Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Грахов В.П. 1 Мохначев С.А. 2 Кислякова Ю.Г. 1 Огородникова А.Г. 1
1 ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»
2 НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»
Статья посвящена исследованию студенческой мобильности (стажировок) студентов инженерно-строительного факультета Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. Авторы анализируют практику вхождения в европейский образовательный процесс студентов кафедры «Промышленное и гражданское строительство», используя общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез). Обобщен опыт организации зарубежных стажировок студентов инженерно-строительного факультета Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. Использование полученных результатов в образовательной практике позволяет учитывать как явные, сегодняшние, так и будущие выгоды от подобных стажировок в подготовке будущих специалистов-строителей. Авторами статьи в качестве вывода утверждается, что стажировка в международных вузах стимулирует развитие личности, способствует развитию у студентов деловых компетенций.
образовательные международные отношения
студенческая мобильность
зарубежные стажировки студентов
европейский образовательный процесс
1. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Олимпиады как точка роста качества образования и развития специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2013. №3(59). С.192-196.
2. Грахов В.П., Кислякова Ю.Г., Лубенская Л.А. Оценка качества образования по результатам всероссийских студенческих олимпиад по направлению «Строительство» // Вестник Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова. 2013. №1(57). С. 174-176/
3. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. Из опыта организации зарубежной стажировки студентов инженерно-строительного факультета технического университета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4; URL: www.science-education.ru/118-14474 (дата обращения: 02.09.2014).
4. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г. О преимуществах отраслевого подхода к образованию в высшей школе // Фотинские чтения: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции, 27-28 марта 2014 года, г. Ижевск (весеннее собрание) / Негос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Вост.-Европ. ин-т», Науч.-исслед. ин-т «Строит. лаб.», Белорус. нац. техн. ун-т, Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Регион. акад. менеджмента; [отв. ред.: Кадочникова И. С.]. - Ижевск: Ин-т компьютер. исслед., 2014. С. 8-11.
5. Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Анисимова Н.В. Практика проектной деятельности студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14735 (дата обращения: 03.10.2014).
6. Мохначев С.А. Теоретико–методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения. Монография. Екатеринбург – Ижевск: Изд-во Ин–та экономики УрО РАН. 2009. 411 с.
7. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентоустойчивостью высшего учебного заведения // Экономика образования. - 2011. № 4. С. 116-133.
8. Мохначев С.А. Управление инновациями и конкурентоспособностью хозяйственных комплексов на примере государственных вузов: Монография. Екатеринбург: ИД «Пригородные вести». 2003. 242 с.
В последние годы стажировка студентов за рубежом приобретает всё большую популярность, что и неудивительно. Ведь это уникальный шанс не только усовершенствовать свои знания иностранного языка, но и наиболее действенный способ повысить свои профессиональные навыки, а также получить бесценный опыт учебы или преподавания по той специальности, которая интересует.

Студенческая мобильность (стажировка) - это возможность провести один или два семестра в другой стране в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая своего обучения в своем университете. Задача программ студенческой мобильности - это интернационализация высшего образования и культурная интеграция молодежи разных стран. Пользуясь преимуществами студенческой мобильности, студенты получают отличную возможность познакомиться с культурой и системой образования другой страны, улучшить владение иностранными языками, завести новых друзей и приобрести бесценный опыт.

Стратегическая задача образовательной политики России на современном этапе - улучшение качества образования, достижение уровня его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [2]. Разрабатываемые стандарты российского образования нового поколения позволяют по-новому взглянуть на содержание высшего профессионального образования. В настоящее время обозначены контексты рассмотрения и решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов. Необходимость создания условий для развития личности и творческой самореализации каждого студентов решается, в том числе, путем организации стажировок студентов в других странах в рамках международных отношений между университетами.

В условиях рыночной экономики образование становится одним из определяющих факторов успешности человека, сотрудника предприятия и фирмы в целом [1]. Участие в программе студенческого обмена является хорошим дополнением к диплому о высшем образовании и, безусловно, повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Кроме того, стажировка способствует формированию личности студентов во всех отношениях: социально-психологическом, нравственном, интеллектуальном, профессиональном, социальном.

Современный конкурентоспособный вуз должен иметь эффективную систему управления качеством подготовки будущих выпускников [6,7,8]. В свою очередь, для конкурентоустойчивого вуза необходимо формирование стратегического партнерства с отечественными и зарубежными вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами, а также развитие инфраструктуры взаимодействия вуза с внешней средой. Стратегическое партнерство опирается на идею сотрудничества двух или нескольких участников конкретных рыночных процессов. С его помощью можно решить следующие задачи:

  • создать условия для эффективного осуществления коммуникативного обмена;
  • достичь баланса конкурентных сил, не утрачивая стимулирующей роли конкуренции;
  • обеспечить прирост конкурентных преимуществ каждым из участников партнерских отношений;
  • мобилизовать внутренний потенциал организаций для реализации собственных производственно-рыночных целей;
  • обеспечить разделение рисков между участниками партнерских отношений;
  • осуществить поиск дополнительных инновационных источников.

Стратегическое партнерство в высшей школе может охватывать два вида взаимоотношений:

  • между структурами высшего профессионального образования, которые осуществляют аналогичную или схожую деятельность. В этом случае речь идет о «превращении» конкурентов в партнеров;
  • между организациями, вовлеченными в процесс (цепочку) создания продуктов и услуг высшей школы.

Первый вид стратегического партнерства базируется или на объединении ресурсов партнеров для достижения взаимосогласованных целей, или на обмене ресурсами, позволяющими укрепить их рыночные позиции. При этом имеет значение длительность партнерских отношений.

Длительность партнерских отношений вузов варьируется от разовых коммерческих операций (как в рыночных транзакциях) до полной интеграции (как в случае со слиянием компаний).

Второй вид стратегического партнерства в высшей школе формируется «по вертикали» в технологической цепочке создания ценности продуктов и услуг высшей школы. Этот вид означает переход с «ориентации на сделку», известной из теории и практики маркетинга раннего периода, на «ориентацию на партнерство», которое предполагает наличие многократных, повторяемых сделок, а значит сокращение транзакционных издержек и возможность использования методов рутинизации в управлении контактами.

Стратегическое партнерство представляет своим участникам ряд преимуществ, обеспечиваемых партнерскими взаимоотношениями. В высшей школе наибольшее значение приобретают преимущества, обусловленные:

  • комбинированием деятельности по цепочке создания ценности для потребителя, в качестве которой выступает многостадийный образовательный процесс;
  • сотрудничеством между вузами, сходными по масштабу, которое позволяет крупным вузам увеличивать занимаемую рыночную долю, а малым и средним вузам - наращивать конкурентные качества, необходимые для соперничества с лидерами высшей школы;
  • сотрудничеством между организациями различного масштаба, стремящимися стать объектами государственного протекционизма (в той или иной его форме).

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова активно развивает международное сотрудничество в области образования, научных исследований и академических обменов с иностранными вузами и организациями из Европы, США, Азии и Африки. В 2004 году технический университет подписал Великую Хартию Университетов  (г. Болонья, Италия), а в январе 2005 года вступил в Европейскую Ассоциацию Университетов.

С зарубежными партнерами технический университет развивает различные формы сотрудничества:

  • академические обмены (чтение лекций, языковая стажировка, краткосрочная стажировка по специальности, студенческие обмены, совместная подготовка студентов по согласованным учебным программам);
  • научно-исследовательская деятельность;
  • обмен информацией;
  • публикации совместных научных статей, учебников, методических пособий;
  • организация и проведение научных конференций и семинаров;
  • участие в научных конференциях и семинарах, Интернет-конференциях;
  • аккредитация и аттестация образовательных программ, выдача двойных дипломов.

В техническом университете совершенствуются программы подготовки специалистов, бакалавров, магистров, и в течение уже нескольких лет осуществляется обмен студентами с некоторыми университетами Европы, в частности Техническим университетом города Брно Чешской республики [3, 4, 5].

В соответствии с одной из программ по обмену студентами Егазтиз Мипбиз, по которой имеют возможность проходить стажировку студенты Ижевского государственного университета имени М.Т. Калашникова, каждый прибывший на обучение студент является полноправным студентом Технического университета города Брно: регистрируется на сайте университета, имеет личный логин-пароль, открытый доступ в библиотеки, принт-центры университета, доступ к интернет-сети на территории университета. Эразмус Мундус - программа академической мобильности для студентов, аспирантов, преподавателей, это программа по обмену и сотрудничеству в области высшего образования, направленная на повышение качества европейского высшего образования и содействие диалогу и пониманию между людьми и культурами через взаимодействие с третьими странами. Кроме того, программа способствует развитию человеческих ресурсов и международного потенциала сотрудничества между учреждениями высшего образования в третьих странах путем активизации программ обмена между Европейским Союзом и данными странами.

Процесс обучения составляют лекции, семинары, проекты, упражнения, консультации, практика по специальности, экскурсии и самостоятельная работа студентов. Обучение во время стажировки проводится на английском языке. Студенты имеют возможность выбрать для себя наиболее подходящую комбинацию предметов, самостоятельно выбрать на сайте университета преподавателей, проходить обучение совместно со студентами из других стран, развивая свой коммуникативный, культурный и интеллектуальный потенциал.

В программе Эразмус Мундус участвуют около 90% европейских университетов. С момента открытия программы в 1987 году в ней приняли участие порядка 1,9 млн. студентов. Более 3100 высших учебных заведений из 31 страны являются участниками программы, и еще больше ВУЗов намереваются присоединиться.

Международная стажировка способствует развитию культурного потенциала студентов, так как участники стажировки и до поездки, и во время поездки получают информацию о стране пребывания, ее культурных особенностях, традициях и нормах поведения. Также стажировка способствует формированию межкультурной компетентности, так как участники в поездке взаимодействуют с представителями другой культуры и приобретают не только знания, но и коммуникативные умения, необходимые для общения с местными жителями и другими иностранными студентами.

Международные стажировки позволяют всесторонне рассмотреть особенности обучения студентов за рубежом, что позволит выявить пути и средства повышения эффективности организации подготовки профессионально-компетентного специалиста в условиях инновационного образовательного учреждения.

Стажировки также способствуют развитию поликультурного потенциала личности. Современное общество характеризуется новыми требованиями, предъявляемыми к выпускникам высших учебных заведений (такими, как острая необходимость в культурных людях с развитым поликультурным сознанием, готовых к межкультурному диалогу); реальными требованиями, предъявляемыми к специалисту технического профиля в условиях глобального рынка труда в его профессиональной деятельности (например, высокий уровень общей культуры и знания языка, наличие установок толерантности и готовности к межкультурному диалогу); стремлением пробудить в студентах потребность в творческом саморазвитии.

Международные стажировки студентов создают организационно-педагогические условия, способствующие эффективному развитию студента как человека культуры в процессе поликультурного воспитания.

Процесс социально-педагогической адаптации студентов определяется особенностями студенческого возраста, профессиональным становлением и формированием системы ценностей студента, особенностями приспособления к иной системе обучения, способностью вписываться в контекст современных общественных и профессиональных процессов.

Стажировки в Технический университет города Брно Чешской Республики - уникальная возможность быть членом Студенческого клуба Технического университета в г. Брно, что способствует развитию творческого и культурного потенциала личности студентов в процессе участия в различных мероприятиях, проводимых этим клубом. Например, студенческий клуб Технического университета в г. Брно еженедельно проводит мероприятие под названием «Презентация нации», где студенты из разных стран, приехавшие по обмену, готовят презентацию о своей стране для других стран. Презентация включает в себя рассказ о стране, культуре, достопримечательностях, изобретениях, традиционной еде и напитках, информацию об университете, откуда приехали эти студенты. Это уникальная возможность, чтобы представить свою нацию, город и университет другим странам.

Практика показывает, что стажировка в международных вузах стимулирует развитие личности, способствует развитию таких навыков у студентов, которые оказывают благотворное влияние на эффективность профессиональной деятельности, способствуют развитию способностей студентов к быстрой адаптации в современных условиях и навыку использования полученных знаний при решении профессиональных задач, способствует формированию соответствующих компетенций.

Рецензенты:

Гархинов Г.А., д.э.н., профессор экономического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва;

Енин Ю.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и управления научными исследованиями, проектированием и производством, Белорусский национальный технический университет, г. Минск.


Библиографическая ссылка

Грахов В.П., Мохначев С.А., Кислякова Ю.Г., Огородникова А.Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15665 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074