Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аматьева Е.П. 1 Иванчук С.А. 1
1 Государственное высшее учебное заведение «Донбасский государственный педагогический университет»
Воспитание экономической компетентности у подрастающего поколения - актуальная проблема дошкольного образования на современном этапе. Одной из ее составляющих является культура потребления личности, основы которой необходимо формировать на этапе дошкольного детства. Анализ философских, социологических и психолого-педагогических исследований по проблеме позволяют выделить в структуре культуры потребления детей старшего дошкольного возраста такие компоненты: мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный. Изучение современных образовательных технологий позволило выделить образование для устойчивого развития личности, которое становится все более актуальным в последние годы и используется с целью развития экономической, экологической и социальной сфер личности. Изучение опыта использования эмпауэрмент-педагогики в работе со взрослыми и детьми разных возрастных категорий подтверждает позитивные возможности ее применения в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования у них культуры потребления как структурного компонента личности.
спиралевидная модель
эмпауэрмент-педагогика
образование для устойчивого развития
структурные компоненты
дошкольный возраст
культура потребления
1. Мелманн М., Пометун Е. И. Диалоги об образовании для устойчивого развития. - К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. - 180 с.
2. Мелманн М. Образование для устойчивого развития: слепцы и слон // Адукатар. – 2006. – №2 (8). – С. 9-10.
3. Рябова Н., Новикова Т. Обучение демократии. В поисках гармонии. Образование для устойчивого развития. - Минск: Экодом, 2007. - 102 с.
4. Сыкало А. Образование для устойчивого развития: необходим «всеобуч»! // Адукатар. – 2006. – №2 (8). – С. 6-8.
5. Гавриш Н., Безсонова О. Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць. - К.: Видавничий Дім «Слово», 2012. - 256 с.
6. Пометун О. Що таке «емпауермент-педагогіка»? // Надихаємо на дії. – 2008. – №1 (1). – С. 10-12.

Изменения, происходящие в современном мире, требуют пересмотра требований к процессу воспитания подрастающего поколения, способного не только приспособиться к ускоряющемуся темпу жизни, к ритму обновления информации и расширению связей в мировом пространстве. Современному миру необходимы граждане, способные к позитивным изменениям; которые смогут остановить тенденции, разрушающие планету и направить жизнь своих соотечественников на новые пути развития, созидание и приумножение природных, социальных и информационных ресурсов. В связи с появлением таких требований возникает необходимость пересмотра воспитательно-образовательных программ, призванных формировать такое поколение. Для этого необходимо не только определить цель и задачи, но и найти пути реализации таких программ. Этим обоснован поиск новых форм и методов, технологий, которые докажут свою результативность в современных условиях воспитания подрастающего поколения.

На современном этапе особое внимание требуют проблемы духовно-морального, экологического, экономического воспитания. В связи с этим, наше исследование посвящено проблеме формирования культуры потребления как составляющей экономического развития подрастающего поколения.

Актуальность проблемы формирования культуры потребления подчеркивается во многих современных исследованиях по проблемам формирования навыков потребления, потребительского поведения, особенностей экономического поведения личности. Так, изучению особенностей потребительского поведения в обществе и феномена «культура потребления» были посвящены работы Н. Домбровской, Т. Кармазиной, В. Комаровской, Г. Ложкина, М. Мастинец, И. Набруско, Ю. Пачковского, Р. Савчинского и др. В области образования исследовались проблемы подготовки будущих педагогов к формированию культуры потребления у детей (Н. Слюсаренко, З. Филончук и др.), формирования потребительской культуры студентов (С. Вегера, А. Сорокина и др.), школьников (Е. Гриценчук, Ю. Моргун, О. Овчарук, В. Уткина и др.), дошкольников (Т. Галговская, В. Гербова, Н. Грама, Г. Григоренко, Р. Жадан, Н. Побирченко, И. Сасова, А. Шатова и др.). Изучая работы указанных авторов, нами была совершена попытка определить структурные компоненты культуры потребления детей дошкольного возраста. Среди них были выделены следующие: мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.

Мотивационный компонент основан на понимании ребенком собственных желаний, умением делать оптимальный выбор, ориентироваться на потребности высшего порядка, а не на материальные блага. Когнитивный компонент культуры потребления предполагает получение детьми элементарных знаний об основных экономических категориях, процессе потребления; о других людях как субъектах производства предметов потребления. Ценностно-смысловой компонент культуры потребления указывает на необходимость воспитания у детей моральных качеств, формирования духовных ценностей, которые помогут им сделать правильный выбор среди разнообразия желаний с учетом потребностей других людей, бережно относиться к предметной и социальной среде, избегать проявлений потребительского отношения. Деятельностный компонент выступает показателем того, на каком уровне ребенок усвоил знания экономического содержания, насколько осознал необходимость делать выбор среди своих желаний и на что ориентируется во время выбора, какие ценности являются для него приоритетными, как он поступает в различных социально-экономических ситуациях.

Поиск форм и методов формирования культуры потребления у детей дошкольного возраста привлек наше внимание к технологии образования для устойчивого развития, которая приобретает популярность в последние годы в странах СНГ.

Целью исследования стал анализ возможностей использования технологии устойчивого развития с целью формирования культуры потребления у детей дошкольного возраста.

Основное содержание исследования. Понятие «устойчивое развитие» стало популярным после конференции ООН в 1992 г. Впервые оно было употреблено в проекте «Эко-Команда» (1989 г.), целью которого было изменить поведение взрослых в процессе ведения ими домашнего хозяйства. Данный проект включал специальные программы подготовки тренеров-коучей для работы с эко-командами взрослых для изменения их образа ведения домашнего хозяйства, развития качеств экономного потребителя, хозяина. Результаты применения программ доказали их эффективность и возможность использования в работе с подрастающим поколением [1].

Так, идея устойчивого развития постепенно стала проникать в образовательный процесс с целью воспитания поколения, способного создавать новое устойчивое общество, которое направлено на сохранение и приумножение ресурсов, живет с ориентацией на созидание, а не на разрушение. Образование для устойчивого развития подрастающего поколения должно ориентироваться на события социальной и природной среды, строится на ситуациях, которые часто встречаются в жизни детей.

Организация объединенных наций в марте 2005 года провозгласила Декаду образования для устойчивого развития как одного из приоритетов продвижения человечества к сознательному развитию [6]. Исследователи М. Мелманн и Е. Пометун раскрывают особенности образования для устойчивого развития как педагогической системы, в которой ставятся новые цели и задачи, идет поиск их разрешения путем использования новых подходов. Данная система ориентирована на построение устойчивого общества, приоритетами для которого являются взаимоуважение, терпимость друг к другу, построение взаимоотношений на основах межкультурного сотрудничества [1].

Исследователь М. Басси отмечает, что для организации человеческой деятельности необходимы физическая и интеллектуальная устойчивость; для ее согласованности - этическая и эмоциональная устойчивость, для определения направленности и цели этого процесса - духовная устойчивость [1]

Один из авторов Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, А. Сыкало, отмечает, что человек устойчивого развития является носителем не только определенных знаний, но и сформированных умений и навыков устойчивого развития. Для достижения этой цели необходима абсолютно новая демократическая и гуманистическая образовательная среда, в которой применяются новые методы для развития умений сотрудничества, осознанного выбора и принятия решений. Исследователь утверждает, что именно образование для устойчивого развития содержит механизм стимуляции личностного и карьерного роста, самосовершенствования, самообразования на протяжении всей жизни, которого пока не отражает ни одна из реформ в современной области образования [4].

Параллельно с понятием «образование для устойчивого развития» используется термин «эмпауэрмент». Автор тренинга «Педагогика эмпауэрмента» М. Мелманн трактует его как «пробуждение внутренней силы человека, его вдохновение, мотивация к действию» [1, с. 23]. Педагогика эмпауэрмента направлена на деятельностный подход в обучении, поскольку составляющими этого процесса определяются самостоятельное познание и действие, само- и взаимообучение учеников, принятие ими самостоятельных решений относительно собственного стиля жизни. Использование программ образования для устойчивого развития позволяет детям начать осознавать собственную роль в жизни: их действия, образ жизни, ценности, которые они выбирают, как влияют на состояние ближайшего окружения и окружающую среду [6].

Характеристиками образования для устойчивого развития являются: ориентация процесса обучения на нужды реальной жизни и жизненные ситуации самих учеников; связь между обучением и реальной жизнью, открытый характер обучения, уважение к идеям и мыслям каждого; формулирование жизненных и познавательных целей самими детьми, их ориентация на взаимосвязь индивидуальных, коллективных целей и целей общественных, общечеловеческих; оценка результатов каждого, но без сравнения с результатами других. Кроме того, образование для устойчивого развития должно иметь междисциплинарный характер, а не включаться в образовательный процесс лишь как отдельный спецкурс, направленный на решение ряда проблем экономического или экологического развития. Из этого вытекает еще одна характеристика образования для устойчивого развития - его включенность и интеграция в разные области, на разных этапах воспитания и развития, взаимопроникновение в разные секторы (социальный, экономический, экологический) [2].

Образование для устойчивого развития ориентировано на построение воспитательного процесса по принципу индивидуализации. Авторы М. Мелманн, Е. Пометун выделяют такие принципы эмпауэрмент-педагогики: уважение к личности ребенка, его поддержка; привлечение всех детей к обучению с подчеркиванием значимости каждого из них в этом процессе; стимулирование активности с помощью вопросов, а не ответов; построение занятия на основе коммуникации, продуктивного и толерантного сотрудничества; доверие к ребенку со стороны педагога, предоставление ему возможности выбирать образ действия, необходимые средства и время для его реализации; отсутствие соревнования, негативного оценивания, давления на ребенка [1].

Авторы указывают, что осознанное развитие, направленное на изменения поведения человека, согласно эмпауэрмент-педагогике, должно функционировать по спиральной модели: сначала возникает мотив к деятельности на основе определенной заинтересованности, обеспокоенность чем-то; потом происходит поиск информации, благодаря которой возможно будет решить эту проблему; последним шагом становится непосредственное действие с дальнейшим его оцениванием. На этапе оценивания результата собственных действий, на основе появления новой информации или осмысления полученного, возникает мотив к дальнейшей деятельности, желание действовать дальше, то есть происходит последующее движение поведения по спиралевидной модели.

Согласно указанной модели, Е. Пометун определяет ряд стадий в образовании для устойчивого развития во время работы с детьми. Первая стадия направлена на создание содержательного поля, в котором будет происходить активная деятельность. Чтобы сформировать это поле, учителю вместе с детьми целесообразно проанализировать в рамках определенной темы то новое, что станет мотивом к деятельности. Это возможно на основе анализа темы сквозь призму собственного опыта ребенка: его знаний, представлений, образа жизни и т. п. Автор подчеркивает, что первая стадия, цель которой - вызвать у ребенка волнение, обеспокоенность чем-то, - будет проходить успешнее, если начать ее с несложной начальной исследовательской деятельности. Необходимо помнить, что для того, чтобы изменить что-то, ученику нужно сначала выполнить действие, которое поможет ему самому понять, что необходимо изменить. Вторая стадия работы направлена на рефлексивное осмысление полученной информации, критический анализ полученного опыта, обсуждение того, что и как делали, что ощущали. Такое обсуждение позволяет не только еще раз пережить полученный опыт, но и увидеть новые неисследованные аспекты, которые могут мотивировать к дальнейшей деятельности. Третья стадия направлена на поиск информации и ее осмысление, на переход от реальных ситуаций к их обобщению, определению закономерностей [6].

Коротко охарактеризовать стадии работы по устойчивому развитию можно так: определение проблемы - поиск решения (Что? Как? Зачем?) - действие. Программы для устойчивого развития должны строиться согласно указанной спиралевидной модели. Благодаря результату, полученному после первых трех стадий, расширяются представления ребенка о проблеме, он способен выделить круг новых, еще не разрешенных задач. Начинать работу нужно с несложного и интересного исследовательского задания, во время решения которого у ребенка возникает мотивация к деятельности не на основе предложенной педагогом проблемы, а благодаря ее самостоятельному видению на основе собственных обобщений и выводов. Такой подход является более действенным. Кроме того, спиралевидная модель стимулирует возникновение внутренней мотивации к действиям у воспитанника, поскольку каждый раз на третьей стадии происходит анализ предыдущих действий, результатов своих действий и других участников команды, что позволяет увидеть новые нерешенные проблемы.

Анализируя вместе с учителем полученную информацию с целью определения дальнейших шагов собственной деятельности, дети приучаются к регулярному измерению и сравнению своих достижений. Возникает понимание того, что полученные ими и другими детьми результаты деятельности становятся источником для изучения своих нужд и возможностей. Это отображается в формах работы: коллективные дополняют индивидуальные, меняются на групповые, где задания выполняют, например, в парах.

Последовательность шагов в эмпауэрмент-педагогике предусматривает привлечение детей к «действиям». Сначала возникает необходимость анализа своего стиля жизни на основе опыта семьи (особенности экономии в семье, планирование и осуществление закупок, ведение хозяйства и т.п.), на основе вопросов, которые ставит педагог. Итогом этой дискуссии должен стать вопрос к детям: «Какой твой собственный образ жизни?». После получения ими информации относительно определенной проблемы нужно помочь детям в формулировании намерения действия. После осуществления действия, педагог должен обеспечить обратную связь.

Исследователи Н. Гавриш, Е. Сапрыкина считают, что идеи образования для устойчивого развития возможно использовать в работе не только со школьниками, но и с детьми дошкольного возраста. Они предлагают применять элементы эмпауэрмент-педагогики для усвоения детьми навыков, необходимых для целесообразного поведения в сфере экологии, экономики, социального поведения, направленного на создание устойчивого общества. В качестве формы применения основ эмпауэрмент-педагогики в работе с дошкольниками предлагается тематический день. В соответствии с эмпауэрмент-моделью, данная программа включает девять тематических дней, которые состоят из трех тем (авторы предлагают темы: «Общение», «Ресурсы», «Подарок») и проводятся один раз в две недели. Каждый день предполагает решение конкретных задач, связанных с повседневной жизнью детей, поэтому понятных и доступных этой возрастной группе. Цель каждого тематического дня - формировать у детей старшего дошкольного возраста определенные навыки повседневного поведения, а главное - понимание необходимости использования этих навыков, создание условий для устойчивого поведения детей. Этому также способствует умелое соединение на протяжении тематического дня разных форм и методов с применением наглядности. Кроме того, по мнению ученых, к «проживанию» тематического дня следует приглашать взрослых. Если включать родителей в решение проблемы тематического дня, заинтересовать ею, вызвать определенное переживание и понимание необходимости ее решения, позволит сделать работу по устойчивому развитию дошкольников более многогранной и результативной [5].

Заключение. Анализ исследований, посвященных проблемам образования для устойчивого развития, показал, что приоритетными в плане создания устойчивого общества, являются экономическая, экологическая и социальная направленность. Большинство программ для устойчивого развития связаны с темами рационального использования ресурсов, их сбережением и приумножением, проблемами потребления и т.п. [6; 4]. В соответствии с целями нашего исследования, особый интерес для нас представляют программы экономической направленности, а именно - проблема формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста. При этом следует заметить, что данная тема не рассматривается как узконаправленная, она тесно связана с вопросами экологии и взаимоотношения социума с природой.

Изучение возможностей использования эмпауэрмент-педагогики практиками указывает на возможность ее использования в работе с детьми дошкольного возраста. Использование спиралевидной модели эмпауэрмента будет способствовать формированию всех структурных компонентов культуры потребления детей дошкольного возраста. Так, на первой стадии эмпауэрмента, когда происходит создание содержательного поля путем стимулирования мотивации к решению данной проблемы, активизируется мотивационный компонент культуры потребления. На второй стадии работы, которая направлена на осмысление полученной информации и поиск решения данной задачи, активизируется когнитивный компонент. На третьей стадии, направленной на переход от размышлений к действию, активизируется деятельностный компонент. Анализ предпринятых действий, собственных ощущений, полученной информации во время прохождения всех трех стадий эмпауэрмента, способствует наполнению и закреплению морально-ценностного компонента культуры потребления у ребенка.

Рецензенты:

Трифонова Е.С., д.п.н., заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского, г. Николаев;

Рогальская-Яблонская И.П., д.п.н., профессор, руководитель лаборатории «Дошкольное образование: история, перспективы развития в ХХІ столетии», заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань.


Библиографическая ссылка

Аматьева Е.П., Иванчук С.А. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15372 (дата обращения: 17.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252