Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ШКОЛ В СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Лобанова О.Б. 1 Цирукина У.В. 1 Фирер Н.Д. 1 Плеханова Е.М. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье на основе анализа архивных материалов охарактеризованы проблемы организации и работы школ в Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): недостаток школьных помещений, учебников и канцелярских принадлежностей; приток детей из оккупированных территорий, разрушения учебно-материальной базы школы. Авторы отразили обстановку военного времени, изменившей условия работы школы в Сибири в свете новых требований государственного значения. Основной задачей оставалось обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственным законодательством об образовании, решать которую приходилось в сложных условиях резкого уменьшения учебных площадей, ухудшения обеспечения школ письменными принадлежностями, наглядными пособиями и учебниками, нехватки педагогических кадров. Документально-фактический материал, использованный в работе, показал, как школа в Сибири преодолевала проблемы и решала задачи государственной важности в тяжелое военное время.
Великая Отечественная война
Сибирь
школа
финансирование школ
учебно-материальная база
учительские кадры
школьная успеваемость
патриотическое воспитание
1. КГБП «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р – 1383. Опись 1. Дело 255.
2. КГБП «Государственный архив Красноярского края». Фонд Р – 1386. Опись 1. Дело 345
3. МКУ «Енисейский районный архив». Фонд 199. Опись №1, Дело 3.
4. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 1158. Опись № 1. Дело 29.
5. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 323. Опись №1. Дело 15.
6. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись №1. Дело 749.
7. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 588. Опись №1. Дело 958.
8. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 591. Опись №1. Дело 92.
9. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Фонд 591. Опись №1. Дело 376.
Проблемам школ в годы войны посвящено большое количество исследований, в которых отражены различные аспекты организации учебно-воспитательного процесса: охрана детства (Е.В. Банзаракцаева, И.В. Юрчук, И.А. Ложкина и др.); проблемы высшего и профессионального образования (В.С. Березняцкий, Н.В. Сидорова, И.М. Корнилова, М.Н. Чернова, В.М. Кононенко, В.А. Сыркин и др.); специфика работы школ в регионах страны (В.А. Агеева, Е.Г. Делегеоз, М.Д. Адухов, О.В. Касаткина, Г.Ш. Исмагилова, Е.В. Бойкова и др.); патриотическое воспитание учащихся (Л.К.Прокофьева и др.), военно-физическая подготовка (В.В. Попова и др.). Авторы на обширном историко-педагогическом материале показывают, что Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашей страны, когда общие трудности сплотили все общество. Большую роль в общем воодушевлении на победу сыграла интеллигенция страны, в том числе и учительство. Военный период - это всегда проверка жизнеспособности государства, в том числе и системы образования. Школы всей страны в военное время подверглись тяжелым испытаниям. Война внесла значительные коррективы в организацию и функционирование школьной системы, обозначив новые задачи. Встала проблема перестройки учебно-воспитательного процесса.

Самыми трудными были первые годы войны, когда шла массовая эвакуация детей и детских учреждений из прифронтовых районов в разные регионы страны, в том числе и в Сибирь.  Анализ архивных источников позволил разделить проблемы школы в годы Великая Отечественная война 1941-1945 гг. на два типа. Первый тип проблем - это те, которые появились в связи с военным положением страны: проблема обеспеченности детей одеждой, обеспеченности канцелярскими товарами и учебниками, нехватка школьных помещений, разрушения учебно-материальной базы школы, зданий, предназначенных для учебы, организация питания, проблема военной мобилизации населения, финансирование школ, проблема обеспеченности школы учителями. Второй тип проблем, которые уже были обозначены в довоенное время в Сибири и усилились в годы Великой Отечественной Войны, - отдаленность школ, проблема охвата всеобучем детей народов Севера.

Архивные документы свидетельствуют о том, что «...дети из прифронтовой полосы в большинстве своем прибывают раздетыми и долг каждого сознательного гражданина  нашей области, помочь создать им нормальные условия для жизни...». В связи с большим поступлением эвакуированных детских учреждений в Сибирь (детдомов, детсадов) вставал вопрос об изыскании дополнительных ресурсов по обеспечению детским бельем, одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Поэтому партийное руководство в Сибири, руководители отделов образования призывали «...организовать сбор вещей для детей, привлекая к этой работе в первую очередь женский актив, комсомол». Собранные вещи направлялись на склады РайОНО [6, Лист 321]. Отметим, что при школах практически повсеместно организовывались мастерские по ремонту обуви и пошиву одежды: «...в пришкольной мастерской родители из ткани, полученной от шефов со швейфабрики, сшили для детей 53 вещи, получили в подарок от шефов 55 пар обуви и 80 метров платьевой ткани» [6, Лист 318]. Особое внимание обращали на детей, чьи родители воевали на фронтах Отечественной войны, семью фронтовиков и отцов отечественной войны: «...необходимо обследовать их бытовые условия и оказать необходимую помощь. Доставку и распиловку топлива, ремонт квартир, приобретение одежды, и обуви или оказать материальную помощь...» [6, Лист 303].

Проблема, связанная с нехваткой канцелярских товаров и учебников сказывалось на успеваемости учащихся, «...создалось исключительно тяжелое положение с тетрадями, перьями и карандашами...нет листочка бумаги, перьями ученики пишут по очереди...» [9, Лист 86]. На учебную четверть не приходилось и по одной тетради на учащихся, поэтому приходилось писать на книгах, газетах, оберточной бумаге. Получение и использование канцелярии обязательно фиксировалась документально. В архивных материалах читаем следующее: «...Крывошинский РОНО сообщает, что тетрадей по разнорядке округа имелось 235000: на первое полугодие 1941-1945  учебного года было разноряжено 84460 штук; на второе полугодие сделана по школам разнорядка на тетради в количестве 74048 штук». В отношении расходования и использовании тетрадей по прямому назначению было разослано на места указания на основе приказа Наркома просвещения товарища Тюркина от 24 сентября 1941 г. № 11-422. Проведенная проверка ряда школ показала, что «...грубых нарушений приказа нет, за исключением Ново-Ивановской школы, где полученные тетради были полностью розданы учащимся, бесконтрольно расходовались в результате чего тетрадей на первое полугодие хватило только на одну четверть...» [8, Лист 62]. В школьных библиотеках не хватало книг «...на 40 учеников приходилось по 5-6 учебников, да и те были наполовину непригодны из-за большой изношенности», во многих классах отсутствовали наглядные пособия для более успешного усвоения материала, «школьная библиотека ... мала, что ни в коей мере не обеспечивает потребности читателей» [8, Лист 55].

Серьезной проблемой была нехватка помещений для учебы. Ремонт школ производился крайне медленно и не совсем качественно. Часто для школ выделяли иные помещения. Например, в докладной записки Кисилева Г.И. председателя одного из райцентров Томской области указывалось, что «...школа не имеет типового здания, это помещение, в котором она находится, ни в какой степени не отвечает элементарным требованиям, помещение - бывший комендатурский клуб и сейчас в нем школа...» [7, Лист 2]. Многие здания школ освобождались в крайне короткие сроки для эвакогоспиталей, вследствие чего занятия в школах проводились в 2 -3, нередко и в 4 смены. Некоторые «мелкие» школы размещали в районы с целью смещения с ближайшими школами. Строительство новых школ приостанавливалось, заготовленные материалы и оборудования, оставшиеся на складах или строительных участках, подлежали в кратчайшие сроки взятию на учет и реализации по нарядам Облплана, а полученные деньги от реализации материалов перечислялись на текущие счета областных бюджетов [8, Лист 198]. Планы «развертывания» сети школ не выполнялись, поэтому вновь были открыты «старые» школы. Так, согласно архивным материалам годового отчета о работах школ Б-Муртинского района за 1941-1942 учебный год, были «открыты Бузуновская и Богородецкая начальные школы, но вместе с этим была закрыта начальная школа Екатерининского в связи с выездом родителей, осталось лишь 4 человека» [2, Лист 24]. Многие школы были плохо оснащены электрическим освещением, в классах было очень холодно, что сказывалось на быстрой утомляемости учащихся.

Помимо этого, во многих школах, как указывалось в отчетах, организация питания детей оставляла желать лучшего. В целях создания дополнительного питания учащихся предписывалось «организовать в каждой школе, детсаде, интернате специальные группы школьников по заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов, шиповника» [8, Лист 198]. На пришкольных участках и подсобных хозяйствах детских учреждений детдомов необходимо «произвести посев витаминизированных овощей (лука, салата, шпината)». Была организована и рыбная ловля для пополнения запасов школьных столовых [6, Лист 9]. Скудное питание, конечно же, сказывалось на работоспособности учащихся.

Как свидетельствует анализ архивных материалов, это привело к тому, что большое количество детей 7-14 лет не были охвачены учебным процессом. К выше обозначенным проблемам, добавлялись и дальние расстояния до соседних школ в Сибири, «а дети в возрасте 8-9 лет 1-2 классов жить отдельно от родителей не хотят, что связано частично с питанием, отсутствии теплой обуви, одежды, возить же колхоз не имеет возможности; не отпускают родители в школу в виду того, что отцы призваны в армию. Эти дети помогают в домашних работах, остаются с младшими детьми, так как мать на работе» и часто болеют [8, Лист 6]. Также были и другие причины непосещения учебных занятий: военные училища; мобилизация в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища; поступление на работу; уход на работу в колхозы; поступление на курсы и др. [2, Лист 25].

В годы войны обозначилась проблема охвата всеобучем детей народов Севера (хантов, алеутов, ненцев, эвенков и др.). Для ее решения организовывался переучет детей школьного возраста, особо - детей семилетнего возраста. В целях охвата детей остяков и эвенков «...вводится учитель, который будет переезжать вместе с охотниками-остяками...» [3, Лист 2]. В военное время в Красноярском крае насчитывалось  девять нерусских школ: 4 татарские, 5 школ чувашских (из этого количества 2 начальные школы). Обучение шло на родном языке, начиная со 2-го  по 7-ые классы. Преподавание русского языка вводилось со второго класса. В школах были программы на родном языке и программы русского языка для нерусских школ. Как и во многих школах, в библиотеках нерусских школ не хватало книг: «по всем школам имеется всего 1034 книг, из этого числа 45% книг на родном языке; учебников на родном языке недостаточно  [2, Лист 7].

Суровые природно-климатические условия, проблема снабжения школ, громадный приток учащихся в школы региона из оккупированных территорий и, в связи с этим, недостаток педагогических кадров - все это требовало перестройки работы школ. Для решения этой проблемы проводилась подготовка учителей «через курсовые мероприятия». Проводились «месячные курсы воспитателей детских домов, четырехмесячные курсы для учителей начальных школ и учителей - предметников» [7, Лист 69]. Однако такая подготовка не гарантировала будущему преподавателю соответствующего образования и до конца не решала кадровой проблемы. В отчетах отмечалось, что  «...350 учителей начальных школ не имеют педагогического образования ...» [7, Лист 70].

Сложное военное время требовало поиска новых форм организации учебной работы и изменения в структуре и продолжительности года.

Таблица 1

Реорганизация учебного графика в школах Сибири в 1941-1945 гг.  [1]

Вид каникул

Класс

Сроки каникул

зимние каникулы

1-4

11 по 18 января включительно

зимние каникулы

5-10

Отменяются

весенние каникулы

Для всех классов

устанавливаются решением исполкома райсовета

Срок занятий для учащихся 5-10 классов продлялся до 10 июня. Кроме того, в 7-10 классах вводилось  обучение сельскохозяйственным работам, где учащиеся 7-х классов должны практически владеть простыми с/хозяйственными машинами, а учащиеся 8-10 классов сложными сельскохозяйственными машинами [8, Лист 92]. В период зимних каникул рекомендовалось проводить одно-двухдневные межкурсовые совещания учителей начальных классов с повесткой дня об итогах первой четверти, планирование учебного материала на третью и четвертую четверть (по классным секциям). Проводились консультации, делался упор на организацию самостоятельной работы учащихся VII-X классов, организовалось индивидуально-групповые занятия, дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы (срок занятий 5-10 классов продлить до 10 июня).

В учебный процесс в годы войны были внесены значительные новшества: дети начинали учиться не с 8, а с 7 лет. В некоторых школах вводили эксперимент по внедрению раздельного обучения мальчиков и девочек; была восстановлена пятибалльная система оценки знаний, были введены экзамены почти во всех классах,  начиная  с четвертых классов;  были учреждены  золотые и  серебряные медали;  вводились «Правила для учащихся». В школах была  прекращена практика соцсоревнований в учебной работе.

Важно, что в рассматриваемый период произошел и ряд других перемен. Так, включение  в  учебный  план  военно-физкультурной  подготовки  для  старшеклассников было на особом контроле. В школе изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились со стрелковым оружием, проходили технику рукопашного боя и военно-санитарного дела. Из архивных материалов: «Проверкой хода военной подготовки учащихся и граждан учебных заведений города и района Колпашева выявлено слабое знание основных частей программы военной подготовки, отсутствие или бессистемное проведения физзарядок, систематические срывы занятий по военно-физической подготовки. В целях устранения недочетов предложено следующее: изучить в кружках программы военно-физической подготовки учащихся и сдать зачеты; Срывы и замены военных занятий считать чрезвычайной ситуацией - немедленно производить расследование с привлечением виновных к судебной ответственности;  Произвести занятия на свежем воздухе. Физзарядку ввести в систему» [7, Лист 62]. Школы были ориентированы на пропаганду здорового образа жизни. Большое внимание уделялось укреплению здоровья и выносливости детей «... Обяжите все школы проводить в зимние каникулы 1-4 классы организовать лыжный спорт, проводить отдых на свежем воздухе, походов, экскурсий...» [8, Лист 93].

Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе, на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. От преподавателя требовалась, прежде всего, «работа над собой, чтобы воспитательная работа была на более высоком уровне» [6, Лист 303]. Указывалось, что  «...правильное преподавание основ наук, подбор тематики для бесед по картинам, для изложений, сочинений и даже текстов для диктантов формируют сознание учащихся, воспитывают у них идейную коммунистическую направленность... важно при этом обеспечивать воздействие не только на интеллект, но и на эмоции учащихся, создавать у них соответствующий душевный отклик согревать мысли...., вызывать осуждение антиобщественного поведения. Особая роль в разрешении этой задачи принадлежит преподавателям литературы и истории, знакомящим учащихся с полными драматизма страницами истории человечества и своего народа». Для решения этой проблемы 23 июня 1944 г. вышло постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в школах» [5, Лист 20]. Содержаниям политического образования учителей являлось «...изучение книги товарища Сталина «О великой отечественной войне» и изучение краткого курса истории ВКЦ (б)» [8, Лист 77].

Благодаря архивным материалам можно представить, как было организовано идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе школы «... проводились литературные концерты, монтажи, детские утренники, тематика которых была героико-патриотическая и посвященная определенным датам и событиям: «Да здравствует Новый год - год Великих Побед»;  «День 27-ой годовщины РККА»; «Молодежь в дни отечественной войны»; «Сталин - наша сила»; «Боевые подвиги Красной армии».

Указывалось обязательность в организации  «...самодеятельности детей и взрослых, проведение бесед о боевых подвигах Красной армии...». Для улучшения постановки воспитательной работы  выходили следующие директивы: ввести в практику ежемесячные проверки состояния отдельных разделов учебно-воспитательной работы; организовать внешкольную работу, особое внимание обратить на подготовительную работу военно-физического воспитания, проведение бесед и докладов научно-популярного характера; обеспечить оборудованием и инвентарем (плакаты, портреты вождей и др.) [3, Лист 8]. Следует отметить, что сложное время требовало «... мобилизовать учителей школ на воспитание в детях качества человека..., воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои поступки, ненависти к врагам народа» [8, Лист 189].

С другой стороны, воспитательная работа была направлена и на устранение причин низкой успеваемости и отсева части детей из школ. Отчасти для решения этой проблемы воспитательная работа организовывалась в форме дежурства учителей, которые «...проводили беседы, читки и организовывали детей на своевременное выполнение домашних заданий, оказывали индивидуальную помощь...» [8, Лист 77]. В отчетах по областным, районным, городским отделам образования в начале войны отмечалось, что «при инспектировании проверяется, главным образом, обстановка в школе, условия работы, а не анализируется и не изучается система воспитательной работы. Ответственность учителя за лучшую постановку воспитательной работы еще не поднята в значительных слоях учительства, ... встречаются учителя, которые считают, что теперь роль учителя сводится к даче урока и только, а дополнительная помощь ученику, посещение квартиры ученика, связь с его родителями, не считают своим делом. Ряд школ не обеспечен консультациями с учащимися, получившими испытание на осень» [7, Лист 63].

Уже с первых дней  войны местные партийные и комсомольские органы, отделы народного образования, руководители школ организовывали школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию. Так, учащиеся и педагогические коллективы «...оказали большую помощь нашей доблестной Красной Армии путем сбора лекарственного сырья дикорастущих растений» [5, Лист 12]. Среди школьников проходили выставки «Труд учащихся в помощь фронту» и «Все  для фронта,  все  для  победы» [5, Лист 12]. Согласно архивным данным учителя  и  школьники Сибири внесли в фонд обороны 86 тысяч рублей, за что получили благодарность от И.В. Сталина [4, Лист 76].

Таким образом, в годы войны жизнь отечественной  школы, не смотря на все выше перечисленные трудности, продолжалась. Основной задачей оставалось обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с требованием времени и государственной политикой военного периода. Решать эту задачу  приходилось в сложных условиях резкого уменьшения учебных площадей, ухудшения обеспечения школ письменными принадлежностями, наглядными пособиями и учебниками, нехватки педагогических кадров. Несмотря на проблемы, с которыми столкнулась школа в сложный для страны период, учителя активно вовлекали школьников в общественно-полезную деятельность, старались поддержать детей в тяжелое военное время, организуя дополнительное питание, дополнительные занятия с отстающими, проведение праздников и др. Документально-фактический материал, использованный в работе, показал, как советская школа в Сибири преодолевала проблемы и решала задачи образования и воспитания в тяжелое военное время

Рецензенты:

Игнатова В.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Сибирского государственного технологического университета, г. Лесосибирск;

Алашкевич Ю.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный технологический университет, г. Лесосибирск.


Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б., Цирукина У.В., Фирер Н.Д., Плеханова Е.М. ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ШКОЛ В СИБИРИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15635 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252