В современном мире увеличился процент гиперактивных детей (более чем 9%). В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, вследствие чего страдают кратковременная память и адаптивное поведение. Поскольку неоспорим факт связи функций мозга и процесса обучения, то необходимы разработки нефармакологических методик, ориентирующихся только на эту группу учеников.
Вероятно, это должна быть динамическая лечебная физкультура с элементами дыхательных практик, включающая в себя основы этико-нравственного воспитательного воздействия. Из ранее опубликованных данных известно (Булгаков и др., 2007), что в процессе занятия восточным единоборством Айкидо, которое является самой не агрессивной формой восточных тренингов, в коре головного мозга усиливается α-ритм, формируется вегетативный баланс за счет понижения активности симпатического отдела нервной системы, происходит синхронизация в работе центральных регулирующих отделов головного мозга.
Целями работы было доказать положительное влияние тренингов психофизиологического направления Айкидо школы «Икинакору-кан» на симптоматику гиперактивности у детей школьного возраста и на повышение эффективности школьного обучения.
Было проведено пятнадцать 30-минутных индивидуальных занятий с группой детей в возрасте 9-12 лет с синдромом гиперактивности. Занятие начиналось с разминки. Движения были ритмичны, задействовались дыхательные практики йогов, проводилось когнитивное этическое воздействие. В начале и в конце каждого занятия обсуждались нормы поведения в обществе.
После проведенной серии занятий у детей улучшились внимание, кратковременная память, концентрация. Понизились тревожность, возбудимость и двигательная активность. Уменьшилась агрессивность, повысились коммуникабельность и восприимчивость. Дети стали более послушны, повысилась успеваемость, что подтверждается оценками в школьных дневниках, поставленных учителями, не знающими о происходящем эксперименте. Таким образом, занятия оздоровительным психофизиологическим направлением школы Айкидо «Икинакору-кан» позволяют снижать симптоматику гиперактивности и улучшают обучаемость школьников.
Библиографическая ссылка
Булгаков А.Б., Булгакова О.С. ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1054 (дата обращения: 11.05.2025).