Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Романова Л.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»
Работа посвящена разработке и обоснованию модели профессиональной подготовки бакалавров соци-альной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия. Построение модели основывалось на принципе человеческих приоритетов и принципе саморазвития моделируемых систем. При разработке модели формирования профессиональной компетенции использовались системный, личностно-деятельностный, акмеологический подходы, а также теория и практика профессиональной подготовки бакалавра социальной работы. Содержание и структура модели сопоставлены с Федеральным государ-ственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению под-готовки 040400.62 Социальная работа, квалификация (степень) бакалавр, с целями и задачами данной профессии в условиях современного образования. Разработанная модель выполняет прогностическую, аналитическую и развивающую функции, что позволяет обеспечить высокое качество подготовки бака-лавра социальной работы и его готовность к ранней профилактике семейного неблагополучия.
ранняя профилактика семейного неблагополучия.
компоненты модели
принципы моделирования
моделирование
модель профессиональной подготовки
бакалавр социальной работы
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 230 с. – Т. 2. – 288 с.
2. Архангельский, С.И. Кибернетические аналогии в обучении. – М.: Знание, 1968. – 42 с.
3. Безрукова, Г.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1996. – 276 с.
4. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: монография. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2005. – 230 с. – ISBN 5-87847-354-2
5. Еремеева Т.С. Подготовка социальных работников на основе социального партнерства / Еремеева Т.С., Лейфа А.В. // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 184 с.
6. Кон, И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука,1988. – 500 с.
7. Лейфа А.В., Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы / Лейфа А.В., Лейфа И.И., Яцевич Л.П. // LAP LAMBERT Academic Pub-lishing, 2011. – 114 с.
8. Лейфа А.В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода / Лейфа А.В., Полевая Н.М. // Благовещенск: Амурский гос. Ун-т, 2013. – 192 с.
9. ФГОС ВПО, по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа, квалификация (степень) бакалавр: [Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009 г. Номер гос. рег. № 709]. – М., 2009.

Целью нашего исследования является обоснование модели педагогического процесса, направленного на подготовку бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия.

Для построения и обоснования модели профессиональной подготовки бакалавров социальной работы нами была проанализирована учебная деятельность и ее организация на четырех курсах обучения, в процессе изучения конкретных профессиональных и специальных дисциплин, установления связей между ними, взаимосвязи обучения и практик и формирования потребности к будущей профессиональной деятельности, в том числе к ранней профилактике семейного неблагополучия. Важным является изучение структур овладения знаниями и их практическое применение.

Специфика педагогического познания состоит в необходимости изучения логической структуры педагогического изображения, позволяющего охватить и сформулировать истину как знание о процессе, о противоречивом и безостановочном изменении [8]. Как метод научного познания моделирование представляет собой не только формализованное средство, но и универсальную форму отражения, выраженную средствами естественного или искусственного языка, способно отразить специфический характер педагогической реальности. Создаваемая модель (лат. Modulus – мера) – это система, которая в существенных структурных отношениях аналогична предмету исследования, изоморфна ему. Модель также определяется как отражение фактов, вещей и отношений определенной области знаний в виде простой и наглядной материальной структуры [4].

Средствами выражения модели в педагогике довольно широко применяются блочные, графические, схематические средства, выражающие связи элементов состава системы; таблицы; аналитические выражения; логико-математические описания; теоретические и методические построения; практические и методические рекомендации и предложения [4].

Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Социальная работа» [9] показал, что дисциплина «Семьеведение» не нашла свое отражение в новых Федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения. В свою очередь разные аспекты социальной работы с семьей изучаются в отдельных темах учебных курсов, но они не имеют целостного наполнения, междисциплинарной связи. Подготовка студентов к работе с неблагополучной семьей частично реализуется в рамках таких дисциплин как: «Введение в профессию «Социальная работа», «Социальная ювенология», «Социальная этнография и демография», «Правовое обеспечение социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Организация системы социальной защиты населения», «Организация социальной работы с различными группами населения», и, безусловно, «Теория социальной работы» и «Технология социальной работы» и др. Сопоставление этих данных с актуальностью такой проблемы, как необходимость ранней профилактики семейного неблагополучия, позволило предположить, что целесообразно выделить семью как объект социальной работы с помощью введения дополнительных тем, разделов; усовершенствованию программ учебной, производственной и преддипломной практики, что, безусловно, будет способствовать формированию более полного представления у будущего специалиста о ранней профилактике семейного неблагополучия. Осуществление данных условий сделает содержание обучения максимально праксиологическим, не уменьшая ценность теоретической подготовки.

Дополнив общие принципы моделирования педагогических актов, выделенных Г.С. Безруковой, можно сформулировать следующие [3]:

  • принцип человеческих приоритетов: центральным звеном модели является человек, ориентация на его личностные особенности, перспективы его развития. Этот принцип соотносится с принципом гуманизации и природосообразности. Человеческий приоритет означает реализацию этих принципов при проектировании любого объекта педагогики;
  • принцип саморазвития моделируемых систем: создание моделей означает их динамичность, гибкость, способность по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. В педагогике практически невозможно создать очень точную статическую модель, т.к. педагогическая деятельность – творческая, предполагающая взаимодействие между людьми, каждый из которых – индивидуальность, требующая особенных подходов и методов воздействия.

Разрабатывая модель, мы основывались на теоретическом анализе проблемы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия и выявлении основных принципов и средств, использование которых отразится на самом процессе профессиональной подготовки социальных работников.

Разработанная модель включает в себя следующие уровни: цель, содержание, технологический уровень и результат (рис. 1).

Основной целью модели является профессиональная подготовка бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия.

Цель реализуется через систему принципов обучения, направленных на профессиональную подготовку бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия.

Принцип (лат. principium – основа, первоначало) с философской точки зрения означает основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательств [8]; основополагающее требование к процессу обучения, способствующее реализации его целей и решению дидактических задач [8]. Исходя из особенностей процесса профессиональной подготовки социальных работников в вузе, можно выделить следующие принципы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия:

  1. Принцип объективности и научности, требующий от преподавателя основания содержания обучения на положениях, соответствующих фактам; а также раскрытие состояния современных наук. Данные положения отражаются в стандарте направления подготовки, в программах учебных дисциплин, учебниках. Согласно данному принципу, студентов знакомят с современным состоянием ранней профилактики семейного неблагополучия в науке. На основе этого у обучающихся формируются представление о работе с семьей, о работе с основными проблемами неблагополучных семей и, соответственно, ранней профилактике семейного неблагополучия.
  2. Принцип связи теории с практикой, нацеливающий на необходимость постоянной проверки теоретических знаний на практике. Данный принцип требует, чтобы в учебном процессе не было занятий, жизненный смысл которых был бы не ясен студенту. Данный принцип предполагает создание условий для взаимопроникновения, взаимосвязи теории и практики профессиональной подготовки. Для реализации этого принципа необходимо организовать базы практик, где студенты смогут использовать знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях на практике. В свою очередь, и аудиторные занятия необходимо проводить с уклоном на практику.
  3. Принцип активности обучаемых, вытекающий из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя два субъекта: преподавателя и студента. Данный принцип акцентирует внимание на том, что студент должен сам проявлять активность в обучении для качественной профессиональной подготовки к ранней профилактике семейного неблагополучия.
  4. Принцип междисциплинарной дополняемости, предполагающий взаимное использование информации, исключение дублирования, при существенном дополнении познаний об объекте изучения, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира. Каждая дисциплина при обучении бакалавров социальной работы призвана вносить свой вклад в профессиональную подготовку социальных работников к ранней профилактике семейного неблагополучия. Так, изучаемые дисциплины: «Введение в специальность «Социальная работа», «Социальная ювенология», «Организация системы социальной защиты населения», «Теория социальной работы» и «Технология социальной работы» должны постепенно дополнять и углублять знания студентов в области ранней профилактики семейного неблагополучия.
  5. Принцип личностной ориентации, требующий в центр обучения ставить самого студента – его мотивы, цели, специфические черты характера, особенности личности. Соответственно, названный принцип требует от преподавателя преподносить изучаемый материал с учетом особенностей личности каждого студента. Только при личной заинтересованности студент может стать дипломированным бакалавром социальной работы, способным осуществлять эффективную раннюю профилактику семейного неблагополучия.

Таким образом, в данном исследовании к принципам обучения, направленным на профессиональную подготовку бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия, нами отнесены принципы: объективности и научности, связи теории с практикой, активности обучаемых, междисциплинарной дополняемости, личностной ориентации.

Структура модели профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия представляется как интегрированный комплекс когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов.

Когнитивный компонент включает совокупность профессионально значимых знаний и умений, лежащих в основе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия:

  • специфику социальной работы с семьей в целом и, в частности, особенности ранней профилактики семейного неблагополучия на трех уровнях: методологическом, теоретическом и эмпирическом;
  • характеристики технологий социальной работы с неблагополучными семьями;
  • способы осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия.

Деятельностный компонент профессиональной подготовки бакалавра социальной работы включает в себя систему взаимосвязанных профессиональных действий в составе аналитических, проектных, производственно-технологических, организационно-управленческих, коммуникативных, самодиагностических и др. [9].

Конкретные требования к профессиональным действиям бакалавра социальной работы представлены в ФГОС ВПО [9]. Так, бакалавр социальной работы должен осуществлять: социально-технологическую деятельность, исследовательскую, организационно-управленческую и социально-проектную.

Мотивационно-ценностный компонент профессиональной подготовки бакалавра социальной работы ориентирует на осмысление целей личностной и профессиональной жизнедеятельности путем развития личностно-профессиональных качеств и индивидуальности; наполняет ценностью, мотивами и смыслом всю организуемую внутри модели работу; ориентирует бакалавра социальной работы на идеалы, принятые в данной профессии; способствует осознанию общественной значимости профессии и адекватной самооценки социальным работником необходимых профессионально важных качеств [9].

Мотивационно-ценностный компонент профессиональной подготовки позволяет сформулировать свою позицию по отношению к профессиональной деятельности и своему месту в ней. Показателями данного компонента являются активное, эмоциональное отношение к труду; интерес бакалавра социальной работы к профессии; положительная мотивация к формированию навыков по применению знаний в реальной профессиональной деятельности; стремление к саморазвитию личностно-профессиональных качеств, к самосовершенствованию; желание осуществлять творческое саморазвитие; наличие потребности решать конкретные профессиональные задачи.

Данный компонент характеризуется тем, что бакалавры социальной работы намерены приносить пользу людям, в целом их действия носят общественную и социально-профессиональную направленность. Бакалавры социальной работы проявляют желание заниматься профессиональной деятельностью, в частности, ранней профилактикой семейного неблагополучия. Для них характерна высокая степень самостоятельности, настойчивости, сконцентрированности на профессии. Принимают активное участие в профессионально значимых делах (в Амурском Государственном университете это участие в научно-практической конференции «День науки, а также исследовательская деятельность студентов в целом).

Учитывая выделенные принципы профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия, были выделены следующие этапы:

1) репродуктивно-фактологический. На этом этапе происходит информирование студентов о ранней профилактике семейного неблагополучия. Исходя из того, что студенты на первых-вторых курсах еще практически не владеют специальной предметной терминологией, решать сложные прикладные задачи невозможно. Формирование компетенции по ранней профилактике семейного неблагополучия на данном этапе осуществляется путем информирования;

2) продуктивно-тактический. Данный этап формирования компетенции по ранней профилактике семейного неблагополучия характеризуется тем, что в процессе обучения воссоздается содержание профессионального труда и рассматриваются вопросы применения полученных знаний при изучении профессиональных дисциплин. На этом этапе студенты решают задачи профессионального содержания, в том числе при написании курсовых работ по специальным дисциплинам;

3) рефлексивно-стратегический. Студенты в процессе обучения воспроизводят элементы реальной профессиональной деятельности (написание выпускных квалификационных работ, прохождение практики).

Завершая построение модели, становится необходимым определить ограничения, накладываемые на содержание компонентов с целью ее эффективной реализации. В качестве ограничений, накладываемых на содержание компонентов профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейно неблагополучия, выступают организационно-педагогические условия реализации построенной модели.

Условия наиболее часто рассматриваются как нечто внешнее для явления. «Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества» [8].

В научной литературе организационно-педагогические условия – это некие обстоятельства, сознательно создающиеся в учебном процессе и обеспечивающие наиболее эффективное формирование и протекание этого учебного процесса [7].

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия

Выделенные педагогические условия позволяют определить методическое наполнение компонентов модели профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия.

Реализация разработанной модели при выполнении указанных организационно-педагогических условий обеспечит качественную профессиональную подготовку бакалавров социальной работы к ранней профилактике семейного неблагополучия. Ведь сегодня обществу нужны социальные работники, способные ставить и решать самые разнообразные и сложные задачи профессионального характера, находить верные решения, актуальные в наше время и вырабатывать эффективную технологию своей трудовой деятельности.

Рецензенты:

Лейфа А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, Амурский государственный университет, г. Благовещенск.

Щепкина Н.К., д.п.н., профессор, декан факультета социальных наук, Амурский государственный университет, г. Благовещенск.


Библиографическая ссылка

Романова Л.Л. ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11959 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674