Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРОФИЛАКТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМИ ДЕВУШКАМИ-ПОДРОСТКАМИ

Мальченкова В.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье рассматриваются признаки, условия и проявления делинквентности девушек-подростков в современных социально-культурных условиях, представлена специфика работы с ними и раскрываются особенности формирования профессиональной готовности полицейских к работе с данной половозрастной категорией. Поставленная задача решается выделением профилактико-коррекционного направления в структуре профессиональной подготовки будущих полицейских и включает изучение специфических гендерных черт и половых особенностей, проявлений в делинквентном поведении девушек. В статье раскрывается разработанная методика работы, которая реализуется через этапы: диагностики, профилактики, коррекции, терапии, ресоциализации и посткоррекционной защиты, применение методов арт-терапии, психотерапии, психокоррекции, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации; реализацию положений контекстного, интерактивного, модульно-рейтингового и личностно ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления.
ресоциализация посткоррекционная защита.
терапия
коррекция
профилактика
диагностика
профессиональная готовность полицейских
делинквентность девушек
1. Ветров Н.И. Криминологическая характеристика правонарушений молодежного возраста. – М., 1981. – 9 с.
2. Воронин И.В. Формирование образа эффективной профконсультационной помощи у подростков : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. – М., 2013. – 21 с.
3. Евсеева А.С. Формирование профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к социально-педагогической работе с виктимными несовершеннолетними : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Барнаул, 2012. – 23 с.
4. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М., 1986. – 16 с.
5. Кривонос Г.А. Делинквентное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delinkventnoe-povedenie. sevpsiport.com.
6. Романова Е.А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ : автореф. … дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. – Саратов, 2011. – 28 с.
7. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М. : Юнити-Дана, 2002. – 607 с.
8. Тарасов Н.Г., Федулов Б.А. Методика принятия решений при оптимизации учебных программ профессиональной подготовки в вузах МВД России // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. - URL: ww.science-education.ru /102-5792.
9. Hall G. Adolescence: Its Psychology and Its Relation to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education. – N.Y., 1922. – V. 12.
10. Jenkins R. Classification of behavior problems in children // Am. J Psychiat., 1969. – V. 125. – № 8. – P. 103-109.

Введение. К общепринятому определению «делинквентного поведения» относят: проявление антиобщественных и противоправных действий или бездействий подростков, представляющих собой гражданско-правовые последствия, являющиеся причиной нанесения конкретного вреда личности или обществу [4]. Актуальность работы определяется тем, что делинквентность девушек-подростков часто негативно сказывается на дальнейшей их судьбе и создает проблемы в создании полноценной семьи, в выполнении функции жены, матери, проявляется в несостоятельности при воспитании детей, выполнении общественно-полезных видов профессиональной деятельности и ведении социально значимого образа жизни, а также служит предпосылкой для вхождения в криминальную среду в процессе взросления. Все это отражается на морально-нравственном состоянии общества, в том числе на демографической обстановке в стране в целом [2]. Учитывая, что в этом возрасте существует реальная возможность помочь девушке-подростку в позитивной социализации, данное направление работы весьма значимо и своевременно.

Цель - разработать и внедрить методику формирования профессиональной готовности будущих сотрудников полиции к профилактико-коррекционной работе с делинквентными девушками-подростками.

Методы исследования: теоретические (анализ философских, педагогических, психологических и юридических источников, обобщение, классификация и систематизация); эмпирические (наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, экспертные оценки, определения акцентуации - опросник К. Леонгарда - Н. Шмишека, ценностных ориентаций - опросник М. Рокича, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов).

Материал исследования. Основная идея работы исходит и определяется особой ролью женщины в сохранении и развитии социума, поэтому для исключения негативных тенденций в развитии ее личности на наиболее ответственном жизненном этапе предлагается активизация деятельности сотрудников полиции путем придания системности в их педагогическом воздействии и комплексности во взаимодействии с другими социальными институтами социализации при работе с делинквентными девушками-подростками, что обеспечивается учетом, в процессе формирования, их профессиональной готовности особенностей работы с данной половозрастной категорией.

Для выявления признаков и проявлений делинквентности девушек-подростков в современных социокультурных условиях проведён анализ ценностной структуры личности делинквентных девушек. Данный анализ показал, с одной стороны, сохранение у них определенных женских черт, с другой - выравнивание ряда показателей с определенными маскулинностными качествами, основная специфика выражается в следующем: переориентация ценностей и психологических характеристик в сторону эгоцентричности, материально значимых объектов; инфантильность в оценке жизненных целей и правовой нигилизм в поведении; для них характерна половая распущенность, неразвитость социальных потребностей и ограниченность первичными потребностями в еде, одежде, гедоничности во времяпрепровождении [10]. Особенностью также является проявление высокой степени акцентуаций характера, так, для делинквентных девушек-подростков характерны следующие типы акцентуаций: демонстративный, застревающий, возбудимый, гипертимический и циклотимический [9].

Обсуждение материала исследования. Социальными факторами, способствующими формированию делинквентных девушек, являются: отсутствие системной политики, а главное, слабая финансовая поддержка государством сферы охраны материнства и детства; снижение значимости нравственных идеалов, не однозначное влияние средств массовой информации на массовое сознание молодежи; издержки семейного, школьного и досугового воспитания; отрицательное влияние микросреды, сложные личные, семейные обстоятельства, трудное материальное положение, безработица, нужда в жилье и обустройстве своей дальнейшей взрослой жизни; антиобщественный образ жизни, прогулы, побеги из дома; неразвитость социальных потребностей, половая распущенность. Личностными факторами девушек-подростков, являются: отсутствие чувства материнства; отсутствие ответственности за семью и воспитание детей; значительное влияние на поведение антиобщественной среды; низкий образовательный, нравственный и культурный уровень; зависимость от алкоголя либо наркотиков [5].

Особенность работы с делинквентными девушками-подростками проявляется в том, что она включает в себя следующие этапы: диагностики, профилактики, коррекции, терапии, ресоциализации и посткоррекционной защиты, а также применение методов арт-терапии, психотерапии, психокоррекции, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации; реализацию положений личностно ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления. Раскроем кратко содержание выделенных этапов работ.

Диагностика - способ изучения и определения состояния конкретных отношений, свойств и качеств, процессов или объектов. Результатом диагностики является диагноз, который заключается в определении принадлежности к конкретной единичной сущности, принадлежащей к определенному классу, выявленному научными методами. Существенным компонентом педагогической диагностики является диагноз качеств и черт личности, в частности делинквентной девушки.

Профилактика представляет собой предупреждение различного рода нежелательных проявлений по отношению к правонарушениям делинквентных девушек, она определяется как работа, направленная на устранение причин и исключение условий для совершения преступлений, при этом надо учитывать, что у девушек-подростков еще нет устойчивого преступного умысла, хотя поведение уже дает информацию о совершении преступных деяний [3].

В исследовании под профилактикой делинквентного поведения понимается система правовых, социальных, культурных, воспитательных, организационных, управленческих мер, проводимых правоохранительными органами совместно с заинтересованными учреждениями, которые проводятся с целью выявления и устранения причин правонарушений, обстоятельств и условий, приводящих к их совершению, и способствуют исправлению и перевоспитанию делинквентных девушек, а также созданию предпосылок для предостережения всех членов общества от преступного поведения [1].

Коррекция - в большинстве случаев достаточно продолжительное, специально организованное взаимодействие с индивидом для исправления неправильно или недостаточно сформированной из-за разнообразных причин (приобретенной или врожденной патологии, деструктивного семейного или социального окружения) системы мировоззрения и объективного взаимодействия в социуме [6].

Основные направления коррекционного воздействия подразделяются следующим образом: компенсирование - предполагает усиление той деятельности или тех качеств девушки-подростка, которые способны заменить утраченные из-за каких-либо нарушений; восстановление - заключается в воссоздании тех положительных качеств и свойств, которые были до появления делинквентного поведения; исправление - предусматривает замену негативных качеств и свойств личности делинквентных девушек на положительные; стимулирование - имеет направленность на активизацию положительных черт и качеств, проявление их в деятельности девушки-подростка, формирование нравственных ценностных ориентаций, создание нравственно-морального климата и взаимоотношений в социальной среде [7].

Реабилитация - представляет собой взаимосвязанные психолого-педагогические, социально-правовые и медико-психологические меры, направленные на восстановление возможности для делинквентной девушки нормальной жизнедеятельности в социуме. Ее цель - повысить уровень социального, нравственного, психического и физического здоровья девушки-подростка, ее возрождение как личности; получение объективной информации о своих потенциальных способностях и возможностях, а также обучение родителей способам и методам проведения данной работы.

Ресоциализация заключается в осуществлении процесса, который позволяет заново освоить человеком социальные нормы и культурные ценности, не освоенные, или недостаточно освоенные до этого, а также процесса усвоения появившихся новых норм на данном этапе развития общества. Ресоциализация, таким образом, может охватывать различные направления деятельности: от обучения девушек-подростков неосвоенным знаниям и навыкам, от освоения профессии до усвоения поведения в семье и навыков по ее созданию и сохранению.

Постреабилитационная защита девушки-подростка - это вид работы, который проводится по завершении мероприятий реабилитации. Сферы ее реализации - школа, различные социально-культурные учреждения и, конечно, семья. Основная цель - достичь максимально возможной степени социальной адаптации в социуме, поддержка достигнутого уровня, профилактика возможных рецидивов, так как делинквентным девушкам необходима своевременная помощь и постоянный контроль.

Особенности формирования профессиональной готовности будущих полицейских к работе с делинквентными девушками-подростками заключаются в реализации выделенных условий и специальной методике. Педагогическими условиями формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками-подростками являются: комплексное применение правовых, социальных, психологических и педагогических направлений деятельности; ввод профилактико-коррекционной работы в структуру формирования профессиональной готовности; включение в содержание профилирующих дисциплин вопросов, отражающих специфику делинквентности девушек; введение спецкурса «Особенности работы сотрудников полиции с делинквентными девушками-подростками»; реализация личностно-профессионального, контекстного, интерактивного и модульно-рейтингового подходов в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции; освоение методов изменения референтной среды и включения делинквентной девушки в процесс социально значимой деятельности.

Эффективность методов обучения и воспитания при разработке методики оценивалась по таким критериям, как степень соответствия их задачам по подготовке к работе с делинквентными девушками, сложность учебного материала и важность формируемого качества и способности. При этом учитывались следующие основные факторы, определяющие готовность специалиста к выполнению профессиональных задач: практический опыт по видам специальной подготовки, качество выполненных творческих задач, профессиональные способности, образное мышление, социально-нравственная направленность и психологическая подготовка [8].

Результаты исследования. Методика формирования готовности будущих сотрудников полиции к работе с делинквентными девушками-подростками имеет свои особенности и реализуется в соответствии с программами по профилактике правонарушений, с учетом охраны материнства и детства, всесторонней поддержкой института семьи и детства, в тесном взаимодействии с общественными организациями и социально-культурными учреждениями.

Направления формирования профессиональной готовности включают педагогическую, психологическую, правовую, социальную готовность, которые реализуются в индивидуально-воспитательной работе и во взаимодействии с образовательными и социально-культурными организациями, общественными формированиями, членами семей и референтными группами несовершеннолетних девушек. Направления реализуются при проведении активных видов обучения: практических занятий, групповых тренингов, педагогических практикумов, деловых игр, выездов в отделы полиции, при прохождении внеучебной практики в подразделениях полиции.

Методика работы обеспечивается через этапы: диагностики, профилактики, коррекции, терапии, ресоциализации и посткоррекционной защиты, применение методов арт-терапии, психотерапии, психокоррекции, игровых тренингов, консультирования, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации; реализацию положений личностно ориентированного подхода, который способствует личностному развитию девушки-подростка через самостоятельный выбор путей своего социального становления.

Выводы. Проведенное исследование позволило в методике реализовать ряд рекомендаций по повышению эффективности организации работы с делинквентными девушками-подростками: для превентивного воздействия на делинквентных девушек в работе ОВД необходимо своевременно выявлять неблагополучные семьи и оказывать им профессиональную помощь, организуя взаимодействие с учреждениями и организациями, обеспечивающими процесс социализации; с целью предупреждения повторения кризисных ситуаций, связанных с делинквентным поведением, необходимо уделять больше внимания социальному патронажу семей, в которые возвращаются воспитанники постреабилитационной защиты, стоящие на учете в соответствующих организациях.

Для оценки эффективности методики формирования готовности будущих полицейских к работе с делинквентными девушками-подростками была проведена опытно-экспериментальная работа и выделены следующие критерии: когнитивный, эмотивный и конативный. С учетом выявленных выше особенностей процесса формирования профессиональной готовности к работе с делинквентными девушками в формирующем эксперименте реализовывались три аспекта: формирование активного состояния личности, развитие качеств и свойств личности, усвоение специфики работы с данной половозрастной категорией подростков. По окончании эксперимента были проведены контрольные срезы оценки уровня сформированности профессиональной готовности, в контрольной группе были отмечены незначительные изменения. В экспериментальной группе были получены следующие результаты: уровень по когнитивному критерию вырос на 28,9%, по эмотивному - на 26,4%, уровень по конативному - на 27,9%.

Таким образом, реализация сотрудниками правоохранительных органов раскрытых особенностей способствует определению более продуктивных мер воздействия на данную половозрастную категорию подростков и окружающий их социум. Прикладное значение рассмотренных положений определяется возможностью их применения при: выявлении условий и причин совершения противоправных действий делинквентными девушками-подростками; решении задач индивидуальной воспитательной работы; определении мер общей профилактики делинквентности девушек-подростков.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.


Библиографическая ссылка

Мальченкова В.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРОФИЛАКТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМИ ДЕВУШКАМИ-ПОДРОСТКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11896 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674