Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ)

Кармазина Н.В. 1 Федорова Е.Н. 1 Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет
Статья посвящена актуальной проблеме образования – реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов. С современных научно-теоретических позиций анализируется данная категория, характеризуется ее педагогический потенциал. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающиеся самостоятельно ставят задачи, интегрируют идеи, проекты; ставят и задают вопросы, работают с информацией, про¬изводя ее классификацию; отстаивают собственную позицию, обращаются за помощью к преподавателю – тьютору; приобретают знания в деятельности, моделирующую будущую профессиональную. Процесс педагогического сопровождения реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов предполагает двухуровневое построение содержания учебных дисциплин – базисную часть, которую проектирует преподаватель, и вариативную часть, которая проектируется самим студентом в соответствии с его интересами, потребностями, мотивацией, опытом, полученным на практике, обеспечивающую индивидуальный образовательный маршрут.
индивидуальный образовательный маршрут
виды индивидуализации в обучении
образовательный процесс
1. Башмаков М. Индивидуальная программа // 1september.ru издательский дом «Первое сентября» URL http://zdd.1september.ru/article.php?id=200500407 (дата обращения: 11.05.14).
2. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы [Текст]: монография / Т.В. Бурлакова. – Шуя: Изд-во Весть ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. – 179 с.
3. Воробъева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: ав¬тореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 1999.
4. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2001.
5. Слепухин А. В. Возможности информационно-коммуникативных технологий в реализации индивидуальных образовательных маршрутов студентов педагогического вуза // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 2. – С. 29–37.
Введение

Индивидуализация процесса обучения предлагает конструирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), обеспечивающих сту­дентам перспек­тиву и осознание своего профессиональ­ного потенциала в контексте требований современного общества [5]. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), формирует компетентности, определяемые  Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования.

Цель исследования состояла в том, чтобы уточнить дефиниции категории «индивидуальный образовательный маршрут» и выявить особенности реализации ИОМ студентами вуза.

Материалы и методы исследования

ИОМ - образовательная програм­ма достижения обра­зовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося [3]. ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцирован­ной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся по­зицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной про­граммы при осуществлении педагогического сопровождения препода­вателем [4].

Для реализации этого положения Слепухин А.В. (модифицировано нами) предлагает выделять следующие основные типы ИОМ:

  • Я-центрированный (маршрут харак­теризуется ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей, возможностей);
  • маршруты, ориентированные: на получение знаний, профессиональных умений (маршрут свя­зан с выделением системных пред­метных областей: Теория государства и права, Конституционное право, Гражданское право и др.);
  • на формирование себя как человека профессионально ориентированного (в рамках прохождения учебной практики линия маршрута знаний конкретизирована определенной позицией - стать профессионалом);
  • на формирование себя как будущего специалиста после прохождения производственной практики, при оценивании которой учитывается способность студента применять имеющиеся теоретические знания в конкретных юридических ситуациях (таблица 1).

Таблица 1

Связь основных типов ИОМ с формами работы обучающихся

Типы ИОМ (по Слепухину А.В. в нашей модиф.)

Характеристика типов ИОМ

Формы организации обучения

Результат

Я-центрированный

маршрут харак­теризуется ориентированностью на личностные особенности, потенциальные возможности

Психологические тренинги, игровые ситуации, юридические беседы.

Осознание социальной значимости профессии, знание и соблюдение этических принципов, умение ставить цель и стремиться к саморазвитию.

Я-профессионально ориентированный

Маршрут рассчитан на формирование у студента  мотивации стать профессионалом

Диспуты, ситуационные задачи, не имеющие однозначного юридического решения

Участие в разработке нормативно-правовых актов, обеспечение соблюдения законодательства, и др.

Я - будущий специалист, бакалавр юриспруденции

Маршрут характеризуется формированием профессиональных компетенций

Юридические консультации гражданам, составление проектов юридических документов и др.

Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками подготовки юридических документов, выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка.

Многообразие компетенций, закрепленных ФГОС, в том числе и профессиональных, подразумевает индивидуализацию обучения. Учебный модуль позволяет скорректировать индивидуальный образовательный маршрут студента. Учебный модуль - это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или интегрированному курсу. Наиболее простым и типичным образцом учебного модуля является тема (раздел) обычной учебной программы вместе с указанием возможных способов ее изучения и форм.

Учебные модули могут быть двух различных типов [1].

1. Модуль, составленный на основе учебной программы.

При этом программа может быть любой - типовой или экспериментальной, базовой, ориентированной на углубленное изучение предмета, реабилитационной и т.п. Заметим, что при составлении учебного модуля этого типа могут использоваться, наряду с реализуемыми в данном образовательном учреждении, и другие утвержденные учебные программы. Например, в индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с углубленным изучением предмета.  Если учебный модуль составляется на основе экспериментальной или авторской программы, то сама программа должна быть утверждена в соответствии с действующими правилами.

2. Учебный модуль интегративного типа: базовая и вариативная части.

Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания, использованием новых форм деятельности. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемой по выбору обучающегося. В данном случае индивидуальное обучение организуется в соответствии с целевой программой («Россия - правовое государство», «Я - гражданин России», «Хочу быть юристом!» и т.п.).

Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа: учебно-методического комплекса по дисциплинам, программы учебного курса, утвержденной решением соответствующей кафедры.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обусловливается рядом условий: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации личности обучающегося; осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися; организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута, т.к. будущий профессионал может испытывать затруднения в процессе получения образования:

  • в вычленении, оформлении и осознании личностных смыслов образования;
  • в определении содержательного круга задач, которые могут возникнуть в процессе образования;
  • в освоении способов решения системы образовательных задач, складывающихся в индивидуально-личностный образовательный маршрут.

Характеризуя особенности описанного выше образовательного процесса, можно отметить, что в условиях классической (традиционной) парадигмы знания даются в основном в готовом виде: обучающих­ся учат решать предложенные задачи, усваивать знания, отве­чать правильно на поставленные вопросы, заучивать формули­ровки, доказательства, воспроизводить информацию, описывать взгляды, позицию других, усваивать то, что преподаватель последовательно «излагает» по плану, усваивать теории. По разделяемому нами мнению Д. Г. Левитеса необходимо, чтобы деятельность педагога была направлена на «выращивание» таких потребностей обучающегося, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения будет замкнут на достижении единой цели - развития потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования - «дидактическое кольцо» на процессуальном уровне. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты; помогает распознавать потребности и мотивы; оказы­вает помощь и поддержку в саморазвитии; обучает способам мышления, приводящим к открытию новых знаний; учит ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю -  тьютору; помогает работать с информацией, про­изводя ее классификацию; предлагает зани­мать и отстаивать собственную позицию, приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную. Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в компетентностном подходе к образованию с целью обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности.

Результаты исследования и их обсуждение

В нашей работе мы опирались на исследование Бурлаковой Т.В., где автор  рассматривает  виды индивидуализации в обучении: внешнюю и внутреннюю [2]. Под «внешней индивидуализацией» понимается на­правленное воздействие внешнего образова­тельного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого студента; а под «внутренней индивидуализацией», направленной «от студента», обеспечиваю­щей продуктивное взаимодействие с миром и c собой. Внутренняя индивидуализация пред­стает как процесс, направленный на развер­тывание индивидуальных устремлений, реа­лизацию сущности, выработку жизненных смыслов, стилей деятельности. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая необходимость каче­ственного изменения себя в лучшую сторону. Основополагающим механизмом приобщения студента к педагогической про­фессии является рефлексия, непосредственно связанная с внутренней составляющей инди­видуализации. 

Реализация принципа поддержки инди­видуализации, по мнению Бурлаковой Т.В.,  предполагает учет следующих требований: создания у студентов мотива­ции к изучению и учету своих способностей и осуществлению профессиональной деятельно­сти; осуществления глубо­кой диагностики сфер индивидуальности сту­дента; установления взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому; развития у студен­тов способности к целеполаганию, дидакти­ческому проектированию, рефлексии; обеспечение в учебном процессе перехода от дея­тельности, организуемой преподавателем, к деятельности, самоорганизуемой студентом.

Процесс педагогического сопровождения реализации студентами вуза  индивидуальных образовательных маршрутов, на наш взгляд, предполагает двухуровневое построение содержания учебных дисциплин - базисную часть, которую проектирует преподаватель, и вариативную часть, которая проектируется самим студентом в соответствии с его интересами, потребностями, мотивацией, опытом, полученным на практике, обеспечивающую индивидуальный образовательный маршрут. В режиме взаимодействия субъектов образовательного процесса происходит учебный диалог, позволяющий создать систему субъект-субъектных отношений между его участниками.

Т.В. Бурлакова выделила принципы индивидуализации обучения студентов: реализация принципа вариативности и гибкости предполагает учет следующих тре­бований: 1) выполнения общих требований образовательного стандарта в сочетании с удовлетворением индивидуальных возможно­стей и интересов каждого студента; 2) гибко­го реагирования на индивидуальные и лично­стные изменения студента путем внесения необходимых изменений в компоненты под­готовки; 3) предоставления студентам воз­можности выбора видов, форм деятельности и самоопределения; 4) помощи студентам в осознании своих индивидуальных возможно­стей и склонностей, в составлении индивиду­альных программ подготовки; 5) гибкого и своевременного изменения индивидуальных образовательных программ и индивидуаль­ных планов; 6) использования разнообразных методов и форм самостоятельной работы сту­дентов; 7) осуществления профессиональной деятельности с высокой степенью рефлексии, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств.

Анализируя основные образовательные программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция», мы вычленяем в них то  содержание Федерального государственного образовательного стандарта, которое касается возможности расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Именно вариативная часть дополняет базовые  (профильные) знания, позволяет закрепить основные понятия, подготовить обучающегося к профессиональной деятельности.

Общий анализ базового содержания Федерального государственного образовательного стандарта и его вариативной части указывает на то, что все учебные курсы по дисциплинам несут в себе личностную и профессиональную составляющую деятельности юриста, но в сравнении с ГОС специалитета ощущается нехватка узких специализированных дисциплин, которые ранее изучались при выборе студентом специализации, например, такие дисциплины, как «Особенности рассмотрения отдельной категории гражданских дел», «Право интеллектуальной собственности» и др. Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования профессиональных компетенций, увеличение времени для самостоятельной работы студентов, возможности проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Дисциплины правового цикла направлены на формирование навыков профессионального общения на иностранном языке, постановки  управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и  с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

Считаем вслед за П.И. Гайдаем и С.Ю. Тряпицыным, что реализация ИОМ влечет за собой  изменение способов преподавания. Современный образовательный процесс требует комплексного подхода в обучении с использованием современных форм обучения, таких как интерактивные ресурсы. В ИМПЭ им. А.С. Грибоедова для обеспечения учебного процесса используется электронно-библиотечная система (znanium.com), с помощью которой студенты знакомятся с учебно-методическими комплексами по различным дисциплинам,  с электронными учебниками, научными статьями и т.п. Целесообразно с помощью электронных систем создавать интерактивные кабинеты по основным дисциплинам, наполненных различными презентациями, таблицами, «электронными экскурсиями» и т.п. В последнее время, для более тесного контакта со студентами мы используем индивидуальные электронные кабинеты студентов, которые позволяют корректировать ИОМ, дополняют основную образовательную программу дополнительной литературой и т.п.

Нами проводилась работа по созданию Совета наставников, который связывает студентов младших курсов, старших курсов и выпускников. С помощью Совета возможно сохранение традиций, преемственных связей между поколениями. Выпускники, которые уже стали работодателями,  участвуют в профориентационной работе, различных мероприятиях, проводимых в вузе. Совет наставников становится связующим звеном между студентами, преподавателями и выпускниками, индикатором между рынком труда и вузом.

В настоящее время в «Совет наставников» входят  представители законодательной, исполнительной и судебной власти, которые уже принимают активное участие в жизни института. С помощью депутата Законодательного собрания Республики Карелия Сергея П. мы организовываем экскурсии в законодательный орган субъекта, с целью закрепить полученные знания по дисциплине «Конституционное право». В Совет входит также Артур М., депутат Государственной Думы РФ одного из прошлых созывов, который участвует в учебном процессе и в качестве тьютера. Большое значение имеет участие в Совете представителей судейского сообщества Светланы Г. и Натальи Г., и Елены Б., которые принимают участие в различных дискуссиях, защите выпускных квалификационных работ и т.п. Тесная связь между поколениями позволяет сохранить традиции высшей школы, помогает работодателям «взрастить» достойную смену. Студенты же получают редкую возможность узнать о тонкостях профессии юриста из первых уст.

Сотрудничество между студентами, выпускниками и преподавателями полезно не  только в Совете. Современные требования таковы, что при прохождении процедуры аккредитации, составления различных рейтингов вуз обязан доказать, что его выпускники востребованы на рынке труда,  трудоустроены, т.е. связь с выпускниками не потеряна. Мы прослеживаем судьбу большинства наших выпускников, но особое внимание привлекают те, чья карьера оказалась успешной. Возникает закономерный вопрос, как они реализовывали свой ИОМ, с какими трудностями сталкивались и т.п. Цель данных вопросов и в том, чтобы выявить недостатки в образовательном процессе, помочь тем, кто еще только осваивает программу высшего профессионального образования.

Вывод. Таким образом, реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе - это системный процесс, основная функция которого - стимулирование индивидуальных личностно значимых запросов субъекта образовательной деятельности,  ориентированное на изменение отношений студентов к образовательной деятельности, способствующее развитию профессиональной ответственности и успешности в будущей профессиональной карьере.

Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.

Борзова Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой английского языка Института иностранных языков ПетрГУ, г. Петрозаводск.


Библиографическая ссылка

Кармазина Н.В., Федорова Е.Н., Янюшкина Г.М. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13717 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252