Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА СКОРОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Колосова О.Н. 1 Николаева Е.Н. 2 Бельчусова Е.А. 2 Мельгуй Н.В. 2
1 Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН
2 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Медицинский институт
В статье представлены результаты исследования сезонной динамики скорости и устойчивости простых зрительно-моторных реакций (ЗМР) у студентов, обучающихся в вузе в условиях Севера, с учетом гендерных и этнических параметров. В обследовании на основе добровольного информированного согласия приняли участие 110 женщин (70 якуток и 40 русских) и 85 мужчин (50 якутов и 35 русских). Результаты исследования показали наличие достоверных различий скорости и устойчивости ЗМР у мужчин и женщин. Выявлено, что сила возбуждения, подвижность и скорость проведения возбуждения по нервным сетям слабее у женщин, чем у мужчин, вне зависимости от этноса. Предположено, что сезонная динамика скорости ЗМР у студентов якутов связана с эволюционно выработанными механизмами адаптации к ярко выраженному сезонному фотопериодизму в условиях Севера и лежит в основе оптимального восприятия.
Север
экологическая физиология
студенты
зрительно-моторные реакции
адаптация
1. Агаджанян Н.А., Ермакова Н.В. Экологический портрет человека на Севере. – М.: КРУК, 1997. – 208 с.
2. Байгужин П.А. Оптимизация оценки показателей сенсомоторной реакции – предикторов функционального состояния центральной нервной системы // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL:www.science-education/100-5204.
3. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
4. Кандрор И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем севере. – М.: Медицина, 1968. – 280с.
5. Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М.: МИПКРО, 2001.
6. Нестеренко А.И., Васильев В.Н., Медведев М.А. Робенкова Т.В. Физиологические и психологические показатели зависимости состояния организма от типологической принадлежности // Физиология человека. – 2003. – Т.29. – № 6. – С.79-85.
7. Нехорошкова А.Н. психофизиологический анализ зрительно-моторной деятельности у детей с высокой тревожностью: автореф. дис. … канд. биол. наук. – Архангельск, 2011. – С.18.
8. Николаева Е.Н., Колосова О.Н. Состояние неспецифических адаптивных реакций и эмоциональной устойчивости организма студентов при адаптации к учебной деятельности // Тезисы докладов XII международного русско-японского медицинского симпозиума. – Красноярск, 2005. – С.579.
9. Шумейко А.А. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям Дальнего Востока // Материалы конференции, 12–13 февраля, г. Хабаровск, 2003.
10. Princi P., Parco S. Paramik evolution variability the menstrual cycl // Biomed Sci Instrum. – 2005; 41 : 340-5.
Качество профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием обусловлено, прежде всего, успешностью усвоения образовательной программы при обучении в вузе. Учебная деятельность, являясь разновидностью социальной адаптации, включает в себя не только физиологические компоненты адаптации, но и психофизиологические, представляя собой сложный многоуровневый процесс.

Результативность усвоения образовательной программы студентами во многом определяется свойствами нервных процессов, протекающих в центральной нервной системе, одним из показателей которых является скорость простых сенсомоторных реакций (ПСМР). Наиболее важными в процессе усвоения студентами нового материала являются зрительно-моторные реакции (ЗМР). Показатели ПСМР, как известно, дают возможность судить о силе нервных процессов по латентному периоду от момента раздражения до ответной реакции. Время ПСМР является интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги и, в отличие от спинальных рефлексов, затрагивает кортикальное звено рефлекторной дуги [2, 5, 10].

Действие специфических экстремальных факторов Севера может оказывать негативное влияние на различные адаптивные параметры. В первую очередь, к таким факторам относится своеобразная фотопериодичность (наличие «полярного дня» и «полярной ночи»), которая вносит не всегда позитивные коррективы в стратегию психофизиологической и хронофизиологической адаптации человека в условиях Севера, особенно тех, кто приезжает из других климато-географических зон [4]. Сдвиги биоритмов ведут к нерациональному расходу энергии, постоянному напряжению организма и изменениям его работоспособности [3]. У коренных жителей Севера в результате длительной исторической адаптации сформировался специфический морфофункциональный комплекс, который академик Н.А. Агаджанян назвал «экологическим портретом» человека [1]. Вероятно, эволюционно у человека, приспособленного к ярко выраженному сезонному фотопериодизму, должны были быть выработаны механизмы, позволяющие ему экономно функционировать в условиях экстремального климата.

Целью данного исследования является изучение сезонной динамики скорости зрительно-моторных реакций у студентов, обучающихся в условиях Севера, в зависимости от пола и этнической принадлежности.

Материал и методы исследования

Объектом исследования выступили практически здоровые студенты 2-го курса медицинского института СВФУ им.М.К. Амосова, из числа добровольцев, в возрасте от 17 до 24 лет (n =195); в том числе 110 женщин и 85 мужчин. С целью исследования различий в механизмах адаптации коренного и пришлого населения Севера студенты были разделены на две группы по этнической принадлежности: якуты (СЯ) и русские (СР). Всего обследовано. Исследования проводили в зимнее (ноябрь-декабрь) и переходное - весеннее (март-апрель) время года.

Скорость ЗМР регистрировали с использованием АПК «НС психотест» (ООО «Нейрософт», Россия). Количество предъявляемых сигналов равнялось 70. Для оценки устойчивости и подвижности нейродинамических показателей измеряли скорость ЗМР при действии постороннего раздражителя. В качестве постороннего раздражителя применялась разговорная речь.

Статистический анализ (М - среднее арифметическое, m - стандартную ошибку среднего арифметического, достоверность различий) полученных результатов проводили с использованием пакета прикладных программ для Электронных Таблиц - Microsoft Excel для Windows.

Результаты и их обсуждение

Полученные результаты определения скорости ЗМР в покое показали наличие достоверных различий по гендерному признаку. Так, скорость ЗМР достоверно ниже у женщин (199,97±1,80) мсек, чем у мужчин (188,46±1,86) мсек, (при р<0,001) (таблица 1). Выявленные скорости ЗМР. Наиболее короткий латентный период реакции на зрительный стимул отмечается у мужчин СР (186,78 мсек), а более продолжительный - у женщин СЯ (202,6 мсек).

Таблица 1

Показатели скорости зрительно-моторных реакций (мсек) у студентов разных этнических групп в зависимости от половой принадлежности в покое (М±m)

Этническая группа

женщины

мужчины

якуты

202,60±2,64**

(n=70)

189,24±2,39**

(n=50)

русские

196,82±2,35*

(n=40)

186,78±2,81*

(n=35)

все

199,97±1,80*

(n=110)

188,46±1,86*

(n=85)

Примечание: * - достоверность различий по половой принадлежности при р ≤ 0,05;

** - достоверность различий по половой принадлежности при р ≤ 0,001.

С целью исследования устойчивости силы нервных процессов проводили определение ЗМР при предъявлении отвлекающего раздражителя, результаты которого выявили более длительное (на 13,03 мсек) торможение скорости ЗМР у женщин (Ж) по сравнению с мужчинами (М) (рис.1).

Рис.1. Прирост скорости зрительно-моторных реакций (в мсек) при предъявлении отвлекающего агента у студентов в зависимости от половой принадлежности

При исследовании динамики скорости ЗМР при предъявлении отвлекающего агента у студентов в зависимости от этноса были выявлены следующие параметры прироста скорости (рис. 2). При предъявлении отвлекающего агента у СЯ отмечается больший эффект замедления скорости ЗМР, чем у СР.

Рис. 2. Прирост скорости зрительно-моторной реакции при предъявлении отвлекающего агента у студентов разных этнических групп в зависимости от половой принадлежности (в мсек)

Наименее устойчивы оказались женщины СЯ (прирост на 54,25 мсек) и СР (прирост составил 42,03 мсек). Полученные данные свидетельствуют о низкой устойчивости очагов возбуждения у женщин, что может быть связано, как отмечают многие исследователи, с наличием у них более высокого уровня психоэмоционального напряжения. [6, 7]. Известно, что повышение уровня эмоционального тонуса приводит к облегчению прохождения нервных импульсов в КБП, при этом чрезмерно высокая и длительная генерализация возбуждения в ЦНС, наблюдаемая при эмоциональном стрессировании, может стать причиной нарушения синхронизированной деятельности нервной системы и развития тормозных процессов. Поэтому при высоком уровне психоэмоционального напряжения выявляется снижение эффективности деятельности нервной системы, в том числе в когнитивной области [8, 9].

Результаты исследования изменения скорости ЗМР в зимнее и в весеннее (переходный сезонный период) время года, представленные в таблице 2, свидетельствуют о сезонной динамике показателей, особенно у СЯ.

Таблица 2

Скорость зрительно-моторных реакций (мсек)

у студентов в зависимости от сезона года (М±m)

этническая принадлежность

половая принадлежность

зима

весна

якуты

женщины

200,95±3,29*

205,26±4,44*

мужчины

184,46±2,12*

200,76±5,56*

русские

женщины

197,22±3,43

196,35±3,22

мужчины

185,14±4,43

188,54±3,49

Примечание: * - достоверность различий при р≤0,01.

У женщин СР достоверных изменений в скорости ЗМР в разное время года не выявлено. Выявлено достоверное замедление скорости ЗМР у СЯ в весенние месяцы. Можно предположить, что в весенние месяцы, когда происходит значительное удлинение светлого периода суток, происходит расширение нервных сетей, участвующих в переработке информации, что и приводит к замедлению сенсомоторных реакций в весенние месяцы. Кроме того, известно, что полярный день вначале производит возбуждающее воздействие, но вскоре развиваются явления перевозбуждения и утомления. Длительное световое раздражение ведет к переходу возбуждения в состояние охранительного торможения [4]. В период полярной ночи уменьшение интенсивности естественного освещения и ограничение зрительных восприятий ведет к противоположным результатам. Возможно, такая сезонная лабильность скорости ЗМР на действие специфического фотопериодизма Севера у СЯ является защитной приспособительной реакцией центральной нервной системы, выработанной в процессе эволюции, снижающая чрезмерные энергозатраты организма.

Заключение

Таким образом, результаты исследования показали наличие достоверных различий скорости и устойчивости ЗМР по гендерным признакам. Сила возбуждения, подвижность и скорость проведения возбуждения по нервным сетям в ЦНС, независимо от этноса, у женщин слабее, чем у мужчин. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при проведении простой психической реакции (ЗМР) у женщин, имеющих более высокий уровень психоэмоционального напряжения, отмечается более длительный период переработки зрительной информации, чем у мужчин, который может обусловить меньшую скорость выработки условных рефлексов и, следовательно, динамического стереотипа. Результаты исследования скорости простых ЗМР у студентов различной этнической принадлежности выявили сезонную лабильность скорости ЗМР у СЯ и относительную стабильность скорости ЗМР у СР. Можно предположить, что достоверная сезонная динамика скорости ЗМР у СЯ связана с эволюционно выработанными механизмами адаптации к ярко выраженному сезонному фотопериодизму в условиях Севера и лежит в основе оптимального восприятия.

Рецензенты:

Журавская А.Н., д.б.н., профессор, гл. н. с. Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, г. Якутск.

Захарова Ф.А., д.м.н., профессор кафедры «Нормальная и патологическая физиология» ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Колосова О.Н., Николаева Е.Н., Бельчусова Е.А., Мельгуй Н.В. СЕЗОННАЯ ДИНАМИКА СКОРОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15319 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252