Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ НОУ «МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ»)

Корытов В.А.

Необходима коренная перестройка системы образования. Ее надо с общеобразовательной школы и заканчивать высшим и послевузовским профессиональным образованием. И начинать надо только тогда, когда будут разработаны другие (не инновационные, а другие) образовательные программы и образовательные стандарты, потому что они основа всей системы образования. При этом разработка образовательных программ и образовательных стандартов должна осуществляться не только в фундаментально-академической парадигме, но и в научно-исследовательской парадигме всех видов и уровней образования, имеющихся сегодня в нашей системе образования.

Профессиональное образование - это вершина, основание которой уходит в общеобразовательную подготовку, и даже в раннее детство. Компенсаторное обучение не приводит к появлению целостности образовательной системы. Простое дополнение ее новыми звеньями без качественного изменения содержания и форм не внесет в существующую практику образования свойства непрерывности, не разрешит возникших противоречий.

Всесоюзный съезд работников образования, собравшийся в Москве в декабре 1988 г., поставил себе общую задачу: переосмыслить целевые функции образования как системы, сформулировать задачи отдельных ее ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, месте и роли образования как социального института в жизни человека и общества. Участникам съезда для обсуждения и внесения поправок был предложен образовательный проект - Концепция непрерывного образования.

В Концепции отмечалось, что наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования достаточно противоречивы. В одних случаях они отождествляются с непрерывным обучением, под которым понимается механическое объединение всех ступеней учебного процесса для устранения противоречий и тупиковых ситуаций в образовании, а в других - считают достаточным дополнить существующую систему новыми звеньями. Требуется, наконец, определить в каком направлении двигаться.

Несмотря на то, что со времени введения в действие Концепции непрерывного образования (1989 г.) прошло уже около двадцати лет, она, к сожалению, все еще не утратила своей актуальности, научной новизны и теоретической значимости.

Сегодня педагогические вузы обучают студентов преподаванию знаний информационных материалов конца XIX - начала XX вв. Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (училища, техникумы, ВУЗы) готовят специалистов, знающих технологии середины XX века. Понятно, что выпускники общеобразовательных школ, в большинстве своем не готовы осваивать образовательные программы в вузах. Поэтому вузы вынуждены устраивать дополнительные испытания (экзамены) при приеме, для выявления профильных способностей и наклонностей будущих студентов к освоению вузовских программ. Это положение прерывности в образовании молодежи в нашей стране нужно устранять. Чтобы не встречали преподаватели вузов своих первокурсников словами: «Забудьте все чему вас учили в школе, мы вас будем учить другому и по-другому». Для начала, на наш взгляд в общеобразовательных школах нужно менять состав педагогических работников: физику должен читать физик, химию - химик, литературу - филолог, язык - лингвист, обладающий навыками методиста, а не педагог-методист по учебнику «Физика», «Химия» и т.д. Школьные учебники предназначены для учащихся, а не для учителей.

Вместе с этим в образовательных учреждениях профессионального образования должна быть развернута личностно-ориентированная парадигма обучения с использованием самых современных педагогических технологий. В качестве преподавателей должны работать профессионалы в своих профессиональных сферах, составившие авторские программы, чтобы выпускник технического училища мог сказать: «Я обучался у такого-то Мастера», а выпускник ВУЗА: «Я прошел курс обучения такого-то Ученого».

Выпускники образовательных учреждений профессионального образования постоянно отстают по своим профессионально-квалификационным способностям от развития научно-технического прогресса, чтобы этого не происходило, они должны после окончания вуза не только уметь работать по профессии (специальности), полученной в профессиональном образовательном учреждении, но, прежде всего, уметь учиться, развиваться дальше в своей профессиональной деятельности, то есть не только обладать знаниями, а, прежде всего, обладать способностями приобретать новые знания, способности постоянно поддерживать на требуемом уровне усложняющиеся социальные и профессиональные функции, обладать компетенциями.

В Концепции также говорится о том, что актуальные потребности общественного развития требуют существенно видоизменить подходы к повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов отраслей народного хозяйства как наиболее гибкого звена системы непрерывного образования.

Над решением вышеназванных задач уже работают педагоги дополнительного профессионального образования. Они работают на самом острие научно-технического прогресса в удовлетворении потребностей рынка труда в специалистах современных производств, сфер услуг, необходимых не только сегодня, но и в будущем, конкурентоспособных в современных профессионально-квалификационных качествах.

Дополнительное профессиональное образование родилось и развивается не по указаниям, распоряжениям «сверху»», но по предложениям и заявкам «снизу» от владельцев, руководителей предприятий, организаций или непосредственно от работников. В итоге дополнительное профессиональное образование через профессиональную переподготовку и повышение квалификации обеспечило им возможность участвовать на современных рынках продаж продукции и оказания услуг, производимых и осуществляемых по наукоемким технологиям. Наукоемкие технологии - это, прежде всего, наукоемкие работники. Необходимо развитие теории, к сожалению, ученые мужи России еще мало уделяют внимания дополнительному профессиональному образованию.

Для обеспечения объективных составляющих непрерывного образования нужно для успешной реализации новых учебных программ в профессиональном образовании целенаправленно разрабатывать новые учебные программы в общеобразовательных школах. При этом они должны иметь многопрофильную учебную направленность как в общекультурном образовании будущих граждан общества, так и в узкопрофильных программах для будущего обучения специалистов для конкретных отраслей экономики страны. В свою очередь, разработка новых школьных общеобразовательных программ должна осуществляться на основе научно-исследовательских разработок общего профессионального образования. Разработка же новых учебных программ общего профессионального образования должна осуществляться на основе научно-исследовательских разработок, полученных из образовательного опыта, почерпнутого в системе дополнительного профессионального образования. Разработка же образовательных программ дополнительного профессионального образования должна опираться на данные научно-обоснованных исследований потребности рынка труда как в настоящем, так и в будущем. На наш взгляд, реализация таким образом разработанных образовательных программ сможет обеспечить непрерывность образования и преемственность образовательных программ в нашей стране.

Учебные программы дополнительного профессионального образования (то есть реализуемые в учебно-курсовых комбинатах, ФПК, ИПК) в 80-ые годы прошлого века имели несколько видов: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка (ФЗ «Об образовании» ст. 21), повышение квалификации, обучение вторым профессиям и курсы целевого назначения.

Профессиональная подготовка, то есть краткосрочное обучение знаниям, умениям и навыкам по профессии (специальности) было наиболее востребовано, потому что очень многочисленный контингент работающих людей просто не имели все еще подготовки в профессиональных образовательных учреждениях и, соответственно, не имели документов об профессиональном образовании. Еще более увеличилась потребность в профессиональной подготовке в начале 90-ых годов, потому что в результате закрытия многих предприятий в легкой промышленности, сельском хозяйстве, сокращения кадров во многих отраслях промышленности, сокращение кадров в армии и на флоте, появление большого количества переселенцев, создало мотивацию у всех этих работников получить в самые короткие сроки документ о профессиональном образовании и включиться снова в трудовую деятельность. При этом часто к качеству образования относились не должным образом.

К концу девяностых годов востребованность в профессиональной подготовке (то есть в скорейшем и простом приобретении документа о профессиональном образовании) стала уменьшаться. Почему? Во-первых, было выяснено, что учебные программы профессиональной подготовки по своему содержанию перестали соответствовать профессиональному уровню технологий промышленных производств, то есть токарь четвертого разряда, обученный по стандартам профессионального образования, не мог работать по специальности из-за того, что его профессионально-квалификационная характеристика не соответствовала ни одному рабочему месту того времени по сложности. Также и крановщик четвертого разряда не мог найти грузоподъемный кран, соответствующий четвертого разряда во всей стране. Такое положение сложилось по подавляющему большинству профессий, специальностей. Потому что с возникновением рынка в стране научно-технический прогресс сразу же поднял уровень развития технологий на другие уровни. Поэтому только в негосударственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования появилась возможность разрабатывать, рассматривать, утверждать и согласовывать учебные программы профессиональной подготовки в соответствии с современными требованиями рынка труда промышленных производств сразу на более высокий разряд (высокую квалификационную сложность, сложность машин, оборудования, материалов и совершенно новейших других технологий).

По мере ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса увеличивается востребованность наукоемких технологий, все больше возрастает масштаб и значение переподготовки кадров, во-первых, по новым и новейшим направлениям развития науки, техники и технологии; во-вторых, по эксплуатации, наладке и ремонту новых поколений различных устройств, машин и оборудования.

Основными в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов (профессионалов) должны быть:

  • а) специализированные образовательные структуры ряда основных организационных форм (преимущественно вузов и высших профессиональных училищ) их отделения и факультеты;
  • б) целенаправленно созданные учебные заведения типа ИПК, ФПК, КПК;
  • в) параллельно созданные центры непрерывного образования;
  • г) дополнительно созданные различные структуры общественных, неформальных, инициативных форм общего и профессионального образования.

Материалы специального анализа, проведенного Институтом мировой экономики и международных отношений, показывают, что современная рыночная экономика предъявляет новые требования к работникам. Это требует выравнивания общей системы образования, повышения квалификации как школьного, так и интеллектуального профессионального труда.

20 декабря 2007 г. в Государственном университете - Высшей школе экономики, состоялось итоговое заседание Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации. Члены Комиссии представили доклад «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». В докладе сделаны некоторые выводы:

  • - содержание образования устарело. Оно отстает как от потребностей жизни, так и от достижений науки и техники;
  • - низкая зарплата преподавателей создает низкую мотивацию их труда;
  • - структура профессионального образования не соответствует ни текущим, ни перспективным потребностям рынка труда и др.

К этому хочется добавить: нам не нужна сегодня подготовка ни рабочих, ни техников, ни инженеров. Классового разделения работников (людей труда) на современных производствах в настоящее время не существует. Нам нужна непрерывная подготовка всей профессионально-квалификационной структуры специалистов в экономике страны с разными уровнями профессионального развития, то есть разными уровнями профессионализма деятельности, профессионализма личности и реализации самоэффективности, но имеющих равные права и равные ответственности. Для работы в разных экономических сферах в качестве специалистов-технологов и специалистов-менеджеров.

При этом ни общеобразовательная, ни профессиональная школа не должна влиять на мировоззренческую позицию личности. Она должна только помогать приобретать знания, развивать компетентности и компетенции в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса.

Высказанные сегодня мысли не новы. В подтверждении этого можно привести цитату Л.Н. Толстого из его работы «Воспитание и образование»: «...школа должна иметь одну цель - передачу сведений, знаний (instruction), не пытаясь переходить в нравственную область убеждений, верований и характера; цель ее должна быть одна - наука, а не результаты ее влияния на человеческую личность. Школа не должна считать ни одну науку, ни целый свод наук необходимыми, а должна передавать те знания, которыми владеет, предоставляя учащимся право воспринимать или не воспринимать их. Устройство и программы школы должны основываться не на теоретическом воззрении, не на убеждении в необходимости таких-то и таких-то наук, а на одной возможности, т.е. на знаниях учителей».

Наш институт повышения квалификации начал своё развитие практически с 1 января 1994 года в качестве Учебно-курсового комбината. Тогда к руководству полностью развалившегося УКК «Башсельстрой» пришли два специалиста: в качестве директора инженер организатор-экономист, в качестве замдиректора по УПР инженер-педагог.

Начали с изменения производственных отношений в организации:

  • - заработанную плату стали начислять по труду, то есть в виде установленного процента от выручки за реализованную учебную программу преподавателю-мастеру и дифференцировать в виде процента от выручки всего учреждения: руководству и другим работникам;
  • - ответственность за обучение одной группы учащихся стали возлагать на одно лицо, этот же работник стал распоряжаться всем фондом оплаты труда за преподавание в группе;
  • -работа образовательного учреждения стала определяться не приказами, распоряжениями, указаниями вышестоящих органов управления, а потребностями специалистов промышленных производств на рынках образовательных услуг.

Благодаря, в первую очередь, этим изменениям в организации работы образовательного учреждения создался коллектив педагогических работников новой социальной направленности. Показатели работы института стали неуклонно расти. По ниже приведенному графику количество подготовленных учащихся видна неизменно положительная динамика роста.


Библиографическая ссылка

Корытов В.А. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТЫ НОУ «МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ») // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1069 (дата обращения: 14.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252