ничтожного человека. Этим он показывает яркий пример простоты, у него отсутствует чувство самовлюбленности, самовозвышения. Он как бы специально не видит свои положительные качества, называя себя псом плешивым, свиньей и т.д.:

Средь апельсинов ярких и душистых

Сравни себя с морковью, о слепец...

Я пуст, я глуп, я глух, - я - дивана...

И если я сравнил себя с собакой,

Считайте что себя я похвалил...

(«Я - дивана»)

Лирический герой намеренно принижает собственное достоинство и поэтический талант, который рельефно проступает за вдохновленными и безукоризненно выверенными строками стихотворения, написанного от первого лица. Умаление собственного поэтического дара героем отнюдь не признак его заниженной самооценки, а авторский поэтический прием, уходящий корнями в древнетюркскую эпистолярную традицию - принижение самого себя и возвышение адресата. Этот прием, используемый М. Акмуллой, позволяет ему подчеркнуть значение его читателя.

Но в то же время он знает себе цену, и не слишком принижает себя, с тонким намеком (но не хвастается) описывает свою необходимость народу:

В диване Акмуллы зато чего лишь нет!

И смех, и брань найдешь, и перец и шербет.

Правдивые слова страниц моих хранят

Для одного - бальзам, для другого - яд.

Под словом раб он имеет в виду не слуга какого-то человека, а раб - служенник бога, а слово мулла обозначает у Акмуллы ученый не только в религиозном аспекте, но и в светских делах.

В башкирской просветительской поэзии начал формироваться образ ученого-просветителя, который пропагандирует просветительские идеи среди народа, что и явилось одной из причин усиления тенденции философичности в поэзии. Жанр духовных стихов - мунажатов претерпел большие изменения, особенно в конце XIX - начале XX веков. Новые тенденции прослеживаются и в его тематике, и в идейной направленности, и в образной сфере, и в стилистике. Подобно памятникам фольклора теперь он в своей тематике начинает исходить только из нужд современной ему реальной действительности. Теперь в центре большинства его образцов стоят вопросы патриотизма, просвещения и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Образ ученого в произведениях этого периода призывает народ к просвещению и науке и имеет огромное прогрессивное значение для последующих поколений. Выход из социально-экономической отсталости, из многовековой неграмотности они, главным образом, видели в одном - в получении достойного образовании. Потому их произведения стали источником благотворной и актуальной темы - темы науки.

Демократические тенденции, вызванные социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в башкирском обществе в XIX-ХХ веках, способствовали тому, что прогрессивное башкирское духовенство первым обратились к проблемам социальной справедливости, обоснованности морально-этических проблем уровнем образования населения, рассмотрению вопросов научного прогресса как составляющей общественного прогресса, анализу социальной активности героев башкирской литературы. Новые социально-экономические условия вызвали у них новые формы мышления и художественного восприятия мира. Так возникает образ ученого-просветителя в башкирской поэзии конца XIX-начала XX вв.

в) образы, связанные с галактикой, с временами года (звезды, луна, солнце, луч, день, ночь и т.д.);

Образы звезд, луны, солнца и т.д. в стихах Акмуллы используются для характеристики выдающихся людей, примерных личностей, за кем можно было бы последовать. Например, казанского ученого Шигабетдина Марджани он сравнивает с солнцем, источником света, называет Путеводной звездой, которая освещает и указывает прямой путь:

Для того, чтобы добиться большего эффекта, автор часто пишет сравнениями, в форме пословиц и поговорок:

Созвездию Рака не бывать созвездием Стрельца,

Не нужно доброго искать в поступках подлеца...

Без луны и ночь бесцветна. Звезд мерцанье

Не вспугнет её слепящего дыханья...

От лая пса не меркнет в небе лунный свет...

В его хикмат-парсах встречаются образы четырех элементов мира: вода, ветер, огонь и земля, которые и ранее существовали у восточных философов, а образы времен года существуют в таких стихотворениях, как «Весна», «Земля», «Вода» «Ветер», «День и ночь», «Пробуждение» и др.

Аллегорические символы звезд, луны, солнца и т.д. в стихах Акмуллы подразумевают описание человеческой жизни. Так в тексте появляется простая метафора. А когда он её разворачивает, то видовые явления, связанные с родовым явлением солнца (восход, полярная звезда), метафорически обозначают соответствующие видовые явления, связанные с жизнью человека (рождение, зрелость и старость). Например, казанского ученого Шигабетдина Марджани он сравнивает с солнцем, источником света, называет Путеводной звездой, которая освещает и указывает прямой путь. В результате установления родовых и видовых соответствий появляется аллегория: ребёнку люди радуются, как восходу солнца, зрелым человеком любуются, как солнцем в зените, от старика все отворачиваются, как от меркнущего светила.

г) образы, взятые из мира природы;

Поэт обращается к множественным образам из мира природы: животным, птицам и т.д., ведь он сам - дитя природы. Из мира птиц часто встречаются образ воробья, сороки, вороны, ворона, соловья, стервятника и др:

Синицу увидев, орлом

Представить её ты не пробуй...

Тугур вороне хоть из золота отлей,

Она, взлетая, ищет падаль, а не дичь...

Умней не станет попугай, сколь ни старался ты...

Кобыле чехлой не дано тулпара породить,

Птенцу совы, скажите вы, шункаром разве быть?...

Образ сокола, который ярко освещен в творчестве сэсэнов и в башкирском фольклоре, у Акмуллы символизирует образованного, стремящегося к вершинам науки человека. Образ соловья традиционно является символом любви в поэзии, а у него этот образ символизирует сэсэна, народного наставника.

Самый известный прием раскрытия характера человека в сатирах, в былинах - это обращение к образам животных. Через образ животных автор раскрывает личность того или иного человека, обличает его поступки. Самыми часто встречаемыми образами животных в стихах Акмуллы считаются собака, лев, кабан, теленок, волк, лиса, заяц, осел и др:

Железо дряхлое вовек не превратить в алмаз,

Ишак не станет никогда товарищем для нас...

Мочалку смазкой в ремешок не превратить,

С конем корову не сравнять, накрыв ковром...

Ишак, погружен, как верблюд, верблюду не под стать...

Хоть может дури поубавится в дурном,

Не станет порченая лошадь скакуном...

К маралу белому не льнет кабанья чернота...

Пускай стреножен аргамак - не будет хуже он...

Так же можно отдельно рассмотреть образы из мира насекомых (например: червяк, черная муха, серый жук, скорпион, муравей и др.), они так же используются с целью увеличения влияния стихов на слушателей.

Неверный друг, как черный змей по имени Юха...

Черная муха не сядет на здоровое тело...

Кожа серого жука не пригодна для шубы ...

Эти строки в основном как поговорки, они могут существовать отдельно и вне контекста.

С помощью системы образов автор достигает своей главной цели - приводит нас к идее произведения. Таким образом, художественные образы в стихах Акмуллы играют важную роль в изложении мыслей, мировоззрения автора и служат важным инструментом для борьбы против догматизма, фанатизма, схоластики и за духовную свободу.

Рецензенты:

Кунафин Г.С., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Идельбаев М.Х., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Муталов И.Г. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ МИФТАХЕТДИНА АКМУЛЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15825 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674