Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЦЕННОСТЬ ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Сандалова Ю.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия» Минздрава России
В статье перечислены виды социальных отношений (классовые, национальные, этнические, групповые, межличностные отношения, правоотношения), классификация по направленности социальных действий (односторонние социальные отношения, взаимные отношения, отношения зависимости), по вектору (соперничество как взаимное отрицательное отношение и сотрудничество как взаимное положительное отношение). Проанализировано понимание социальных отношений в различных науках: философии, культурологии и педагогике. В философии, например, социальные отношения понимаются как чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира; а в педагогике как специально организованная деятельность по передаче социального опыта. Раскрыта структура социального опыта человека: знание как накопленная информация о мире и способах выполнения различных видов деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. К характеристикам, описывающим социальный опыт, относятся: материальная производственная деятельность, социальные отношения, художественная практика, научная практика; опыт отношения к природе, опыт организации жизнедеятельности общества и человека; процесс и результат взаимодействия общественного субъекта с внешним миром. Предлагается опыт социальных отношений студентов рассматривать через мотивационно-эмоциональный, когнитивный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты.
социальные отношения
социальный опыт
социальное воспитание
студенты
1. Александрова Н.С. Научно-педагогическое знание: поиск, решения и перспективы: монография. – Киров, 2012.
2. Бычкова В.С., Зубкова Т.И. Социальный опыт как основа социального воспитания. – http://do.teleclinica.ru/206139/
3. Кривых Л.Д. Формирование опыта социальных отношений у студентов неязыковых специальностей средствами иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. – Астрахань, 2011.
4. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994.
5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
6. Lasswell H., Kaplan A. Power and society: A framework for political inquiry. N.Y., 1963, с. 154-215.
Социальные связи человека, находящегося в любой по количеству группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. В результате складывается сложная сеть взаимодействий, которая охватывает различное число индивидов. Постепенно, в ходе общения из всей совокупности взаимодействий формируются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением данных индивидов. Такие осознанные и эмоциональные взаимодействия, которые соотносятся по смыслу друг с другом и характеризуются соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей действительности. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей определяют индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия и активизируют к жизни социальные отношения.

Специфика социальных отношений личности заключается, в первую очередь, в том, что в них индивиды относятся друг к другу не только как индивид к индивиду, но и как индивиды представители определенных общественных групп (например, люди разных профессий, или политических партий). Основой таких отношений становятся не симпатия или антипатия, а некое определенное положение, занимаемое каждым отдельным индивидом в обществе.

Социальные взаимодействия осуществляются на разной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн) считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности.

Существуют несколько классификаций социальных отношений. В частности, различают: классовые, национальные, этнические, групповые, межличностные отношения, правоотношения.

По направленности социальных действий С.С. Фролов выделяет [4]:

1) односторонние социальные отношения, когда партнеры относятся друг к другу по-разному;

2) взаимные - соответствующие друг другу;

3) отношения зависимости, когда действия одного партнера зависят от действий другого. Зависимость в этом случае может быть: структурной, основанной на различии статусов в группе (подчиненный зависит от руководителя, занимающего более высокий по сравнению с ним статус); латентной, возникающей из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса (руководитель зависит от подчиненного, родитель от ребенка); отношение зависимости порождает власть - способность одних людей контролировать действия других.

По вектору социальные отношения можно подразделить на следующие виды:

  • ­ сотрудничество (взаимное положительное отношение) - является основой объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви (дружба, солидарность, политический союз между партиями или государствами, деловое партнерство). Важнейшими чертами сотрудничества являются:
  • ­ обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия, при котором каждая из сторон получает то, что признает приемлемым, обоснованным;
  • ­ направленность взаимодействия на достижение совместной (но не аналогичной) цели;
  • ­ подкрепление сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Соперничество (взаимное отрицательное отношение) - предполагает в качестве предпосылки наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон. Важнейшие черты соперничества:

  • ­ стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника;
  • ­ отсутствие общих, совместных целей, но обязательное наличие аналогичных целей относительно неделимого объекта;
  • ­ подкрепление соперничества негативными средствами обмена: завистью, хитростью, озлоблением.

Одним из наиболее распространенных типов соперничества является конкуренция - соперничество двух или более субъектов за что-то, находящееся вне этих субъектов.

Рассмотрение теоретических подходов к феномену социальных отношений обязывает рассмотреть  сущность и роль опыта социальных отношений в социализации личности.

Опыт в философии в традиционном смысле понимается как чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира. Опыт понимается и как взаимодействие общественного субъекта с внешним миром, и как результат такого взаимодействия. В таком понимании опыт непосредственно сливается со всей совокупной общественной практикой. Также опыт - это совокупность знаний, навыков и умений, которыми обладает и которые может использовать человек в соответствии с целями и задачами своей жизни. Т.е. опыт в философии - это теоретическое и практическое отношение к миру [2].

Опыт социальных отношений является составляющей социального опыта индивида и условий его социального воспитания. Понятие «социальный опыт», рассматриваемое в культурологическом контексте, означает важнейшую содержательную компоненту культуры, представляющую собой исторически селектированные и аккумулированные в общественном сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей. Социальный опыт здесь выполняет несколько функций: аккумулирование прямых и опосредованных способов поддержания и обеспечения социального объединения людей в различных организационных формах; аккумуляция локальных культурных черт и на уровне социальных коллективов и в личностной культурной специфике индивидов; социальное воспроизводство сообществ как трансляция культурных особенностей от поколения к поколению.

В педагогике социальный опыт можно рассматривать как смыслообразующее понятие. Специально организованная деятельность по передаче социального опыта - это суть педагогического процесса [2].

Под социальным объективированным опытом в современном образовании понимается опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном. Социальный опыт отражен во всей совокупности знаний, накопленных человечеством. Он зафиксирован  в материальной и духовной культуре, в формах и способах деятельности; посредством языка в общественном сознании.

Итак, под социальным опытом студента понимается опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия при исполнении комплекса социальных ролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям. В связи с этим, социальный опыт  определяет содержание установок и знаний, уровень развития его умений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия студента с окружающим миром. Для студента овладеть социальным опытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является. Таким образом, каждому студенту важно не просто усвоить общественный социальный опыт, а присвоить его.

Социальный опыт человека как некая целостность и интегральное образование имеет свою структуру. В.В. Краевским и И.Я. Лернером выделяются следующие составляющие социального опыта:

  1. знание- представляет собой всю накопленную информацию о мире и способах выполнения различных видов деятельности;
  2. опыт осуществления известных способов деятельности - включает готовность выполнять установленные нормы, правила деятельности в их проявлении, а также систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений;
  3. опыт творческой деятельности - предполагает сформированное творческое отношение к деятельности и готовность личности к организации собственных творческих инициатив;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека - содержит совокупность социальных потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно определенных объектов, входящих в систему ценностей.

К характеристикам, описывающим социальный опыт, также относятся: материальная производственная деятельность, социальные отношения, художественная практика, научная практика (С. Э. Крапивенский); опыт отношения к природе, опыт организации жизнедеятельности общества и человека (Н. Е. Щуркова); процесс и результат взаимодействия общественного субъекта с внешним миром.

Анализ педагогических, социологических, психологических исследований позволил нам выявить сущность опыта социальных отношений студентов, представляющая собой динамическую совокупность знаний о социальных субъектах (социальных институтах и их отдельных представителях) и умений организации социального взаимодействия с ними на основе принятия системы общественных ценностей, норм и правил. Мы считаем, что опыт социальных отношений студентов включает в себя мотивационно-эмоциональный, когнитивный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты.

Мотивационно-эмоциональный компонент опыта социальных отношений предусматривает наличие у студентов потребности в социальных контактах на основе принятия общественных ценностей, норм и правил.

Большую роль в опыте социальных отношений играет когнитивный компонент, предполагающий наличие у студентов знаний о социальной среде, социальных субъектах, правилах организации эффективного взаимодействия с ними.

Операционно-деятельностный компонент опыта социальных отношений является центральным в его структуре и включает умения, навыки, личностные качества, требующиеся для эффективного построения социальных отношений с разными социальными субъектами.

Оценочно-рефлексивный компонент предусматривает наличие у студента навыков оценки и рефлексии поведения в ситуациях вступления в социальные отношения для последующего совершенствования имеющегося опыта.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.  Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Важнейшую роль в процессе социализации играют так называемые агенты социализации: отдельные люди, различные учреждения, организации (армия, школа). На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация личности во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, которые подразделяются на социально-психологические и социально-педагогические.

К социально-психологическим механизмам относят следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу, это один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором личность рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социально-педагогические механизмы социализации включают нижеперечисленные.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение личностью норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия личности с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия личности с различными институтами происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия личности с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса, благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Сущность опыта социальных отношений студентов представляет собой динамическую совокупность знаний о социальных субъектах (социальных институтах и их отдельных представителях) и умений организации социального взаимодействия с ними на основе принятия системы общественных ценностей, норм и правил. Опыт социальных отношений студентов включает в себя мотивационно-эмоциональный, когнитивный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты, сформированность которых обеспечивает успешную социализацию.

Рецензенты:

Беспятых В.И., д.э.н., профессор, зав.кафедрой менеджмента НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Сандалова Ю.В. ЦЕННОСТЬ ОПЫТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15385 (дата обращения: 15.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074