Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ

Федотовская О.А. 1 Болова И.С. 1
1 Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
В данной статье рассмотрены основные вопросы вливания частного сектора в сферу естественных монополий. Уделяется особое внимание проблеме эффективного управления рисками в естественных монополиях. Данная задача не только решает текущие хозяйственные и управленческие оперативные вопросы в краткосрочном периоде, но и помогает выработать концепцию стратегии в долгосрочном периоде, которая обеспечит устойчивое развитие производственной инфраструктуры и в целом экономики. Для этого необходима целостная концепция управления рисками, предусматривающая характер политики именно в этой сфере. Рассмотрены основные виды рисков. Анализ и их распределение между различными субъектами процесса реструктуризации становится главным элементом реформы естественных монополий, так как включает в себя интересы всего общества, оказывает влияние на стимулы предпринимательской деятельности, является основой успешного функционирования экономики.
концессии
диверсификация
инновации
экономическая политика
обязательства
право собственности
производственная инфраструктура
риск-менеджмент
естественная монополия
1. Бесхмельницын М.И. Экономическое и финансовое состояние естественных монополий // Финансовый бизнес. - 2003. - N 5. - С.6-13
2. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2010 г. – С. 152
3. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. – М.: Наука, 2002 г. – С. 35
4. Малкина М.И., Абросимова О.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в России // Журнал институциональных исследований. – 2012 г. - № 4. – С. 123
5. Мкртчан Н.Д. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования // Социальные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2011 г. - № 3. – С. 46
6. Самочадин А.М. Естественные монополии в Российской экономике: противоречия экономического, технологического, социального и стратегического подходов // Экономический анализ: теория и практика. – 2011 г. - № 19. – С. 46 - 47
Введение. Затянувшийся процесс преобразований не позволяет жилищно-коммунальному хозяйству выполнять свои задачи по обеспечению комфортных условий проживания граждан. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов выявил потенциальную слабость подходов к формированию механизмов функционирования естественных монополий в промышленности, разработанных в начале реформы. В этих условиях особенно важно обеспечить баланс между расширением рыночных отношений, ростом эффективности функционирования естественных монополий в промышленности и адекватным удовлетворением спроса на их продукцию

Цель работы - теоретико-методологическое обоснование совершенствования механизма деятельности естественных монополий с целью повышения эффективности и устойчивости их функционирования при одновременном обеспечении интересов конечных потребителей продукции. Систематизация подхода к процессу формирования системы риск-менеджмента на предприятиях с естественной монополией

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «естественные монополии», исследовать развитие этого механизма и уточнить терминологический аппарат;
  2. Выделить фундаментальные причины реформирования естественных монополий в современных условиях;
  3. Исследовать основные тенденции формирования систем риск-менеджмента в естественных монополиях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные теоретические концепции и примеры их практической реализации, рассматриваемые в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам управления рисками на предприятиях с естественной монополией.

Монополией называется фирма, которая действует в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускает товар и оказывает услуги, не имеющие близких заменителей)[1]. С. Фишер дал иное определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. Изначально монополии были санкционированы государством, когда одна фирма получала привилегированное право торговли теми или иными товарами. Монополией контролируется сектор рынка, который она занимает полностью или в значительной степени. В антимонопольных законодательствах разных стран считается монопольным положение одной фирмы, занимающей от 30% до 70 % рынка, и для таких фирм предусматриваются разные санкции[2]: начиная с регулирования цен и принудительного раздела фирмы и заканчивая крупными штрафами.

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

a) Монополия - это объединения предприятий, которые продают определенные товары большому количеству покупателей.

b) Монопсония - это хозяйственные объединения, которые скупают те или иные продукты у всех продавцов. Например, крупные корпорации пищевой промышленности становятся монопсонией по отношению к фермам, которые сбывают им сельскохозяйственную продукцию.

Учитывая степень охвата рынка, можно выделить следующие виды монополистических организаций:

a) Чистая монополия. В данном случае присутствует только один продавец, дорога для других возможных конкурентов на рынок закрыта. Продавец полностью контролирует количество товара, которое предназначено для продажи, и его цену.

b) Абсолютная монополия. Она сосредоточена в руках государства или его каких-то хозяйственных органов.

В зависимости от того, каков характер и причины возникновения, отличают такие виды монополистических объединений как:

a) Естественная монополия. Такой вид монополии получают собственники и хозяйственные организации, которые имеют в распоряжении уникальные и элементы производства.

Так, в Федеральном законе "О естественных монополиях" (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 года) естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Процесс монополизации рынка не беспричинен. Он освобождает рыночное пространство от конкурентов, что помогает достичь тех экономических выгод, которые создаются вследствие установления монопольных цен.

В период последних десятилетий началось активное распространение частного капитала в сферу естественных монополий, и получили начало партнерские взаимоотношения между бизнесом и государством. Но подобные отношения не обходятся без высоких рисков, и возникает необходимость корректного управления ими.

В период либерализации и глобализации произошли важные изменения в экономике, которые привели к сильнейшим сдвигам в управлении естественными монополиями в сферах электроэнергетики, трубопроводном и железнодорожном транспорте, портах, аэропортах.

Как известно, изначально с момента становления данные отрасли принадлежали государству и только в 90-ые года произошли значительные изменения. Все большее число стран столкнулось с тем, что естественные монополии постепенно начали переходить под управление частными компаниями. Частному сектору было передано право владения и пользования, но право распоряжения осталось у государства. Бизнес взял на себя управление, хозяйственное ведение, инвестирование и эксплуатацию[1].

Безусловно, смена права собственности естественных монополий привела к изменению способов воздействия на экономические риски, а именно на их снижение. Так как государство при передаче прав обеспечения работ естественных монополий, передало бизнесу и большую часть рисков. Но при этом частный сектор получил свободу в административно-хозяйственной сфере на объектах своей собственности, к тому же, было получено право на присвоение сверхприбыли, что являлось компенсацией за высокие риски.

Но у государства остались регулирующие функции, например контрольные функции для установления тарифов, цены на продукцию или различного рода услуги предприятия естественной монополии.

Есть большой плюс для государства в том, что оно привлекло частный капитал для концессионного партнерства. Оно провело косвенную приватизацию, допуская частный капитал в отдельных сегментах отраслей, и тем самым, получило возможность направить силы на новые важные социальные функции, которые неизбежно возникли в эпоху глобализации.

В экономической политике уделяется особое внимание проблеме эффективного управления рисками в естественных монополиях. Данная задача не только решает текущие хозяйственные и управленческие оперативные вопросы в краткосрочном периоде, но и помогает выработать концепцию стратегии в долгосрочном периоде, которая обеспечит устойчивое развитие производственной инфраструктуры и в целом экономики. Для этого необходима целостная концепция управления рисками, предусматривающая характер политики именно в этой сфере. Самый важные элемент этой стратегии - метод снижения и диверсификации рисков.

Вопрос о разделении рисков в различных естественных монополиях не изучен достаточно полно в теоретическом и, в особенности в практическом плане. Большинство проектов в разных государствах прекращают свое существование или не реализовываются вовсе из-за слишком высоких рисков. Риск между членами концессионного проекта распределяется с помощью договорного процесса, который может быть различным из-за особенностей той или иной страны.

Следует отметить, что процесс анализа рисков и их распределение между участниками вышеупомянутых проектов имеет важное значение, так как может повлиять на экономическое развитие.

За некоторые виды рисков должны нести ответственность те субъекты, которые наиболее приспособлены к их контролю и управлению. В зависимости от того, каким является источник риска в разных странах и международных организациях, были созданы стандартные предложения по уменьшению рисков в контрактах государственно-частного партнерства[3].

Уровень обязательств, которые берет на себя государство и масштаб закрываемых им рисков могут сильно различаться. Государство может взять на себя всю ответственность по работе с рисками, детализировать все спецификации проекта, строительные работы, закупки и так далее, как может и вовсе не участвовать в управлении данными процессами.

Когда вовлеченность государства в проект не высока, частный сектор может внедрить современные инновационные решения, улучшить конкурентные условия и быстро приспособиться к рыночному спросу. В данном случае выигрывает и государство, так как у него появляются возможности для сравнения предложений претендентов, которые используют разные подходы в реализации проекта, и выбора того, который является более выгодным и приемлемым в существующей действительности.

Распределение рисков на деле может встретить множество трудностей.

Практически невозможно заранее определить, насколько частная компания может справиться с управлением теми или иными рисками. Если рассматривать практические примеры, то они показывают, что в частном секторе лучше справляются с задачами управления коммерческими рисками, а затраты по внешним рискам не должны касаться данного сектора. Но существует важное правило в риск-менеджменте, которое можно применить к крупным проектам, - успешность проекта зависит от степени диверсификации риска между всеми членами команды[5].

После анализа некоторых реальных проектов в сфере концессионных соглашений, мы постарались выделить некоторые категории рисков, в числе основных находятся[3]:

  • политические и правовые;
  • технические;
  • коммерческие;
  • валютные и финансовые.

Политические и правовые риски. Ответственность за данную категорию берет на себя правительство. Оно предоставляет частному сектору гарантии в тех случаях, когда это необходимо. Данные риски могут быть распространены на три области [4]:

  • природные явления, форс-мажор, военное положение или гражданские волнения;
  • законодательные изменения;
  • изменения в государственной политике, точнее в регулирующих условиях, а также неспособность правительства выполнить свои договорные обязательства.

Для частных инвесторов на рынке естественных монополий ключевым вопросом является гарантия государства по поддержанию проектов и его готовность обеспечить компенсации за возможные политические риски.

В особенности это относится к иностранным инвестициям, которые крайне чувствительны к таким рискам. Так, Всемирным банком была разработана программа гарантий рисков, которая снижает риски инвестиционных проектов, в частности это касается концессий в развивающихся странах[2].

Технические риски. Данный вид рисков связан с прединвестиционной стадией и строительством. На предварительной стадии подготовки проекта риски между государством и потенциальным частным инвестором распределяются довольно четко. Погрешности в спецификациях проекта содержатся в правительственных документах, которые предлагаются бизнесу, а риск и ответственность берет на себя только правительство. Если же погрешность имеется в документах и предложениях претендента на участие в проекте, то это его мера ответственности.

Строительный этап. Одна из основных составляющих риска - это удорожание стоимости строительных работ. В том случае, если это происходит из-за стихийных бедствий или других неблагоприятных природных явлений, обязательства за такие риски обычно берет на себя частный сектор, закрывающий некоторые из них посредством страхования[3]. Государство берет на себя ответственность за риск строительства, в том случае, если само сооружает объект. Как правило, правительство также пользуется услугами страховых компаний.

Коммерческие риски. В данный вид рисков может быть включена возможность того, что построенный объект не будет востребован. Это и есть главная проблема вовлечения частного сектора, который обычно берет на себя подобные риски. Но иногда, основываясь на опыте, можно сказать, что коммерческие риски могут оказаться слишком большими, для того чтобы они закрывались только частными компаниями, и в некоторых случаях с ними ответственность разделяет государство.

Валютный риск. Главным элементом валютного риска является воздействие колебания курса валют на рентабельность частного бизнеса. Кроме того, в концессионных проектах доходы подвергаются риску обратимости валют, в том случае если запрещено обменивать местные деньги на иностранную валюту. В значительной части проектов снижение валютного риска может быть связано с включением в контракт условий по индексации доходов в связи с инфляцией.

Финансовые риски. Это риски того, что объем существующих наличных денежных потоков будет недостаточен для погашения долговых обязательств и процентов по ним, а также обязательств перед акционерами[3].

Произошедшие финансовые кризисы конца 90-х годов сильно затруднили финансирование существующих проектов в сфере естественных монополий. Так же усложнился процесс привлечения частного капитала в новые проекты, кризисы привели к росту процентных ставок, вызвали реструктурирование долга многих концессий.

В основном, обязательное условие реализации крупных проектов в сфере естественных монополий это их страхование, так же размер страхового вознаграждения может быть определен множеством факторов и в первую очередь рисками. Контракт определяет, кто берет на себя обязательства за финансовые риски и риски обменного курса на различных стадиях реализации проекта, это обычно становится предметом переговоров между претендентами на концессию и правительством. Правительство должно отвечать за возмещение убытков, которые возможно будут понесены частным сектором в результате резких скачков курса национальной валюты. Другие риски, которые связанны с финансированием, распределяются между концессионерами, инвесторами, банками, страховыми компаниями.

На стадии эксплуатации риски, возможно, будут распределены между субъектами концессионного договора в зависимости от их происхождения.

В странах, в которых активно используют концессионную систему для развития естественных монополий, становится очевидной необходимость создания стабильной финансовой институциональной структуры в целях минимизации финансовых рисков.

Учитывая то, что в России проводились и проводятся реформы в сфере электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, автодорожного хозяйства, портов и аэропортов задача грамотного управления рисками в этих отраслях приобретает особое значение. Анализ рисков (финансово-экономических, политических, социальных, коммерческих, технических) и их распределение между различными субъектами процесса реструктуризации становится главным элементом реформы естественных монополий, так как включает в себя интересы всего общества, оказывает влияние на стимулы предпринимательской деятельности, является основой успешного функционирования экономики. Уменьшение рисков в проектах в сфере естественных монополий это комплексная проблема, решающаяся только при использовании методологии проектного финансирования, широкого привлечения финансовых, инвестиционных, страховых и иных институтов, в рамках сложных схем распределения ответственности между всеми участниками инвестиционного процесса.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: уточнены понятия «риск - менеджмент», «управления рисками», под которыми понимается практически направленный процесс выявления и оценки предпринимательского риска, а так же выбора методов и инструментов конкретизированного управления предпринимательскими рисками для их минимизации и получения дополнительного дохода.

В процессе исследования были достигнуты следующие основные научные результаты, характеризующие его научную значимость: предложена классификация рисков предприятий в естественных монополиях; разработаны критерии оценки риска, учитывающие особенности природы риск - менеджмента, что позволит преодолеть недостатки существующих методов, и окажет существенное влияние на эффективность деятельности предприятий; Разработан подход по совершенствованию механизма деятельности предприятий естественных монополий в интересах конечных потребителей продукции и с учетом реальных условий хозяйствования.

Рецензенты:

Морозова В.Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры ЭПиПМ СПБГЭУ, г.Санкт-Петербург.

Щербаков В.В., д.э.н., профессор, зав.кафедрой коммерции и логистики СПБГЭУ, г.Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Федотовская О.А., Болова И.С. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13672 (дата обращения: 25.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074