Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

Халидова Л.М. 1 Губарева Л.И. 2
1 ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»
2 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Адаптация к обучению в вузе и вузовской среде предъявляет высокие требования к адаптационным системам и психике студентов. К концу 1 года обучения у студентов происходит усиление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм и повышение ЧСС. К концу 2 года обучения показатели ЧСС у девушек стабилизируются, а у юношей остаются выше среднестатистических значений для данного возраста. При этом у юношей отмечали значимое (р<0,05) повышение систолического и пульсового давления. В пользу опережающего развития систем адаптации у девушек свидетельствуют и показатели длительности ИМ. Со стороны ЦНС отмечали повышение уровня ФС ЦНС у 27% юношей и у 8,5% девушек к концу 1 курса. К концу 2 курса среди девушек ФГУ в 2,1 раза выше процент студенток с низким уровнем ФС ЦНС. Максимально высокий уровень личностной и реактивной тревожности регистрировали у студентов 1 курса в начале учебного года, а агрессивности в конце учебного года. Кроме того, у девушек-студенток ФГУ к концу учебного года отмечали достоверно выраженный рост раздражительности (р<0,01-0,05) и физической агрессии (р<0,001) – черт, более свойственных мужчине, нежели женщине. В ходе адаптации к вузовской среде и обучению в университете снижается процент акцентуированных личностей, особенно у девушек – с 60,9% до 30,7%. Преимущественно «стираются» характерологические черты акцентуированной личности у юношей и девушек с неустойчивыми типами личности. Полученные данные могут быть положены в основу критериев адаптации к обучению в вузе и мониторинга за состоянием психосоматического здоровья студентов 1-2 курсов.
тип личности.
уровень агрессии
тревожность
мотивация
центральная нервная система (ЦНС)
функциональное состояние (ФС)
адаптация
студенты
1. Батрымбекова С.А. Психосоциологические аспекты здоровья студенческой молодежи / С.А. Батрымбекова, Л.Н. Семченко // Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации / под общей ред. С.А. Боевой. – Воронеж : ВГУ, 2008. – С. 49-51.
2. Гацко Е.В. Использование средств физической культуры оздоровительной направленности у студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 6. – С. 33-37.
3. Губарева Л.И. Экологический стресс : монография. – СПб. : Лань; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2001. – 448 с.
4. Губарева Л.И. Влияние инновационных форм обучения на соматическое здоровье и функциональное состояние ЦНС школьников в разных экологических условиях / Л.И. Губарева, О.В. Прасолова // Здоровье нации – здоровый город : матер. междунар. конф. – Кисловодск, 2005. – С. 35-37.
5. Прасолова О.В. Состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ // Физиология развития человека : матер. междунар. конф. – М., 2004. – С. 317-318.
6. Севрюкова Г.А. Физиологическое обоснование механизмов регуляции гомеостатических показателей у студентов в ходе освоения профессиональной программы в вузе : автореф. дис. … доктора биол. наук. – Майкоп, 2012. – 42 с.
7. Серебряков В.Н. Информированность студентов в отношении табакокурения и других факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний // Сибирский медицинский журнал. – Томск. – 2008. – Т. 23. – № 2. – С. 127-128.
8. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2010. – 542 с.
9. Цехмистренко Т.А. Структурные преобразования цито- и фиброархитектоники фронтальной коры мозга человека от рождения до 20 лет / Т.А. Цехмистренко, Н.А. Черных, И.К. Шеховцев // Физиология человека. – 2010. – Т. 36. – № 1. – С. 31-40.
10. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

Введение

Студенты – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства и отрочества, а также предвестником изменений в здоровье этого контингента в последующие годы (С.А. Батрымбетова, Л.Н. Семченко, 2008).

Крайне важен тот факт, что нередко в высшие учебные заведения поступают школьники со сниженным уровнем здоровья и адаптационных возможностей (Губарева Л.И. и соавт., 2001; Губарева Л.И., Прасолова О.В., 2005). Существенный вклад в снижение показателей здоровья в вузе может внести «неправильный» выбор будущей профессии по объективным или субъективным причинам. По мнению С.Н. Чистяковой с соавт. (2005), при этом упускается целый ряд сугубо личностных, психологических обстоятельств, например способность выпускника к социальной и профессиональной адаптации, самоопределение по отношению к культуре, к будущей жизнедеятельности и многое другое.

Учитывая тот факт, что возраст обучающихся в вузе – 16-23 года – это период окончательного становления адаптационных систем организма [8; 9], целью настоящего исследования было изучение динамики психофизиологических показателей в период адаптации к вузовской среде у юношей и девушек, обучающихся на биолого-химическом факультете (БХФ) и факультете государственного управления (ФГУ).

Организация и методы исследования

В условиях естественного эксперимента обследовано 456 студентов 1-2 курсов естественно-научного и гуманитарного профилей обучения Чеченского государственного университета лонгитюдным методом в осенний (начало учебного года) и весенний (предсессионный – апрель-май) периоды. Все студенты были чеченской национальности и не отягощены генетической патологией.

У студентов исследовали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), величин артериального давления) и центральной нервной системы (ЦНС) методом хронорефлексометрии – по показателям простой и сложной зрительно-моторной реакции (ЗМР). Кроме того, проводили психологическое тестирование с целью определения и оценки уровня мотивации, личностных качеств: уровня агрессивности (по Бассу и Дарки), уровня общей тревоги (по Тейлору), личностной и реактивной тревожности (по Спилбергеру). С помощью характерологического опросника К. Леонгарда определяли характерологические черты личности. Показателем адаптации, ритмостаза и психоэмоционального напряжения (Губарева Л.И., 2001) служила также длительность индивидуальной минуты (ИМ), которую определяли по методу F. Halberg (1969).

Исследования проводили с учетом циркадианного, циркасептального и сезонного биоритмов. Результаты экспериментов подвергались вариационно-статистической обработке на компьютере с использованием статистического пакета анализа данных в Microsoft Excel–2003 и программы Statistika 6.0.

Результаты исследований и их обсуждение

Согласно полученным нами данным (табл. 1), при поступлении в вуз в начале учебного года показатели ЧСС у девушек были выше, а показатели систолического (СД), диастолического (ДД) и пульсового (ПД) давления ниже, чем у юношей, и не отличались существенно от таковых у студентов, проживающих в сходных условиях Северо-Кавказского региона (Е.А. Милашечкина, 2008).

Адаптация к обучению в вузе и вузовской среде предъявляет к сердечно-сосудистой системе, как ведущей системе адаптации, достаточно высокие требования, о чем свидетельствует достоверно выраженное возрастание ЧСС к концу учебного года как у юношей, так и у девушек 1 курса. Таким образом, у студентов происходит усиление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы на сердечный ритм. Повышенную активность центральных механизмов регуляции у студентов I курса можно расценивать как снижение адаптационных возможностей организма и наличие функционального напряжения сердечно-сосудистой системы.

К концу 2-го года обучения показатели ЧСС у девушек стабилизируются, а у юношей остаются выше среднестатистических значений для данного возраста (82,0±1,3 уд./мин., р>0,05). Полученные нами данные согласуются с результатами Г.А. Севрюковой (2012), согласно которым на рост активности центрального контура регуляции вариабельностью сердечного ритма указывает также коэффициент монотонности, который у студентов I курса был почти в 1,5 раза выше по сравнению с таковым в группах студентов старших курсов. При этом наличие внутригрупповой неоднородности, значительного отклонения от средней величины в группе первокурсников свидетельствует о нестабильности процессов регуляции на фоне адаптации к условиям обучения в вузе.

По показателям систолического, диастолического и пульсового давления к концу учебного года у студентов 1 курса достоверно выраженных различий не было выявлено, а у студентов 2 курса отмечали значимое (р<0,05) повышение систолического и пульсового давления у юношей. Таким образом, сердечно-сосудистая система юношеского организма в 17-18 лет менее устойчива к факторам вузовской среды и обучения, нежели организма девушек. Данные В.Н. Серебрякова (2008), Е.В. Гацко (2009) свидетельствуют о том, что среди студенческой молодежи наиболее высоки темпы прироста нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

Результаты исследования длительности ИМ также свидетельствуют в пользу опережающего развития систем адаптации у девушек: длительность ИМ у студенток 1 курса в начале учебного года была достоверно выше, чем у юношей студентов – 61,6 ± 1,0 сек. (у юношей – 58,9 ± 0,9 сек., р<0,05). К концу 1 курса у девушек длительность ИМ снижается незначительно, сохраняясь на этом уровне и в конце 2 года обучения. У юношей длительность ИМ к концу 1 года обучения возрастает (р<0,05) и незначительно снижается к концу 2 курса.

Анализ показателей простой зрительно-моторной реакции (время ЗМР, количество пропущенных и упреждающих стимулов, мода и амплитуда моды времени реакции, интегральный показатель надежности ЦНС и др. - всего 13 показателей) выявил, что при поступлении в вуз процент выпускников с высоким функциональным состоянием (ФС) ЦНС очень низок и составляет в целом 1,1%. При этом каждый пятый выпускник (21,8 %) имеет низкий уровень функционального состояния ЦНС.

Обучение в вузе в первый год обучения приводит к повышению процента студентов с высоким уровнем ФС ЦНС, более значимому у юношей, чем у девушек. К концу 2 курса процент студентов с высоким уровнем ФС ЦНС среди юношей и девушек существенно не отличается. В то же время следует отметить, что среди девушек 2 курса ФГУ в 2,1 раза выше процент студенток с низким уровнем ФС ЦНС.

Одной из причин снижения функциональных возможностей центральной нервной системы у девушек 2 курса может быть стойкий уровень мотивации к обучению (рис. 1) и высокое прилежание к учебе, о чем свидетельствует более высокая успеваемость у них по сравнению с юношами.

Рис. 1. Динамика уровня мотивации к обучению у студентов 1-2 курсов.

Максимально высокий уровень личностной и реактивной тревожности регистрировали у студентов 1 курса в начале учебного года, что указывает на высокий уровень психоэмоционального напряжения в период адаптации к новой – вузовской среде. К концу учебного года у первокурсников отмечали снижение уровня тревожности, достоверно выраженное у юношей. К концу учебного года 2 курса уровень личностной и ситуативной тревожности существенно не изменялся.

Для любого человека, живущего в социуме, очень важно адекватно реагировать в сложившейся ситуации. Адекватность реакции в значительной мере зависит от уровня агрессивности. Агрессивность – свойство личности, характеризующее наличие деструктивных тенденций в основном в области субъект-субъектных отношений. Как и всякое свойство личности, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до пре­дельного развития. Каждая личность должна обладать опре­деленной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное раз­витие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную коо­перацию. Сама по себе агрессивность не делает субъек­та социально опасным, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми субъект разворачивает свою активность.

Анализ динамики показателей уровня агрессии и враждебности к окружающим выявил, что максимальные величины индекса агрессивности имеют место у студентов в конце учебного года. При этом у юношей существенно – в 2,1 раза возрастает уровень вербальной агрессии (р<0,001) и снижается уровень косвенной агрессии (р<0,001) и обиды (р<0,01). У девушек отмечали сходную динамику. Следует отметить, что к концу учебного года среди студентов ФГУ в 1,5 раза больше, чем среди студентов БХФ, процент юношей и девушек с высоким индексом враждебности и в 10,5 раза больше процент юношей с высоким уровнем агрессивности. Возможно, повышение индекса враждебности и агрессивности у части студентов обусловлено снижением резистентности психики к возросшим умственным нагрузкам и неадекватной оценке как субъектов окружающей среды, так и собственных возможностей психики. Кроме того, у девушек – студенток ФГУ к концу учебного года отмечали достоверно выраженный рост раздражительности (р<0,01-0,05) и физической агрессии (р<0,001) – черт более свойственных мужчине, нежели женщине. Таким образом, обучение девушек на «мужских» специальностях вузов способствует формированию маскулинного поведения.

В ходе адаптации к вузовской среде и обучению в университете снижается процент акцентуированных личностей, особенно у девушек – с 60,9 до 30,7%, то есть в 2,0 раза. Преимущественно «стираются» характерологические черты акцентуированной личности у юношей и девушек с неустойчивыми типами личности – гипертимного, циклотимного, эмотивного, а также у девушек с педантичными и экзальтированными типами личности.

В целом в ходе исследования выявлен критический период адаптации к вузовской среде и учебным нагрузкам – 18 лет, для которого характерны снижение резервных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, повышение уровня агрессивности, общей, ситуативной и личностной тревожности.

Научно обоснована высокая диагностическая и прогностическая ценность комплекса психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, величина систолического и пульсового давления, время зрительно-моторной реакции, количество пропущенных и упреждающих стимулов, количество ошибок на дифференцировку, мода и амплитуда моды времени реакции, интегральный показатель надежности центральной нервной системы, длительность индивидуальной минуты, уровень агрессии, тревожности и мотивации) в динамике учебного года.

Полученные данные могут быть положены в основу критериев адаптации к обучению в вузе и мониторинга за состоянием психосоматического здоровья студентов 1-2 курсов.

Результаты исследования особенностей психофизиологической адаптации студентов к учебной деятельности с учетом влияний типологических факторов, функциональных особенностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем могут быть использованы для прогностической оценки адаптивных возможностей студентов с целью индивидуализации оздоровительных, реабилитационных мероприятий и оптимизации учебного процесса для обучающихся в высших учебных заведениях.

Выводы

1. Полученные результаты диктуют необходимость систематического мониторинга за функциональным состоянием и функциональными возможностями сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, отражающих функциональную активность и функциональные резервы систем адаптации и обеспечивающих адекватную реакцию на условия социальной среды.

2. Диагностическими маркерами, обеспечивающими низкую степень адаптации к обучению в вузе, могут служить частота сердечных сокращений, величина систолического и пульсового давления, время зрительно-моторной реакции и количество ошибок, уровень тревожности и нейротизма в сочетании с высоким индексом агрессивности и враждебности, уровнем физической агрессии, раздражительности, обиды, подозрительности, особенно у студентов с неустойчивыми психотипами – возбудимым, гипертимным, циклотимным.

3. Психокоррекционные программы должны быть адресованы к восстановлению уровня функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, понижению уровня агрессивности, личностной и ситуативной тревожности.

Рецензенты:

Джандарова Т.И., д.б.н., проректор по учебной работе Института живых систем, профессор кафедры анатомии и физиологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Ставрополь.

Батурин В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии, аллергологии и иммунологии с курсом ПДО Ставропольской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения РФ, г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Халидова Л.М., Губарева Л.И. ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12037 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674