Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Кузнецова В.В.

Смена общественно-политического и экономического строя в России в конце прошлого века вызвала, в свою очередь, смену нравственно-ценностных ориентаций. В настоящее время самой большой ценностью, в соответствии с провозглашенными принципами демократизации и гуманизма, признается свободная, гармонично и всесторонне развитая и образованная личность, способная жить и творчески работать в современных условиях постоянно меняющегося мира. Сейчас востребована личность, подготовленная к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личность, способная разделять и преумножать его ценности.

Педагогика - область человеческой деятельности, характеризующаяся повышенной ответственностью оратора (учителя) за свое речевое поведение. Речевое поведение учителя имеет свою специфику и должно быть определенным образом сформировано. Учитель - личность публичная, и его профессиональная речь тесно связана с педагогической этикой и педагогической риторикой. По сути учитель является творческой, ценностно ориентированной личностью, способной постоянно изменяться и совершенствоваться.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной «для тех, кто пользуется словом как основным... инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся» [1: 3].

Одной из самых важных категорий педагогической этики является коммуникативно-речевая деятельность. Деятельность есть совокупное (имеющее первоначально коллективно-распределенный характер) самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром [2].

Таким образом, коммуникативно-речевая деятельность учителя начальных классов - совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распределительный характер и направленное на слушателей с определенной целью. Педагогическая этика как система норм нравственного поведения учителя предполагает выполнение им определенных обязанностей по отношению к обществу, профессии, обучаемым детям, друг другу. Педагогическая этика неотделима от профессиональной культуры.

Поскольку, по Э.Маркарян [3], культура является способом человеческой деятельности, то возникает необходимость связать коммуникативно-речевую деятельность будущего учителя с его общей культурой. По В.Келле [4], культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной деятельности. Поэтому самой важной характеристикой учителя является его профессиональная культура, составной частью которой представляется культура коммуникативно-речевая. Л. Коган определяет культуру как «систему, выступающую мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности» [6]. Формирование и развитие профессионального потенциала будущего учителя начальных классов происходит в том числе и на основе коммуникативно-речевых умений.

Исходя из того, что культура личности является многомерным, разномодальным понятием, системой, отражающей и внутреннее состояние индивида, и внешние его проявления в социуме, можно определить коммуникативно-речевую культуру учителя как систему, выступающую мерой и способом формирования педагогической этики на фоне профессиональной активности.

Особенностью профессиональной активности является то, что она проявляется в деятельности как единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность - ценностный способ моделирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» [6: 11].

Активность в качестве принципа пронизывает все стороны процесса образования, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе научного мировоззрения, так как проблемы развития профессиональной активности студентов рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности.

На этапе обучения в высшей школе в качестве одного из ведущих видов деятельности следует признать формирование коммуникативно-речевой культуры, выступающей в качестве основы профессиональной этики и одного из факторов социальной и профессиональной самореализации личности.

Для определения сущности и содержания процесса формирования коммуникативно-речевой культуры студентов необходимо рассмотреть особенности данного возраста, его доминирующие социальные, психолого-физиологические характеристики. Понятие «возраст» рассматривают в психолого-педагогической литературе как конкретную, относительно ограниченную во времени ступень психологического развития индивида как личности, которая характеризуется совокупностью объективно существующих физиологических, психических и социальных изменений.

Возраст студента - одна из существенных сторон, которая во многом определяет особенности процесса воспитания личности в вузе. Переходный возраст от старшего школьного (15-17 лет) к студенческому наиболее восприимчив для процесса формирования общей культуры, потребностей нравственно-ценностного характера, мотивации гражданского поведения и активной жизненной позиции личности. Это период становления взрослости, освоения новых «взрослых» ролей, стереотипов и норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и обязанностям.

«Возраст 17 - 23 года - наиболее плодотворный для формирования знаний, умений, навыков, научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней мыслительной культуры» [8: 217]. По мнению Б.Г.Ананьева [9], наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во многом совпадают. Л.И. Рувинский считает, что этому возрасту присуще стремление к всестороннему развитию своих способностей, составление конкретных программ для развития воли, интеллектуальных, эстетических качеств [10: 130].

В ранней юности у человека формируются представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, человек становится способным осуществлять нравственный выбор. Учет этапов профессионального становления личности студента позволяет педагогу выяснить, в чем должна проявляться активность студентов в период учебы в вузе. Психолого-педагогические исследования позволяют сделать вывод, что активность студентов на этом этапе выражается в эмоционально положительном стремлении к овладению коммуникативно-речевыми навыками, научными знаниями, нравственными понятиями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.

В настоящее время ставится вопрос о смене аксиологических парадигм: на смену идеалу роста благосостояния идет идеал «духовности и самоограничения», который является средством становления новой системы ценностей, ориентированных на культуру человечества, а это также влечет за собой необходимость в формировании глобального мышления у педагога и обучаемых.

В данной ситуации происходит изменение образовательных парадигм, нашедшее свое отражение в создании концепций личностно ориентированного образования, в центре которых - удовлетворение потребности личности в нравственном, культурном и интеллектуальном развитии, в реализации ее потенциала в избранной сфере профессиональной деятельности. Личностная ориентированность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося, его творческого потенциала, социально-гражданской компетенции как субъекта самостоятельной профессиональной деятельности. Личностно-психологической основой этого подхода является естественное стремление человека к совершенствованию и совершенству, к гармоническому состоянию внутри себя и с окружающим миром. В образовании практически сложился ценностный подход. Он связан с выявлением и формированием системы ценностей человека, которые представляют собой совокупность осознанных смыслов его жизни, и ценностных ориентаций - направленности субъекта на реализацию ценностей.

Целью учебно-воспитательного процесса в вузе наряду с подготовкой высококлассного специалиста, обладающего достаточной степенью профессиональной компетенции, является и разностороннее развитие личности с нравственно-ценностной мотивацией поведения во всех сферах жизни и деятельности - как профессиональной, так и социальной. Профессиональная этика является неотъемлемой чертой, характерным свойством каждого специалиста любой профессии, в особенности это касается учителя.

С учетом этапов профессионального становления специалиста как ответственного субъекта своей профессиональной активности на этапе обучения в высшей школе в качестве одного из ведущих видов деятельности следует признать формирование нравственно-ценностной мотивации, выступающей в качестве основы профессиональной этики и одного из факторов социальной и профессиональной самореализации личности. Потребность общества в развитии нравственной активности молодежи неоднократно выражалась в различных правительственных документах. Однако существует известный разрыв между поставленными задачами и способами их реализации в рамках управленческой деятельности, когда молодые люди имели минимум возможностей для проявления собственной инициативы и самостоятельности.

Например, Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (М.: ТЦ Сфера, 2006. - 176 с.) предлагает решение современной стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования за счет реализации программных мероприятий в том числе и по следующим основным направлениям:

- внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

- реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Между тем государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

В условиях известных социально-культурных, политических и экономических процессов, сопровождаемых усилением негативных тенденций в развитии духовной культуры общества, особое значение приобретают вопросы преподавания филологических дисциплин, содержащих огромный нравственно-ценностный потенциал - прежде всего русского и иностранных языков, ибо их изучение на всех ступенях образования способствует взаимообогащению национальных и общечеловеческой культур, формированию духовно-нравственных ценностей. Связано это с тем, что реализация такого сложного, многопланового и многостороннего процесса осуществляется на материале произведений отечественной и зарубежной литературы и культуры, в каждой из которых отражаются национальный характер, чувства и стремления, потенциальные возможности человека, его борьба со злом и утверждение добра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов / А.К. Михальская. - М., 1998. - 432 с.
  • 2. Петровский, А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / А.В. Петровский. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996. - 512 с.
  • 3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э.С. Маркарян. - М., 1983.
  • 4. Келле В.Ж. Теория и история. /
    В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон. - М., 1981.
  • 5.Козиев В.Н. Факторный анализ оценок и самооценок профессионально значимых качеств личности учителя // Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / В.Н.Козиев. - Л., 1980.
  • 6. Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н.Коган. - Екатеринбург, 1993.
  • 7. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. - М., 1994. - 63 с.
  • 8.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  • 9.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев; Ин-т психологии РАН. - М.: Наука, 2000. - 351 с. (Памятники психологической мысли).
  • 10. Рувинский, Л. И. Самовоспитание личности [Текст] / Л. И. Рувинский. - М.: Мысль, 1984. - 140 с.

Библиографическая ссылка

Кузнецова В.В. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1399 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674