Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степанова И.А.

Происходящие сегодня в мире процессы глобализации и интеграции ставят современного человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют от него умения оперативно обновлять свои знания. Непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей трудовой жизни неоднократно повышать уровень образования и квалификации, менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы сегодня быть успешным и востребованным, человек должен обладать определенными личностными качествами - быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

Стихийно, спонтанно такие качества формируются далеко не у всех людей. Поэтому актуальной становится целенаправленная подготовка человека к жизни в современном стремительно меняющемся мире путем формирования мобильности как особого личностного качества.

Успешность развития инновационного образования зависит от уровня подготовленности профессиональных кадров, их способности к гибкому оперативному реагированию в своей деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества, рынка труда, развивающихся технологий и непрерывно обновляющейся информационной среды. Это актуализирует проблему развития профессиональной мобильности педагогических кадров.

Наличие профессиональной мобильности предусматривает готовность специалиста к смене выполняемых профессиональных заданий, рабочих мест, способность быстро осваивать новые специальности. По мнению ряда исследователей (Л.В. Горюнова, Э.Ф. Зеер, Б.М. Игошев) возможность осуществления человеком перемещений, изменений в своей профессиональной деятельности обуславливается наличием компетенций и компетентностей.

Другим столь же значимым фактором обеспечения профессиональной мобильности Б.М. Игошев считает наличие у человека определенных личностных качеств и способностей и выделяет следующие:

социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности;

  • социальная активность, выражающаяся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности;
  • высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности;
  • креативность, творческое преобразование любой ситуации [1, с.108-109].

Ю.И. Калиновский в качестве критериев оценки мобильности выделяет:

  • свойства и качества личности: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность;
  • умения: рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания;
  • способности: видеть и понимать сущность изменений в социуме; видеть вариативность и альтернативность развития ситуации; конструктивно, продуктивно мыслить; проектировать необходимые изменения в микросоциуме; решать проблемы; адаптироваться к изменениям [2, с.284].

В современном мире среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей, основным и наиболее значимым остается образование, в частности, высшее профессиональное образование. Однако столь обширный, далеко не исчерпывающий перечень характеристик показывает, что образовательная задача целенаправленного формирования у студентов вуза профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени к организации всего спектра внеучебной жизнедеятельности образовательного заведения.

В Уральском государственном педагогическом университете внеучебная воспитательная работа выделена в качестве приоритетного направления в образовательной деятельности вуза и предусматривает решение следующих задач:

  • воспитание высоконравственной, духовно развитой, физически здоровой и культурной личности будущего специалиста, способной к качественной профессиональной деятельности со стремлением к постоянному профессиональному росту;
  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
  • создание условий для формирования социокультурной воспитывающей среды, самовыражения, саморазвития и самореализации личности;
  • развитие у обучающихся правового самосознания, инициативы, самостоятельности, толерантности, гражданской активности и ответственности;
  • формирование системы социально-психологической адаптации студентов и пропаганды здорового образа жизни, профилактика зависимостей и правонарушений в студенческой среде;
  • развитие системы студенческого самоуправления, поддержка студенческих общественных организаций и объединений;
  • формирование корпоративной культуры и развитие позитивного имиджа университета, сохранение и развитие университетских традиций;

Для реализации поставленных задач в вузе создана организационная структура управления внеучебной деятельностью во главе с проректором по социальной и воспитательной работе, в обязанности которого входит координация всего воспитательного процесса в вузе и взаимодействие университета с различными организациями и учреждениями в решении социальных вопросов студентов. Планирование внеучебной деятельности в вузе осуществляется на уровне университета, учебного подразделения, кафедры и академической группы, а также органов студенческого самоуправления, творческих коллективов и объединений. С целью повышения эффективности руководства воспитательной работы ежегодно проводятся анализ системы, ее корректировка; опросы и анкетирование студентов; итоги внеучебной работы на основе разработанной авторской методики оценивания.

Главным консультационным и координационным органом по вопросам организации внеучебной деятельности в университете является совет по воспитательной работе, важными функциями которого являются совершенствование системы воспитания, разработка рекомендаций по внедрению в воспитательный процесс новых направлений и технологий.

Организует и координирует воспитательный процесс управление по воспитательной работе. Главными функциями управления являются создание социокультурной воспитывающей среды, целостного воспитательного пространства в университете, проведение мероприятий в университете.

Одним из важнейших звеньев в системе воспитательной работы УрГПУ являются заместители деканов по воспитательной работе. Сфера их деятельности охватывает формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей, традиций университета, организацию художественно-творческой деятельности студентов, научно-исследовательской работы студентов, подготовку и организацию различных мероприятий, традиционных праздников, обеспечение участия факультета в смотрах, конкурсах, фестивалях, решение социально-бытовых проблем студентов. Одну из главных ролей в становлении и развитии личности студента играет куратор академической группы, который выступает как организатор жизни сту­дентов. Для успешной адаптации первокурсников в вузе разработана программа, в рамках которой предусматривается консолидированная деятельность административных и общественных структур, направленная на формирование активной жизненной позиции, сохранение и укрепление здоровья студентов, воспитание гражданской ответственности, творческого отношения к учебе, всестороннего интеллектуального развития первокурсников.

Важным направлением внеучебной работы является социальная поддержка обучающихся. Проводится работа по улучшению жизни и быта обучающихся, по поддержке малоимущих студентов. Создан и действует отдел психолого-педагогического сопровождения студентов, одной из приоритетных функций которого является формирование позитивных социально-психологических установок молодежи.

Формирование здорового образа жизни студентов осуществляют лаборатория ЗОЖ, оздоровительный центр, совет по профилактике зависимостей. Спортивно-оздоровительная работа осуществляется в 11 спортивных секциях, в тренажерных залах студенческих общежитий. Ежегодно свыше 3400 студентов всех факультетов участвуют в спортивной универсиаде по 10 видам спорта. Среди студентов УрГПУ чемпион параолимпийских игр (2004г. и 2008г.) и чемпион мира по легкой атлетике, чемпион Всемирных студенческих игр в Турине (2007 г.), победитель кубка мира по велоспорту (2007 г.), обладатель кубка мира по аэробной гимнастике (2008г.) и др.

В формировании профессиональной мобильности будущих педагогов важную роль играет развитие инициативности, самостоятельности студентов в организации личностной стратегии поведения и деятельности, ответственности в принятии решений. Эти задачи в вузе с успехом решает развивающаяся многоуровневая система студенческого самоуправления, которая включает: студенческие советы разного уровня; штаб 24-х студенческих отрядов (педагогические, строительные, поисковые, правопорядка); студенческие клубы и творческие коллективы.

Ведущей организацией в системе студенческого самоуправления является профсоюзная организация обучающихся, которая принимает участие в управлении вузом, в разработке нормативных документов, определяющих организацию внеучебной воспитательной деятельности, социальной поддержки, досуга, быта. В 2007 году Профсоюзная организация вуза признана лучшей среди вузов Свердловской области. Ежемесячно проводится учеба студенческого актива, цель которой - создание работоспособной, инициативной, креативной команды. Для привлечения студентов к решению проблем вуза, района, города, региона университет организует их участие в инновационных проектах и конкурсах. Из тридцати человек, прошедших отборочный тур регионального проекта «Лидер Урала», четверо - студенты УрГПУ.

Для развития разносторонней творческой деятельности студентов, создания условий для их личностного и профессионального роста разработаны и успешно проводятся конкурсные проекты и программы: «Моя инициатива в образовании», «Моя гражданская позиция на выборах», «Моя страна - моя Россия», «Педагогический и профессиональный дебют», «Лучший студент УрГПУ», «Лучшая академическая группа», «Лучший куратор». Результатом и критерием эффективности студенческих работ являются не только завершенные исследовательские проекты, публикации, гранты, но и развитие личностных профессиональных качеств - инициативности, толерантности, целеустремленности, рефлексии, способности к самореализации, самообразованию, сотрудничеству - являющихся фактором формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

В университете создаются условия для самореализации студентов и активизации их творческого потенциала через систему работы студенческих клубов и творческих коллективов вуза и его учебных подразделений. Среди студентов университета - всероссийские и международные призеры. В 2007 году танцевальный коллектив УрГПУ на Всемирной танцевальной олимпиаде (Москва) в номинации «Взрослые малые группы - хореография» занял I место. Дипломами лауреатов I степени VI Всероссийского конкурса академических хоров «Поющая Россия» в 2007 году награжден женский хор факультета музыкально-художественного образования. Студенческий театр мод с новой коллекцией «На раскаленной крыше» в этом году завоевал I место в Российском конкурсе «Образ моды» (Москва).

Решением вопросов ориентации молодежи на профессиональную деятельность, повышения их конкурентоспособности, содействия в поиске работы выпускников занимается Центр содействия трудоустройству. Со студентами проводится консультационная и информационная работа. Разработаны информационные тематические буклеты «Правовые аспекты трудовой деятельности»; «СМИ и Internet-ресурсы о работе и карьере»; «Эффективное резюме»; «Собеседование», др., осуществляется сотрудничество с Центрами занятости города. Ежегодно осенью и весной центр проводит Ярмарку вакансий для студентов и выпускников с представлением более 400 вакансий в различных учреждениях образования. С целью адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда студентов и выпускников вуза специалистами Центра разработана программа «Технологии трудоустройства», включающая лекции, практикумы, тренинги на темы: современный рынок труда; права и обязанности молодых специалистов; приемы и методы поиска работы; навыки делового общения; составление резюме; собеседование с работодателем.

С целью формирования мотивации на достижение профессионализма и стимулирования высоких показателей в студенческой жизни университета за особые достижения в учебной, научной, спортивной, общественной и иной деятельности, формирующей представление об УрГПУ как крупной образовательно-научной корпорации с устойчивыми гуманистическими традициями установлены стипендии ректора и Ученого совета университета, знаки «Лучший студент», «Лучший аспирант» с занесением отличившихся на Доску почета.

Созданная в университете система внеучебной воспитательной работы служит оптимизации процессов формирования у будущих педагогов на основе их мировоззренческих ценностей, установок необходимых компетенций и компетентностей, личностных качеств и интересов, являющихся значимыми факторами, обеспечивающими профессиональную мобильность.

Для формирования профессиональной мобильности как личностно-профессионального качества будущих педагогов определяющим становится процесс создания организационно-педагогических условий образования в вузе, обеспечивающих внеучебную организационную, общественную деятельность студентов, различные формы их самоуправления и участия в вузовском управлении, общественной и социокультурной активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр. / Б.М. Игошев. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
  • 2. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук / Ю.И. Калиновский. - СПб., 2001. - 470 с.

Библиографическая ссылка

Степанова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1088 (дата обращения: 16.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252