Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ

Харламова Т.М.

На современном этапе отмечается устойчивый интерес со стороны отечественной и зарубежной науки к психологическим особенностям детей из семей различной конфигурации. Данной проблеме посвящено значительное количество работ, при этом основной акцент в них делается на изучении когнитивных характеристик детей (Н.В. Гавриш, Т.А. Думитрашку, М.С. Егорова, Р. Зайонц, Т.Н. Трефилова и др.). Вопрос о влиянии размера семьи на личностные свойства исследован значительно меньше (Т.Н. Андреева, Л.Л. Баландина, Е.А. Силина и др.) и еще реже встречаются работы, сочетающие в себе обозначенные проблемы и профессиональную деятельность взрослых.

Целью нашего исследования стало изучение личностных характеристик воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) - выходцев из семей различной конфигурации (двухдетных и многодетных). В качестве испытуемых выступили воспитатели ДОУ г.Перми (50 чел.), распределенные на 2 выборки: в первую вошли выходцы из двухдетных семей (26 чел.), во вторую - из многодетных семей (24 чел.). Диагностическая процедура осуществлялась по многофакторному личностному опроснику Р.Кеттелла (16PF), не нуждающемуся в специальном представлении. Для обработки первичных данных применялись корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента с помощью пакета прикладных программ Statistika 6.0 for Windows.

Корреляционный анализ позволил обнаружить наличие статистически достоверных связей между показателями свойств личности в обеих выборках (соответственно, 8 и 13 связей) и выделить на их основе определенные симптомокомплексы, характеризующие исследуемый уровень индивидуальности. Сравнение полученных данных показало как общее, так и специфичное в них. Например, в обеих выборках показатели «подчиненность - доминантность» (фактор «Е») и «доверчивость - подозрительность» («L»), «жесткость - чувствительность» («I») и «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» («Q3») попарно связаны между собой. Данный факт позволяет утверждать, что в структуре личности воспитателей существует стабильная подструктура, не зависящая от размеров семьи, выходцами которой они являются. В то же время характер взаимосвязи двух последних показателей (факторы «I» и «Q3») различен - у воспитателей из двухдетных семей данная корреляция прямая, а у воспитателей из многодетных семей - обратная. Обнаруженные различия свидетельствуют о наличии механизмов взаимной компенсации между отдельными компонентами структуры личности испытуемых второй выборки.

Все остальные выявленные связи специфичные (соответственно, 6 и 11). В выборке воспитателей из двухдетных семей наибольший интерес представляют взаимосвязи «ядерного» показателя «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (фактор «Q3», 4 связи, все прямые). Кроме обозначенной выше, обнаружены корреляции данного показателя с показателями «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» («С»), «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» («G») и «робость - смелость» («Н»). Можно предположить, что высокий уровень развития самоконтроля является основой эмоциональной зрелости, эмпатии, настойчивости в достижении цели и социальной смелости испытуемых первой выборки. Интересно, что в выборке воспитателей из многодетных семей исследуемый показатель имеет только 2 связи и обе обратные (с показателями «жесткость - чувствительность», фактор «I» и «доверчивость - подозрительность», фактор «L»). Характер этих связей позволяет предположить, что низкий уровень развития внутреннего контроля поведения данных испытуемых компенсируется подозрительностью, болезненным самолюбием в сочетании со стремлением к покровительству. Три достоверные взаимосвязи выявлены в первой выборке у показателя «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» («С»). Кроме обозначенной выше (с показателем «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», фактор «Q3»), он имеет обратные корреляции с показателями «уверенность в себе - тревожность» («О») и «расслабленность - напряженность» («Q4»). Можно предположить, что эмоциональная неустойчивость данных испытуемых компенсируется их уверенностью в себе и высокой мотивацией. Для сравнения, в выборке воспитателей из многодетных семей, исследуемый показатель имеет две обратные корреляции с показателями «интеллект» («В») и «подчиненность - доминантность» («Е»). Их наличие указывает на компенсацию эмоциональной неустойчивости сообразительностью, быстрой обучаемостью, независимостью.

Несомненный интерес представляют и взаимосвязи «ядерного» показателя структуры личности воспитателей из многодетных семей - «доверчивость - подозрительность» (фактор «L», 5 связей). Например, прямые корреляции данного показателя с показателями «сдержанность - экспрессивность» («F»), «жесткость - чувствительность» («I») и «консерватизм - радикализм» ( «Q1») позволяют утверждать, что чем более подозрителен такой воспитатель, тем более склонен все усложнять, более пессимистичен в восприятии действительности, консервативен, с сомнением относится к новым идеям и т.п. По 4 связи выявлены в исследуемой выборке у показателей «подчиненность - доминантность» (фактор «Е», все обратные) и «жесткость - чувствительность» (фактор «I», 2 прямые, 2 обратные), в т.ч. обратная корреляция между ними. Наличие данных взаимосвязей указывает на тот факт, что чем более самоуверен, рассудочен, черств по отношению к окружающим воспитатель из второй выборки, тем более склонен он к морализации и нравоучениям, обвинению других, авторитарному стилю руководства и т.п. На наш взгляд, отличительной особенностью структуры личности воспитателей из многодетных семей является преобладание в ней обратных взаимосвязей (соответственно, 8 и 5; для сравнения - в выборке воспитателей из двухдетных семей обозначенных связей 3 и 5). Данный факт указывает на возможности у испытуемых второй выборки взаимной компенсации отдельных свойств их личности.

Сравнение средних значений показателей свойств личности воспитателей из семей различной конфигурации по t-критерию Стьюдента показало, что у испытуемых из двухдетных семей в большей степени, чем у испытуемых из многодетных семей, выражен показатель «подчиненность - доминантность» («Е»). Установлено также, что у воспитателей из многодетных семей, по сравнению с воспитателями из двухдетных семей, в большей степени выражены показатели «доверчивость - подозрительность» («L») и «практичность - развитое воображение («М»).

В ходе исследования нами были обнаружены и такие интересные факты, как преобладание в исследуемой профессии выходцев из двухдетных и многодетных семей, а с учетом порядка рождения - младших (57,14%) и средних (28,57%). Полученные данные требуют своего осмысления.

Таким образом, изучение особенностей свойств личности воспитателей ДОУ - выходцев из двухдетных и многодетных семей позволяет сделать следующие выводы: в структуре личности воспитателей ДОУ существуют как стабильные компоненты, не связанные с размером семьи, так и специфичные, обусловленные данным фактором. Последних значительно больше. В качестве «ядерного» показателя структуры личности воспитателей из двухдетных семей выступает показатель «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» («Q3»), а воспитателей из многодетных семей, соответственно, «доверчивость - подозрительность» («L»). В целом выявленные симптомокомплексы свойств личностного уровня индивидуальности различаются как по количеству достоверных корреляций (в первой выборке - 8, во второй - 13), так и по выраженности механизмов взаимной компенсации между отдельными показателями (соответственно, 3 и 8 обратных связей). У испытуемых из двухдетных семей в большей степени, чем у испытуемых из многодетных семей, выражен показатель «подчиненность - доминантность» («Е»). Соответственно, у воспитателей из многодетных семей, по сравнению с воспитателями из двухдетных семей, в большей степени выражены показатели «доверчивость - подозрительность» («L») и «практичность - развитое воображение («М»).

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 08-06-82610 а/У


Библиографическая ссылка

Харламова Т.М. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ СЕМЕЙ РАЗЛИЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1027 (дата обращения: 14.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252