Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АРТ-РЫНКА

Васюхин О.В., Тарарухина О.В.

За последние двадцать лет арт-рынок стал настоящей индустрией, которой предстоит новый этап развития: меняются клиентские стратегии, меняется конкурентная среда, изменится «про-дукт» и его «производитель».

Дело в том, что рынок искусства напрямую зависит от состояния финансового рынка и от рынка инвестиций. В связи с изменениями, которые в ближайшее время претерпят эти рынки, изменятся также контуры и состав рынка искусства, он приобретет черты сложившегося рынка, на котором правила игры будут определены по-новому.

Начало третьего тысячелетия для современного арт-рынка стало периодом настоящего бума, стремительного роста, и не только в западных странах, но и в России рост был беспрецедентен по объему вкладываемых средств, по интересу публики, любителей, собирателей, даже вмешательству политики. Искусство стало привлекательным не только для ценителей и любителей: по определению уникальные «продукты» не оцениваются по состоянию биржевых индексов, не зависят от общей экономической ситуации и цен на нефть. Альтернативный инвестиционный рынок, рассчитанный на долгосрочную перспективу, стал удивительно ликвидным. В качестве примера, годовой доход только трех лидирующих аукционных домов от продаж современного искусства в 2007 году составил свыше 1,5 млрд долларов США1.

Рынок предметов искусства часто причисляют к рынкам «альтернативных инвестиций». Между тем он фактически не способен абсорбировать сотни миллионов долларов новых капиталовложений в год подобно рынкам недвижимости, прямых инвестиций и хедж-фондов. Главным недостатком арт-рынка в сравнении с другими «настоящими» рынками альтернативных инвестиций помимо существенно меньшей емкости и ликвидности, является неспособность арт-рынка обеспечивать инвесторам прозрачный и независимо контролируемый процесс покупки и продажи активов2.

Основными покупателями искусства в последние пять-семь лет стали не частные коллекционеры, не музеи и не корпорации, а многочисленные арт-фонды и инвестирующие в искусство на деньги своих учредителей и вкладчиков финансовые институции с неограниченными, как еще недавно казалось, бюджетами на приобретение «голубых фишек от искусства». Этот бум позволил, в том числе, и аукционным домам     создавать новые для арт-рынка финансовые     инструменты.

Произведения искусства известных художников были столь востребованы, что эластичность спроса по цене буквально зашкаливала: листы ожидания (!) иногда составляли годы. И дело не в высоком качестве, интеллектуальной значимости или редкости произведений. Дело в том, что спрос в несколько раз превышал предложение. И такие механизмы как бренд-менеджмент художника не стали редкостью, также впрочем, как и мастерские художников, где работают наемные подмастерья, а абстрактные продукты интеллектуального труда художников (не конкретные произведения), созданные художником за время жизни, приносят доход его преемникам после его смерти.

Принятие решений на арт-рынке всегда субъективно, но оно в конечном счете формирует тенденции общественных художественных вкусов и цен на предметы искусства. Качество, размер и степень глобализации информационных компаний, обслуживающих этот рынок, сегодня еще низки. Совокупный оборот компаний, специализирующихся на продаже информации для инвесторов в предметы искусства в разных странах, составляет около 50 млн. долл. США (без учета художественных альбомов и медийной продукции) вместе взятых, по сравнению с 10 млрд. долл. США Bloomberg, Reuters и Thomson Financial   Services3.

Арт-рынок в России за последние годы также вырос в несколько раз. Его легальный оборот (имеются ввиду аукционные торги) уже в  2005 году составил около 200 млн долл. США, нелегальный, по оценкам некоторых экспертов, до 1,5 млрд долл. США4. Искусство стало не только престижным, но и прибыльным занятием, привлекательным для инвестиций. Российские клиенты арт-рынка приобретают и российское, и международное искусство; российское искусство приобретается коллекционерами и инвесторами по всему миру.

Главным изменением на рынке станет его переориентация с «рынка продавца» на рынок покупателя», где потребуется гибкость в маркетинговых действиях, и серьезная работа с «производителями» «продукта». Отсюда изменения конкурентных стратегий, а также изменения «продукта»: художником перестало быть просто «модно», рынком все меньше принимается надуманность, он переориентируется на настоящее, сущностное искусство, что изменит контуры рынка в ближайшие годы, т.к. сократится количество «производителей», а также посредников, чьи имена и репутация связаны с другими актуальными направлениями. А имена и репутация на арт-рынке стоят очень много.

Вероятны следующие сценарии развития: 1. Скорректируются цены. 2. Новая стадия развития искусства вызовет качественное изменение «продукта» (художественных произведений). 3. Уменьшится количество продуктов и производителей, укрупнятся дистрибуторы, стандартизуются каналы продаж.

Авторы уверены, что рынку современного искусства актуальная ситуация серьезных изменений пойдет на пользу: уже уменьшилось количество спекулятивных покупок на аукционах и арт-ярмарках, меньше предлагается и самого спекулятивного искусства, необязательного. У коллекционеров и любителей появилась возможность проанализировать ситуацию и сделать взвешенный выбор о приобретении. Настоящий момент можно рассматривать как инкубационный период для будущего подъема. При этом необходимо учитывать, что это долгосрочные инвестиции, которые в случае приобретения  работы хорошего художника гарантируют по крайней мере возврат потраченных денег. А если произведения вам еще и нравятся, то вы остаетесь в выигрыше вдвойне: они будут вас радовать - в отличие от акций еще недавно столь успешных компаний.

В такой ситуации как никогда является актуальным вопрос о формулировании инновационных методов стратегического управления хозяйствующих субъектов на арт-рынке, которые осложняются спецификой отрасти: медленная обрачиваемость произведений в равнении с другими индустриями; сильная корреляция произведений с психотипом автора и психотипом приобретателя, обилие уникальных нестандартных продуктов, удовлетворяющих эмоциональные и когнитивные потребности.


1 По данным отчетов агентства  ArtTactic.

2 «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства», ред. Н.Барановской, М: Альпина Бизнес Букс, 2006.

3 «Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства», ред. Н.Барановской, М: Альпина Бизнес Букс, 2006.

4 www.inauka.ru


Библиографическая ссылка

Васюхин О.В., Тарарухина О.В. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АРТ-РЫНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1352 (дата обращения: 29.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074