Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕНЗГТУ

Назаренко А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»
Центральной проблемой данной статьи является анализ сформированности имиджа будущего педагога профессионального обучения у студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» ФГБОУ ВПО «Пензенского государственного технологического университета». Цель заключается в подборе и применении методов определения заявленного критерия и интерпретации полученных результатов. Логика изложения материала состоит в теоретическом освещении сущности понятия «имидж», его структурной характеристике, подборе методик и методов определения понимания студентами понятий «имидж» и «имидж педагога профессионального» обучения, а также их представлений о собственном имидже. Анализ результатов показал наличие определённых пробелов в формировании позитивного имиджа будущего педагога профессионального обучения. В связи с чем предложены конкретные пути решения выявленных проблем: авторская программа и ряд мероприятий в рамках аудиторной и внеаудиторной работы. С целью определения их эффективности избранные методики были использованы вновь, их результаты проанализированы и наглядно представлены.
имидж
имидж будущего педагога профессионального обучения
1. Бусыгина, А.Л. Профессор – профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя. – Самара: ГП «Перспектива»; Изд-во СамГПУ, 2003. – 198 с.
2. Горчакова, В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с.
3. Лукашевич, Е.В. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза: Ценности. Коммуникация. Этика: монография. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2009. – 157 с.
4. Панфилова, А.П., Громова Л.А. Корпоративное обучение на основе гуманитарных технологий: Программы и методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 207 с.
5. Сергеева, С.В., Назаренко, А.В. Категория «имидж педагога» в спектре понятийно-терминологического поля педагогического знания // Известия высших учебных заведений// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки: научно-практический журнал. – Пенза, 2011. - № 2 – С. 132-140.

Приоритет сферы услуг и информатизации над зримой интеллектуальной деятельностью – реалии сегодняшнего дня. В связи с этим основной задачей государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. Эту же мысль подтверждает Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы, введённая постановлением Правительства Р.Ф. от 28 июля 2008 г. № 568. Здесь одним из ожидаемых конечных результатов является повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки.

В настоящее время всё более актуальным становится обращение к проблеме формирования имиджа как основы личностного и профессионального роста педагога, от результата деятельности которого во многом зависит качество подготовки специалиста. При этом его неминуемое стихийное складывание должно сопровождаться контролируемым и сознательным воздействием. «Преподавателю важно при первых встречах с аудиторией сформировать определённое мнение о себе, так как в процессе деятельности на основе имиджа будет формироваться авторитет» [1, с. 138]. В нашем понимании имидж будущего педагога представляет собой комплексную характеристику, отражающую систему целенаправленно (и стихийно), сознательно (и неосознанно) созданного образа, включающего в себя систему взаимосвязанных внутренних (знания, умения, система ценностей и т.д.), внешних (визуальная привлекательность, гармоничность, манера поведения и т.д.) и процессуальных (стиль поведения, самоподача и т.д.) компонентов, обусловленных особенностями личной и профессиональной деятельности [5, с. 140].

Имидж – сложное многогранное понятие, имеющее собственную структуру. Традиционно в структуре имиджа педагога выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю [2, с. 235]. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, образа роли, приукрашенного стереотипного образа. Внутренняя – «культура преподавателя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество», «внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности» [3, с. 34]. В данном контексте применительно к педагогу профессионального обучения нас волнует его способность и готовность воспитывать, обучать и развивать будущие квалифицированные инженерные кадры, как для региона, так и для страны.

В связи с этим целью исследования стала диагностика сформированности имиджа педагога профессионального обучения. Исследование проводилось среди студентов направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ) в количестве 60 человек (20 юношей и 40 девушек). В качестве диагностического инструментария использовались методы опроса и тестирование.

Опрос включал в себя пять вопросов и был направлен на выявление понимания студентами категории «имидж», «имидж педагога профессионального обучения». Также был предложен перечень вопросов, направленных на определение имиджевой самооценки и, как следствие, заинтересованности в корректировке собственного имиджа.

Анализ результатов опроса показал:

  • В целом, студенты смогли дать определение понятию «имидж». Не справились с задачей 15 % опрошенных. Большинство раскрывали указанное понятие через «внешний образ (облик человека)», «стиль», «комплекс качеств», «индивидуальность», «совокупность характеристик». Были и такие высказывания: имидж – это «авторитет личности», «репутация человека»; «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа окружающими людьми»; «способ проявления себя, отражения личности».
  • Студенты (25 %) имели трудности с определением понятия «имидж педагога профессионального обучения», ограничивая его образ набором отдельных характеристик: элегантный, разносторонне развитый, воспитанный, умный, строгий, уравновешенный, умеющий контролировать свои эмоции, коммуникабельный, мобильный и др. При этом встречаются работы с достаточно глубоким смыслом понимания сути названной категории: «специально формируемый образ специалиста, обладающего соответствующим уровнем компетентности », «совокупность внутренних и внешних качеств личности, способной и готовой к профессиональной деятельности в области образования подрастающего поколения» и др. Студенты, участвующие в опросе отметили, что в имидж педагога профессионального обучения должна входить духовность, так как «духовность должна быть одной из составляющих каждого человека, а педагога – обязательно»; «педагог профессионального обучения обязан жить и работать в соответствии со своим духовным состоянием и принципами».
  • На вопрос о трудностях формирования позитивного имиджа педагога профессионального обучения опрошенные отмечали: отсутствие гибкой образовательной государственной политики в области поддержки инициативы молодых специалистов в рамках саморазвития и самосовершенствования профессиональной деятельности; слабая мотивация педагогов в данной области в связи с низкой моральной и материальной заинтересованностью; отсутствие структурной работы в данной направлении со стороны образовательного учреждения, а также «банальная занятость текущими «бумажными» делами».
  • Лишь 35% обследуемых считают себя людьми, обладающими позитивным имиджем будущего педагога профессионального обучения. Остальные видят определённые пробелы в своём образе специалиста, ссылаясь на неоконченное образование, отсутствие практики реальной жизни и трудовой деятельности.
  • Положительной тенденцией является повышенный интерес к проблеме формирования имиджа педагога профессионального обучения. 95 % студентов считают, что имидж можно развивать. Причём данное развитие должно происходить через формирование комплексной культуры восприятия педагогом самого себя, начиная с момента принятия решения о получении избранной специальности.

Далее студентам было предложено ответить на вопросы методики «Собственный имидж» [4, с. 101], разработанной группой Санкт-Петербургских учёных с целью определения уровня развития способностей, черт характера и других характеристик, из которых складывается имидж. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики "Собственный имидж" (%)

Представленные результаты на рисунке 1 показывают, что 22 % испытуемых имеют низкий уровень развития поведенческой составляющей имиджа, что говорит об их неумении производить благоприятное впечатление, взаимодействовать с другими людьми для достижения поставленной цели, управлять репутацией. 48 % студентов – будущих педагогов имеют средний уровень развития этой составляющей имиджа. 30 % обладают высоким уровнем исследуемого аспекта и способны грамотно вести себя в ситуации конфликта, следовать правилам этикета, производить хорошее впечатление при общении с разными людьми.

Только 2 % студентов имеют низкий уровень развития составляющей имиджа «Личностные характеристики». Данные студенты не способны устанавливать контакты и партнёрские отношения, брать на себя ответственность, вызывать доверие. 74 % испытуемых имеют средний уровень развития указанной составляющей, то есть обладают качествами, необходимыми для активного и результативного взаимодействия с группами людей: эвристическим оптимизмом, обаянием, справедливостью. 24 % по выборке имеют высокий уровень развития составляющей «Личностные характеристики». Это уверенные в себе и целеустремлённые лидеры, обладающие решительностью и энергичностью.

Низкий уровень показали 16 % испытуемых в рамках исследования «Самопрезентации». Данные студенты – будущие педагоги не умеют создавать о себе благоприятное впечатление, грамотно использовать вербальные и невербальные средства общения. 74 % студентов находятся на средней ступени развития навыков самопрезентации, то есть владеют техниками самоподачи и саморекламы, ухожены, умеют одеваться в соответствии с ситуацией. 10 % имеют высокий уровень развития составляющей имиджа «самопрезентация». Они обладают прекрасной дикцией, хорошим словарным запасом и внутренней энергетикой, умело используют средства общения, умеют создавать и оформлять презентационные документы.

Анализ результатов методики «Собственный имидж» выявил, что большинство студентов, участвующих в исследовании, имеют средний уровень развития составляющих имиджа.

Анализ результатов опроса и методик выявил некоторые проблемы в подготовке специалистов необходимой квалификации. Наличие студентов с низким уровнем развития названных составляющих имиджа свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении. Для качественного преобразования работы по формированию имиджа будущего педагога была разработана программа совершенствования личных и профессиональных качеств студентов, внедрённая и апробированная в 2011 году в структуре образовательного процесса для студентов третьего и четвёртого курсов специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» «Пензенского государственного технологического университета». Учитывая реалии сегодняшнего дня, связанные с изменениями в образовательной политике, а именно переходом к системе «бакалавриат – магистратура», программа была доработана и приведена в соответствие с Государственным образовательным стандартом направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Её цель заключается в теоретическом осмыслении и подготовке почвы для формирования позитивного имиджа будущего педагога, его профессионального становления. Задачи: раскрыть сущность и систематизировать основные понятия, используемые в теории и практике имиджирования; сформировать представление о структурных компонентах имиджа будущего педагога профессионального обучения; охарактеризовать основные направления процесса имиджирования; раскрыть роль и значение личного и профессионального имиджа в деятельности будущего педагога профессионального обучения; познакомить учащихся с основами личной, профессиональной и коммуникативной культуры.

Программа рассчитана на 72 часа и включает в себя 4 блока: имидж и профессиональная компетентность; внешняя составляющая имиджа педагога профессионального обучения (внешняя гармоничность и привлекательность, искусство личного обаяния и др.); внутренняя составляющая имиджа педагога профессионального обучения (знания, умения, навыки, словарный запас, умственные способности, темперамент и др.); процессуальная составляющая имиджа педагога профессионального обучения (стиль педагогического поведения, самопрезентация, умения пользоваться вербальными и невербальными приёмами коммуникации и др.).

Помимо данного аспекта осуществлялась внеаудиторная работа по совершенствования имиджа будущего педагога профессионального обучения: индивидуальное консультирование, деловые и ролевые игры, тренинговые занятия, направленные на формирование имиджа на базе учебно-научной лаборатории «Педагогика и психология» при кафедре «Педагогика и психология высшей школы» Пензенского государственного технологического университета.

Результаты по итогам комплекса проведённых мероприятий представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты методики "Собственный имидж" после эксперимента

Данные, представленные на графике 2 показывают сокращение числа студентов с низкими показателями составляющих имиджа: поведение (с 22 до 18 %), личностные характеристики (с 2 до 0 %), самопрезентация (с 16 до 14 %). Увеличилось количество студентов с высоким уровнем развития составляющих имиджа: поведение (с 30 до 36 %), личностные характеристики (с 24 до 26 %), самопрезентация (с 10 до 16 %).

Мы понимаем, что задача формирования имиджа будущих специалистов – сложный психолого-педагогический процесс и более эффективно она будет решена, если разработать комплексную программу вуза, включающую систему мероприятий, затрагивающую все факультеты. Такая программа должна опираться на общую стратегию педагогики и психологии воспитания в российской образовательной системе. Тем не менее результаты предложенного нами комплекса мероприятий показали эффективность разработанной и апробированной программы развития и совершенствования личных и профессиональных составляющих имиджа будущего педагога профессионального обучения.

Рецензенты:

Моисеев В.Б., д.п.н., профессор, и.о. ректора ПензГТУ, г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Педагогика и психология» ПензГТУ, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Назаренко А.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕНЗГТУ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15639 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252