Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Микаэлян М.Ф. 1, 1 Хачатрян М.М. 1
1 Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
Показано, что в связи с необходимостью снижения числа нарушений в области легального оборота наркотических средств необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в этой сфере. Проведенные социологический опрос медицинских работников показал имеющиеся серьезные проблемы нормативно-правовой базы, регулирующей оборот наркотических средств и психотропных веществ, вызывающий ряд вопросов у специалистов, основными из которых являются: расчет нормативов потребности, площади помещений, отсутствие необходимого оборудования для выполнения условий хранения, доставка в отделения, должного финансирования медицинских организаций и отсутствие взаимосвязи документов различных ведомств, а также необходимость разработки программы по специальной подготовке с увеличенным объемом обучающего материала и количества часов. Совершенствование нормативно-правовой базы невозможно без максимально полного представления реальной картины в области лекарственной помощи с позиции взглядов на насущные проблемы практических работников здравоохранения.
наркотические средства и психотропные вещества
нормативно-законодательная база
медицинские организации
1. Бабаян Э.А., Гаевский А.В., Бардин Е.В. Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и их прекурсоров: государственные и ведомственные акты. Методические материалы. Комментарии. Ответы на вопросы. – М.: МЦФЭР, 2003. – 304с.
2. Ибрагимова Г.Я., Уразлина О.И., Нестерова Д.Ф. Порядок обращения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в медицинских организациях // ГлавВрач. – 2011. – № 9. – С. 23–36.
3. О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ: Приказ МЗ РФ от 12.11.97 № 330. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
4. Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ МЗ РФ от 20.12.12 №1175н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс.
5. Хачатрян М.М., Микаэлян М.Ф., Парфейников С.А. Организационные основы деятельности по обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и их прекурсоров: Учеб. пособие для мед. и фарм. работников. – Пятигорск: ПМФИ, 2013. – 135 с.

Введение

В настоящее время наркомания представляет собой мировую проблему, присущую для всех континентов, с перспективой дальнейшего её роста. В то же время негативные последствия наркомании являются весьма многосторонними и составляют угрозу не только для самих наркоманов, но и для мирового сообщества в целом.

Злоупотребление наркотическими средствами (НС) и незаконный их оборот уже вышли за рамки чисто юридического явления, поскольку помимо неуклонного роста оно создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности – наркобизнеса и непосредственно связано с организационной преступностью.

Незаконный мировой оборот наркотиков в год составляет более 500 млрд долл. Их продажа обеспечивает 80% всех видов нелегального бизнеса. При этом «львиная» доля выручки направляется на дестабилизацию обстановки в различных странах мира.

Особую настороженность и тревогу вызывает тот факт, что в последние годы наркоситуация в России не претерпевает существенных положительных изменений, так как остается значительным спрос на наркотики (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), а высокий уровень наркотизации населения имеет тенденцию к дальнейшему росту. По экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское потребление НС, составляет более 4,5 млн человек, из них 13% – дети [5].

Следует отметить, что в наркотическую зависимость попадают люди с самыми разнообразными статусом и доходами, отмечается возрастающее влияние наркомании на общеуголовную преступность, здоровье нации, безопасность государства, состояние общественного правопорядка и экономику страны.

Кроме того, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ПВ) представляет серьезную угрозу и общественной нравственности. Разрушение физического и психического здоровья граждан ведет к подрыву устоев современного общества, поэтому борьба с незаконным оборотом контролируемых веществ становится все более актуальной.

В связи с этим по-прежнему имеется острая необходимость совершенствования мероприятий профилактики наркомании, методик расследования уголовных дел, связанных с нарушением законодательства по обороту наркотиков и дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей легальный оборот НС и ПВ и их прекурсоров.

В связи с особой опасностью для жизни и здоровья человека обращение НС и ПВ регулируется как на международном, так и на национальном уровне. На международном уровне принят комплекс мер, направленных на противодействие злоупотреблению НС и их незаконному обороту: правовое регулирование отражено в Единой конвенции о НС 1961 г., Венской конвенции о ПВ 1971 г. и Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о борьбе против незаконного оборота НС и ПВ 1988 г., а также в специальных политических декларациях Генеральной Ассамблеи ООН по НС и Международного комитета по контролю наркотиков (МККН) ООН.

В соответствии с международным правом правительства стран обязаны в своём законодательстве иметь соответствующие положения о наказаниях за противоправные действия, связанные с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров [1].

Следует отметить, что многие международные правовые требования должны быть отражены в национальном законодательстве и других правовых актах Сторон Конвенции, в том числе и Российской Федерации.

Главной задачей организаций здравоохранения является оказание высококачественных медицинских услуг, включая лекарственную помощь. Они могут быть реализованы в рамках принятой в исследовании организационно-функциональной модели управления лекарственным обеспечением в медицинских организациях (МО). В номенклатуре лекарственных препаратов (ЛП) имеется особая группа, которая применяется при болевых синдромах различного типа – это наркотические средства (НС), психотропные вещества (ПВ) и их прекурсоры. На них распространяются специальные законодательные нормы. Но, несмотря на то, что за последние 20 лет в России произошло радикальное реформирование правовой культуры, в том числе и в сфере здравоохранения, состояние отечественного законодательства в этой плоскости имеет некоторые недочеты, что влечет за собой массу правонарушений в сфере легального оборота НС, ПВ и их прекурсоров [1].

Учитывая, что НС и ПВ используются в лечебных целях, одним из аспектов государственной политики является контроль за деятельностью юридических лиц, занимающихся оборотом данных веществ, направленный на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере легального оборота наркотиков. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан пациент имеет право на облегчение боли, в том числе и с использованием НС и ПВ. Актуальность и многогранность регулирования данного вопроса обусловливаются многими факторами:

  • стремительным ростом числа больных наркоманией;
  • ростом онкологической заболеваемости и хирургических вмешательств;
  • постоянными изменениями в системе надзора;
  • остающимися недостатками нормативной правовой базы;
  • снижением объемов потребления НС, ПВ в связи с многочисленными юридическими ограничениями [2, 5].

При этом выполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих оборот НС, ПВ медицинскими и аптечными организациями находится под постоянным контролем соответствующих государственных органов. Работа с указанными веществами накладывает на медицинского и аптечного работника определенную ответственность в соблюдении нормативных требований, связанных с данным видом деятельности.

При обучении медицинских и фармацевтических работников вопросам нормативной документации по обороту НС и ПВ не всегда уделяется достаточное внимание. В связи с этим настоящее исследование ставило целью изучить мнение специалистов, непосредственно имеющих отношение к работе с НС и ПВ, о современной нормативно-законодательной базе. Для этого был проведен социологический опрос медицинских и фармацевтических специалистов, работающих в поликлиниках, стационарах, родильных домах, скорой медицинской помощи (СМП), аптечных организациях Краснодарского и Ставропольского краев (табл. 1).

Таблица 1

Распределение по специальности респондентов, участвующих в опросе

Специальность

Количество

абс.

%

Врачи

Акушер-гинеколог

13

5,0

Анестезиолог-реаниматолог

10

3,8

Гинеколог

8

3,1

Дермато-венеролог

3

1,1

Кардиолог

7

2,7

Невролог

10

3,8

Онколог

7

2,7

Педиатр

11

4,2

Психиатр

7

2,7

Стоматолог-хирург

3

1,1

Терапевт

26

10,0

Травматолог

4

1,5

Хирург

9

3,5

Хирург детский

5

1,9

Уролог

2

0,8

Врач СМП

10

3,8

Фельдшер СМП

50

19,2

Медицинские сестры

Главная

5

1,9

Старшая

5

1,9

Медсестра-анестезист

4

1,5

Участковая

7

2,7

Отделенческая

19

7,3

Медсестра СМП

6

2,3

Детская

3

1,1

Руководители

Главный врач

6

2,3

Заместитель главного врача

4

1,5

Заведующий отделением

8

3,1

Заведующий амбулаторией

2

0,8

Провизоры

7

2,7

ИТОГО

261

100,0

При этом наибольшее количество принимавших участие в опросе составили фельдшеры СМП (19,2%), терапевты (10,0%) и процедурные медицинские сестры (7,3%). Они представляют более трети всех респондентов, имеющих отношение к работе с НС и ПВ. Среди анкетируемых имеется явное гендерное влияние в профессии, поскольку число женщин в 2,3 раза больше.

Основной возрастной группой респондентов явились специалисты в возрасте от 30 до 50 лет (56%). Одним из важных и определяющих факторов является стаж работы, поскольку медицинские работники с малым стажем в силу нехватки навыков и опыта допускают много ошибок и недочетов в работе. Изучение особенностей распределения специалистов в этой градации показало, что группа высокостажированных работников (т.е. более 15 лет) является доминирующей (85%) (рис. 1).

Рис. 1. Стаж работы респондентов

Изучение уровня квалификации показало, что среди имеющих категорию специалистов превалирующей является высшая категория – 38%.

Оценка респондентами в целом состояния нормативно-законодательной базы по обороту НС и ПВ показала, что 68% специалистов она не удовлетворяет (табл. 2).

Таблица 2

Респонденты, негативно оценившие действующую нормативно-правовую базу по обороту НС и ПВ

Специалист

%

Акушер-гинеколог

76,9

Анестезиолог-реаниматолог

100

Гинеколог

62,5

Дермато-венеролог

33,3

Кардиолог

57,1

Невролог

70

Онколог

71,4

Педиатр

54,5

Психиатр

85,7

Стоматолог-хирург

33,3

Терапевт

65,4

Травматолог

50

Хирург

100

Хирург детский

100

Уролог

100

Врач СМП

66,7

Фельдшеры СМП

66

Главная медсестра

100

Старшая медсестра

80

Медсестра-анестезист

75

Участковая медсестра

60

Отделенческая медсестра

78,9

Медсестра СПМ

66,6

Детская медсестра

66,6

Главный врач

85,7

Заместитель главного врача

75

Заведующий отделением

75

Заведующий амбулаторией

80

Провизоры

66,6

ИТОГО

68,4

При этом анестезиологов-реаниматологов, хирургов, урологов и главных медицинских сестер современное законодательство в этой сфере не устраивает полностью – 100% отрицательных ответов. Наиболее неудовлетворенными также оказались психиатры (87,5%), старшие медицинские сестры (80%), отделенческие медицинские сестры (78,9%) и медицинские сестры-анестезисты (75%). Степень недовольства среди руководителей всех рангов находится в интервале 75–86%. Это означает, что острота проблемы нормативного регулирования оборота указанных веществ в МО сохраняет свою значимость и актуальность. Причины неудовлетворенности заключались в основном в недоработке (85,6%), непоследовательности (73,6%) и отсутствии взаимосвязи документов различных ведомств (69,8%).

Выявлено, что 77% респондентов указали на расчет потребности в НС и ПВ согласно приказу МЗ РФ от 12.11.97 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ», 16% вообще не знают, как это происходит, а 7% отметили, что расчет потребности производится на основании приказа МЗ РФ от 20.12.12 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», который никакого отношения к расчетам потребности не имеет. Все это говорит о низком уровне знаний нормативной документации [3, 4].

На вопрос о том, нуждается ли МО в увеличении нормативов расчета потребности, более половины (52,6%) анкетируемых ответили положительно и связали это, прежде всего, с повышенной операционной и реанимационной интенсивностью, ростом онкозаболеваний, а также тяжелыми формами заболеваний, требующих применения НС и ПВ, в то время как заявка с потребностью на них подается на год вперед, что заранее предусмотреть не представляется возможным. Основной недостаток в методике расчета потребности, по мнению опрошенных, заключается не в учете роста заболеваний, требующих применения указанных веществ, специфики самой МО (госпиталь, больница, клиника, хоспис и т.д.), повышенной миграции населения, в связи с чем необходимо изменить методику расчета с корректировкой, исходя из числа зарегистрированных больных на отдельных территориях.

Одной из проблем в МО является доставка НС и ПВ в отделения и подразделения МО. Данный момент не оговорен в законодательных актах. С этой целью в анкетах был сформулирован соответствующий вопрос, на который в 67,8% случаев был дан ответ о необходимости разработки нормативных документов в отношении доставки НС и ПВ в отделения и подразделения МО именно на федеральном уровне с приложением конкретного инструкционного письма. Поскольку этот процесс в настоящее время регулируется только локальными актами, то возникает значительное количество вопросов в отношении самой процедуры доставки. Примечательно, что среди опрошенных все (100%) медицинские сестры, отвечающие за доставку указанных веществ, выделили именно этот вариант ответа.

На вопрос о соответствии условий хранения НС и ПВ в МО нормативным требованиям 54,6% анкетируемых дали положительный ответ, а остальные (45,4%) указали на нехватку площадей в комнатах хранения, т.к. данный норматив отсутствует в законодательных документах и при лицензировании не учитывается, а также на размещение комнат хранения на последних этажах, что доставляет определенные неудобства, отсутствие термоконтейнеров и термосейфов. Среди пожеланий в этой графе было отмечено повышение уровня материально-технической обеспеченности МО, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, и увеличение финансирования на приобретение технических средств. Это отметили практически все участники опроса (97%). При этом 66,6% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос о необходимости включения размеров площадей по хранению данных веществ в лицензионные требования. Среди основных недостатков при проведении лицензирования в большинстве (65%) случаев было выделено отсутствие четко прописанных действий лицензиата.

Следующей, не менее важной проблемой является выписывание ЛП, после выхода Приказа МЗ РФ № 1175н 60% опрошенных указали на возникшие трудности, связанные с выписыванием НС и ПВ, основными из которых явились выписывание по международному непатентованному наименованию и комбинированных препаратов. 15,6% опрошенных отметили, что требуется расширение перечня препаратов ПВ Списка III, включенного в Приложение № 1 Приказа № 1175н в отношении предельно допустимых количеств, ввиду их неполного отражения в этом приказе. О необходимости пересмотра предельных норм отпуска Списка II и III на 1 рецепт сообщили 50% анкетируемых, мотивируя это тем, что резко увеличилось число отягощенных больных, нуждающихся в увеличении дозировок.

На вопрос об использовании в своей практике методических рекомендаций по принципам клинического применения наркотических и ненаркотических анальгетических средств при различных видах болей 28% врачей ответили отрицательно, более того даже не слышали об их существовании.

Вопросы хранения лекарственных препаратов, находящихся на предметно-количественном учете, также являются одними из самых проблематичных для МО. При этом 93% опрошенных продолжают их хранить согласно Приказу № 330, который в этой части уже не действует, а вместо него издан Приказ от 23.08.10 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и принято Постановление Правительства от 31.12.09 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в отношении НС и ПВ. Установлено, что Приказ № 706н многим не знаком.

Несмотря на выявленные серьезные пробелы в знаниях нормативной документации, посещение обучающих семинаров, консультаций, лекций, связанных с вопросами оборота НС и ПВ, осуществляется в основном (59,8%) в интервале 1 раз в 3–5 лет. Таким образом, в ходе исследования выявлено, что медицинские работники не имеют достаточных знаний по вопросам оборота НС и ПВ и нуждаются в постоянном их повышении.

Наше предположение подтвердил и ответ на вопрос о необходимости разработки программы по специальной подготовке с увеличенным объемом обучающего материала и количества часов, на что указало 75,3% респондентов.

Среди дополнительных трудностей при работе с НС и ПВ были указаны в порядке убывания такие факторы, как отсутствие четких комментариев к законодательным и нормативно-правовым актам федерального и регионального уровней (94%); большой объем нормативных документов (83%); недостаток информации (54%) и отсутствие подробных методических рекомендаций по обороту НС и ПВ (51%).

Таким образом, проблема необходимости повышения уровня знаний в области оборота НС и ПВ имеет значение для всех категорий специалистов МО, но более всего этот вопрос нуждается в проработке на уровне не только региональных органов здравоохранения, но и федеральных.

Система лекарственного обеспечения, в том числе НС и ПВ является структурным звеном здравоохранения и по-прежнему рассматривается как неотъемлемая часть системы медицинской помощи. Поэтому дальнейшее развитие преобразований в этой сфере невозможно без максимально полного представления реальной картины в области лекарственной помощи с позиции взглядов на насущные проблемы практических работников здравоохранения.

Рецензенты:

Денисенко О.Н., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.

Мелик-Гусейнов В.В., д.б.н., профессор кафедры фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Микаэлян М.Ф., Микаэлян М.Ф., Хачатрян М.М. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12149 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674