Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Амельченко Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
В статье рассматривается проблема закономерностей и принципов формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в условиях трансграничного региона. Методология иссле-дования представлена подходами: диалектическим, синергетическим и региональным. Теоретические основы включают целостное концептуальное представление о взаимосвязи закономерностей и принци-пов формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в условиях транс-граничного региона. Основная закономерность: детерминация формирования профессиональной компе-тентности работника социальной сферы региональными социально-экономическими и социокультур-ными условиями, получает теоретическое обоснование на основе выделения трех закономерностей: соци-альной, образовательной, личностной. На основе анализа исследований особенностей развития трансгра-ничного региона автор выделяет принципы, определяющие профессиональную подготовку работника социальной сферы в условиях трансграничья.
трансграничный регион
принципы формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы
закономерности
региональный подход
синергетический подход
законы диалектики
профессиональная компетентность работника социальной сферы
1. Амельченко Т.В. Закономерности и принципы формирования профессиональной компе-тентности работника социальной сферы // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы IV международной научно-практической конференции (29 октября 2012 года). – В 3-х частях. – Ч.1./ Отв. редактор Наумов А.В. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS . s r.o., 2012. – С. 8 –13
2. Амельченко Т.В. Синергетический подход к исследованию процесса формирования про-фессиональной компетентности специалиста // Вестник Читинского государственного уни-верситета. – Чита. – 2008. – № 4. – С. 26 – 32
3. Амельченко Т.В. Тенденции развития социально-педагогического образования // Россий-ский научный журнал. – 2009. – № 3 (10) . – С. 8 – 13
4. Базарова Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Т.С. Базарова. – Улан-Удэ, 2010. – 38 с.
5. Беспарточный Б. Д. Институционализация социального образования в России: региональ-ные особенности: автореф. дис. … д-ра соц. наук. – М., 2007. – 36 с.
6. Григорьев С.И. Концептуальные основы социального образования в современном рос-сийском обществе /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. – Барнаул, 2002. – 57 с.
7. Гуслякова Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX начале XXI в.в.: избр. труды.– Барнаул, 2004.– 244 с.
8. Емченко Д.Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен: дальневосточная модель: автореф дис…. канд. культурологи. – Челябинск, 2011. – 28 с.
9. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса. Доклад на IX Международном научно-педагогическом соци-альном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества 8 июня 2009 г., Москва / В.И. Жуков. – М.: РГСУ, 2009. – 84 с.
10. Забайкальский край в трансграничном взаимодействии с КНР (региональное сотрудни-чество) / Под общ. ред. Н.А. Абрамовой. – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – 272 с.
11. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года. – М.: МГСУ, 2003. – 36 с.
12. Кучинская Т.Н. Архитектоника социокультурного пространства Китая в условиях транснационального межкультурного взаимодействия РФ и КНР: автореф дис…. докт. фи-лос. наук. – Чита, 2013. – 43 с.
13. Морозова В.С. Региональная культура в социокультурном пространстве российского и китайского приграничья: автореф дис…. докт. филос. наук. – Чита, 2013. – 43 с.
14. Сизикова В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов области социальной работы: автореф. дисс. д-ра пед. наук – М., 2011.– 43 с.
15. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
16. Тетерский С.В. Социальное служение: Учебник / С.В. Тетерский. – М., 2005. – 376 с.
17. Ярская-Смирнова В.Н. Миссия социального образования // Ученые записки РГСУ. – 2007. – № 4. – С. 28-36.

Введение

Системообразующие связи общества и образования, как социального феномена, определяют закономерности их внутренней самоорганизации и саморазвития. В философии закономерности выражают объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные и необходимые связи между условиями и результатом образовательно-профессионального процесса, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей образования. При этом каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие - разрешение основных его противоречий (В. И. Загвязинский).

Цель статьи - проанализировать методологическое обоснование закономерностей и принципов формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в условиях трансграничного региона.

Методология и методы исследования - совокупность диалектического, синергетического, регионального подходов; методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных.

Общеметодологические закономерности развития социальной реальности определены законами диалектики: переходом количественных накоплений в качественные изменения; единством и борьбой противоположностей; отрицанием отрицания, что находит отражение и в образовательно-профессиональном процессе. Наличие противоречивого характера образовательно-профессионального процесса обусловливает проявление в нем действия закона единства и борьбы противоположностей. Источником противоречия в образовании является несоответствие между традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на образовательный процесс и современными требованиями, обусловленными новыми социальными условиями, сложившейся образовательной ситуацией, изменившимися возможностями развития личности. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся.

Закон отрицания отрицания указывает на развитие как процесс повторяющийся, возвращающийся к исходному моменту, но уже на новом уровне представления, его модель может быть представлена в виде «спирали». Синергетический подход к изучению профессионального образования подтверждает действие этого закона, позволяя описать развитие феномена через выстраивание бифуркационной модели, характеризующей неравновесные ситуации развития. Постепенно устойчивое развитие сменяется нарастанием внутреннего неравновесия - ослаблением связей внутри системы, - что может быть представлено как назревание кризиса. В ситуации максимума внутреннего неравновесия изучаемый феномен вступает в бифуркационную фазу развития, для которой характерно исчезновение прежнего системного качества. Устоявшиеся детерминации теряют свою эффективность, новые еще не развернулись. В этих условиях возникает совокупность потенциальных, альтернативных путей выхода на новые системные качества. Именно преодоление кризиса развития, жизненный выбор конкретного человека того или иного пути в своем личностном или профессиональном развитии выводит его в новое системное качество. Действие механизма отрицания проявляется также, например, в процессе решения профессиональных задач, когда на основе алгоритмических, а затем и эвристических способов решения, многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сформировавшиеся технологические компетенции [2, c.34-35].

Теоретический анализ и исследование закономерностей профессионального становления работника социальной сферы показывает, что закономерности отражают сущность педагогических явлений, выявляя существенные связи и отношения между компонентами системы.

Закономерности процесса образования находят свое конкретное выражение в принципах образования, как исходных дидактических положениях, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей образовательно-профессионального процесса и определяют его направленность на социокультурное и профессиональное развитие личности. Педагогический принцип всегда представляет суть закономерностей в их нормативной форме.

Диалектика организации образовательно-профессионального процесса определяет и диалектику социально-профессионального и личностного становления работника социальной сферы, создавая тем самым общее логическое основание для социализации будущего специалиста.

В настоящее время, кроме Государственных образовательных стандартов, квали­фикационной характеристики работника социальной сферы, профессиональное социальное образование дополнено Концепцией развития современного социального образования в Российской Фе­дерации до 2020 года, в которой сформулированы принципы развития социаль­ного образования:

  • единство образовательного, научного и социальных процессов, их на­правленность на социально-экономическое и духовное развитие общества с це­лью достижения общественной справедливости, гуманизации всех сфер чело­веческой жизни;
  • комплексное сочетание государственного регулирования, самоуправле­ния и предоставления экономической и политической свободы вузам социаль­ного профиля в решении проблем защиты человека от всех форм дискримина­ции средствами социального образования;
  • поддержка образовательных инициатив научных коллективов и школ, способных реализовать на практике концепты социальной политики для всех граждан страны;
  • многообразие форм образовательного, научного процесса с целью введе­ния инновационных технологий в социальную сферу;
  • обеспечение творческого, научного развития молодежи в процессе науч­но-исследовательской и социально-активной деятельности, когда опережающие модели социального образовательного процесса являются необходимым усло­вием личностного роста, условием социальной стабильности общества в буду­щем [11, с.21-22].

Анализ работ ученых в области профессионального образования работников социальной сферы [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 14, 15, 16, 17] позволил выделить и обосновать авторскую позицию в определении закономерностей и принципов формирования профессиональной компетентности в социальном образовании.

Социальное образование как самоорганизующаяся сис­тема испытывает на себе влияние законов, функционирующих в обществе и опреде­ляющих свое собственное внутрисистемное развитие. Исследование путей эффектив­ного управления процессом развития социального образования и квазипрофессиональной деятельности будущего работника социальной сферы должно быть, таким образом, направлено на выявление основных тенденций этого развития. В качестве основной тенденции развития современного социального образования нами выделяется тенденция детерминации формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы региональными социально-экономическими и социокультурными условиями. Тенденция выражает определенный порядок причинной, устойчивой связи между структурно-содержательными и функциональными компонентами социального образования, отражает многообразие их взаимодействия и отношений. Степень приближения тенденции к закономерно­стям и законам определяется ее устойчивостью, систематичностью, повторяемостью [3, с. 11].

Контекст исследования тенденций, закономерностей и принципов формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы позволил определить выделенную тенденцию как основную закономерность формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в условиях трансграничного региона.

Наше исследование было проведено на примере изучения влияния на формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы социальных проблем трансграничного региона - Забайкальский край.

Забайкальский край как субъект Российской Федерации обладает ярко выраженной спецификой: удаленностью от основных экономических, политических, культурных центров страны, суровыми природно-климатическими условиями, малонаселенностью территории, значительным влиянием экологического фактора и др. Региональные социально-экономические и социокультурные условия характеризуются дотационным характером развития экономики; ассиметрией социально-экономического развития; депрессивным состоянием социальной сферы; потребностью в работниках социальной сферы, обусловленной нарастанием миграции населения; замещением традиционного населения мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья; полиэтническим составом населения, трансграничными особенностями региона.

Границы Забайкальского края определяются соседством с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, а также внешней границей с Китаем и Монголией. «Выгодное геополитическое положение края является базовым потенциалом межрегионального взаимодействия, отводя Забайкальскому краю роль так называемого «трансграничного коридора российско-китайского сотрудничества» [12, с.175].

Исследования регионального подхода к профессиональной подготовке работников социальной сферы единичны и еще не получили широкого распространения. Однако имеется ряд исследований, которые рассматривают данную проблему [4, 5, 6, 7, 14].

В последние годы появился ряд значительных региональных исследований, посвященных социокультурному пространству трансграничья [8, 10, 12, 13].

Забайкальские исследователи отмечают динамику социокультурной ситуации в российском и китайском приграничье. По мысли Т.Н. Кучинской и В.С. Морозовой в настоящее время наблюдается усиление влияния китайской «мягкой силы» на приграничные российские территории, что в перспективе может привести к частичной или полной утрате их культурной идентичности. Происходит «размывание традиционных ценностей, сопровождающееся выработкой новых, что способствует формированию маргинальной культуры людей, безответственных к своей судьбе и окружающему миру. Значительная активность западной и восточных культур, интенсивно воздействующая на молодежь, лишь усиливает ее деструкцию» [8, с.23]. Одним словом, происходит трансформация социокультурного пространства российского приграничья через изменение особенностей мировоззренческих установок приграничного населения, наличие заимствованных культурных элементов и явлений, утрату региональной культурной идентичности, а вслед за ней и - гражданской идентичности, а также готовность к культурному взаимодействию и потребность в нем ценностных ориентаций населения и переориентацию их вектора в сторону китайской культуры [12, 13]. Осмысление современной социокультурной трансграничной ситуации составляет специфику социального воздействия на социализацию населения трансграничного региона и, в первую очередь, на социализацию детей, подростков, юношей, не имеющих стабильных устойчивых мировоззренческих и ценностносмысловых установок. Сохранение внутреннего равновесия, успешного толерантного построения взаимоотношений с окружающими, становление гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности, воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, формирование этнического сознания являются задачами профессиональной деятельности педагогов, работников социальной сферы.

Социальная работа с молодежью выходит здесь на первый план. В связи с этим содержание и структура профессиональной компетентности работника социальной сферы должны быть обогащены за счет этнорегиональной составляющей в их профессиональной деятельности. По нашему мнению, это требует разработки и введения в вариативную часть учебного плана специальных дисциплин, в ходе изучения которых необходимые компетенции могут целенаправленно формироваться.

Выделенная закономерность: детерминация формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы региональными социально-экономическими и социокультурными условиями, получает теоретическое обоснование на основе выделения трех закономерностей: социальной, образовательной, личностной. Содержание выделенных закономерностей и соответствующих им принципов уже представлено нами в одной из статей [1].

В настоящей статье рассмотрим принципы, определяющие общую стратегию решения проблемы формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы, в условиях трансграничного региона.

социальная: развитие социального образования закономерно зависит от социальной обусловленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях, на взаимодействии среды и личности как самоорганизующихся систем, зависит от соотношения взаимодействия человека и социума, что определяет объективную связь между основными тенденциями развития социального образования и формированием жизненной позиции субъектов образовательно-профессионального процесса. Эта закономерность находит отражение в принципах:

  • стратегического решения проблем населения трансграничного региона по формированию менталитета, этнической идентичности, адекватной гражданской позиции, патриотизма;
  • «профессиональной ментальности»: владение умениями специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с социальной, экономической и культурной средой клиента (Е.А. Балашова);

образовательная, определяющая зависимость стратегий формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы от реализации государственного образовательного стандарта, детерминированного содержанием социального образования и личностными позициями студента и педагога, характером субъект-субъектных отношений всех участников образовательно-профессионального пространства. Выделенная закономерность находит отражение в принципах:

  • этно-педагогизации деятельности образовательных учреждений трансграничного региона;
  • знания ценностно-нормативного содержания этнических культур представителей всех национальностей региона;
  • принятия мировых культурных ценностей и усвоения человеком социального опыта нации, народной культуры;
  • воспитания этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность;

личностная, указывающая на взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность качества социального образования реализацией в образовательном процессе предложенных педагогических условий и уровнем сформированности профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса, их способностями адекватно понимать социальную реальность, правильно оценивать социально-педагогическую ситуацию и действовать в соответствии с освоенными компетентностями. Из данной закономерности вытекают принципы:

  • развития готовности и способности действовать в полиэтнической среде;
  • межкультурной коммуникации, признания культурной вариативности и разнообразия общества.

Рассмотренные принципы в реальном образовательно-профессиональном процессе выступают во взаимодействии друг с другом, как и выделенные закономерности, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная система. Поэтому любой из принципов приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе образовательно-профессионального процесса, дополняя и усиливая друг друга. Только совокупное действие принципов формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной образовательно-профессиональной деятельности, как педагогов, так и студентов.

Работа выполнена в рамках темы НИР: Разработка моделей ресурсных центров в Забайкальском государственном университете как опорном вузе региональной экономики Забайкальского края. Регистрационный номер НИР: 6.8055.2013.

Рецензенты:

Эрдынеева К.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Забайкальского государственного университета, г.Чита.

Швецов М.Ю., д.п.н., профессор, директор института социальных наук, психологии и педагогики Забайкальского государственного университета, г.Чита.


Библиографическая ссылка

Амельченко Т.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11316 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674