Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тарасова М.В. 1 Коган О.С. 2
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
2 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Проблема сохранения здоровья учащейся молодежи становится с каждым годом все более сложной. Анализ данных медицинских осмотров детей, поступающих в общеобразовательные учебные учреждения, указывает на изначально низкий уровень их здоровья. Отмечается также значительное снижение уровня физического развития и физической подготовленности детского контингента. Одним из наиболее частых отклонений в состоянии здоровья детей является нарушение осанки. Авторами разработана и успешно внедрена в деятельность некоторых спортивных школ г.Уфы программа «Здоровей-ка», направленная на оздоровление и коррекцию осанки детей младшего школьного возраста при проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки по спортивной аэробике. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности и экономической обоснованности внедрения оздоровительной программы «Здоровей-ка», включающей упражнения лечебной физической культуры, дополнительные виды физической активности и оздоровительное плавание в учебно-тренировочные занятия по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста.
экономическое обоснование
нарушение осанки
физическая подготовленность
физическое развитие
дети младшего школьного возраста
здоровье
1. Алифанова Л.А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников // Педиатрия. - 2006. – Т. 86, № 2. - С. 106 - 110.
2. Бальсевич В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся в образовательных школах Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 11 - 17.
3. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые походы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 437 с.
4. Гаджиев Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2007. - 26 с.
5. Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Краснодар, 2005. - 25 с.
6. Дмитриев В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: монография. - М.: Издательство ВНИИФК, 2001. - 240 с.
7. Лубышева Л.И. Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ / Л.И. Лубышева, А.Н. Кондратьев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 3. - С. 5 - 13.

Общеизвестен факт, что здоровье подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества. От здоровья молодежи, в конечном итоге зависит благосостояние нации. Однако с каждым годом все более сложной проблемой становится сохранение здоровья учащейся молодежи. Анализ данных медицинских осмотров детей, поступающих в общеобразовательные учебные учреждения, указывает на изначально низкий уровень их здоровья. Отмечается также значительное снижение уровня физического развития и физической подготовленности детского контингента [1,5].

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первый класс, имеют различные заболевания. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Хронические заболевания диагностируются у 40-50 % детей школьного возраста (третья медицинская группа), у 40 % имеются различные функциональные отклонения (вторая медицинская группа) и лишь около 20 % детей считаются здоровыми (первая медицинская группа) [4].

Увеличилось число болезней опорно-двигательного аппарата, нервной, эндокринной системы и органов пищеварения.

У каждого второго ребенка регистрируется функциональное нарушение различных органов и систем, у каждого пятого - общая задержка физического развития.

Интенсивные умственные нагрузки и отсутствие правильного соотношения между трудом и отдыхом детей способствуют тому, что только за время обучения в начальной школе существенно увеличивается количество детей, относящихся к третьей группе здоровья, выявляются клинически выраженные признаки вегетативно-сосудистых расстройств.

Важным показателем, характеризующим уровень здоровья детей младшего школьного возраста и школьников, является устойчивость к различным простудным заболеваниям в течение учебного года [3].

По мнению многих авторов, все усиливающаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения обусловлена низкой эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию, отсутствием у большинства школьников позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, низкой ценностной значимости навыков здорового образа жизни, сокращением их двигательной активности [2].

Основными отрицательными моментами существующей системы физического воспитания в общеобразовательной школе являются консервативность и авторитарность уроков физической культуры в целом, однородность используемых физических упражнений, низкая моторная плотность уроков, направленных на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей, отсутствие необходимого специального современного спортивного инвентаря и оборудования.

Понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, особенно его здоровьесберегающего компонента, привело к появлению в последние годы целого ряда научно-методических публикаций, авторы которых предлагают различные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса: создание групповых объединений школьников по интересам в соответствии с их спортивными предпочтениями, проведение учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам в режиме динамических поз, комплексирование содержания и технологий проведения различных видов и форм урочных, внеурочных, внеклассных занятий физическими упражнениями, в том числе и в домашних условиях, повышение доли рекреационных видов занятий, как в ходе обязательных, так и самостоятельных форм физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [7].

Следует отметить, что значительный потенциал для сохранения здоровья учащихся всех возрастов средствами физической культуры и спорта заложен в исполнении Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999) и Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы». Поступая в специализированные детско-юношеские спортивные школы, ребята начинают заниматься избранным видом спорта.

Как дополнительный вид физической активности и альтернатива традиционному физическому воспитанию в школе существует огромный перечень занятий в коммерческих клубах на тренажерах, огромный выбор фитнесс-услуг для детей разного возраста. Но, несмотря на большие возможности коммерческих видов досуга, современные школьники не получают там возможности необходимой самореализации, т.е. не принимают участие в соревнованиях, не выполняют спортивных разрядов. В связи с вышеизложенным, а зачастую и по экономическим причинам, дети делают выбор в пользу занятий в спортивных школах и спортивных клубах.

Одним из наиболее частых отклонений в состоянии здоровья детей является нарушение осанки. Как отмечалось многими авторами, у детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости, часты дискинезии желчевыводящих путей. Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. В связи с этим, коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов.

Авторами разработана и успешно внедрена в деятельность некоторых спортивных школ г. Уфы программа «Здоровей-ка», направленная на оздоровление и коррекцию осанки детей младшего школьного возраста при проведении учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки по спортивной аэробике. Занятия по программе «Здоровей-ка» проводились два раза в неделю по 2 часа с использованием упражнений лечебной физической культуры, шейпинга, стрейчинга и фитбол-гимнастики. Кроме того, один раз в неделю в течение одного часа проводилось занятие оздоровительного плавания.

Цель исследования доказать экономическую эффективность оздоровительной программы «Здоровей-ка». Для достижения поставленной цели нами проводилось изучение различных финансовых затрат по осуществлению реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию осанки у детей и их дальнейшее восстановление [6].

Исследования в данной области показали, что финансовые выплаты при традиционных видах реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями осанки на базе фитнесс-клубов и лечебной физкультуры в условиях поликлиники весьма велики.

Материал и методы исследования. Нами проводилось специальное выборочное анкетирование 34 родителей, дети  которых имели нарушения осанки и являлись учащимися младших классов обычной общеобразовательной школы г. Уфы и проходили реабилитационное лечение в условиях лечебных учреждений в фитнесс-клубах города Уфы.

Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что дети с нарушениями осанки чаще болеют простудными заболеваниями, поэтому их матери чаще выходят на «больничный лист по уходу за ребенком» в периоды эпидемий вирусных инфекций и других простудных заболеваний. Выплата финансовых средств государством по больничным листам в год для матери одного ребенка с нарушением осанки составляла в среднем 18,0-32,8 тысячи рублей (при среднем заработке 10-18 тысяч рублей).

Оплата больничных листов по «уходу за ребенком» по причине вирусных инфекций и прочих простудных заболеваний матерям детей без нарушений осанки составляла около 9,0-16,4 тысячи рублей.

Анкетирование родителей детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки показало, что большинство различных видов реабилитационного лечения опорно-двигательного аппарата у детей в настоящее время проводятся в условиях лечебных учреждений и в фитнесс-клубах города Уфы на коммерческой основе.

Таблица 1

Оплата больничных листов «по уходу за ребенком» родителям детей с нарушением и без нарушений осанки

Группы исследования

Оплата 1 дня

Частота заболеваемости

Сумма

(тыс. руб.)

Матери детей с нарушениями осанки (при зарплате 10-18 тыс. руб.)

450-820 руб.

4 раза в год по 10 дней

18-32,8

Матери детей без нарушений осанки (при зарплате 10-18 тыс. руб.)

450-820 руб.

2 раза в год по 10 дней

9,0-16,4

Проведенные нами анкетные исследования по расчету финансовых затрат на оплату лечения и реабилитацию детей с нарушением осанки, не занимающихся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка», выявили, что затраты могут составлять для родителей 76,0-100,6 тысяч рублей в год (при выполнении всей программы реабилитации) (табл. 2).

Таблица 2

Финансовые затраты на лечебные и реабилитационные мероприятия при нарушениях осанки у детей младшего школьного возраста, не занимающихся по программе «Здоровей-ка» (на 1 ребенка)

Виды лечебных и реабилитационных мероприятий

Стоимость 1 дня (раза)

Продолжительность

Сумма в

тыс. руб.

Оплата занятий ЛФК

1200-1500 руб.

 (1 занятие)

Курс 10 дней

4 раза в год

 (40 акад.часов)

48,0 -60,0

Массаж спины

300-500 руб.

Курс 10 дней

4 раза в год

12,0-20,0

Оздоровительное плавание

330-400 руб.

(1 индивидуальное занятие с инструктором ЛФК)

Курс 10 раз

4 раза в год

13,2- 16,2

Медикаментозное лечение и витамины при простудных заболеваниях

 

 

3,0-5,0

Итого

76,0-100,6

В настоящее время подобное финансовое обеспечение существующей традиционной системы коррекции нарушений осанки и восстановления в условиях лечебных учреждений г. Уфы представляется достаточно сложным для многих родителей.

Часть детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивной аэробикой, при постановке диагноза - «нарушение осанки», вынуждена по состоянию здоровья покидать секцию на первом году занятий, если родители не обеспечивают детям своевременное лечение. К сожалению, не всякая семья имеет возможность оплатить лечение детей с диагнозом «нарушение осанки» в условиях лечебных учреждений по полной программе. В более экономически выгодном положении находятся дети с нарушениями осанки, занимающиеся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка».

По анализу проведенного анкетного исследования и расчета финансовых затрат на оплату лечения и реабилитации детей с нарушением осанки, занимающихся по учебно-тренировочной программе «Здоровей-ка», установлен размер оплаты лечения в сумме 5,2-7,0 тысяч рублей в год (табл. 3).

Таблица 3

Финансовые затраты на лечебные и реабилитационные мероприятия при нарушениях осанки у детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе «Здоровей-ка» (на 1 ребенка)

Виды лечебных и реабилитационных мероприятий

Стоимость 1 дня (раза)

Продолжительность

Сумма в тыс. руб.

Оплата занятий ЛФК

-

(акад.час.)

-

Массаж спины

-

-

-

Оздоровительное плавание

80-100 руб.

(1 тренировочное занятие)

40 раз

(1 раз в неделю в течение учебного года)

3,2-4,0

Медикаментозное лечение и витамины при простудных заболеваниях

 

 

2,0-3,0

Итого

5,2-7,0

Выводы и заключение. Полученные результаты свидетельствуют об актуальности и экономической обоснованности внедрения оздоровительной программы «Здоровей-ка», включающей упражнения лечебной физической культуры, дополнительные виды физической активности и оздоровительное плавание в учебно-тренировочные занятия по спортивной аэробике для детей младшего школьного возраста с целью решения острой проблемы коррекции осанки.

Рецензенты:

Янгуразова  З.А., д.б.н., профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Галиев М.А., д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды Башкирского государственного университета, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Тарасова М.В., Коган О.С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15532 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252