Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К СТОПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ (ОСНОВНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИЗ НЕГО)

Дуничев В.М.
С древности людям было очевидно, что наблюдаемые животные и растения созданы такими, какие они и сейчас. Только в начале XIX в. с развитием палеонтологии стало понятно, что ранее жили другие организмы, резко отличные от ныне существующих. Причину смены одних видов другими в 1859 г. объяснил Ч. Дарвин, создав эволюционное учение. Выяснилось, что ныне живущие виды произошли естественным путем в результате эволюции (медленных преобразований) из других видов, живших ранее. Другие виды возникли при преобразовании еще ранее существовавших видов и так далее. Начала эволюции не видно. Эволюция происходит не на уровне индивида, а популяции. Все горные породы образовались в условиях биосферы, дожизненное время не известно. Отсюда, основные следствия из эволюционного учения. 1. Биосфера Земли не возникла, а существует. 2. Начала жизни (эволюции) нет. 3. Не было «первой мамы», «Евы». Ключевые слова: Жизнь, клетка, эволюция, популяция, дожизненное время, не возникновение биосферы, «первая мама», криптозой, фанерозой.

С позиции житейского восприятия природы все, что существует, создано в том виде, в котором наблюдается сейчас. Согласно вавилоно-ассирийской мифологии сотворение людей в древнейшее время приписывалось различным богиням, которые рожают их или вылепливают из глины. Позже древние евреи, как сказано в Библии, доверили это Богу. По одной из легенд сначала он сотворил траву и дерево, приносящее плод (цветковые растения). Затем Солнце, Луну и звезды. После рыб и птиц. Позже зверей, скот (это прирученные человеком животные) и, наконец, по образу своему, человека: мужчину и женщину.

По другой легенде сначала Богом из праха земного был создан человек, затем из земли образованы все животные полевые и птицы. Из ребра человека потом Бог создал жену ему.

Древние греки, от которых и пошла современная научно - техническая цивилизация, мир природы воспринимали таким, каким его видели. Раз он такой, какой есть, то и раньше был таким и будут таким же. Аристотель (384-322 до н.э.) - энциклопедист античности, считал, что громадное разнообразие животных и растений обусловлено заложенной в живой природе целью (внутренней). Христианская религия назвала цель Богом.

Находки раковин и костей животных, а также отпечатков растений в горных породах, слагающих слои гор, объяснялись результатом всемирного потопа.

Становление и развития естествознания - доказательного объяснения природы, сопровождалось жесткими запрещениями (вплоть до сжигания отступников на костре) сторонниками христианской религии отходов от библейских представлений.

Восприятия мира природы таким, каким его люди видели (хотели видеть), формировали у них дедуктивное мышление: от общего (готового чувственно-наглядного образа, представления) к частному (подбору иллюстраций в подтверждении созданного в мозгу головы, но отсутствующего в реальности, представления).

Но постепенно стало выясняться, что мир природы не такой, каким его видит человек. В 1669 г. Н. Стено (1638-1686) и Р. Гук (1635-1705) показали, что окаменелости в виде костей и створок раковин в горных породах принадлежат не ныне живущим, а вымершим организмам. Делалось понятным, что раньше на Земле жили животные, отличные от сейчас живущих существ, а, стало быть, ныне живущие не созданы изначально.

Если мир природы оказался не таким, каким его видели люди, необходимо было в первую очередь выяснить, какой он на самом деле. Узнать его строение и функционирование. Для этого необходимо было подключить индуктивное мышление: от частного (признаков) к общему (понятиям, законам, модели). Но делать это люди еще не умели и сейчас не умеют. Покажем, как это можно делать, используя методологию индуктивного и системного познания природы - ноотику [1].

Представления о возникновении жизни продолжали быть общепринятыми, наследуя библейскую идею создания сначала безжизненной Земли, а потом появления на ней жизни. В 1749 г. Ж. Бюффон (1707-1788) предложил первую небожественную гипотезу образования Земли: комета ударилась о Солнце, выбила громадные капли солнечного материала, которые завращались вокруг светила, и, остынув, стали Землей и другими планетами.

По мере охлаждения на поверхность твердого земного шара из атмосферы сконденсировались пары воды, сформировав океан соленой горячей воды. При остывании ее из неорганических соединений, растворенных в воде, возникли органические вещества, а из них - живые организмы. По сути, это современные представления о возникновении на Земле биосферы.

Развитие естествознания в XIX - XX веках показало полную несостоятельность таких представлений.

1. По результатам изучения слоев горных пород с находящими в них окаменелостями, Ч. Лайель в 1830-1833 гг. сформулировал принцип актуализма: геологические процессы прошлого были подобными современным: гипергенезу, формированию континентальных отложений, седиментогенезу. Условия на поверхности литосферы во все известное время были близкими современным. Если бы они резко отличались от нынешних, выяснить, какими условия были сотни миллионов лет назад, было бы невозможно. С учетом принципа актуализма (метода униформизма) разработана палеогеография.

2. В начале XIX в. Ж. Кювье (1769-1832), изучая остатки скелетов вымерших животных, пришел к выводу: чем древнее слои, тем примитивнее в них ископаемые окаменелости. Тем самым, им были заложены основы палеонтологии: науки о вымерших организмах. Для объяснения смены одних видов другими Ж. Кювье выдвинул гипотезу катастроф о периодическом уничтожении всего живого с сотворением после этого каждый раз новых, более совершенных форм (видов).

Развитие палеонтологии привело в конце XIX в. к созданию современной геохронологической таблицы. Геологическое время разделили на пять эр: архейскую - древнейшее, дожизненное время, протерозойскую - время возникновения, начала жизни, палеозойскую - время древней жизни, мезозойскую - время средней жизни и кайнозойскую - время молодой, новой жизни.

3. В 1838 г. М. Шлейден (1804-1881) и Т. Шванн (1810-1882) выяснили, что все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Оказалось, что низший уровень организации материи живых существ не органические вещества, а клетки.

4. В 1858 г. Р. Вирхов (1821-1902) доказал, что клетка образуется только при делении клетки. Получается, если живые организмы состоят из клеток, а клетка от клетки, то, кто говорит о возникновении земной жизни, а делают это все люди за редким исключением, тот допускает возможность получения клетки не от клетки. Это биологией уже 150 лет не допускается, такое желание не научное, противоречит основам клеточной теории.

5. В 1859 г. Ч. Дарвин (1809-1882) опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в которой показал, что разнообразие живых организмов вызвано не внутренней причиной, а воздействием окружающей среды. Причина изменчивости оказалась внешней. Виды растений и животных не постоянны, а изменчивы путем естественного отбора полезных для организмов изменений.

Ныне живущие виды произошли естественным путем в результате эволюции (медленных преобразований) из других видов, живших ранее. Те (другие) виды возникли при преобразовании еще ранее существовавших видов и так далее. Начала эволюции не видно. Отсюда вытекает основное следствие из эволюционного учения в биологии: жизнь (биосфера) на Земле не возникла, а существует.

Такое следствие о не возникновении жизни на Земле из эволюционного учения Ч. Дарвина противоречило идеи формирования из неорганических соединений органических веществ, а из них живых организмов. Поэтому Французская Академия наук в 1859 г. назначила специальную премию за решение по-новому осветить вопрос самопроизвольного зарождения жизни. Ее в 1862 г. получил Луи Пастер (1822-1895), опытами доказавший невозможность самопроизвольного зарождения жизни. Им был высказан постулат: «живое от живого». Действительно, если все живые организмы состоят из клеток, а клетка получается от клетки, то и живое от живого.

Более ста лет люди пользуются выводом Л. Пастера о невозможности возникновения жизни: пастеризацией продуктов питания, но продолжают говорить о возникновении биосферы. Если положить в банку овощи, мясо или рыбу, через несколько дней они испортятся. Сделают это патогенные микробы и бактерии. Прокипятив заготовку и закрыв банку крышкой, можно сохранить продукты несколько недель. Убьются живые микроорганизмы, но сохранятся их споры, которые затем оживут и испортят находящееся в банке. Только закрыв банку крышкой и нагрев в автоклаве до 1100С в течение не менее 15 минут, можно убить и споры. Тогда продукты в банке сохранятся «вечно», пока в ней не появится дырка, через которую попадет воздух с вредными микроорганизмами.

Эволюция происходит не на уровне индивида, а в популяции, потому что в борьбе за существование гибнут и выживают не отдельные признаки, появившиеся при мутациях и скрещиваниях, а несущие эти признаки особи. Новые признаки распространяются путем скрещивания среди организмов, составляющих популяцию, а при естественном отборе выживают наиболее приспособленные.

Если эволюция идет на уровне популяции: большой группы организмов, принадлежащих к одному виду и скрещивающихся постоянно между собой, то о «первой маме», «Еве» говорить не приходится. Для возникновения нового вида необходимо участие множества организмов, составляющих популяцию.

 6. В начале XX в. В.И. Вернадский (1863-1945) показал, что все земные горные породы от самых древних до ныне образующихся одинаковые по минеральному и химическому составу. Нет минерала, известного, например, в горных породах архея, и не известного в отложениях протерозое и более молодых эр, и наоборот. Почему же нет различия в породах разного возраста? Потому что условия их формирования были близкими. Эти данные подтверждают справедливость сформулированного почти двести лет назад Ч. Лайелем принципа актуализма: геологические процессы прошлого были подобны современным геологическим процессам. Эволюции вещества каменной оболочки Земли, в отличие от органического мира, нет.

 Если природные условия были подобными, а в палеозое (росли гигантские плауны, папоротники, жили древние амфибии - стегоцефалы), мезозое (появились голосеменные - хвойные, жили динозавры) и кайнозое (расцвет цветковые, птиц и млекопитающих) они достоверно биогенные, то, сделал вывод В.И. Вернадский, условия были биогенными и в протерозое и архее. Отсюда гениальный вывод В.И. Вернадского: «Биосфера геологически вечна», или все горные породы возникли в условиях биосферы. Дожизненное время не известно! Поэтому, геологическое время в 1930 г. было разделено на криптозой - время скрытой жизни, когда организмы не имели скелетов (архей + протерозой), и фанерозой - время явной жизни (палеозой + мезозой + кайнозой). От архея и протерозоя нужно отказаться.

Чтобы задать вопрос: «Когда на Земле возникла жизнь (биосфера)?», необходимо располагать минимум двумя фактами: 1. биосфера есть и 2. ее не было. Тогда возможна логическая цепочка: не было, а сейчас есть, следовательно, - возникла.

Отсутствие дожизненного времени не позволяет задавать вопрос: «Когда возникла жизнь?». Если же он задан, то ответ будут: «Биосфера не возникла». Наличие же биосферы позволяет поставить корректным вопрос: «Сколько она есть, существует?».

7. В середине XX в. в самых древних горных породах - кварцитах Гренландии возраста порядка 4 млрд. лет, под электронным микроскопом были определены остатки нитчатых (многоклеточных) водорослей. Следствия из этого факта.

А. Прямое доказательство отсутствия дожизненного времени. В начале архея жили живые существа - водоросли.

Б. Доказательство не занесения жизни из Космоса. Занести споры или семена для начала жизни можно только на горные породы, образовавшиеся в условиях отсутствия жизни, на дожизненные отложения, а такие на Земле не известны.

Эксперименты физиков с замораживанием спор почти до абсолютного нуля и последующим оттаиванием с сохранением всхожести к вопросу о панспермии (занесения из Космоса) отношения к земной биосфере не имеют. Снова повторю, занести можно на дожизненные отложения, а таких горных пород нет.

Если бы на Земле сначала не было жизни, то горные породы, формировавшиеся тогда, резко отличались бы от тех, которые образовывались в условиях биосферы. В дожизненных образованиях не было бы, например, гематита - Fe2O3 (красного железняка), минерала с высшей степенью окисления железа, что возможно при наличии в атмосфере свободного кислорода.

 Если бы, согласно современной геохронологии, жизнь появилась в протерозое, то сформировавшие в дожизненное время в архее горные породы имели бы, например, черный цвет. С возникновением жизни в протерозое образовывались бы темно-серые породы, в палеозое - серые, в мезозое - светло-серые, в кайнозое при максимальном расцвете жизни - белые. Но на Земле ничего подобного нет.

Динамическая устойчивость биосферы проявляется (по В.И. Вернадскому) в постоянстве ее массы (порядка 1019 т), массы живого вещества (порядка 1015 т), энергии, связанной с ним (порядка 1018 ккал), среднего химического состава всего живого.

 В. Обнаружение в древнейших горных породах остатков многоклеточных водорослей делает беспочвенными рассуждения о возникновении сначала одноклеточных организмов, а затем из них многоклеточных. По житейской логике так и должно быть. Но природа не такая, какой ее хочет видеть человек. И главное в этом то, что биосфере не возникла (не важно, в виде одноклеточных или многоклеточных водорослей), а существует.

Г. Наличие в древнейших горных породах остатков водорослей свидетельствует, что земной шар не был нагретым, тем более расплавленным. Если бы он был расплавленным изначально, водорослей бы не было. Если он потом претерпел вторичное расплавление, остатки водорослей не сохранились бы.

В.И. Вернадский определял биосферу оболочкой живых существ и следов их жизнедеятельности. Мы уже выяснили, что все земные горные породы образовались в условиях биосферы. В этом случае, литосфера, как несущая следы участия биосферы, является частью биосферы. Это же нужно сказать об атмосфере и гидросфере. Получается, на Земле ничего, кроме биосферы, нет.

На вопрос: «Что первично, литосфера или биосфера?» ответ обычен: «Литосфера». Но все горные породы, слагающие литосферу, образовались в условиях биосферы. Получается: биосфера первична, а литосфера - вторична. На изумленный вопрос с житейских позиций: «На чем тогда возникла биосфера?» научно доказательный ответ такой: «Биосфера не возникла, а существует», по крайней мере, такая, какая сейчас - клеточная.

 Таким образом, к 150-ой годовщине создания эволюционного учения основные следствия из него следующие.

1. Биосфера Земли не возникла, а существует. Отсутствие эволюции земных горных пород указывает на формирование всех их в условиях биосферы. Дожизненное время не известно. Геологическое время разделяется на криптозой и фанерозой.

2. Нет начала жизни. Никто из живого не создан сразу и не из ничего таким, каким наблюдается сейчас. Эволюция живых организмов свидетельствует, что нынешние виды образовались за счет преобразования ранее существовавших видов. Те в свою очередь из еще более ранних видов и так далее. Начала эволюции не видно. Если человек по Библии сотворен Богом по своему подобию (образу), то нужно помнить, что сначала человек был австралопитеком, затем неандертальцем, кроманьонского облика, человеком каменного века. Таким же менялся и создатель?

3. Не было «первой мамы», «Евы». Эволюция идет не на уровне индивида, а популяции: большого количества организмов одного вида, совместно обитающих на конкретной территории.

От бытового восприятия проблем биосферы - вымыслов (чувственно-наглядных образов - результатов дедуктивного и фрагментарного мышления в оценке природы, существующих только в мозгу головы человека, и отсутствующих в реальности), пора переходить на индуктивное и системное мышление, добычу знаний (объяснений, которые доказаны) о ней.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Дуничев, В.М. Ноотика - инновационная система добычи знаний о природе / В.М. Дуничев. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 208 с.


Библиографическая ссылка

Дуничев В.М. К СТОПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ (ОСНОВНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ИЗ НЕГО) // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1163 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674