Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Фугелова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В высшей технической школе не решены проблемы, связанные с подготовкой специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, обладающих профессиональной мобильностью. Основной причиной неудовлетворенности профессией является низкий профессионализм. Актуальным остается вопрос фундаментализации образования, овладения студентами профессиональными компетенциями наряду с общекультурными. Фундаментальные и системные знания специалиста с высшим образованием позволяют ему прогнозировать изменения действительности и развитие собственной деятельности. В подготовке будущих инженеров необходимо сделать упор на общее образование. Сформированное профессиональное сознание становится психологическим механизмом улучшения деятельности специалиста. В работе предложены основные направления обучения профессионально мобильного специалиста.
фундаментализация образования
профессионализм
профессиональная мобильность
профессиональное сознание
профессиональное мастерство
профессиональное развитие
1. Емельянова И.Н. Функции университета на современном этапе развития отечественной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2005. – № 10. – С. 34.
2. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. – Тюмень: ТюмГУ, 2011. – 176 с.
3. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. – М., Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 240 с.
4. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. – М.: Политиздат, 1968. – 288 с.
5. Исаченко Н.Н. Рессентимент в системе образования // Социология образования.– 2013. – № 7.– С. 108–110.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
7. Фугелова Т.А. Мобильный студент – субъект воспитательно-развивающей среды вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5.– С. 106–116.
8. Фугелова Т.А. Формирование профессиональной мобильности выпускников технического вуза: методология, теория, практика. – Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 2012. – 340 с.
9. Фугелова Т.А. К проблеме обучения будущего специалиста навыкам профессиональной адаптации, способам саморазвития и построения карьеры // Вестник Тюменского государственного университета.– 2012. – № 9.– С. 64–72.
10. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет в региональном сообществе. – М.: Высш. шк., 2003. – 224 с.

В условиях перехода к постиндустриальному информационному обществу система профессионального образования должна создать условия для подготовки высокообразованных специалистов, способных обеспечить развитие конкурентоспособной экономики. Однако в высшей технической школе пока не решены проблемы, связанные с подготовкой специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих социальной и профессиональной мобильностью.

Одна из причин сложившейся ситуации - низкий профессионализм, который проявляется в слабой подготовленности к профессии, отсутствии необходимого объема теоретических знаний, трудовых умений и навыков в практической деятельности, в непонимании необходимости непрерывного профессионального образования и самообразования, в неспособности к профессиональной адаптации, низком уровне образования и методологической культуры исследователя [8].

Важно быть не просто инженером-интеллектуалом, специалистом широкого профиля, но и инженером-интеллигентом, обладающим развитыми этическими и моральными установками. Андрей Сахаров - изобретатель водородной бомбы - впоследствии выступал за прекращение испытаний ядерного оружия (стал лауреатом Нобелевской премии не в области физики, а Мира), за развитие промышленности, не несущую угрозу человечеству.

Ориентируясь на высокие образцы профессиональной жизни специалиста («Служение»), целенаправленно формируя его профессиональную деятельность, можно оценивать конкретные результаты профессионального обучения, планировать и осуществлять подготовку настоящих профессионалов.

Формирование глобального мышления и информационной культуры, глубокое понимание сущности процессов развития общества, образования предполагает усиление роли в образовании наиболее общих, основополагающих знаний о мире, его сущности, выработку основополагающих смыслов бытия, овладение общими принципами и процедурами познания, исследовательского поиска, преобразовательной деятельности [2]. При этом актуальным остается вопрос овладения профессиональными компетенциями наряду с общекультурными, формирование профессиональной культуры специалиста, а также необходимых предпосылок для его последующего жизненного и профессионального самоопределения. Для реализации этой идеи в свое время был осуществлен переход к университетскому инженерному образованию; преобразованы технические вузы в исследовательские университеты, на базе которых сформирована инновационная инфраструктура [3].

Но существует целый ряд проблем, затрудняющих соответствующую подготовку. Отсутствует мониторинг и прогнозирование востребованности конкретных профессий. До настоящего времени учебные программы не ориентированы на формирование у студентов качеств, необходимых для проявления профессиональной мобильности. Ситуация осложняется и тем, что в образовательных стандартах третьего поколения значительно сокращен перечень дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического циклов, что значительно ограничивает возможности будущего специалиста. Основная причина заключается в том, что нет понимания того, какие специалисты нам требуются, отсутствуют эффективные связи между работодателями, предприятиями и университетами, высшими учебными заведениями.

Одним из важнейших аспектов этой системы является система подготовки специалистов, которая дает возможность реализовать модель «образование в течение всей жизни». На современном этапе образование все более становится проектным, т.е. ориентирующим на будущее. Отсюда лозунг, который характеризует современное общество, - образование длиною в жизнь. Это связано и с тем, что отдельно взятая специальность постоянно меняется во времени. Человек, специализирующийся в конкретной области профессиональной деятельности, испытывает трудности при смене сферы своей деятельности, поскольку при переходе в другую область ему необходимо будет перестроиться в способах деятельности.

Подготовка специалистов высшей квалификации по конкретным инженерным специальностям утрачивает жесткие рамки. Нужны специалисты, владеющие профессиональными тонкостями своей профессии, а самое главное, умеющие предвидеть и прогнозировать глубинные изменения будущей профессиональной деятельности.

Формирование личности профессионала связано с развитием его способности к решению в первую очередь реальных инновационных задач. Выпускник профессиональной школы должен уметь решать задачи разного уровня сложности, быть готовым к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Способность к решению конкретных проблем зависит не столько от овладения личностью фиксированного объема знаний, сколько от уровня овладения соответствующими компетенциями [10].

Говоря о необходимости повышения профессионального развития личности, мы подразумеваем преодоление односторонности в развитии, которая ведет к тому, что человек готов к выполнению какой-то одной функции. Необходимы учебные курсы, которые бы формировали критичность мышления, включали бы знания истории развития соответствующей науки, ее социальные и экономические подосновы, этические и моральные аспекты. В подготовке выпускников технического вуза должен быть сделан упор на общее образование. При этом общее образование необходимо понимать не как «всезнайство» (древние говорили «Многознание уму не научает»), а как условие для овладения профессиональным знанием.

Доказано, что быстро устаревают, прежде всего, знания специальные, тогда как фундаментальные знания дают устойчивость профессиональному развитию. Анализируя работу выпускников технических университетов и институтов, которые ориентированы на подготовку специалистов конкретного профиля, можно констатировать, что в плане сформированности профессиональной устойчивости (необходимое условие мобильности) первые на порядок превосходят вторых, но вторые лучше адаптируются к конкретным условиям производства. Это связано с тем, что в университетах высок престиж исследования, ориентации на познание мира, а само образование подчинено задаче освоения метода.

Важным является и то, как идет процесс формирования у будущего специалиста осознанного, осмысленного отношения к своей будущей профессиональной деятельности, а также к особенностям ее развития. Поскольку только в данном случае профессиональное сознание может стать формой существования, а также психологическим механизмом совершенствования деятельности специалиста, который способен овладевать новыми достижениями профессиональной культуры и, достигнув намеченного уровня, идти дальше, развивая эту культуру [6].

Возможность преодоления разрыва между двумя составляющими (общей и специальной) в профессиональной подготовке специалиста появляется тогда, когда на протяжении всего процесса обучения студенты включены в широкий спектр (виды деятельности) профессионального обучения. То есть студент получает многогранную профессиональную подготовку, но при этом у него всегда остается возможность выбора конкретного вида профессиональной деятельности до окончания учебного заведения [4]. Данная идея и была заложена в системе непрерывного образования по типу «бакалавриат - магистратура». При этом все виды практики, которые обеспечивают процесс профессионального становления будущего специалиста, должны, при условии изменения содержания, форм деятельности, присутствовать на всех этапах обучения. В этом случае высшее профессиональное образование дает возможность не только сохранить, но и укоренить общекультурную и профессиональную направленность обучения.

Подлинный профессионализм заключается в способности закономерного изменения деятельности в направлении все более углубляющегося и расширяющегося познания ее предмета, средств и способов, что обеспечивает ее продуктивность в изменяющемся мире [5].

Традиционно важнейшей функцией отечественного высшего технического образования была передача ценностей и норм от поколения к поколению. Но в современных условиях эта функция слабеет, и потому нужна перестройка, направленная на повышение качества обучения, ориентации на профессиональное развитие. Связано это с тем, что конкретная специальность постоянно меняется во времени и в случае перехода в другую область от него требуется перестройка имеющихся методов и способов деятельности. Поэтому университетская подготовка предусматривает целенаправленное создание условий развития психологической устойчивости и мобильности.

Для занятия инженерной деятельностью необходимы, прежде всего, понимание миссии, предназначения своей профессии, понимание целей и задач деятельности, особый склад мышления (специфически-предметное), который предполагает способность преобразования действительности. Соответственно подготовка инженеров должна включать в себя формирование специфического типа профессионального сознания, т.е. не только профессионального знания, но и профессионального отношения к поставленным задачам. Сложность инженерной деятельности заключается и в том, что она направлена не только на техническое, но и на социальное преобразование мира. Поэтому нужно учитывать, что научные знания, являясь формой существования профессиональных знаний, - это всегда специализированные знания. Соответственно и высшее техническое образование сегодня должно рассматриваться с позиции подготовки специалиста, который умеет взглянуть на мир с учетом специального образования. В этом случае мы часто слышим о «физической картине мира», «техническом взгляде на мир», «художественном видении действительности». Это, с одной стороны, является показателем проникновения в сущность явления благодаря определенной специализации человеческой активности, а с другой - определенную ограниченность.

На наш взгляд, развитию профессионально мобильных специалистов должны способствовать следующие направления обучения:

  • подготовка к столкновению с новыми и неожиданными профессиональными задачами, выходящими за пределы накопленного опыта, требующими нестандартных творческих решений. Такая подготовка включает в себя вырабатывание у студентов навыков углубленной самостоятельной работы и культуры научного мышления, развитие способностей к овладению методами получения и трансформации знаний, к созданию творческого потенциала и профессиональных ориентаций. Названные качества составляют сущность ценностно-смыслового компонента профессиональной мобильности.

Целесообразно использовать в образовательном процессе проблемные ситуации и на этой основе выстраивать ценностно-смысловой ряд понятий, проблем и способов их решения в аспектах профессионально-творческой, аксиологической, психологической, личностной ориентации;

  • развитие профессионального самосознания, включающего в себя соотнесение требований профессии со своими возможностями, осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, в том числе выходящей за рамки первоначально полученной специальности. Создание тезауруса, знакомство с историей науки и профессии, биографиями выдающихся людей и т.д. способствуют формированию всех компонентов профессиональной мобильности (ценностно-смыслового, теоретического, практического), поскольку этот процесс связан не только со знанием основных программ и концепций, но и с умением оценить свои профессиональные способности, намечать пути саморазвития;
  • обучение навыкам адаптации к профессиональной деятельности, способам самоорганизации и саморазвития, самосовершенствования профессионализма, построения карьеры [9]. Выполнение этой задачи должно заключаться в поэтапном обучении моделированию и проектированию самостоятельной профессиональной деятельности, поскольку специалисту, решающему проектные задачи, нужно быть подготовленным к оперативной переориентации своих действий;
  • инновационное проектирование подготовки профессионально мобильных специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта. В рамках данного направления работы целесообразно задействовать как дисциплины, которые указаны в образовательном стандарте, так и самые разные спецкурсы, факультативы, практикумы, привлекать практиков, представителей зарубежных компаний;
  • активное использование возможностей образовательно-воспитательной среды учебного заведения [7].

Рецензенты:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.

Белякова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Фугелова Т.А. РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12102 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674