Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СЕМЕЙНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ

Семакова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет (СмолГУ)»
В статье представлена информация о программе психологического сопровождения «Формирование благополучного родительства», реализуемой в структуре профилактической помощи ребенку на семейном уровне. Раскрывается значение семейных условий и детско-родительского взаимодействия в создании благополучной среды для гармоничного развития личности ребенка и профилактики психического дизонтогенеза. Сама программа построена по модульному принципу и состоит из нескольких блоков, которые могут компоноваться в зависимости от запроса заказчика и особенностей целевой группы: диагностический блок, индивидуальное и семейное консультирование, коррекционный и информационно-тренинговый блоки, рефлексивный, экспертный, контрольный блоки. Производилась оценка эффективности программы по результатам рефлексивного, экспертного и контрольного блоков. Доказана ее эффективность в гармонизации детско-родительских отношений и переходе их на более высокий уровень.
семья
профилактика
благополучное родительство
психический дизонтогенез
детско-родительские отношения
психологическое сопровождение
1. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб. : Речь, 2005. - 244 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
3. Боуэн М. Теория семейных систем / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. - М. : Когито-центр, 2005. - 493 с.
4. Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно-поведенческий аспект. – Курск : РГСУ – Союз, 2008. - 200 с.
5. Семакова Е.В. Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 7 (99). - С. 114-118.
6. Теория и практика семейной психологии : монография / Н.В. Нозикова, В.Н. Бутырин, Н.А. Строгова [и др.] ; под общ. ред. Н.В. Шкроб ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т [и др.]. - Красноярск, 2013. - 196 с.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : Питер, 2009. - 672 с.
Развитие ребенка и формирование его личности неразрывно связаны с семейным окружением. Семья является самой значимой средой воспитания, закладки и становления основных характеристик ребенка. Через укрепление института семьи, обеспечение благополучных семейных отношений возможно создать тот необходимый базис материнства и родительства, на котором выстраиваются позитивные детско-родительские отношения. Ведь именно функциональные детско-родительские отношения являются одним из самых значимых и необходимых условий развития гармоничной личности уже начиная с самых ранних этапов онтогенеза [1; 5].

У детей, растущих в атмосфере любви и понимания, адаптационный потенциал более высокий (это проявляется на различных уровнях). Они более устойчивы к различным заболеваниям, успешны в школьной среде и среде сверстников. Дети, находящиеся в неблагоприятном семейном окружении, с дисфункциональными детско-родительскими отношениями, менее устойчивы в социальной среде. Внутрисемейные отношения в ситуации неблагополучия могут послужить катализаторами: школьной неуспеваемости, низкой самооценки, повышенного уровня тревожности, проблем адаптации и социального функционирования. Таким образом, очевидно, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико [2; 4].

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Многое в этом воспитании зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать комфортную семейную среду и условия для реализации благополучного родительства [3; 7].

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие [6].

Таким образом, можно говорить о том, что важность гармонизации семейных связей, формирование благополучного родительства является одной из приоритетных задач в развитии и формировании личности ребенка, способной адаптироваться и успешно интегрироваться в социум.

Для профилактики дезадаптивного поведения ребенка посредством гармонизации детско-родительских отношений нами была разработана программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова).

Цель и задачи программы: повышение ценности семьи в полноценном развитии личности ребенка, формирование благополучного родительства, обеспечение развития гармоничных детско-родительских отношений, защита, сохранение и укрепление психического здоровья детей, создание условий для развития гармоничной личности ребенка, формирование и закрепление у него адаптивного поведения.

Материалы и методы. В связи с рассматриваемым проблемным полем - детско-родительские отношения - необходимо обозначить, что приоритетными направлениями в профилактической помощи являются профилактика дисгармоничного и девиантного родительства, профилактика психического дизонтогенеза и социальной дезадаптации ребенка. Целевая аудитория программы: дети и их родители.

С учетом особенностей программы выделено две целевые группы. Распределение по группам осуществлялось в зависимости от уровня детско-родительских отношений, о котором судили по результатам: анкетирования, диагностического интервью, кинетического рисунка семьи, методики неоконченных предложений, теста «Семейная социограмма», теста на определение уровня тревожности (Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л. и Р. Темпла, М. Дорки, В. Амена).

Из 233 семей, включенных в программу, высокий уровень ДРО отмечался у 174 семей (74%), средний (16%) и низкий (10%) - у 59.

Первая группа характеризовалась высоким уровнем детско-родительских отношений и отсутствием эмоциональных нарушений. Работа психолога с детьми и родителями первой группы направлена на предупреждение возникновения возможных проблем в понимании родителями детей и появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия, приводящих к нарушениям личностного развития ребенка и, как следствие, формированию и закреплению дезадаптивных форм поведения. Работа с этой группой реализовывалась посредством информационно-тренинговых занятий.

Вторая группа характеризовалась средним и низким уровнем детско-родительских отношений и повышенным уровнем тревожности (преимущественно встречался либо средний (6 (10%) детей), либо высокий (53 (90%) детей) уровень тревожности). Также в этой группе почти всегда был повышен уровень тревожности и у матерей: умеренный уровень реактивной тревожности регистрировался в 9 (15%) случаях, а высокий - в 24 (40%), то же относится и к уровню личностной тревожности: умеренный уровень отмечался в 4 (7%) случаях, а высокий - в 54 (91%).

Работа психолога в семьях с повышенным уровнем тревожности либо у ребенка, и/либо у матери в первую очередь подразумевает воздействие на эмоциональную сферу с последующим воздействием на детско-родительские отношения и ребенка. Работа психолога со второй группой реализовывалась посредством индивидуального и семейного консультирования, а также через коррекционные занятия.

Программа построена по модульному принципу и состоит из нескольких блоков, которые могут компоноваться в зависимости от запроса заказчика и особенностей целевой группы: диагностический блок, индивидуальное и семейное консультирование, коррекционный блок и информационно-тренинговая группа, рефлексивный, экспертный, контрольный блоки.

Результаты. Программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова) успешно реализуется на территории Российской Федерации на базе СОГБУ «Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок», г. Рославль; СОГБУ «Сычевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба», г. Сычевка, и Смоленского «Дома для мамы», г. Смоленск, а также в медицинских учреждениях Республики Беларусь.

Оценка эффективности программы проводилась по результатам рефлексивного, экспертного и контрольного блоков. Рефлексивный блок непосредственно направлен на самоанализ участника программы на различных этапах ее реализации, повышение осознанности и заинтересованности в работе, выявление проблемных локусов, закрепление достигнутых положительных результатов, определение прогноза в динамике закрепляемых изменений, определение возможных дополнительных механизмов коррекции. Для реализации рефлексивного блока используется «Рабочая тетрадь участника программы» (качественный анализ). В рамках экспертного модуля проводилась оценка динамики входных показателей в группах, в которых реализовывали консультативные, коррекционные и информационно-тренинговые мероприятия (набор диагностических методов для оценки динамики показателей использовался стандартный) (количественный анализ). В контрольном блоке подводили итоги реализации программы посредством анализа достигнутых результатов в форме индивидуальных отчетов по каждому участнику программы и сводного аналитического отчета на основе используемых в программе форм документации.

В соответствии анализа 233 случаев психологического сопровождения было установлено:

  • в первой группе за время лонгитюдного наблюдения в течение 6 мес. случаев возникновения проблем в понимании родителями детей, появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия не регистрировалось;
  • во второй группе (наблюдение также осуществлялось на протяжении 6 мес.) отмечено уменьшение уровня тревожности у детей (χ2 = 106,34, р < 0,05) и их матерей (реактивная тревожность χ2 = 24,19, личностная тревожность χ2 = 89,09, р < 0,05), а также переход на более высокий уровень детско-родительских отношений.

Соответственно распределение 233 семей по уровню ДРО по окончании реализации программы выглядело следующим образом: высокий уровень ДРО регистрировался в 217 (93%) семьях, средний - в 16 (7%), низкий уровень ДРО не регистрировался.

Заключение. Для средних и низких детско-родительских отоношений характерен низкий уровень эмоциональной дифференцированности, значительная тревожность, что затрудняет удовлетворение эмоциональных потребностей в условиях семьи. На наш взгляд, эти обстоятельства способствуют дисгармоничному развитию ребенка. Формирующиеся отрицательные качества в личности и поведении ребенка, являясь более сильным сигналом для активизации родительских функций, закрепляются по механизму негативного самопредъявления. В этом случае чем хуже ведет себя ребенок, тем больше оснований для родителя жестко проявлять себя в качестве воспитателя. Негативная проекция на ребенка собственных нежелательных качеств сглаживает неуверенность и ощущение некомпетентности у самого родителя. Формирующаяся ситуация требует длительного психологического сопровождения. Таким образом, можно говорить о необходимости ранней коррекции родительских отношений путем формирования благополучного родительства (семейный уровень психологической помощи) для профилактики дисгармоничного развития ребенка (психического дизонтогенеза).

В связи с собственным опытом программа психологического сопровождения «Формирование благополучного родительства» может быть рекомендована в структуре ранней помощи детям различного возраста. Данная программа будет эффективна при реализации как самостоятельно, так и в структуре других профилактических мероприятий. Она допускает изменение внутренней комплектации блоков, решение о чем принимается индивидуально психологом в соответствии с формулированием запроса.

Рецензенты:

Игумнов С.А., д.м.н., профессор кафедры реабилитологии УО «Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета», г. Минск;

Бурыкина М.Ю., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и социального образования ФГО ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.


Библиографическая ссылка

Семакова Е.В. СЕМЕЙНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15774 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252